Программа вступительного экзамена на обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по философии



Скачать 129.93 Kb.
Дата02.05.2016
Размер129.93 Kb.
ТипПрограмма



Частное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА»



УТВЕРЖДАЮ

Ректор Назаров Ю.В.
_________________________

«______» февраля 2014 г.




ПРОГРАММА

вступительного экзамена на обучение по программе подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре

по философии

МОСКВА 2014




Программа разработана в соответствии с требованиями к уровню освоения выпускниками основных образовательных программ высшего профессионального образования предметной области «Философия».
Основным критерием оценки знаний поступающих в аспирантуру является владение материалом стандартного курса философии, читаемого у бакалавров, специалистов или магистрантов и составленного в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по соответствующим направлением подготовки.
Программу составил: Новикова Е.Ю., доктор философских наук, профессор

Рекомендовано кафедрой.


Зав. кафедрой Новикова Е.Ю. ___________________.



1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРММЫ

Особое внимание при проведении вступительных испытаний уделяется определению роли философии в жизни человека и общества, историческим типам философии, соотношению философской, религиозной и научной картин мира, природе человека и смыслу его существования, вопросам познания (его возможностям и границам, соотношению знания и веры) многообразию культур, цивилизаций и форм социального опыта в едином процессе мировой истории, диалектике свободы и ответственности, кризису и перспективам современной цивилизации, глобальным проблемам человечества, духовно-культурной самоидентификации России в современном мире.

Поступающий в аспирантуру должен иметь: представление об основных предпосылках возникновения философии, основных этапах развития философии, основных философских направлениях, особенности развития философского знания в России и за ее пределами.

Поступающий в аспирантуру должен знать: предмет и объект философии, особенности философского знания, значения философии для развития общественно-исторической практики и культуры, философское содержание проблем анализа бытия человека и философскую интерпретацию глобальных проблем человечества.

Поступающий в аспирантуру должен уметь: находить предмет философского анализа при рассмотрении любых сторон жизни и деятельности человека и общества, давать философское объяснение любым анализируемым явлениям и процессам, правильно употреблять философские понятия и категории, обосновывать взаимосвязь философского иных видов знания.
2.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ
1.ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА

Предмет философии. Цели и задачи философии. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения и их роль. Основной вопрос философии и направления философской мысли Гносеологическая и социокультурная детерминация философского мышления. Философия и идеология. Философия и наука. Философия и культура. Значение философского мышления в современном мире.


2.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Возникновение философии. Философия Древней Индии, ее космологический характер. Основные направления Особенности картины мира в индийской философии. Учения о мире, познании, человеке. Этические воззрения древнеиндийской философии.

Философия Древнего Китая, ее основные направления. Представление о природе, познании, человеке. Мировоззренческие ценности древнекитайской философии. Этика в философии Древнего Китая Значение даосизма и конфуцианства для современности.

3.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Возникновение античной философии, периоды ее развития. Милетская школа. Философия Гераклита. Элейская школа. Философские взгляды Пифагора. Античные атомисты. Этика Эпикура. Сократ, его гносеологические и этические воззрения. Платон. Аристотель. Философия киников, стоиков, скептиков. Социокультурное и научное значение античной философии.
4.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Историческая обусловленность средневековой философии. Основные направления средневековой философии. Западноевропейская средневековая философия, ее религиозно-ценностные основания. Учение о сотворении мира Богом. Реализм и номинализм. Схоластика. Патристика. Учение о познании и истине. Учения о человеке, его миссии. Свободе и ответственности. Религиозная этика .

Арабо-мусульманская философия Средних веков. Значение принципов средневековой философии для современности.
5.ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Социально-экономические предпосылки формирования философии эпохи Возрождения. Изменение картины мира, развитие материализма и диалектики в период Возрождения. Развитие теории познания, учений об истине , эксперименте. Развитие натурфилософии в период Возрождения. Принципы научного познания. Учение Кузанского об ученом незнании и формах познания мира. Учение о человеке. Гуманизм периода Возрождения. Проблема творчества, индивидуальности, активности, свободы человека. Социально-политические теории в период Возрождения.


6.ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Развитие науки и философии в Новое время. Эмпиризм в философии Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка. Разработка принципов эмпирического метода, индуктивного метода в познании. Учение Бэкона об «идолах» в познании, о типах познавательных стратегий. Политические взгляды Т.Гоббса. Сенсуализм Дж.Локка. Рационализм в философии Р.Декарта, Б. Спинозы, Г.Лейбница. Развитие дедуктивного метода познания Р.Декартом. Этические взгляды Б.Спинозы. Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма. Философия Просвещения. Французский материализм Нового времени.


7.КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Философия И.Канта, особенности онтологии и гносеологии. Учение Канта о морали. Философия Ф.Шеллинга. Философия искусства. Социально-философские учения И.Фихте. Философия Г.Гегеля. Стадии развития абсолютного духа. Философия истории. Проблема свободы и необходимости. Диалектический метод Гегеля. Философия Л.Фейербаха. Антропологический материализм, созерцательный материализм. Этика Л.Фейербаха. Принцип разумного эгоизма. Философия любви.


8. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х1Х в.

Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Иррационализм, учение о воле, о человеке и его миссии в этом мире. Учение Ф.Ницше о морали и религии

Философия К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектический материализм. Материалистическое понимание истории. Учение о практике и ее роли в жизни человека и общества. Учение о человеке. Проблема типологии общества.
9.ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ-ХХ! в.в.

Позитивизм и стадии его развития. Неопозитивизм, постпозитивизм. Проблемы развития науки в трудах Т.Куна, И.Лакатоса, К.Поппера.

Философия экзистенциализма. Учение о мире существования, познании. Проблема человека и общества. Проблема свободы человека. Смысл жизни.

Философия постмодернизма. Постмодернизм в искусстве. Персонализм. Неотомизм.


10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Русская средневековая философия. Развитие русской философии в Х1У-ХУ111 в.в.Русская философия Х1Х в. Философия славянофилов и западников. Русская православная философия. Философия всеединства В.С.Соловьева. Социальная философия народников. Русская философия конца Х1Х- ХХ в.в. Философия русского космизма. Философия русского зарубежья. Философские идеи Г.В.Плеханова. Философия В.И.Ленина.


11.БЫТИЕ И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Понятие бытия в философии. Концепции бытия в истории философской мысли, их мировоззренческое значение. Монизм, дуализм, плюрализм . Объективные и субъективные аспекты бытия. Концепция бытия в современном материализме. Понятие материи, его эволюция. Гносеологическое, мировоззренческое значение понятия материи для науки и практики.

Пространство, время, движение. Проблема единства мира. Картина мира.
12.ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.

Концепции сознания в истории философской мысли. Определение сознания в современной философии. Сознание и отражение. Виды отражения, развитие отражения. Возникновение сознания в обществе. Роль труда в возникновении сознания. Сознание и язык. Сознание и логическое мышление. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного. Сознание как идеальное.


13.ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ.

Диалектика и метафизика в истории философии. Диалектика как метод и теория развития. Принципы диалектики. Понятие закона Законы диалектики. Методологическое значение законов диалектики для теории и практики. Синергетика. Понятие категории. Основные категории диалектики: единичное, особенное, всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, часть и целое, элемент и система. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Мировоззренческое и методологическое значение категорий диалектики.


14.ПОЗНАНИЕ.

Теории познания. Агностицизм, созерцательный материализм, теория символов. Объект и субъект познания. Познание как процесс. Уровни и формы познания. Понятие практики, роль практики в познании. Понятие истины. Учение об истине в различных философских системах. Практика как критерий истины. Знание и вера. Знание и интуиция. Методы познания.


15.УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ В ФИЛОСОФИИ.

Общество как социальная общность. Его сущностные черты и функции. Подходы к изучению общества в философии. Формационный подход. Роль производства в развитии общества. Проблема типологии общества. Понятие общественно-экономической формации. Формационный подход к обществу и современные типы общества. Цивилизационный подход к обществу. Цивилизация и культура. Тенденции развития современных цивилизаций.


16.ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.

Проблема взаимосвязи общества и природы в истории философии. Географический детерминизм и его современные формы. Геополитика. Мальтузианство и неомальтузианство. Современное учение о природных предпосылках жизни общества. Понятие биосферы и ноосферы. Антропогенез и социогенез. Проблемы экологии и демографии в современном мире.


17.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.

Факторы формирования социальной структуры общества. Материальное производство, разделение труда и социальная структура общества. Основные элементы социальной структуры общества. Формы этносоциальных общностей людей: род, племя, народность, нация, их особенности. Макро- и микроструктура общества. Классы, сословия, слои, прослойки. Семья, трудовой коллектив, другие типы микросоциальных объединений. Роль социальных общностей в историческом процессе.


18. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

Понятие духовной жизни общества. Общественное сознание и его структура. Гносеологический, аксиологический, социологический подходы к исследованию общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная идеология и психология. Общественное и индивидуальное сознание. Нравственное сознание. Политическое сознание. Правовое сознание. Эстетическое сознание. Религиозное сознание.


19.ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

Подходы к исследованию человека в философии. Человек как единство биологического и социального. Индивид, индивидуальность, личность. Человек и общество. Духовность человека. Проблема движущих сил поведения человека. Ценности и их роль в жизни людей. Проблема свободы и ответственности, справедливости, смысла жизни и счастья, долга и совести, покаяния. Судьба и биография человека.

Человек и история. Человек и культура. Гуманизм в современном мире.
20. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Глобальные проблемы современности и судьба человечества. Роль философии в решении глобальных проблем. Общественный прогресс и его критерии. Современная футурология о будущем человечества. Проблема общечеловеческих ценностей. Проблема жизни, смерти и выживаемости человечества.

Цивилизационные кризисы, их причины и особенности проявления. Роль философии, культуры в преодолении кризисных явлений.
21.ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ.

Культура, ее основные элементы и функции. Концепции культуры в различных социально-философских направлениях. Типология культур. Культура и формирование личности. Развитие культуры. Взаимодействие культур. Проблема культурной идентификации личности в современном мире. Культура и дизайн.

Наука как форма общественного сознания, как деятельность и социальный институт. Концепции науки и ее роли в обществе.

3.ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ



ПО ФИЛОСОФИИ В АСПИРАНТУРУ

  1. Проблема происхождения философии. Роль философии в жизни человека и общества.

  2. Предмет, метод и функции философии. Структура философского знания.

  3. Философия Древней Индии.

  4. Основные направления и идеи философской мысли Древнего Китая.

  5. Основные философские школы Древней Греции.

  6. Философское учение Сократа.

  7. Идеализм Платона, его учение об обществе и государстве.

  8. Учение Аристотеля о мире и о познании.

  9. Патристика и схоластика – два главных направления в средневековой философии.

  10. Истины веры и истины знания в философии Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога.

  11. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Этико-социальные учения европейского Возрождения.

  12. Научная революция XVI-XVII веков и ее влияние на философию Нового времени (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон).

  13. Проблема метода познания в философии Нового времени. Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона.

  14. Особенности эмпиризма в философии Т. Гоббса и Дж. Локка.

  15. Рационализм в европейской философии XVII века – учения Б. Спинозы и Г.В. Лейбница. Этика Б. Спинозы.

  16. Философия французского Просвещения XVIII века (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье).

  17. Теория познания и этика И. Канта.

  18. Диалектика и логика философии Г. Ф. В. Гегеля.

  19. Наукоучение И. Фихте. Философия природы Ф. Шеллинга.

  20. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

  21. Основные идеи марксистской философии.

  22. Рационалистические течения в западноевропейской философии. Исторические типы позитивизма. Неопозитивизм.

  23. Нерационалистические течение в западноевропейской философии: «философия жизни» Ф. Ницше и А. Бергсона. Иррационализм А. Шопенгауэра.

  24. Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии (Т. Кун, И. Лакатос). Прагматизм. Философия герменевтика.

  25. Основные проблемы философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю) Философские идеи классического психоанализа. Неофрейдизм К. Юнга и Э. Фромма.

  26. Основные черты и этапы развития русской философии XI-XVIII веков.

  27. Проблема «Россия-Запад» в русской философии XIX века. Западники, славянофилы, идея П.Я Чаадаева.

  28. Философия всеединства В. Соловьева.

  29. Русская религиозная философия XX века (Н. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин).

  30. Философия русского космизма (Н.В. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский).

  31. Категория бытия в философии. Бытие живой и неживой природы. Бытие идеального.

  32. Проблема сознания в философии. Генезис и структура сознания. Роль науки в исследовании сознания.

  33. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Основные принципы, категории и законы диалектики.

  34. Природа как объект философского знания. Природа и общество.

  35. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Соотношение чувственного и рационального познания.

  36. Проблема истины в философском и научном знании. Критерии истины.

  37. Наука как специфическая форма познания. Методы, формы и уровни научного познания. Ненаучные формы познания.

  38. Особенности философского понимания общества. Социальная структура и проблема социальной справедливости. Проблема общественного прогресса.

  39. Духовный мир человека и проблема становления личности. Концепции содержания понятия «личность». Социализация личности.

  40. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Смысл человеческого бытия

  41. Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия.

  42. Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания.

  43. Философское осмысление понятий «культура» и «цивилизация». Типологии развития цивилизаций.

  44. Особенности развития современной техногенной цивилизации. глобальные проблемы современности и их философское осмысление.

4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ


При предварительной подготовке к экзамену следует:

  • Обратить внимание на необходимость использования современной научной монографической российской и зарубежной литературы.

  • Активно работать с периодическими изданиями (российскими и зарубежными).

  • Обращаться к Интернет-ресурсам, где можно почерпнуть наиболее актуальную информацию по предмету.

При подготовке к ответу на вопросы экзаменационного билета следует:



  • Осмыслить содержание экзаменационного билета, уточнить круг проблем, требующих открытия;

  • Разработать структуру ответа на каждый вопрос билета соответствующую его наиболее полному и логическому освежению;

  • Определить, на работы каких авторов можно сослаться при ответе на вопросы;

  • Найти дискуссионные проблемы в рамках рассматриваемого вопроса, определить основных участников этих дискуссий их теоретико-методологические подходы к интерпретации данного вопроса и характер аргументации в обоснование своей позиции;

  • Продумать правильное употребление ключевых понятий и категорий соответствующих сути рассматриваемого вопроса;

  • Использовать при ответе на вопросы билета не только лекционный материал, но и данные энциклопедий, справочников, монографий и других научных изданий для наиболее полного и объективного освещения сути предложенных проблем.

5.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКЗАМЕНА

Вступительный экзамен проводится в устной форме. По ходу ответа на вопросы экзаменационного билета членами комиссии могут быть заданы дополнительные или уточняющие вопросы.

Оценка «отлично» выставляется абитуриентам, продемонстрировавшим глубокое знание курса при ответе на теоретические вопросы.


Оценка «хорошо» выставляется при наличии небольших замечаний к ответу на теоретические вопросы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при наличии неточностей в ответе и недоработок при написании реферата, общее понимание предмета должно быть продемонстрировано.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если не выполнены требования, соответствующие оценке «удовлетворительно».




6.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основная литература

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,2010

2.Барулин В.С. Социальная философия. М.,2002

3.Налетов И.М. Философия. М.,2008

4.Спиркин А.Г. Философия. М.,2002
Дополнительная литература

1.Абрамов А.И. История русской философии. М., 2008

2.Августин О граде Божием //Соч.,т.3, 4. М..1998

3.Алексеев П.В. История философии. М.,2008

4.Андриенко Е.В. История философии. М., 2008

5.Аристотель. Соч. в 4-х т.т.М.,1975-1978

6.Бэкон Ф. Соч. в 2-х т.т. М.,1977

7.Васильев В.В. История философии. М.,2008

8.Вечканов В.Э. Философия. М.,2008

9.Гегель Г.Философия права. М.,1990

10.Гоббс Т.Соч. в 2-х т.т.М.,1991

11.Гобозов И.А. Социальная философия. М.,2008

12.Декарт Р.Соч. в 2-х т.т. М.,1989

13.Долгих .Ю. Европейская философия. Киров, 2007

14.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979

15.Зимин В.А.Социальная философия. Самара, 2008

16.История мировой философии /Под ред. Губина В.Д. М.,2008

17.Камю А.Бунтующий человек. М.,1990

18.Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья. Воронеж,2008

19.Кант И.Соч. в 6-ти т.т.М.,1965

20.Киселев В.А. Философия. Новосибирск, 2008

21.Купряхин В.В. Философия. Волгоград, 2007

22.Макаров А.В. Философия.М.,2008

23.Медова А.А. Философия. Красноярск, 2008

24.Никольский В.С. История философия. М.,2008

25.Ницше Ф.Избр.произв. в 3-х т.т.М.,1994

26.Овчинников Г.К. История философии. М..2008

27.Орлов С.В. История философии. М..2008

28.Пастушкова О.В.Социальная философия. Воронеж,2008

29..Румянцев Л.Б. Философия человека. Архангельск, 2007



30.Русские философы. Антология. Т.1.М., 1993

31.Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М.,2000

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал