Программа вступительного испытания по обществознанию новосибирск 2013 Раздел Человек



Скачать 258.8 Kb.
Дата24.04.2016
Размер258.8 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»




Утверждаю




Ректор ФГБОУ ВПО «НГПУ»




________________Герасёв А.Д.




«____»____________ 2013 г.



ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Новосибирск 2013

Раздел 1. Человек.

Введение. Антропогенез: теории происхождения человека. Роль труда в процессе формирования человека.

Сущность человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Формирование личности в процессе социализации. Этапы социализации личности: детство, юность, зрелость, старость.

Общая характеристика межличностных отношений. Взаимопонимание в межличностных отношениях. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Социальная роль. Личный и социальный статус человека. Престиж. Авторитет.

Биосоциальная природа человека. Индивид и индивидуальность. Человек как личность. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.

Сущность человеческой деятельности

Понятие деятельности. Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности человека, их классификация: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека. Сознательное и бессознательное в человеческой деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Социальная саморегуляция.

Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Игровые концепции деятельности.


Общение и деятельность

Общественные отношения и общение. Соотношение деятельности и общения, специфика общения как деятельности. Общение и коммуникация. Содержание, форма и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Значение передачи социально-значимой информации. Функции общения.


Познание как специфический вид


деятельности человека

Познание мира. Объект и субъект. Самопознание. Возможности человека: физические, интеллектуальные, духовные; скрытые и реализованные. Необходимость и способы познания своих возможностей. Научное и социальное познание.

Научное и ненаучное познание. Жизненный опыт, мифология, религия и наука. Формы и методы современного научного сознания. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная, их взаимосвязь. Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного знания, его возможности и границы.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблемы социального прогнозирования. Науки, изучающие человека, система гуманитаристики. Многообразие путей и форм человеческого познания.




Раздел 2. Общество.
Общество как социальная система

Понятие об обществе. Общество как целостная система. Сферы жизни общества, их взаимосвязь и общественные отношения. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль, обычаи, право.

Индивидуальное и коллективное в жизни людей. Социальные институты и организации. Соотношение и взаимосвязь общества и природы. Влияние человека на окружающую среду. Экологическая этика. Правовая защита природы.

Целостность общества. Необходимость изучения общества.

Развитие общества


Происхождение и формирование общества. Ступени человеческой истории. Аграрное, индустриальное, информационное общество. Исторический процесс и его участники. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Общественный прогресс и регресс, их критерии, цена прогресса. Противоречивость развития. Направление и формы общественного развития. Эволюция и революция. Возможности альтернативности общественного развития.

Формационный и цивилизационный подходы к истории развития общества. Понятие цивилизации. Линейно-стадиальный подход к развитию общества. Концепция локальных цивилизаций. Типология и исторические формы цивилизаций.



Специфика древнегреческой цивилизации


Формирование древнегреческой цивилизации. Понятие города - государства. Классическое рабство. Характеристика идеала человека и гражданина у греков. Великие достижения культуры. Значение наследия древнегреческой цивилизации для последующего развития Европы.

Эллинизм как опыт взаимодействия различных цивилизаций.


Римская цивилизация

Особенности политической жизни древнего Рима. Гражданские ценности Рима. «Воинская доблесть» как основа Римского мира. Достижения римской культуры. Право. Риторика. Значение римской цивилизации для формирования современной европейской цивилизации.
Восточные цивилизации

Природно-климатические и географические предпосылки образования обширных восточных империй. Центральная власть как организатор крупных социальных проектов. Отношение масс к правителю. Социальная структура государств Востока. Государственное насилие как инструмент эффективного властвования. Роль идеологического воздействия для укрепления позиций правящей элиты. Достижения восточной культуры.
Цивилизация России и ее особенности

Россия между Западом и Востоком. Природно-климатические особенности Восточно-Европейской равнины и их влияние на формирование национального самосознания. Геополитическая трактовка положения России в мире. Особенности социокультурного процесса и основные этапы исторического развития России.

Современный мир

Характеристика современного общества, концепции индустриального и постиндустриального общества. Концепция ограничений экономического развития. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Концепции постиндустриального общества. Глобализация, ее социокультурные причины и последствия. Человечество как социальная общность. Многообразие, взаимосвязь, целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы человечества, пути их решения.

НТР, ее противоречия, социальные последствия и перспективы.

Раздел З. Сферы общественной жизни.

Экономика и ее роль в обществе

Основные компоненты экономики. Роль экономики в жизни общества. Наука и хозяйство. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Экономическое и юридическое содержание собственности. Формы и отношения собственности; распределительные отношения. Разгосударствление и приватизация собственности. Потребитель и производитель в экономике. Культура производства и потребления.

Государство и экономика: различные подходы к проблеме. Денежная, кредитно-финансовая и бюджетная политика государства. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Традиционная экономика. Централизованная (плановая) экономика.

Рыночная экономика. Принципы рыночной экономики. Понятие рынка. Обмен. Виды и типы рынков. Роль рынка в экономической жизни. Экономический интерес, экономическая свобода Спрос и предложение, их взаимодействие, факторы формирования. Равновесная цена. Конкуренция и монополия. Производство и его факторы: земля, труд, капитал, предпринимательство. Трудовые отношения. Формы и виды оплаты труда. Рынок труда и безработица.

Экономическая политика. Госбюджет. Налоги, их виды и функции. Налоговые льготы. Права потребителей, их защита.

Экономический рост. Издержки производства и прибыль. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Бизнес и предпринимательство. Деньги, их функции. Банки. Инфляция. Рынок и государство. Этика и мораль предпринимательства. Социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Экономическая культура. Экономика и экология.

Экономический цикл, его основные фазы. Россия в условиях рыночных отношений и в системе мировой экономики.


Социальная сфера жизни

Социальная структура общества. Социальные группы (касты, сословия, классы и др.) Социальная дифференциация. Социальные отношения, тенденции в их развитии.

Социальный статус личности. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальный конфликт и пути и методы его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальные группы. Понятие о малой группе. Человек в группе. Групповые нормы и санкции.

Молодежь как социальная группа и как субъект социального развития. Поколения, отношения между ними.

Семья как социальная группа. Брак. Правовые основы семьи и брака. Функции и виды семьи. Семья в современном обществе. Семейные роли мужчины и женщины. Семейный бюджет. Духовные ценности и ориентиры семейной жизни. Психологический климат семьи.

Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение, его Социокультурные факторы. Гении и общество. Люмпены и маргиналы. Алкоголизм и наркомания как социальные явления.

Социальные процессы в современной России.

Нации и межнациональные отношения

Этнические общности. Исторические формы этноса (племя, народность, нация). Национальное сознание. Национализм. Шовинизм. Интернационализм. Космополитизм. Развитие наций и национальных отношений в современном мире.

Межнациональные отношения. Культура межнациональных отношений. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Принципы национальной политики и национальные отношения в современной России.


Политика и ее роль в жизни общества

Структура политической сферы. Политическая власть, ее происхождение и виды.

Политические отношения. Политика как вид социального управления. Политическая система, ее структура. Политическая власть и политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический. Государственный аппарат и разделение властей. Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная). Участие граждан в политике и управлении. Выборы, референдум. Политические организации. Понятие политической партии и ее роль в жизни общества. Виды партийных систем. Многопартийность. Политические права и свободы граждан. Гражданство. Политическая и правовая культура личности.

Политическая жизнь современной России.

Государство. Понятие, основные признаки государства. Государство и право. Основные концепции государства (учение Аристотеля о происхождении государства, договорная теория, классовая теория). Проблема типологии государств. Принципы типологии. Марксистский подход (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические государства). Формы государственного устройства. Монархия и республика. Типы монархий и республик. Национально-государственное устройство. Демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы.

Внутренние и внешние функции государства.

Гражданское общество и правовое государство. Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство права. Местное самоуправление.

Социальное государство. Социальная политика. Программы социальной защиты. Современное российское государство.


Политическая идеология и ее структура

Общественное сознание и его формы. Функции политической идеологии. Виды идеологии. Идеологический плюрализм.

Политическая культура, ее структура и функции. Истины, ценности и нормы в структуре общественного сознания


Право в системе социальных норм

Понятие права. Место и роль права в жизни человека, общества и государства. Право и мораль. Соотношение права и закона. Нормы права. Правосознание. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники (формы) права. Правовые акты. Правоотношения. Законность и правопорядок. Правомерное поведение и правонарушение. Реализация права. Правоохранительные органы.

Административное право. Специфика административно- правовых отношений. Правомерное деяние и административное правонарушение. Виды административного наказания.

Уголовное право. Юридическая ответственность ее основные признаки, виды и значение. Понятие и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды уголовных наказаний. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление.

Гражданское право. Специфика гражданского права. Имущественные и неимущественные отношения, их взаимосвязь. Гражданская правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность. Сделка, договор.

Трудовое право. Специфика трудового права. Трудовой и коллективный договор. Государственное регулирование трудовых отношений. Права и обязанности работодателя и наемного рабочего.

Конституционное право. Конституция в иерархии правовых норм. Конституция РФ об основах конституционного строя Структура высшей государственной власти в РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Судебные органы. Прокуратура РФ. Федеративное устройство России и ее субъекты. Местное самоуправление. Закрепление в Конституции РФ общепринятых международных стандартов прав человека. Становление правового государства в РФ.

Права человека. Международные правовые документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Права и обязанности граждан по Конституции РФ. Граждане как субъекты правовых отношений.

Духовная жизнь человека и общества

Мировоззрение, убеждение, вера. Менталитет. Система ценностей.

Формы и разновидности культуры. Духовная и материальная культура. Понятие духовной культуры, ее роль в жизни общества. Духовное производство и культура. Массовая, элитарная, народная культура. Культура и субкультура. Искусство как социальное явление, его происхождение и функции в обществе. Виды искусства. Тенденции и проблемы духовной жизни в современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука: ее становление как социального института. Наука и общество, их взаимосвязь. Функции науки. Технологические революции и развитие общества. Научно – техническая революция (НТР). Особенности современной науки. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Средства массовой информации и их роль в общества. Роль СМИ в демократических преобразованиях в современной России.

Религия и ее роль в обществе. Функции религии. Религиозное мышление. Свобода совести и вероисповеданий. Религия и наука. Воздействие религии на искусство. Ранние формы религии. Национальные и мировые религия. Религия и ее роль в современном мире. Религиозные организации и их роль в общественной жизни. Религия и социальные конфликты в современном мире.

Образование как форма духовной культуры. Образование и его роль в развитии общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. И за рубежом. Самообразование. Социальные приоритеты и принципы образования. Образование в постиндустриальном обществе.

Сущность морали. Понятие ценности. Взаимосвязь индивидуальных, общественных и общечеловеческих ценностей. Свобода и своеволие. Мораль как регулятор социального поведения. Мораль и право. Честь, совесть, самооценка. Моральный идеал. Нравственная оценка для деятельности. Моральный выбор. Проблема общечеловеческих ценностей.

Примерная структура экзаменационных билетов вступительных экзаменов по обществознанию

(дневное отделение)

Экзаменационный билет состоит из двух блоков заданий, охватывающих содержание курса обществознания.



1 блок включает 1 вопрос, ответ на который требует развернутое суждение абитуриента. Задание позволяет выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся, раскрыть знание основных разделов курса обществознания.

Примерные вопросы 1 блока


  1. Основные сферы жизни общества.

  2. Признаки и типы цивилизаций.

  3. Особенности российской цивилизации.

  4. Формационный подход к изучению истории.

  5. Исторический процесс.

  6. Человек, индивид, личность, индивидуальность.

  7. Виды человеческой деятельности: труд, творчество, игра, общение.

  8. Собственность и ее формы.

  9. Плановая и рыночная экономика.

  10. Социальная структура общества.

  11. Особенности индустриального общества.

  12. Социальный институт как форма организации общественной жизни.

  13. Общественные сознание и его формы.

  14. Политическая система и ее структура.

  15. Сущность, признаки и функции государства.

  16. Формы правления и типы государственного устройства.

  17. Гражданское общество и правовое.

  18. Политические партии и общественная роль. Типы политических партий.

  19. Роль права в жизни человека и общества.

  20. Отрасли права. Нормы права. Виды правовой ответственности.

  21. Правонарушение и юридическая ответственность. Виды правонарушений.

  22. Реформа политической системы в России. Конституция Российской Федерации.

  23. Мировые религии и их взаимоотношения.

  24. Сущность, происхождение, функции и виды искусства.

  25. Мораль как регулятор общественных отношений.

  26. Роль науки и образования в жизни общества.

  27. Экономика и ее роль в жизни общества.

  28. Понятие рынка: его законы, виды, учреждения. Социальные функции рынка.

  29. Человек, его потребности, интересы и мотивы деятельности.

  30. Типы политических режимов.

  31. Мировоззрение и познание.

  32. Духовная культура общества.

  33. Роль государства в экономических отношениях.

  34. Деньги, их сущность и основные функции.



2 блок вопросов содержит тестовых 15 заданий с выбором ответа(ов) (один верный ответ из 4 предложенных; несколько вариантов ответа), задания открытой формы, задания на соответствие. С их помощью проверяются базовые знания основных разделов курса обществознания, понятий и терминов, характерных признаков явлений, причинно-следственных связей.
Примерная формулировка вопросов 2 блока:


  1. Молодежь – это:

А) социально-классовая общность

Б) социально-этническая общность.

В) социально-демографическая общность.

Г) социально-культурная общность


2. Завершите фразу:

«Совокупность отношений людей в социально-экономической и культурной сферах, развивающихся относительно независимо от государственной власти, называется__________________________»



  1. Установите правильное соответствие. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк:

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) Метод А) Побуждение к деятельности, связанной с

удовлетворением потребности

2) Мотив Б) Совокупность идеологических отношений в

обществе


3) Право В) Способ построения и обоснования системы знаний

4) Надстройка Г) Система общеобязательных норм поведения




1

2

3

4














Примерный вариант экзаменационного билета по обществознанию

(дневное отделение)

Блок 1.

  1. Формационный подход к изучению истории.

(Ответ зафиксируйте на отдельных листах, не забыв проставить номер билета и задания)
Блок 2.

Выберите правильный(ые) ответ(ы):



    1. Источниками права в Российской Федерации являются:

  1. правовой обычай;

  2. юридический прецедент;

  3. закон;

  4. нормативно-правовой акт;

  5. подзаконный акт;

  6. судебный прецедент.




    1. Религия возникла:

  1. вместе с возникновением общества и человека;

  2. с образованием цивилизаций;

  3. в «осевое время» (VIII - II вв. до н.э.);

  4. прообраз религии существует и в животном мире.




    1. Впишите пропущенное слово

«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________________ формой правления»


    1. Какой признак характеризует индустриальное общество:

  1. низкая социальная мобильность;

  2. глобализация экономики;

  3. сословный тип стратификации;

  4. зарождение массовой культуры.




    1. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений:

А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.

Б. Темп общественных отношений возрастает.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.




    1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит:

  1. отражение внешних признаков отражаемого объекта;

  2. теоретическое обобщение результатов наблюдения;

  3. формулировка возможных ответов на возникающие вопросы;

  4. построение предположений, основанных на опыте.

    1. Центральным мировоззренческим принципом средневековья является:

  1. Космоцентризм;

  2. Антропоцентризм;

  3. Теоцентризм;

  4. Стремление к новизне.




    1. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности является:

  1. игровые умения младших школьников;

  2. старшеклассники, проводящие занятия;

  3. компьютеры, за которыми ведется обучение;

  4. компьютерные игры.




    1. Верны ли следующие суждения о социализации:

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную жизнь и приспособление к ней.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.




    1. Условием успешного рыночного регулирования экономики является:

  1. постоянный рост объемов производства;

  2. многообразие форм собственности;

  3. устранение неравенства доходов потребителя;

  4. стабильность цен.




    1. Классовый тип социальной стратификации:

  1. присущ европейскому средневековому обществу;

  2. характерен для древневосточной цивилизации;

  3. носит универсальный характер;

  4. свойственен индустриальному обществу.




    1. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры:

  1. норм этикета;

  2. норм морали;

  3. традиций;

  4. народной мудрости.

2.13. Признаком любой политической партии является:

1) стремление к завоеванию власти;

2) долговременность объединения;

3) оппозиционный характер деятельности;

4) стремление к утверждению единой идеологии.

2.14. Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры:

А. Одна из функций политической культуры – воспитание человека в соответствии с политической системой, существующей в стране.

Б. Мобилизационная функция политической культуры действует только в военное время.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


    1. Гражданка М. получила наследство, по которому не уплатила налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству для того, чтобы установить, что гражданка М. совершила правонарушение:

  1. стоимость полученного наследства;

  2. степень родства с наследодателем;

  3. дееспособность гражданки М.

  4. имущественное положение гражданки М.



Примерный вариант экзаменационного билета по обществознанию

(заочное отделение)
Выберите правильный(ые) ответ(ы):

  1. Непосредственными субъектами политики являются:

  1. классы;

  2. правящие группы;

  3. политические элиты;

  4. нации;

  5. политические лидеры.

  1. Для эпохи Просвещения характерно возвеличивание:

  1. монархии;

  2. церкви;

  3. разума;

  4. исторического прошлого.

  1. Впишите пропущенное слово:

«Российская Федерация состоит из _____________________________, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

  1. Традиционное общество, в отличие от индустриального:

  1. имеет классовую стратификацию;

  2. является открытым;

  3. базируется на религиозном мировоззрении;

  4. поддерживает науку как социальный институт.

  1. Верны ли следующие суждения об образовательной системе нашего общества:

А. Все дополнительные образовательные услуги являются бесплатными;

Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.



  1. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется:

  1. самореализацией;

  2. способностью;

  3. самопознанием;

  4. социализацией.

  1. Философским учением, возникшим в античности, является учение:

  1. Фомы Аквинского;

  2. Иммануила Канта;

  3. Конфуция;

  4. Платона.

  1. Ученик работал в библиотеке, подбирал материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является:

  1. ученик;

  2. библиотека;

  3. отобранная литература;

  4. реферат.

  1. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания:

А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.

Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.

1) верно только А;

2) верно только Б.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.



  1. С ростом потребления населением товаров и услуг растет(ут):

  1. размер подоходного налога;

  2. объемы производства;

  3. мобильность трудовых ресурсов;

  4. дефицит государственного бюджета.

  1. Плюралистическими в этническом отношении:

  1. стали только современные государства;

  2. были общества в разные исторические эпохи;

  3. были только государства древности;

  4. являются только унитарные государства.

  1. Одной из функций демократической политической власти является:

  1. подавление сопротивления недовольной части населения страны;

  2. удержание в руках одной политической силы;

  3. обеспечение влияния правящей элиты на все сферы общественной жизни;

  4. поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабильность.

  1. Органом, разрешающим имущественные споры между предприятиями, учреждениями, организациями и защищающим их нарушенные права, является:

  1. Верховный Суд РФ;

  2. Нотариат;

  3. Мировой суд;

  4. Арбитраж.

14. Верны ли следующие суждения о трудовом праве:

А. В трудовом праве нет равенства сторон.

Б. В социальном государстве нормы трудового права защищают права работников.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

15. Граждане иностранного государства выполняли строительные работы на даче предпринимателя. Участковый инспектор, проверив их документы, обнаружил, что у них отсутствуют документы, позволяющие им пребывать на территории РФ. К какому виду ответственности будут привлечены граждане иностранного государства:

1) штрафу;

2) конфискации орудий труда;

3) выдворению за пределы РФ;

4) дисквалификации.


  1. К отличительным признакам Федерации относятся:

  1. Наличие собственных органов власти у Субъектов Федерации;

  2. Приоритет федеральных законов над региональными;

  3. Наличие органов местного самоуправления;

  4. Право субъектов на свободный выход из состава Федерации;

  5. Наличие административно-территориального деления;

  6. Единый государственный бюджет;

  7. Верхняя палата Парламента состоит из представителей всех Субъектов Федерации.

  1. К мировым религиям относится:

  1. Даосизм;

  2. Ислам;

  3. Синтоизм;

  4. Индуизм.

  1. Впишите пропущенное слово:

«Российская Федерация – Россия есть демократическое _______________________

правовое государство с республиканской формой правления»

  1. Что является отличительной чертой индустриального общества:

  1. Приоритет ценностей коллективизма;

  2. Превращение науки в общественный институт;

  3. Низкая социальная мобильность;

  4. Широкое использование компьютерных технологий.

20. Верны ли следующие суждения о массовой культуре:

А. Массовая культура зародилась с переходом к индустриальному обществу.

Б. Одним из признаков массовой культуры является ее коммерческая направленность.


  1. Верно только А;

  2. Верно только Б;

  3. Верны оба суждения;

  4. Оба суждения неверны.

  1. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются:

  1. Объектами деятельности

  2. Субъектами деятельности

  3. Целями деятельности

  4. Средствами деятельности

  1. Выдающимся представителем средневековой философии был:

  1. Фридрих Ницше;

  2. Фома Аквинский;

  3. Аристотель;

  4. Лао Цзы.

  1. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного механизма:

  1. Рост налогообложения;

  2. Бездефицитный государственный бюджет;

  3. Свободный и взаимовыгодный обмен;

  4. Использование новых технологий.

  1. Верны ли следующие суждения о свободе человека:

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.



  1. Верно только А;

  2. Верно только Б;

  3. Верны оба суждения;

  4. Оба суждения неверны.

  1. Выделение денег из государственного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий характеризует экономическую деятельность государства в сфере:

  1. Производства;

  2. Распределения;

  3. Обмена;

  4. Потребления.

  1. Выражением социальной стратификации является:

  1. Различие типов экономических систем;

  2. Разнообразие культурных традиций;

  3. Сословное деление общества;

  4. Идейный плюрализм.

  1. Для существования гражданского общества необходимо наличие:

  1. Законодательной ветви власти;

  2. Аппарата управления;

  3. Государственной идеологии;

  4. Частной собственности.

  1. Возмещение убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий государственных органов или органов местного самоуправления, является видом юридической ответственности, применяемой в праве:

  1. Административном;

  2. Гражданском;

  3. Уголовном;

  4. Трудовом.

29. Верны ли суждения о Конституционном Суде:

А. Конституционный Суд проверяет конституционность тех актов властей, которые имеют юридические последствия.


Б. Конституционный Суд имеет право официально устанавливать содержание и смысл конституционной нормы, которая может быть истолкована двояко.

  1. Верно только А;

  2. Верно только Б;

  3. Верны оба суждения;

  4. Оба суждения неверны.

30.Гражданин З.. находясь в затруднительном финансовом положении, решил возвратить взятые в долг у гражданина К. деньги по частям, что не было предусмотрено долговым обязательством. Желая получить всю сумму сразу, гражданин К. обратился в суд. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения денег в суде:

  1. Гражданского;

  2. Административного;

  3. Уголовного;

  4. Кооперативного


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал