Программа разработана С. И. Львовой, О. Ф. Вакуровой, Л. М. Рыбченковой



страница1/5
Дата01.05.2016
Размер0.9 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 18 февраля 2000 г. N 14-51-129ин/12
Примерные программы вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) разработаны Министерством образования Российской Федерации (прилагаются) на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования и примерных программ по общеобразовательным предметам, составляющим инвариантную часть (федеральный компонент) действующего Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации в целях обеспечения равных прав граждан при поступлении в вузы.
Первый заместитель Министра

А.Ф.КИСЕЛЕВ



ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК <*>


--------------------------------

<*> Программа разработана С.И. Львовой, О.Ф. Вакуровой, Л.М. Рыбченковой.
Общие сведения о языке
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.

Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые - русисты. Основные лингвистические словари.


Система языка
Язык как система. Основные уровни языка.

Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме.

Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение - понижение голоса, тон речи и др.).

Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.

Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова - термины.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка.

Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.

Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфемные и словообразовательные словари.

Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Способы образования имен существительных.

Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению.

Способы образования имен прилагательных.

Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.

Склонение числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.

Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Способы образования глаголов.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.

Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.

Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.

Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.

Междометие. Значения междометий.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.

Простое предложение.

Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.

Виды односоставных предложений.

Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные слова и вводные предложения.

Сложное предложение.

Типы сложного предложения.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.

Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений.

Бессоюзные сложные предложения.

Сложные предложения с различными видами связи.

Предложения с прямой и косвенной речью.

Синонимия синтаксических конструкций.

Изобразительные средства синтаксиса.
Культура речи
Культура речи, ее предмет и задачи.

Основное понятие культуры речи на уровне правильной речи - нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариантность нормы.

Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Справочная литература о культуре русской речи.

Орфография и пунктуация


Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации.

Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания.

Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

1) знаки препинания в конце предложения;

2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.

Типы текстов по функционально - смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА <*>
--------------------------------

<*> Программа разработана О.Ю. Богдановой, И.В. Овчинниковой.
В настоящей программе сняты произведения, изучавшиеся в 5 - 9 классах (как "Капитанская дочка" Пушкина, "Песня про купца Калашникова..." Лермонтова).

На устном или письменном экзамене по литературе поступающий в высшие учебные заведения должен показать:

- знание текста перечисленных ниже художественных произведений;

- умение анализировать и оценивать произведение как художественное единство; характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты:

- тему;

- замысел автора;



- основных героев;

- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов, сцен в их взаимосвязи, роль портрета, пейзажа;

- род и жанр произведения;

- особенности авторской речи и речи действующих лиц.

Абитуриент должен уметь:

- выявлять авторское отношение к изображенному и давать произведению личностную оценку;

- выражать свое восприятие и понимание образов и мотивов лирического произведения и давать ему личностную оценку;

- обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем написания.

Абитуриент должен также иметь представление о литературных направлениях - классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм; знать роды литературы (эпос, лирику, драму) и уметь характеризовать их специфику, основные жанры, иметь понятие об основных стихотворных размерах: ямбе, хорее, дактиле, амфибрахии, анапесте (с приведением соответствующих примеров), об особенностях художественной речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, ирония, сатира, гротеск, эзопов язык, антитеза.
Список произведений
В.А. Жуковский. Баллада (по выбору), стихотворения: "Певец во стане русских воинов", "Море", "Эолова арфа".

А.С. Грибоедов. "Горе от ума". Статья И.А. Гончарова "Мильон терзаний".

А.С. Пушкин. Лирика: "К морю", "Вольность", "Арион", "Анчар", "Пророк", "Я памятник воздвиг себе нерукотворный...", "Я вас любил...", "На холмах Грузии...", "К***", "Евгений Онегин" <*>, "Поэт" <**>, "Поэту", "Когда за городом задумчив я брожу", "Два чувства дивно близки нам...", "Бородинская годовщина", "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..." и др. по выбору абитуриента).

--------------------------------



<*> Статьи В.Г. Белинского "Сочинения Александра Пушкнина" (8-я и 9-я).
"Маленькие трагедии" ("Моцарт и Сальери" или "Каменный гость").

"Медный всадник", "Полтава", "Повести Белкина" (одна из повестей по выбору абитуриента).

М.Ю. Лермонтов. Лирика. "Смерть поэта", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Бородино", "Дума", "Родина", "Как часто пестрою толпою окружен...", "Парус", "Выхожу один я на дорогу...", "Герой нашего времени". Статьи В.Г. Белинского "Стихотворения М.Ю. Лермонтова" и "Герой нашего времени" <**>, "Молитва" <**> ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою"), "Пророк", "Желание", "На севере диком...", "Узник", "Пленный рыцарь", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Я не унижусь пред тобою...".

"Мцыри" <**>, "Демон" <**>.

Н.В. Гоголь. "Мертвые души", "Шинель", "Выбранные места из переписки с друзьями" <**> (главы по выбору абитуриента), А.Н. Островский. "Гроза", "Бесприданница" (по выбору абитуриента).

Полемика в критике (статьи Н.А. Добролюбова "Луч света в темном царстве", Д.И. Писарева "Мотивы русской драмы", А.А. Григорьева "После "Грозы" Островского", "На всякого мудреца довольно простоты") <**>.

И.А. Гончаров. "Обломов". Произведение в оценке критики (статьи Н.А. Добролюбова "Что такое обломовщина?", Д.И. Писарева "Обломов". Роман И.А. Горчарова", А.В.Дружинина "Обломов". Роман И.А. Гончарова") <**>.

И.С. Тургенев. "Отцы и дети".

Полемика в критике (статьи Д.И. Писарева "Базаров", М.А. Антоновича "Асмодей нашего времени", Н.Н. Страхова "Отцы и дети" И.С. Тургенева"). Стихотворения в прозе (по выбору абитуриента), "Ася", "Вешние воды", "Первая любовь" (по выбору абитуриента) <**>.

Н.С. Лесков. "Тупейный художник" <**>.

Ф.И. Тютчев. "О, как убийственно мы любим...", "Умом Россию не понять...", "Silentium!", "Весенние воды", "О чем ты воешь, ветр ночной", "Не то, что мните вы, природа...", "Эти бедные селенья...", "Нам не дано предугадать...".

А.А. Фет. "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Прости - и все забудь...", "Поделись живыми снами...", "Вечер" ("Прозвучало над ясной рекою..."), "Певица" ("Унеси мое сердце в звенящую даль..."), "Сияла ночь, луной был полон сад...", "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я тебе ничего не скажу...", "Поэтам", "На железной дороге".

Н.А. Некрасов. "Коробейники", "Родина", "Поэт и гражданин", "Элегия", "Пускай нам говорит изменчивая мода...", "Нравственный человек", "Тишина", "Внимая ужасам войны...".

"Вчерашний день часу в шестом..." <**>, "Блажен незлобивый поэт..." <**>, "Рыцарь на час" <**>, "Еду ли ночью по улице темной..." <**>, "Что ты, сердце мое, расходилось..." <**>, "Умру я скоро..." <**>, "Я не люблю иронии твоей...", "О, письма женщины нам милой...", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право...").

М.Е. Салтыков - Щедрин. "История одного города" <**>.

Л.Н. Толстой. "Война и мир".

Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание" или "Идиот".

А.П. Чехов. "Ионыч" и другие рассказы (по выбору абитуриента), "Вишневый сад", "Три сестры" (по выбору абитуриента).

А.И. Бунин. "Господин из Сан - Франциско", "Антоновские яблоки", "Темные аллеи" и другие рассказы (по выбору абитуриента).

Стихотворения ("Одиночество", "Последний шмель" и др.).

Поэзия "серебряного века": стихи И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Ф. Сологуба и В. Хлебникова (стихотворения по выбору абитуриента).

А.А. Блок. "Фабрика", "Незнакомка", "О, весна без конца и без краю...", "На железной дороге", "О, я хочу безумно жить...", "Родина", "На поле Куликовом" ("Река раскинулась..."), "О доблестях, о подвигах, о славе...", "Двенадцать", из цикла "Кармен".

"Выхожу я в темные храмы...", "Девушка пела в церковном хоре...", "Осенняя воля", "Рожденные в года глухие...", "Скифы".

М. Горький. "На дне".

С.А. Есенин. "Береза", "Песнь о собаке", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "О красном вечере задумалась дорога...", "Мир таинственный, мир мой древний", "Неуютная жидкая лунность...", "Письмо женщине", "Собаке Качалова", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Гой ты, Русь, моя родная", "Русь Советская", "Каждый труд благослови, удача...", "Не жалею, не зову, не плачу...".

"Выткался на озере алый свет зари..." <**>, "Я последний поэт деревни..." <**>, "Письмо матери..." <**>, "Я иду долиной...", "Мы теперь уходим понемногу..." <**>.

В.В. Маяковский. "Послушайте!", "Нате!", "Мама и убитый немцами вечер", "О дряни", "Прозаседавшиеся", "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Необычайное приключение", "Разговор с фининспектором о поэзии" <**>, "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Во весь голос" <**>, "Письмо Татьяне Яковлевой".

"Лиличка! Вместо письма" <**>, "Облако в штанах".

--------------------------------

<**> Произведения, включенные в программу только для гуманитарных факультетов.
М.А. Булгаков. "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору абитуриента).

А.Т. Твардовский. "Я убит подо Ржевом...", "В тот день, когда окончилась война...", "Спасибо, моя родная...", "Собратьям по перу", "Памяти матери", "Не стареет твоя красота".

"Василий Теркин".

"Вся суть в одном - единственном завете...", "Я знаю, никакой моей вины...".

М.А. Шолохов. "Тихий Дон", "Поднятая целина" (по выбору абитуриента).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения (по выбору). А.А. Ахматова. Стихотворения (по выбору). "Реквием".

А.И. Солженицын. "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор" (по выбору абитуриента).

Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и последующих лет (К. Симонов, К. Паустовский, В. Кондратьев, Б. Васильев и другие (по выбору абитуриента).

Литература второй половины XX века: Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, А. Вампилов, А. Вознесенский, Ф. Искандер, Б. Окуджава, В. Распутин, Н. Рубцов, Ю. Трифонов, В. Шукшин и др. (по выбору абитуриента).
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ <*>
--------------------------------

<*> Программа разработана О.В. Афанасьевой, Ю.Е. Ваулиной, О.А. Радченко, Л.Н. Александровой, А.В. Щепиловой.
Требования к пониманию звучащей речи

(единые для всех языков)


Понимание устной речи на слух проверяется в ходе собеседования с экзаменаторами на иностранном языке.
Требования к разговорной речи
Абитуриенты должны уметь общаться с одним или несколькими собеседниками в связи с представленной ситуацией или в связи с услышанным, прочитанным, увиденным, используя элементы описания, повествования, рассуждения, выражая свое отношение к излагаемым фактам и суждениям в пределах языкового материала 11 и предшествующих классов.

Абитуриент должен уметь без предварительной подготовки высказываться грамотно, логично, последовательно и в соответствии с предложенной ситуацией общения или в связи с прослушанным, увиденным или прочитанным, передавать основное содержание прослушанного или прочитанного, используя описание, рассуждение, повествование, а также смешанные типы монолога, выражая свое отношение к предмету высказывания, в пределах программного языкового материала 11 и предшествующих классов.

Абитуриент должен уметь делать устные подготовленные сообщения по теме в пределах 2 - 3 минут.
Требования к пониманию письменных текстов

(единые для всех языков)


Абитуриент должен уметь читать про себя и понимать тексты разной степени сложности:

а) с целью извлечения полной информации впервые предъявляемые тексты, построенные на языковом материале 11 и предшествующих классов и включающие до 3 - 5% незнакомых слов, понимаемых по догадке или с помощью иностранно - русского словаря;

б) с целью извлечения основной информации впервые предъявляемые тексты, построенные на языковом материале 9 и предшествующих классов и содержащие до 2 - 3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться или незнание которых не влияет на понимание основного содержания читаемого текста без помощи словаря;

в) с целью извлечения частичной информации (о предметной области, к которой относится текст, о его авторе или авторах, о том, для кого и с какой целью он написан, и т.п.) впервые предъявляемые тексты частично адаптированного характера без помощи словаря.


Сферы общения и тематика (единые для всех языков)
Основными сферами общения являются: социально - бытовая, учебно - трудовая, социально - культурная. В рамках названных тем выделяется следующая тематика:

- межличностные отношения (дружба, любовь, конфликты).

Повседневная жизнь и ее проблемы:

- учеба и планы на будущее;

- проблемы занятости молодежи;

- проблемы свободного времени;

- культурная жизнь города и деревни;

- роль средств массовой информации;

- права человека в современном мире;

- деятели культуры и науки.


Языковой материал
Абитуриент должен продемонстрировать умение владеть минимумом грамматических явлений, которые обеспечивают иноязычное общение (в непосредственной и опосредованной формах) в рамках, обозначенных программой сфер и тем.

К ним относятся:

- конструкции, выражающие субъективно - предикатные отношения (с глаголами - связками, с глаголами, выражающими принадлежность, и др.);

- грамматические явления, выражающие действие (в настоящем, прошлом и будущем) и характер его протекания (наличие факта действия, результата действия, продолжение действия и др.), а также модальность (желание, необходимость, возможность и др.); побуждение к действию и его запрещение;

- средства выражения определенности - неопределенности (артикль, местоимение и др.); единичности - множественности предметов, явлений; качества предметов, действий и состояний; интенсивность качества (степени сравнения прилагательных, наречий); порядка и количества предметов (количественные и порядковые числительные);

- средства выражения определительных и определительно - обстоятельственных отношений (конструкции, характеризующие предмет по внешнему виду, по наличию или отсутствию признаков; конструкции с инфинитивом, причастием и т.д.); объективных отношений (конструкции с прямым и косвенным объектом и др.); субъектно - объектных отношений (залог действительный и страдательный); обстоятельственных отношений (пространственные, временные, причинно - следственные, условные, отношения сравнения и др.);

- средства связи предложений и частей текста (структурные и композиционные средства связи; средства, устанавливающие логические связи между высказываниями; средства, указывающие на объективную и субъективную оценку информации, и др.).
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Требования к владению материалом
Лексический материал.

Активное владение приблизительно 1200 - 1500 лексическими единицами (активный словарь поступающих).

Словообразование.

Моделирование имен существительных с помощью суффиксов:

-er, -ing, -ment, -tion (sion), -ness, -ity, -ism, -(i)ty, -ing;

имен прилагательных с помощью суффиксов:

-y, -less, -able, -ful, -ic/-ical, -al, -ish, -ous;

имен числительных с помощью суффиксов:

-teen, -ty, -th;

наречий с помощью суффикса -ly;

глаголов с помощью -en.

Знание префиксов:

un-, in-, im-, il-, ir-, re-, dis-.

Конверсия. Словосложение.

Синтаксис. Употребление простого (нераспространенного, распространенного) предложения с глагольным и именным сказуемыми. Употребление безличных предложений типа: It is cold. It always snows here in winter. It is late. It is very kind of you etc. Употребление сложного дополнения после глаголов smell, feel, sound, taste и т.д. Субстантивация прилагательных.

Морфология.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Местоимение. Личные местоимения (в именительном и объектном падеже). Притяжательные местоимения. Абсолютная форма притяжательных местоимений. Указательные местоимения. Возвратные местоимения. Вопросительные местоимения. Неопределенные местоимения (any, some, no, every, much, many, few, little, a few, a little). Производные местоимения от some, any, no, every. Местоимение one. Местоимение it. Местоимение none.

Глагол. Употребление в настоящем неопределенном времени (The Present Indefinite Tense / Present Simple): а) для выражения обычных, повторяющихся, постоянных действий, происходящих регулярно в рамках настоящего времени, но не соотнесенного с моментом речи (I usually go to work by bus); б) для выражения действия, соотнесенного с моментом речи, но с глаголами, которые в продолженных временах обычно не употребляются (глаголы типа know, want, understand) (I don't understand you / He doesn't want to go there); в) для выражения действий, которые произойдут в ближайшем будущем, если они запланированы, произойдут согласно программе, расписанию, и т.д. (When does the train leave?); г) для выражений будущих действий в придаточных времени и условиях (We won't go skiing if the weather is cold. He will call you when he comes).

Употребление в прошедшем неопределенном времени (The Past Indefinite Tense / Past Simple): а) для обозначения действий, которые происходили в прошлом и не имеют связи с настоящим (Last summer Kate and George visited Spain); б) для обозначения действий, которые происходили в течение некоторого времени в прошлом (It rained all day yesterday); в) для обозначения последовательных действий в прошлом (He came into the room, took off his coat and put it on the chair). Употребление конструкций used to + infinitive и would + infinitive для обозначения повторяющихся действий в прошлом или постоянно имевших место действий в прошлом (We used to swim a lot when we lived in Los Angeles).

Употребление в будущем неопределенном времени (The Future Indefinite Tense / Future Simple) для выражения действий, которые произойдут в будущем (однократные действия и регулярно повторяющиеся действия в будущем). (They will have English classes on Tuesday). Использование оборота to be going to для выражения запланированного будущего времени (They are going to visit their parents next Saturday).



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал