Программа вариативного курса развивающих занятий «доноведение»



Скачать 249.63 Kb.
Дата26.04.2016
Размер249.63 Kb.
ТипПрограмма

  1. Пояснительная записка

Программа вариативного курса развивающих занятий « ДОНОВЕДЕНИЕ» в 2015– 2016 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами :



  1. Основная образовательная программа МБОУ Пролетарской СОШ

  2. Устава МБОУ Пролетарская СОШ

  3. Программа вариативноно курса «Доноведение» 2 -4 классы (Е.Ю.Сухаревская, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2008 г.)

В соответствии с календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год МБОУ Пролетарская СОШ и расписания занятий, календарно - тематическое планирование составлено на 34 часа.
Цель курса:

Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:
1.Образовательные:

- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области,
историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Развивающие:

-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;

-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.
3.Воспитательные.

- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;

-воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.


  1. Общая характеристика учебного курса

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» ( начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания.

В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природа-человек-общество» Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:


  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

  3. История Донского края – часть истории Отечества.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.


Принцип спиралевидности.

Обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.

Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. На самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.

Программа обучения в 3-4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.




  1. Место курса «ДОНОВЕДЕНИЕ 3 КЛАСС» в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 1 год – 3 класс. Общее число учебных часов в 3 классе - 34 (1ч в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием занятий, фактически запланировано 34 часа.




  1. Содержание учебного курса «ДОНОВЕДЕНИЕ»

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.



Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.


  1. Структура курса.

Содержание программы. 3 класс (34 ч.)



Тема раздела

Количество часов

Число

1

Я и окружающий мир.

4 ч.

4.09 – 25.09

2

Природа Донского края.

6 ч.

2.10 – 13.11,

3

Жизнь на Дону.

13 ч.

20.11 – 26.02

4

Природа Донского края.

6 ч.

4.03 – 15.04

5

Человек и природа.

5ч.

24.04 – 21.05




Итого:

34 ч.





6. Результаты освоения курса

В процессе изучения курса «Доноведения» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:

объекты неживой и живой природы Ростовской области;


особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области
родственные связи в семье;\


уметь:

различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);


различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;


могут научиться:

правила поведения в общественных местах и на улице:



  1. Личностным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

2. Регулятивным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:


— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

3.Познавательным универсальным учебным действиям

- включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

  1. Календарно - тематический план на 2015-2016 г.






Тема

Кол-во часов

Число

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир – 4 ч.

1

Край, в котором я живу.

1

4.09

1.Дать представление о РО как административной единице;

2. Познакомить с гербом, флагом, гимном РО и правилами поведения при прослушивании гимна;

3.Формировать умение работы с картой ( исторической, географической и контурной) РО.


1.Работа с картой РО.

2.Практическая работа по контурной карте: выделение границы РО.



2.

В городах и станицах родного края.
(презентация)

1

11.09

1.Познакомить с наиболее крупными городами РО, с их архитектурой, достопримечательностями.

2.Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам.

3. Учить сохранять исторические традиции.


1.Экскурсии по городам РО (заочно).

2.Исследовательская деятельность «Город (станица) РО».



3-4

С днём рождения родной город (село)!

2

18.09 -25.09

1.Дать представление о своём населённом пункте как о малой Родине.

2. Познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.



1.Экскурсия.

2.Составление коллажа « Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей).



Природа Донского края – 6 ч.

5

У природы нет плохой погоды.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»



1

2.10

1. Продолжить формировать умения анализировать, сравнивать и выделять существенные отличите6льные признаки сезонных изменений.

2. Продолжать систематические наблюдения за погодой.

3. Познакомить с особенностями времён года РО.

4.Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями, характерными для края ( гололёд, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

5. Познакомить с профессией метеоролога.


1.Экскурсия «Сезонные изменения в природе».

2. Конкурс рисунков.



6

Особенности времён года в РО.
презентация

1

9.10

7

Профессия метеоролога.

презентация

1

16.10

8

Живая вода

1

23.10

1. Вода. Её распространение и значение для живых организмов.

1.Работа с картой РО.

2.Исследовательские работы.



9

Разнообразие водоёмов родного края.Главная река нашего края.

презентация

1

30.10



1.Познакомить с водоёмами родного края.

2.Изучение живой природы водоёма, находящегося вблизи населённого пункта, его экологических проблем.




1.Экскурсия на водоём ( с целью изучения живой природы водоёма и его экологических проблем)

2. Беседа о бережном использовании воды.



10

Растения и животные водоёмов.

презентация

1

13.11

1.Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

1. Исследовательские работы учащихся.

Жизнь на Дону – 13 ч.

11

Тайны Донской земли
презентация

1

20.11

1.Дать представление о древних поселениях кочевых племенах, проживающих на Дону.

2. Познакомить с историческими памятниками тех времён






12

Казачьи песни по произведениям М.А. Шолохова

презентация

1

27.11

1Дать представление о песнях звучавших на Дону в начале ХХ века

Прослушивание записей казачьих песен

13

Дикое поле.
презентация

1

4.12

1.Дать представление о первых постоянных поселениях ( Хазария, Белая Вежа) на Дону.

2. Познакомить с героическими битвами славян против воинственн6ых кочевых племён ( печенегов, половцев, монголо-татар).

3. Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.


1. Рисование картин прошлого Дона.

2.Выставка рисунков.



14

Донской край – казачий край

1

11.12

1.Познакомить с историей появления первых казачьих гордков, казачьими поселениями и хозяйством казаков.


1.Экскурсия в краеведческий музей.

2. Исследовательская работа «История казачьей семьи»



15

Первые казачьи гордки.
презентация

1

18.12

16

Казачья семья.
Презентация

1

25.12

1. Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.




17

Жилище казака

1

15.01

1.Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремёслах.

1.Проект «Жизнь казаков» (изготовление поделок)

18

История вещей. Одежда посуды

1

22.01

19

Казачьи песни по произведениям М.А. Шолохова

презентация

1

29.01

1Дать представление о песнях звучавших на Дону в начале ХХ века

Прослушивание записей казачьих песен

20

Славен Дон!

1

5.02

1.Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края.

2. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.



1.Праздничное мероприятие.

21

Сретение. Сороки.

1

12.02

1.Дать общее представление о весенних обрядах на Дону.

1.Праздничные мероприятия.

22

Встреча птиц.

1

19.02

1.Дать общее представление о международном дне птиц

1. Изготовление скворечника, дуплянки .

23

Пасха. Вербное воскресенье.

1

26.02

1.Дать общее представление о весенних обрядах на Дону.

1.Праздничные мероприятия.


Природа Донского края – 6 ч.

24

Природная поверхность нашего края.

1

4.03

1. Познакомить с особенностями поверхности РО: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.

1.Экскурсия.

2. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»



25

Из недр Донской земли.

1

11.03

1.Познакомить с полезными ископаемыми РО: известняк, песок, глина; их месторождения.

2. Воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.



1.Работа с картой РО и практическая работа по контурным картам.

2. Беседа о бережном

Использовании

полезных ископаемых



26

Почвы родного края.

1

18.03

1.Почвы РО: чернозёмы, каштановые, луговые.

2. Выявить значение почвы для РО.



1. «Почвы родного края» Практическая работа .

27

Цвети, мой край родной!

Природная экосистема степи.



1

1.04

1.Закрепить представление о степи как природном сообществе.

2.Раскрыть значение степи для растительного и животного мира.



1.Экскурсия.

2.Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края».

3.Конкурс рисунков.

4.Викторины, кроссворды.



28

Природные экосистемы луга.

1

8.04

1.Закрепить представления о луге как о природном сообществе.

2.Раскрыть значение лугов для человека.

3.Экологические проблемы, связанные с данным сообществом.


29

Природные экосистемы леса.

1

15.04

1.Познакоить с одним из природных сообществ РО – лесом.

2.Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе.

3.Влияние человека на сообщество.






Человек и природа – 6ч.

30

Донская земля- житница России.

1

22.04

1.Познакоить с природным сообществом поля.

2.Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края.

3. Разнообразие культур, выращиваемых на полях РО.


1.Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

31

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

29.04

1.Сформировать представление о сельском хозяйстве нашего края и его отраслях.

2. Познакомить с профессиями людей , работающих в сельском хозяйстве.



32

Казачьи посиделки.

1

6.05

1.Показать значение хлеба для людей.

2.Воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.



1.Праздничное мероприятие.

33

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1

13.05

1.Сформировать представление о животноводстве нашего края и его отраслях.

2. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.






34

Славься, наш край!

Экскурсия.



1

20.05

1.Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае.

1.Выставка поделок, исследовательских и проектных работ.

2.Викторина.





8. Критерии оценки уровня достижений
К концу года учащиеся 3 – 4 классов должны

знать:

-символы РО: герб, флаг, гимн.

-названия полезных ископаемых, добываемых в РО ( 4-5);

-названия 4-5 крупных городов РО;

-признаки времён года, характерных для РО;

-названия крупных 3-4 водоёмов РО;

-обряды на Дону ( 3-4)
Уметь:

-работать с картой географической, контурной ( показывать границы РО);

-сделать проект на выбранную тему;

-уметь находить место своего района на карте Ростовской области;


Формы подведения итогов:

- анкетирование на тему «Я – частичка природы »;

- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;

-выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)


9. Методическое обеспечение программы




Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1

Я и окружающий мир

коллективная

объяснительно-иллюстративный;

экскурсия

Презентации,

рабочая тетрадь»Доноведение»

3 класс,

Е.Ю. Сухаревская

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран



1.Составление коллажа «Прежде и теперь».

2

Природа Донского края

работа в малых группах;

парная работа


экскурсия;

проект

Детские журналы:

«Юный натуралист»,

«Костёр», «Мурзилка»

газета «Домовёнок»

Презентации,

рабочая тетрадь «Доноведение»

3 класс,

Е.Ю. Сухаревская

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран



1.Тематическая выставка рисунков;

2. Мини- сочинение.

3

Человек и природа

коллективная;

групповая

исследовательская деятельность;

экскурсия


Таблицы, справочники,

Учебная литература «Естествознание»

1-3 кл. !995г.

Н.Я.Дмитриева

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран



1.Ролевое театрализованное представление

4

Жизнь на Дону

групповая

командные игры;

театрализованные представления

Презентации,

фотографии, статьи из газет

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран



1.Конкурс рисунков «Прошлое Донского края»

2.Проект «Жизнь и быт казаков»

(изготовление поделок)


Литература.

Методическая литература для педагога.

Учебно – методический комплект курса «Доноведение» для 3 класса:
1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». Книга для чтения в начальной школе. Изд. Второе, дополненное. –Ростов-на- Дону: «БАРО-ПРЕСС», 2006 г.

2.Сухаревская Е.Ю., Виннюкова М.М., Дробеля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.

«Доноведение». Рабочая тетрадь для 3 класса. Ростов –на- Дону. Изд. «БАРО-ПРЕСС», 2009 г.

3.Сухаревская Е.Ю., Виннюкова М.М., Дробеля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.

«Доноведение». Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3 класс. Изд. –Ростов-на- Дону, «БАРО – ПРЕСС», 2009 г.

4.Сухаревская Е.Ю., Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В.

Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности

в курсе «Доноведение» для учителей начальных классов. Изд. Ростов –на Дону. БАРО- ПРЕСС,

2009 г.

Методическая литература для детей.

1.Рабочая тетрадь «Доноведение». 3 класс, Сухаревская Е.Ю. Издательство «БАРО –ПРЕСС», Ростов-на Дону, 2009г.

2. Атлас Ростовской области.изд. 2010 г.
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА и

на заседания методического объединения рекомендована к утверждению

учителей начальной школы на заседании педагогического совета

протокол № 1 МБОУ Пролетарской СОШ



от 25.08. 2015 года протокол № 1 от 28.08.2015 года



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал