Программа по развитию предпринимательских качеств у школьников на базе мкоу оош п. Пудожгорский «Экологический туризм как один из способов предпринимательской деятельности на территории Пудожского района»



Скачать 130.82 Kb.
Дата02.05.2016
Размер130.82 Kb.
ТипПрограмма
Республиканский конкурс научно-исследовательских работ «Краевед-2012»


Исследовательская работа

«Экологический туризм на территории Пудожского района: перспективы развития»

Некрасова Анна

обучающаяся 8 класса

МКОУ ООШ п. Пудожгорский

Руководитель работы:

Белкина Наталья Алексеевна

Учитель английского языка

г. Пудож

2012

Оглавление


  1. Введение …………………………………………………………………………….с. 3

  2. Современное состояние экологического туризма в Республике Карелия………с. 3

  3. Развитие экологического туризма на территории Пудожского района…………с. 4

  4. Программа по развитию предпринимательских качеств у школьников на базе МКОУ ООШ п. Пудожгорский «Экологический туризм как один из способов предпринимательской деятельности на территории Пудожского района»……..с. 6

  5. Заключение ………………………………………………………………………….с. 9

  6. Список используемой литературы…………………………………………………с. 10


Введение

В Республике Карелия есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма, охоты и рыбалки, отдыха в коттеджах и на турбазах, лечения в санаториях в летний и зимний сезон, активного отдыха, сплава на плотах и байдарках, удовлетворения интересов любителей путешествий и ценителей прекрасного.

Основными целями исследовательской работы является определение основных направлений экологического туризма, характерных для Карелии, рассмотрение тенденций и особенностей развития экологического туризма в Пудожском районе.

При написании исследовательской работы анализ особенностей и технологий организации экологического туризма в Республике Карелии был произведен на основе современных публикаций в СМИ, Стратегии развития туризма в Республике Карелия и в Пудожском районе до 2020 года, а также в ходе изучения предложений туристских фирм, ориентирующихся на организацию въездного экологического туризма в данном регионе.

Кроме того, в ходе написания исследовательской работы для достижения поставленной цели был произведен анализ литературы, посвященной как развитию российского туризма в целом, так и туризму в Карелии, в частности, монографий и научных исследований российских и зарубежных авторов, определяющих сущность въездного экологического туризма, а также его перспективы развития в Карелии.

Современное состояние экологического туризма в Республике Карелия

В Республике Карелия сложились отличные условия для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, природного, экологического, спортивного, водного, сельского. По данным независимых информационных агентств Карелия удерживает третье место по общей туристской привлекательности для отечественных туристов и первое место по привлекательности в области активных видов туризма

К активно развивающимся видам туризма в Карелии следует отнести активный отдых с активным компонентом водного туризма и отдыха на озерах и реках Карелии; экологический туризм, событийный и экскурсионный туризм.

Выделяется целый спектр признаков экотуризма:

- любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду;

- путешествие, в котором природа является главной ценностью;

- доходы от экотуризма направляются на финансовую поддержку защиты окружающей среды;

- экотуристы лично участвуют в действиях, которые сохраняют или восстанавливают ресурсы дикой природы;

- экотур - это путешествие, в котором все действия являются «экологически мягкими»

Развитие экологического туризма на территории Пудожского района

Расположение и транспортные связи

Пудожский район (площадь - 12,7 тыс. кв. км) расположен в юго-восточной части Карелии, вдоль восточного побережья Онежского озера. В 2002 году был введен в эксплуатацию соединительный участок автомобильной дороги между Пудожским районом Республики Карелия и Каргопольским районом Архангельской области.


Природные особенности

Более 10 % территории занято реками и озерами, самые крупные – озеро Водлозеро и река Илекса, главный приток Водлозера, которое знаменито красотой и строптивым нравом. От восточных границ к берегам Онежского озера проложила русло река Водла, главный водный путь края. Она берет начало из озера Водлозеро, самого большого из 64 пудожских озер. Система Илекса-Водлозеро-Водла давно освоена водными туристами (байдарки, рафтинг), а с организацией в крае национального парка "Водлозерский" ее спортивно-туристская направленность значительно возросла и вошла в организованные рамки.



Исторические особенности

Пудожский край заселен людьми в далекой древности. Свидетельство тому наскальная живопись - так называемые петроглифы восточного берега Онежского озера, которые рассказывают о людях, живших здесь 4 - 6 тыс. лет назад.

По территории края проходил водный путь из Новгорода по Онежскому озеру, реке Водле в Заволочье с выходом на реку Онегу и Белое море. В XI - XIV вв. на всем протяжении пути следования новгородцев возникали русские поселения. Коренное финно-угорское население стало постепенно растворяться в потоке русских переселенцев.

В XIV веке на территории края появились монастыри: Свято-Успенский Муромский, а затем - Шальский. Свято-Успенский Муромский сохранился до наших дней и в настоящее время возрождается.



Достопримечательности

Пудож - самобытный край, заселявшийся в основном выходцами из Великого Новгорода, чему способствовал древний торговый путь, соединявший этот город через Онежское озеро - р.Водлу - ее приток Череву - р.Онегу с Беломорьем.

Пудож занимает третье место в республике по числу культурно-исторических памятников: всего их 348, в том числе 152 памятника архитектуры, 13 - истории и искусства, 181 - археологии. Это огромное богатство, которое до последнего времени слабо востребовано.

Наибольший туристский интерес вызывают Онежские петроглифы, выбитые древним человеком на скалистых мысах и островках, расположенных южнее устья р.Водлы. Эта обширная картинная галерея, насчитывающая свыше тысячи изображений, является памятником мирового уровня. В перспективе необходимо обустройство территории и улучшение ее доступности. Пока же петроглифы посещаются преимущественно дикими туристами, которые не всегда обходятся с ними достаточно бережно.

В 25 км к югу от петроглифов мыса Бесов Нос на Муроме находится Свято-Успенский действующий мужской

На территории Пудожского района расположена древнейшая культурная территория, получившая название  Водлозерье. В 1991 году для сохранения уникального природного наследия Водлозерья, проведения научных исследований, организации экологического просвещения и туризма был организован национальный парк "Водлозерский". Этот парк, один из крупнейших в Европе, стал первым охраняемым объектом такого типа на Европейском Севере России. В Водлозерье возрождаются старинные обычаи, возвращается жизнь старинным храмам, на местах покинутых деревень ставятся поклонные кресты, организуются музеи и выставки.

Водлозерский парк - прекрасное место для путешествий и отдыха для людей всех возрастов. Людям, предпочитающим спокойный отдых, предложат сельский туризм (отдых в уютных домиках на берегу озера или реки, вдали от городского шума), путешествие на моторном катере по островам озера Водлозера с посещением старинных деревень или паломнический туризм по святым местам Русского Севера. Для любителей автивного отдыха проложены пешеходные и лыжные маршруты различной продолжительности и сложности, сафари на снегоходах, комбинированные туры и туры - наблюдение за птицами, спортивная рыбалка.

На территории парка создана разнообразная туристская инфраструктура: две небольшие гостиницы, турбаза, гостевые домики, сауны, сеть туристских маршрутов круглогодичного действия, парусное судно "Святой Илия", туристская деревня Варишпельда.  На территории парка имеется достопримечательность федерального значения - архитектурный ансамбль Ильинского погоста (1798 г.), являющийся памятником деревянного зодчества. В настоящее время в парке развиваются различные формы экологического туризма, проводятся экологические лагеря для школьников, осуществляется эколого-просветительская работа, активная реклама природных и культурно-познавательных богатств края.



Программа по развитию предпринимательских качеств у школьников на базе МКОУ ООШ п. Пудожгорский «Экологический туризм как один из способов предпринимательской деятельности на территории Пудожского района»

В нашей школе мы тоже любим заниматься экологией, туризмом. В школе ведётся кружок краеведения, где ребята изучают родной Пудожский край, ходят в походы, а также каждую весну и лето вместе с учителями, воспитателями детского сада и жителями посёлка проводим большие экологические акции по уборке посёлка и берега Онежского озера.

Так совпало, что наряду с нашим желанием помочь природе нашей школе в 2010-2011 году удалось поучаствовать в международном российско-финском проекте «Развитие предпринимательских качеств у школьников». Из нашей школы в этом проекте участвовали Колчина С. Ю. и Белкина Н. А.

Побывав в Финляндии и изучив методику преподавания основ предпринимательства в финских школах, они разработали свою программу по привлечению школьников к предпринимательской деятельности. Результатом обучения в данном проекте и стала программа Экологический туризм как один из способов предпринимательской деятельности на территории Пудожского района».

В данной работе была рассмотрена специфика организации экологического туризма.

В качестве инвестиционного проекта была разработана программа по облагораживанию берега Онежского озера, а также мест захоронения солдат, погибших во времена Великой Отечественной Войны. Наш посёлок и район вообще обладают уникальными природными и культурно-историческими ресурсами, способными обеспечить рекреационно-туристские потребности не только местных жителей, но и гостей из любой части России. Кроме того, Пудожский район интересен и в перспективном плане, так как на его территории действует целевая программа развития туризма.

Наш проект посодействует развитию экологического туризма на территории края, туристы смогут узнать об уникальных памятниках природы.

Начиная с начальной школы наши ребята занимаются в кружке краеведения, где изучают старинные обычаи коренных жителей, обряды, поверья, знакомятся с архитектурными памятниками Пудожского района, а также с историческими. С учащимися постарше проводится туристко – краеведческий кружок, где ребята учатся, как выживать в походных условиях, как вязать различные узлы.

Через уроки ОБЖ ребята в школе изучают правила поведения в природе, как разжигать костёр, как оказывать первую медицинскую помощь, как ориентироваться в лесу, если ты заблудился и др. Через уроки обществознания дети изучают основы законодательства, как построить свой бизнес, как создать и где разместить рекламу своей фирмы. На уроках информатики ребята учатся создавать свои сайты, а на уроках английского языка учатся составлять туристические маршруты для иностранных туристов.

На протяжении нескольких лет, находясь в тесном контакте с национальным парком «Водлозерский», наши школьники каждый год принимают участие в международной акции «Марш парков». Ученики нашей школы, победители экологических акций, выезжали в национальные парки США и Финляндии. В последнее время школьники совместно с учителями школы организуют экологические акции по уборке территории посёлка, а также речки, протекающей по его территории.

Наш посёлок Пудожгорский совсем небольшой, а грязи и мусора предостаточно, учитывая, что на территории нашего поселения в последние годы построили лесопильный завод. У местной администрации нет средств даже для того, чтобы вывести тот мусор, который школьники собрали весной. Этот мусор так и лежит на берегу реки в мешках. С приходом весны птицы и домашние животные (собаки) снова растащат этот мусор по территории посёлка.

В связи с тем, что наша школа обеспокоена экологической ситуацией в посёлке, мы составили небольшой проект по очистке посёлка от мусора, а также берега Онежского озера, где любят отдыхать местные жители, а также заезжие туристы.

В 8 км от нашего населённого пункта расположен живописный уголок природы, хорошее место для отдыха в летнее и зимнее время. Это место находится на берегу Онежского озера, но к сожалению, после отдых туристов и местных жителей на берегу остаётся много мусора, грязи, стекла. Никто не хочет убирать после себя мусор. Так проходит весь летний период, а с приходом следующего летнего сезона повторяется та же самая картина. Очень больно смотреть на то, как люди губят природу родного края. А ведь можно задуматься – почему они бросают мусор где попало? Да ответ найти легко: нет на берегу озера никаких мусорных контейнеров, куда можно было бы выбросить весь мусор, нет оборудованных мест для отдыха – ни мест для костровищ, ни беседок, ни домиков для отдыха. А ведь много проезжающих туристов останавливается в этом месте отдохнуть, и порой их можно видеть спящими летом прямо на земле. Некоторые люди путешествуют семьями, со своими детьми, им приходится спать в душной машине. А ведь места-то какие красивые!

Школьники наши готовы приложить свои силы к облагораживанию данного берега для отдыха, только финансов на это у нас нет. Вместе с преподавателями мы рассмотрели варианты проложения экологической тропы от пляжного берега онежского озера до захоронения воина в устье реки Туба.

Наши школьники изъявили желание поработать и помочь, но на восстановление этой могилы тоже нужно много средств и сил.

Опираясь на знания старших ребят из элективного курса, мы решили составить свой небольшой проект по оборудованию мест отдыха на берегу Онежского озера. Учитывая, что на территории посёлка находится лесопильный завод, можно:



  • приобрести готовый пиломатериал для оборудования беседок для туристов;

  • нанять специалистов – плотников по строительству (их у нас в посёлке целая бригада – строят срубы и домики для турбаз);

  • очистить береговую территорию от мусора и грязи;

  • Изготовить или приобрести готовые контейнеры для мусора и заключить договор с местной администрацией по его вывозке с береговой территории;

  • можно предусмотреть постройку небольшого ларька по торговле сувенирами, изготовленными из бересты, солёного теста, глиняных сувениров и др.;

  • Школьники могут на уроках технологии изготовить рекламные щиты и расставить их на трассе для проезжающих мимо туристов;

  • через уроки обществознания ребята могут изготовить хорошую рекламу для туристов, а через уроки информатики они могут разместить на сайте школы информацию об этом месте для отдыха;

  • Через уроки английского языка дети могли бы перевести рекламу на английский язык и также разместить на сайте школы, привлекая тем самым иностранных туристов.

Но всё это хорошо только в теории, а на практике ничего у нас не получается. Наши педагоги обратились к финским коллегам, с которыми были в проекте, те в свою очередь смогли приехать к нам этой осенью, посмотреть место, где мы планируем провести тропу, и на этом всё и закончилось.

Финские преподаватели могут по их словам оказать нам только консультативную помощь при проложении тропы, а вот финансовую мы должны искать у себя в России. Мы пробовали: обращались в министерство по делам молодёжи, к региональным предпринимателям – никто нас не услышал. Вот так до сих пор наш проект «стоит» на месте, ничего у нас не получилось.

Самое главное, что мы - школьники хотели поучаствовать в этом благородном деле, но пока, всё, что мы можем – это приводить в порядок пляжное место на берегу Онежского озера.

Заключение

Карелия, обладая выгодным геополитическим положением, богатыми рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, занимает особое место на туристском рынке и вызывает устойчивый интерес у россиян и иностранцев.

Тот факт, что на территории Республики Карелия находится более четырех тысяч культурно-исторических и природных памятников, таких как музей-заповедник «Кижи», первый российский курорт «Марциальные воды», петроглифы - наскальные изображения, выбитые рукой первобытного человека более 5 тысяч лет назад, позволяет считать республику одним из туристских центров Северо-западного Федерального округа.

В нашей работе рассмотрены основные тенденции и технологии развития экологического туризма в районе. Следует сказать, что весь процесс развития этого вида туризма в районе напрямую зависит от государственной политики органов местного управления, благодаря чему туристический вектор развития экономики района может стать приоритетным направлением. Именно при поддержке государственных структур (проведение и участие в туристических выставках-ярмарках, разработка новых экологических маршрутов, частичное субсидирование кредитов, помощь индивидуальным предпринимателям в сфере организации экотуризма) – в настоящее время Пудожский район может превратиться в самый известный и развитый туристический район России с экологической направленностью.

Как подчеркивает большинство туристских компаний экологический туризм в Пудожском районе делает основной акцент именно на путешествиях. В отличие от любого другого вида отдыха экологический туризм в районе, благодаря девственной природе этого края, подразумевает исследование и прохождение далеких от цивилизаций территорий. И, надо сказать, такой подход в организации экологического туризма в Карелии и в нашем районе получает совсем небольшую поддержку как со стороны местных органов власти, так и со стороны конечных пользователей.
 
Список используемой литературы

 

1.  Амарова О.Г. Туризм и экология: аспекты взаимодействия. Опыт решения проблем устойчивого экологического развития туризма в России // Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой. - Смоленск, 2000.



2.  Бабкин А.В. Специальные виды туризма – М.: Финансы и статистика, 2007.

3.  Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. – СПб.: Издательский дом Герда, 2001.

4.  Боркова А.С. Очерки о Карелии. Справочное издание. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5.  Воскобойникова Н.Н. Экологический туризм: особенности и перспективы развития // Труды Академии туризма. Вып. 3. - СПб: Невский Фонд, 2000.

6.  Воскобойникова Н.Н., Манна А.Г. Проблемы развития экологического туризма в Северо-Западном регионе России // Туристские фирмы. Вып. 20. - СПб: Невский Фонд, 2000

7.  Девяткин Г.В. и др. Заповедники России. - М., Логата, 2000.



Приложение 1











База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал