Программа всемирная история (история мировых цивилизаций) Под редакцией д и. н., профессора В. И. Уколовой составители



Скачать 44.94 Kb.
Дата02.05.2016
Размер44.94 Kb.
ТипПрограмма
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ


КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


ПРОГРАММА

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

(история мировых цивилизаций)

Под редакцией д.и.н., профессора В.И.Уколовой

СОСТАВИТЕЛИ:

проф. Уколова В.И., проф. Корнеев В.Е., проф. Обичкин О.Г.,

проф. Рудченко А.М., доц. Ляпустин B.C., доц. Обичкина Е.Г.

Москва 2003

На рубеже тысячелетий мировая история вступает в новую фазу. Стремительное изменение реальности порождает интенсивные интеллекту­альные реакции на новые вызовы истории, возникают новые интерпретации всемирно-исторического процесса.

Цель данной программы - предложить вариант реализации изучения всемирной истории студентами неисторических специальностей с учетом современных концепций и новых методических подходов. Предлагается композиционная схема единого курса, содержащего систематизированные сведения по всеобщей истории и истории России, позволяющие составить целостное представление о всемирной истории.

Осевым понятием данного курса является "цивилизация". Это вызвано тем, что в последние годы цивилизационный подход стал доминирующим в мировой практике преподавания истории в высших учебных заведениях и все шире внедряется в отечественном высшем образовании.

Глобализация истории привела к тому, что отношения между цивилизациями превращаются во все более определяющие факторы мирового развития. При всем многообразии "цивилизационных теорий" понятие "цивилизация" позволяет выделить показательные ориентиры исторического развития человечества, определить относительно устойчивые системы и состояния материальной и духовной культур, многообразия общественных отношений, охарактеризовать с достаточной полнотой общее и специфическое в истории этносов, народов, стран и государств. Цивилизационный подход дает возможность плодотворно объединить стадиально-хронологическое и локально-культурное видение истории.

Вместе с тем в программе присутствует совершенно естественный для исторических учебных курсов хронологический принцип расположения материала, сочетающийся с выделением крупных проблемных блоков, по­зволяющих составить адекватное представление о цивилизационной специфике того или иного региона или периода.

Современное историческое познание невозможно без сравнительно-исторического, компаративного анализа. В программе сделана попытка наметить наиболее перспективные в рамках преподавания линии исторической компаративистики.

Глобальный подход к истории сочетается с введением "человеческого измерения", с особым вниманием к истории культуры, ментальности, повседневности, типу и месту человека в той или иной цивилизации, т.е. к комплексу культурно-исторической антропологии.

Совершенно очевидно, что в довольно кратком обзоре мировых цивилизаций всемирная история не может быть охвачена во всей ее полноте. Программа построена с учетом того, что некоторые разделы истории (например, новая и новейшая), а также истории отдельных регионов и стран излагаются в других учебных курсах. Поэтому отдельные разделы программы представлены в обобщенном, концептуальном виде.

В перспективе цивилизации все больше будут становиться субъектами международных отношений. Хотя нации и государства остаются главными действующими силами в международных делах, но глобальная политика все больше вынуждена считаться с цивилизационными особенностями различных регионов, стран и народов.

В программе особое внимание уделено международным отношениям в их цивилизационных аспектах. Такая историческая ретроспектива поможет студентам в дальнейшем более глубоко понять природу современных меж­дународных отношений, предвидеть возможные варианты их развития особенно в ракурсе их цивилизационных преобразований.

На базе данной программы разработаны авторские программы профессоров и преподавателей, учитывающие специфику разных факультетов, а также методические материалы для семинарских занятий.

Программа ориентирована на формирование у студентов исторического сознания и способности самостоятельного исторического мышления. В ре­зультате ее реализации студенты должны получить и закрепить обширный объем знаний по всеобщей и отечественной истории, истории мировых цивилизаций, соответствующий современному уровню мировой исторической науки; ознакомиться с основами концепциями интерпретации всемирно-исторического процесса, выработать навыки сравнительно-исторического анализа. Успешное овладение предлагаемой программой позволит студентам интенсивно войти в мир современного гуманитарного знания.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I. ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.

II. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА.

Древний Восток: становление и развитие первых цивилизаций.

Античность.

Древнегреческая цивилизация

Римская цивилизация.

Значение античного наследия для мировой истории

III. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА

Византийская цивилизация. Значение византийского наследия для истории России

Цивилизация средневекового Запада

Арабо-мусульманская цивилизации

Средневековое культурное и политическое наследие, его значение для последующих исторических эпох


IV. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И МИР В НОВОЕ ВРЕМЯ.

Развитие цивилизаций в раннее новое время

Западная Европа в ХVI – первой половине ХУП вв.

Страны Востока в ХVI-ХVП вв.

Европа и мир в век Просвещения.

Становление и развитие «индустриальной цивилизации». «Долгий» Х1Х век.

Цивилизации Востока в Х1Х – нач. ХХ вв. Складывание мировой цивилизации.
V. МИР В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.

Новые явления в развитии стран Запада после войны

Государства Центральной и Юго-Восточной Европы в межвоенный период

Особенности развития азиатских стран в 20 – начале 40-х .

Особенности развития азиатских стран в 20- начале 40-х гг.

Продолжение кризиса современной цивилизации. Вторая мировая война.

Противостояние мировых сверхдержав

Меняющийся мир: 50-е - начало 70-х гг. ХХ в.



Мир последней трети ХХ в.

Глобализация истории

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал