Программа повышения квалификации профессорско



Скачать 169.77 Kb.
Дата02.05.2016
Размер169.77 Kb.
ТипПрограмма
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет природообустройства»




СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России



Ректор ФГОУ ВПО

«Московский государственный университет природообустройства»




В.В. Нунгезер
«___» _________________2011г.


Д.В. Козлов
«___» __________________2011г.

ПРОГРАММА

Повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России


«ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

по профилю

«Комплексное использование и охрана водных ресурсов»
72 часа

МОСКВА 2011

Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России, разработана в соответствии с положением о Центрах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений подведомственных Минсельхозу России, утвержденным Директором Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России 27.01.2010г.



Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России по направлению «ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» на базе ФГОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства» представлена в виде нескольких разделов в объеме 72 часа.

Объем учебной нагрузки

Лекции

30

Практические занятия

12

Индивидуальные занятия

4

Самостоятельные занятия

6

Итоговая аттестация

2

ВСЕГО

72


Цели и задачи
Основной целью осуществления данной программы, является повышение квалификации и расширение кругозора преподавателей высших учебных заведений по указанным в программе специализациям (профилям) с использованием современных методов работы со специализированными базами знаний, а также с информацией и современными педагогическими и психологическими разработками. Для достижения поставленной цели в процессе преподавания всех разделов указанной программы необходимо решить следующие задачи:

  • ознакомить слушателей с изменениями в нормативно-правовых актах, регулирующих сферу высшего профессионального образования, в том числе в связи с введением уровневой структуры высшего профессионального образования;

  • освоить принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза (ООП) на основе ФГОС ВПО нового (третьего) поколения;

  • повысить уровень профессиональной подготовки слушателей в вопросах педагогики, психологии, методологии, управления качеством;

  • освоить современные методы профессиональной педагогики для преподавания студентам сложных информационных и ситуационных задач;

  • ознакомить слушателей с основными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), используемыми в учебном процессе, их местом и ролью в организации учебного процесса;

  • приобрести практические навыки подготовки дидактических учебных материалов, в том числе с помощью прикладного программного обеспечения;

  • приобрести практические навыки подготовки и применения в учебном процессе материалов, размещаемых в сети Интернет;

  • повысить уровень профессиональных знаний в области комплексного использования и охраны водных ресурсов как фундаментальная основа водного хозяйства, государственной политики в области водного хозяйства и направления развития водохозяйственного комплекса и водной стратегии России на период до 2020 года;

  • повысить уровень профессиональных знаний в области методологии оценки располагаемых водных ресурсов, мероприятии рационального водопользования и их роли в формировании водохозяйственного баланса;

  • приобрести знания в области мероприятий по регулированию и территориальному перераспределению стока, методологии правил использования водных ресурсов водохранилищ;




  • освоить водохозяйственные аспекты территориального вододеления и совместного управления водными ресурсами трансграничных бассейнов;

  • освоить принципы и методы восстановления водных объектов;

  • освоить цели и задачи схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), организационно-правовое, методическое, информационное, программное и техническое обеспечение при разработке СКИОВО:

Перечень разделов




Содержание занятий

Кол-во часов

1

Обзор законодательства и изменений в нормативных актах, регулирующих сферу высшего профессионального образования в связи с введением уровневой структуры высшего профессионального образования.

2

2

Инновационные технологии обучения.

3

3

Психология и педагогика высшей школы.

3

4

Современные информационные технологи в высшей школе

5

5

Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза (ООП) на основе ФГОС ВПО нового (третьего) поколения.

5

6

Комплексное использование и охрана водных ресурсов

42

7

Самостоятельная работа

6

8

ВСЕГО

66



Учебный тематический план




Содержание занятий

Количество часов

1

Обзор законодательства и изменений в нормативных актах, регулирующих сферу высшего профессионального образования в связи с введением уровневой структуры высшего профессионального образования.




1.1

Федеральные законы от 24.10.2007 № 232-ФЗ и от 01.12.2007 № 309-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71. Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО 3-го поколения, в том числе по направлению «Природообустройство и водопользование». Лицензирование и аккредитация основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО 3-го поколения.

2

2

Инновационные технологии обучения.




2.1

Необходимость применения инновационных педагогических технологий на современном этапе развития высшей школы.

1

2.2

Обзор инновационных технологий.

1

2.3

Методика чтения лекций и проведения занятий с использованием современных технологий, в том числе информационных.

1

3

Психология и педагогика высшей школы.




3.1

Предмет психология и педагогика в высшей школе

1

3.2

Особенности личности современных преподавателей и студентов

1

3.3

Основные современные психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе

1

4

Современные информационные технологи в высшей школе




4.1

Создание электронных учебников. Правовые и организационные вопросы. Типы электронных изданий. Преимущества и недостатки электронных учебников. Средства создания электронных изданий. Порядок сертификации программных средств.

3

4.2

Практическое занятие.

Обработка данных. Сохранение данных в различных форматах. Конвертирование, кодирование и транскодирование.



2

5

Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза (ООП) на основе ФГОС ВПО нового (третьего) поколения.




5.1

Структура ООП. Формирование целей и задач ООП.

1

5.2


Разработка компетентностной модели выпускника. Зачетная единица (кредит) как мера трудоемкости образовательной программы.

2

5.3


Требования к проектированию рабочих учебных планов. Разработка рабочих учебных программ дисциплин в компетентностном формате. Оценка уровня сформированности компетенций у выпускника.

2

6.

Комплексное использование и охрана водных ресурсов




.


Комплексное использование и охрана водных ресурсов как фундаментальная основа водного хозяйства. Государственная политика в области водного хозяйства и направления развития водохозяйственного комплекса. Водная стратегия России на период до 2020 года. Методология оценки располагаемых водных ресурсов. Мероприятия рационального водопользования и их роль в формировании водохозяйственного баланса.

2




Мероприятия по регулированию и территориальному перераспределению стока. Методология правил использования водных ресурсов водохранилищ. Водохозяйственные аспекты территориального вододеления и совместного управления водными ресурсами трансграничных бассейнов.

1




Принципы и методы восстановления водных объектов.

1




Цель и задачи Схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). Организационно–правовое, методическое, информационное, программное и техническое обеспечение при разработке СКИОВО.

1

6.1

Современное состояние водных ресурсов и их использование. Необходимость рационального использования водных ресурсов. Негативное воздействие человека на водные ресурсы. Основные проблемы и состояние вод в настоящее время.

2

6.2

Формирование перечня водохозяйственных проблем и анализ их значимости

Оценка располагаемых водных ресурсов, их современное состояние и доступность для использования различными потребителями и пользователями; использование компьютерных математических моделей для моделирования гидрологических процессов формирования речного стока и режима работы водохозяйственных систем, показателей состояния водных объектов; предотвращение и (или) компенсация проблем негативного воздействия вод (затопление и подтопление территорий и т.п.)



2

6.3

Этапы выполнения работ при составлении СКИОВО

Первый этап - сбор, первичная обработка и анализ исходной информации; развитие мониторинга; проведение научно-исследовательских работ;

Второй этап - выявление и ранжирование проблем по степени значимости;

Третий этап - декларация основных целей в реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий; мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, направленных на решение ключевых проблем;

Четвертый этап - вариативные проработки программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем, обеспечивающих поэтапное достижение целевых показателей Схемы;

Пятый этап - сравнительная социально-экономическая оценка вариантов программ мероприятий Схемы;



Шестой этап - выбор основного варианта программы мероприятий, подлежащего реализации.

2




Компьютерное моделирование процессов управления водными ресурсами бассейнов рек
на основе технологии MIKE NASIN и других программных комплексов (теория и примеры)

2

6.4

Водохозяйственный комплекс







Водохозяйственные комплексы и водохозяйственные системы.

1




Классификация ВХК и участники водохозяйственного комплекса. Требования отраслей экономики к водным ресурсам.

1




Объемы водопотребления и водоотведения, целевые попуски. Природоохранные попуски. Комплексные попуски.

1




Критерии удовлетворения требований водопользователей

1

6.5

Мероприятия по экономии водных ресурсов и регулированию качества вод







Принципы рационального использования водных ресурсов. Контроль и учет использования вод.

1




Водосберегающие мероприятия

1




Локальные очистные сооружения, как средство биоинженерной защиты

1




Экономические аспекты рационального водопользования

1




Стимулирование водоохранной деятельности

1

6.6

Методы управления водными ресурсами







Регулирование стока водохранилищами. Виды регулирования и их задачи. Принципы расчета основных параметров водохранилищ комплексных гидроузлов.

2




Территориальное перераспределение стока. Методика водохозяйственного обоснования проектов с внутрибассейновыми и межбассейновыми перебросками, преимущества и отрицательные стороны. Особенности моделирования водохозяйственных систем с элементами территориального перераспределения вод.

1




Методология правил управления водными ресурсами водохранилищных гидроузлов.

1

6.7

Водохозяйственные расчеты и балансы







Цели и задачи водохозяйственных расчетов. Место водохозяйственного баланса в составе водохозяйственных расчетов.

1




Методы оценки водохозяйственной способности водотоков с учетом регулирования стока. Определение комплексной гарантированной водоотдачи.

1




Вопросы территориального вододеления. Юридические и водохозяйственные аспекты. Водно-экономический анализ.

1




Имитационные водохозяйственные модели

1




Методические указания к расчету водохозяйственных балансов Схем и водохозяйственных проектов

1

6.8

Мероприятия по контролю затопления земель







Причины и типы наводнений.

2




Мероприятия по контролю затопления земель.

1

6.9

Вопросы экологической экспертизы водохозяйственной деятельности







Цели, задачи и принципы экологической экспертизы, современной водной политики РФ.

1




Законы природопользования, сдерживающие нарастание антропогенной нагрузки («оптимальности», «преломления действия фактора», Коммонера, Эрлиха, «правило 10%» и другие).

1




Допустимые нагрузки на водные объекты: ПДК, ПДС, допустимая нагрузка от рассредоточенных источников загрязнения. Экологический сток.

1




Интегральный подход к оценке качества водных ресурсов (на примере Обь - Иртышского бассейна)

1

6.10

Восстановление водных объектов







Природно-экологическая ценность водного объекта (ЦПО), приурезных зон. Критерии оценки по компонентам среды.

1




Методология и мероприятия по восстановлению русел рек (экономические, технические, экологические, эстетические аспекты)

1




Русловые очистные сооружения для поверхностного стока. Методы биологической доочистки стоков.

1




Планирование мероприятий по регулированию качества водной среды (восстановление механизмов самоочищения; технические решения по реконструкции (замене) очистных сооружений; водоотведение поверхностного стока с водосборной площади)







Примеры реализации схем восстановления водных объектов

1

11

Самостоятельные занятия

6




ВСЕГО

66


Тематика и формы индивидуальной работы
Консультации (4 часа) по тематике лекционных и практических занятий в форме круглого стола, в формате on-line и по электронной почте.
Тематика самостоятельной работы и форма контроля

Упражнения по тематике лекционных и практических занятий.(6 часов)


Учебно-методические материалы

Комплексное использование и охрана водных ресурсов.

  1. Водный кодекс от 03.06.2006 с уточнениями и дополнениями.

  2. Воропаев Г.В., Г.Х.Исмайылов Г.Х., В.М.Федоров Проблемы управления водными ресурсами Арало-Каспийского региона. Москва. Наука. 2003. 400 с.

  3. Методика расчета водохозяйственных балансов водных объектов (Приказ МПР РФ от 30 ноября 2007 г.)

  4. Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (Приказом МПР России от 4 июля 2007 года).

  5. Мордвинцев. Восстановление рек и водоемов. Новочеркасск. 2002

  6. Раткович Д.Я. Актуальные проблемы водообеспечения, Москва «Наука», 2003

  7. Раткович Л.Д Водохозяйственные проблемы трансграничных бассейнов. Природообустройство, 2008, № 4

  8. Раткович Л.Д Дискуссионные вопросы в сфере водохозяйственного проектирования. Вода magazine. № 12 (16) Декабрь 2008. С. 40-46.

  9. Учебно-методические пособия кафедры КИВР.

  10. Шабанов В.В., Маркин В.Н. Методология оценки качества водных ресурсов. 2009 г.

  11. Шахов И.С. Водные ресурсы и их рациональное использование. Екатеринбург. 2000 г.


Составители: Козлов Д.В., Галямина И.Г., Степанов А.А., Бакштанин А.М., Журавлева А.Г., Залысин И.Ю., Раткович Л.Д., Борисова Н.В.


Декан ФПК и ДПО А.М. Бакштанин

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал