Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования



Скачать 43.61 Kb.
Дата30.04.2016
Размер43.61 Kb.
ТипПрограмма
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Экологический мониторинг»

направления подготовки 06.03.01 «Биология»

Профиль - Экология

Форма обучения – очная



1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Экологический мониторинг» (Б1.В.ОД.5) входит в Блок 1 (Б1) вариативной части обязательных дисциплин рабочего учебного плана и предназначена для студентов 4 курса очной формы, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 – Биология.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования.

Дисциплина «Экологический мониторинг» опирается на знания, полученные при изучении дисциплин: «Право, правовые основы охраны природы и природопользования», «Науки о Земле (геология, география, почвоведение)», «Экология», «Экология городских экосистем», «Экология популяций и экосистем», «Фауна Ставрополья», «Современные проблемы экологии», «Современные проблемы биологии», «Охрана биоразнообразия» и др.

Дисциплина «Экологический мониторинг» позволяет обобщить полученные знания, расширить кругозор студентов, дать им представления о программах мониторинга окружающей среды, промышленного предприятия; мониторинга локального источника загрязнения; точечного мониторинга и овладеть некоторыми методами экологического мониторинга.

2. Цель изучения дисциплины

Цель курса заключается в приобретении студентами знаний о современных методах и технологиях проведения экологического мониторинга посредством наблюдений состояния окружающей среды исследуемых территорий.

3. Структура дисциплины

Дисциплина «Экологический мониторинг» состоит из 3 разделов: «Основы экологического мониторинга», «Мониторинг окружающей среды», «Биологический мониторинг», в которых рассматривается актуальные проблемы с учетом современных достижений науки.



4. Основные образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация, дискуссия, составление обзоров, написание рефератов, творческие задания, просмотр, анализ и обсуждение видео- и мультимедийных материалов.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

Перечень компетенций в соответствии с ФГОС:



● общекультурные (ОК):

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);



● профессиональных (ПК):

- способность применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов (ПК-6);



Перечень знаний, умений, навыков в соответствии с ФГОС:

Студент должен:

- знать



  1. теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; деятельности;

  2. виды и уровни экологического мониторинга;

  3. теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии;

  4. методы обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

  5. глобальные и региональные геоэкологические проблемы;

- уметь

  1. работать с различными информационными базами международных, национальных и региональных сетей;

  2. устанавливать пространственные и функциональные связи между компонентами ландшафта;

  3. выделять компоненты геосистем в рамках территориальных образований различного таксономического ранга;

  4. оценивать уровень освоенности территории и картографировать;

  5. организовать наблюдения за изменением качества окружающей среды и факторами, воздействующими на окружающую среду;

  6. обрабатывать данные полученные в ходе мониторинга окружающей среды;

  7. использовать методы обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

  8. решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы;

  9. составлять программы мониторинга конкретной территории с учетом особенностей природной среды и степени ее хозяйственного освоения;

  10. выявлять компоненты природной среды, нуждающиеся в наблюдении и контроле, рекомендовать эффективные методы проведения мониторинга;

  11. работать с литературой, статистическими данными, картографическим материалом при анализе и прогнозе состояния компонентов среды

- владеть

  1. правовыми и экономическими механизмами в области охраны природы, составляющими экологический мониторинг;

  2. современными способами тематического и комплексного геоэкологического картографирования;

  3. современными геоинформационными технологиями в создании и использовании геоэкологических карт;

  4. современными способами экспертизы видов природопользования экорегионов России;

  5. методами оценки степени антропогенного влияния и преобразованности природных экосистем;

  6. теоретическими и методологическими основами построения дистанционного и наземного мониторинга в природно-техногенных ландшафтах;

  7. методиками экологического нормирования в границах макро- и мезо- регионов России с различной антропогенной нагрузкой;

  8. методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга;

  9. методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

  10. методами ландшафтно - геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы;

  11. технологиями и приемами проведения мониторинговых наблюдений;

  12. навыками создания геоинформационного обеспечения на исследуемую территорию.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 академических часа).



7. Формы контроля

Промежуточная аттестация - зачет.



8. Составитель

Ерина Н.В., ассистент кафедры биологии.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал