Программам «Зеленый дом» Плешакова А. А., «Мир и человек»



Скачать 107.07 Kb.
Дата26.04.2016
Размер107.07 Kb.
ТипПрограмма
Наглядно-дидактический модуль

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ (ЖИЗНИ) В ПРИРОДЕ

Наглядно-дидактический модуль по естествознанию для начальной школы «Круговорот веществ (жизни) в природе» адресован учащимся начальной школы и учителям, ведущим предмет «Окружающий мир» по разным программам («Зеленый дом» Плешакова А.А., «Мир и человек» Вахрушева А.А. и др.).


Модуль состоит из 15 эпизодов. Использованы разнообразные изобразительные формы предъявления материала – слайды, рисованые динамические схемы, видеофрагменты, анимация, модели.
Применение электронного модуля в сочетании с традиционными средствами и формами обучения может повысить эффективность естественнонаучного образования младших школьников.
Соответствие целям природоведческого образования в начальной школе

Наглядно-дидактический модуль «Круговорот веществ (жизни) в природе» способствует достижению таких целей начального естественнонаучного образования, как: формирование научного мировоззрения; знакомство с методами познания природы; развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать факты, рассуждать, решать творческие задачи.


Соответствие обязательному минимуму содержания начального образования и содержанию вариативных программ

Содержание электронного пособия соответствуют компоненту «Окружающий мир» стандарта образования для начальной школы (2004): Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Почва, ее значение для жизни. Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их питания. Взаимосвязь растений и животных. Понимание связи неживой и живой природы.


Мультимедийное пособие совместимо с учебниками А.А. Плешакова, А.А. Вахрушева, Н.Ф. Виноградовой и др.

Содержание


эпи-зодов

НАЗВАНИЕ (пояснение)

1

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ (схематические изображения органических и неорганических веществ)

2

ЖИВАЯ ПРИРОДА (взаимосвязь и разнообразие объектов живой природы)

3–6

ЦЕПИ ПИТАНИЯ (анимация, примеры различных цепей питания в природе)

7–9

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ (загадка, роль солнца в круговороте веществ, цепь питания растений, растения как производители органических веществ)

10–11

ОБИТАТЕЛИ ПОЧВЫ (обобщающая схема природных цепей питания, роль дождевых червей)

12

ПОЧВЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ (роль почвенных микроорганизмов, почвенных солей и воды в жизни растений)

13

ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА «КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ» (неорганические вещества, органические вещества, почва, растения-производители)

14

ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ (основные участники круговорота веществ, динамическая схема)

15

СОЛНЦЕ – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (роль солнца в круговороте веществ в природе)



Методические рекомендации
Наблюдения и опыты, предложенные ниже, учитель может проводить по своему усмотрению на уроке или во внеурочное время, включив в тематическое планирование по любой программе естествознания и ознакомления с окружающим миром для младших школьников. Пособие может применяться на разных этапах урока для решения дидактических задач: обобщения самостоятельных наблюдений учеников в природе; иллюстрации к объяснению и демонстрации опытов; закрепления и обобщения знаний и пр.
Пример работы с пособием по курсу «Мир вокруг нас» (автор А.А. Плешаков)
Раздел «Как устроен мир»

Урок: «Природа» (эпизод 2)

Работа со схемой «царства живой природы» (эпизод 2 без экологической классификации) и иллюстрацией учебника (с. 4–5): примеры организмов разных царств живой природы.


Раздел «Эта удивительная природа»

Уроки: «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ» (эпизоды 1, 2)

На этапе изучения нового материала можно продемонстрировать схему «Живая природа» (эпизод 1), сделав акцент на том, что все организмы – это тела живой природы, а на основе схемы «Разнообразие веществ» (эпизод 2) показать условное различение: тела живой природы состоят из органических веществ. Это подготовит учеников к восприятию ключевого понятия в этой теме – «пища». С примерами органических веществ дети знакомы по этикеткам на пищевых продуктах: «белки, жиры, углеводы». (Можно провести рассматривание нескольких этикеток и чтение состава пищи на этих уроках и на уроках по гигиене питания в 1–4 классах).


Урок: «Что такое почва?» (эпизоды 11, 12, 13)

Эпизод 11 «Обитатели почвы – дождевой червь» учитель демонстрирует на этапе изучения нового материала при объяснении «Как образуется почва?», используя в качестве дополнительного текста рассказ «Уважай жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне». Следующий, 12-й эпизод, помогает разъяснить сущность вопроса: «Что растения получают из почвы?». Обобщающая схема эпизода 13 позволяет показать связь растений – производителей органических веществ – с почвой (растительные остатки – основной источник гумуса) и почвы с растениями (минеральные соли – условие питания растений). После просмотра эпизодов важно подчеркнуть роль почвенных микроорганизмов в пополнении запаса почвенных солей, необходимых растениям для роста и развития.


Для осознания главного свойства почвы – плодородия – нужно до урока провести серию наблюдений и опытов, выясняющих условия плодородия почвы. К примеру, наблюдения и опыты с дождевыми червями, которые позволят на уроке сформулировать следующие выводы:

1. В процессе своей жизни дождевые черви рыхлят почву, что способствует обогащению ее кислородом и улучшает впитывание влаги.

2. Перерабатывая органические остатки и вовлекая их в глубь почвы, дождевые черви способствуют образованию в ней перегноя.
Наблюдения в уголке живой природы: внешний вид дождевого червя, передний и задний конец, сегментное строение, особенности передвижения и пр.
Опыт «Роль червей в рыхлении почвы»: В стеклянную банку на ½ насыпать чередующимися слоями увлажненную просеянную садовую землю и песок, уплотнив их. Отметить исходный уровень почвы в банке и записать число. Поместить на поверхность трех-четырех дождевых червей. Банку закрыть сверху воздухопроницаемой крышкой, закрыть по бокам плотным чехлом из картона и поставить в слабо освещенное место на 5–7 дней. Почва должна быть постоянно слегка увлажненной. По истечении срока провести измерения и наблюдения. Предложить детям ответить на вопросы:

1. Произошли ли изменения со слоями песка и земли? Если они смещаются, то почему?

2. Произошли ли изменения с исходным уровнем почвы в сосуде? Почему?
Опыт «Роль червей в обогащении почвы перегноем»: В стеклянную банку поместить небольшое количество перепревшей листвы (из листовой подстилки) и трех-четырех дождевых червей. Банку закрыть сверху воздухопроницаемой крышкой, закрыть по бокам плотным чехлом из картона и поставить в слабо освещенное место на 5–7 дней. (Поддерживать умеренную влажность!) По истечении срока приподнять листву, провести наблюдения и ответить на вопрос: что находится на дне банки, кроме листвы и дождевых червей? Объяснить происхождение земляных комочков.
Наблюдения в природе: Приглядитесь внимательно к садовым дорожкам, огородным грядкам, постарайтесь увидеть длинные земляные шнурочки или земляные шаровидные комочки – это выделения дождевых червей, образовавшиеся при пропускании почвы, богатой растительными остатками, через кишечник червя.
Урок: «Солнце, растения и мы с вами» (эпизоды 1, 79, 15)

Загадку о солнце (эпизод 7), схему «Неорганические и органические вещества» (эпизод 1) можно использовать на подготовительном этапе для актуализации знаний и эмоционального настроя учеников.


На основном этапе урока учитель использует эпизоды 8 и 9 для пояснения процесса питания растений. Эпизод 8 иллюстрирует значение солнечного тепла и света для роста и развития растений и содержит обобщающую схему «Условия, необходимые для питания растений». При рассматривании этой схемы дети отвечают на проблемные вопросы:

Какую роль в питании растения играют корень, стебель и листья?

Почему растения не могут жить без солнца?
Использование эпизода 9 позволит организовать беседу о роли растений в превращении неорганических веществ в органические и обосновать термин «растения – производители органических веществ».
Для неформального восприятия этого материала во внеурочное время надо провести агротехнические опыты, выясняющие значение влаги, света и тепла для растений на нескольких примерах.
Опыты в уголке живой природы: Выращивание лука на перо в разных условиях (без света, без тепла, без влаги; контрольный опыт с соблюдением всех необходимых условий)»; выращивание фасоли или гороха из семян.
На этапе закрепления дети с использованием первой части эпизода 15 поясняют значение солнца для превращения веществ неорганических (каких?) в вещества органические (какие?) и о роли растений в этом удивительном круговороте.
Урок: «Размножение и развитие растений» (эпизоды 89)

На этом уроке уместно продемонстрировать эпизоды 8 и 9 на этапе проверки знаний (без звука) и дать возможность ученикам рассказать о значении солнца в жизни растений и о процессе питания зеленых растений или еще раз просмотреть эти фрагменты на подготовительном этапе для перехода к новой теме. В этом случае акцент нужно сделать на том, что органические вещества, которые образуются в растениях, позволяют им расти (сравнить массу семени и взрослого растения) и изменяться (развиваться). Далее на этапе изучения нового материала ученики в ходе практической работы рассматривают последовательные стадии развития конкретного растения (к примеру, фасоли) с использованием натуральных объектов.


Урок: «Кто что ест?» (эпизоды 36, 10)

На этом уроке с помощью эпизодов 3–6 вводится понятие «цепь питания». Этот материал иллюстрирует и дополняет содержание учебника (с. 96–97).


Важно отметить, что при объяснении («чтении») схем цепей питания учитель должен учитывать направление стрелок (от растений к растительноядным животным и от них – к плотоядным), а также понятие «пищи»: «…Опавшие желуди являются пищей для лесных обитателей (к примеру, лесных мышей), а мыши становятся добычей и пищей для хищных лесных птиц – для сов». Такое пояснение схемы наиболее близко экологической сущности пищевых отношений: с пищей от звена к звену передаются органические вещества, нужные организмам для поддержания жизни. (В то время как использование слов «питается», «поедает» и пр. предполагает обратный ход рассуждений и закладывает иной зрительный образ, противоречащий экологической сущности данной природной закономерности).
Эпизод 10 можно использовать на этапе закрепления для обобщения нового материала о цепях питания и деятельности организмов-разрушителей как источника перегноя в почве.
Во внеурочное время следует организовать наблюдения и опыты, связанные с питанием различных животных (домашних и диких). В условиях уголка живой природы наиболее доступными объектами для наблюдений являются насекомые, черви, моллюски.
Наблюдения в природе и в уголке живой природы

1. Наблюдение за растительноядными животными

Питание гусениц, бабочек, личинок колорадского жука (листоеды); питание тли соками растений (сосущие). Рассматривание внутренней, испещренной «ходами» поверхности коры с личинками жуков (короеды) и пр.

2. Наблюдение за плотоядными животными

Питание личинки божьей коровки и златоглазки тлями; питание пауков мухами и пр.

3. Наблюдение за питанием земляных червей

Положить на поверхность почвы, где находятся дождевые черви, маленькие кусочки листьев. Понаблюдать, что с ними произойдет. Как черви уносят пищу в почву и в какое время суток? Положить на поверхность почвы маленькие кусочки хлеба, яблока, мяса и пр. Какую пищу предпочитают дождевые черви?
Урок: «Великий круговорот жизни» (эпизоды 2, 10, 13, 14, 15)

На этом уроке можно использовать практически все эпизоды данного модуля. К примеру, на подготовительном этапе и на этапе изучения нового материала при введении понятий «организмы-производители, «организмы-потребители», «организмы-разрушители» использовать схему «царства живой природы» (эпизод 2), обобщающую схему эпизода 10, который показывает роль организмов-разрушителей и схему «связь растений и почвы» из эпизода 13. Эти знакомые уже схемы дети могут озвучить самостоятельно. Затем изучение нового материала проводится по динамической схеме «Великий круговорот жизни» (эпизод 14).


Работу с эпизодом 14 можно продолжить на этапе закрепления, предоставив ученикам возможность рассказать о круговороте веществ в природе с использованием игрового персонажа или в форме речевого фантазирования:

Что изменится в природе, если… (исчезнут растения, почвенные микроорганизмы)?


По схеме «Солнце – источник жизни на Земле» (эпизод 15), увязывающей в единое целое все царства живой природы, а также организмы всех экологических групп, ученики отвечают на проблемный вопрос:

Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений, без солнца?




Варианты применения эпизодов электронного наглядного пособия

на уроках при работе по некоторым программам и учебникам


№ п/п

Программа

Класс

Изучаемые темы

Эпизоды

1

Плешаков А.А.

Мир вокруг нас



3-й класс

Раздел «Как устроен мир»

Природа
Раздел «Эта удивительная природа»

Разнообразие веществ
Что такое почва?
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений
Кто что ест?
Великий круговорот жизни


2

1
11, 12, 13


1, 7–9, 15

8–9


3–6, 10
2, 10, 13, 14, 15

2

Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Мир и человек



3-й класс

Раздел «Живая оболочка планеты»

Где обитают живые организмы


Большой круговорот веществ
Живые участники круговорота веществ
Как живые организмы запасают энергию Солнца
Раздел «Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли»

Жизнь экосистемы



10, 11


3-6, 13, 14

2, 10, 12, 13

7–9

1–15


3

Виноградова Н.Ф.

Окружающий мир



3-й класс

Раздел «Природа вокруг нас»

Тела и вещества


Почва
Рост и развитие растений. Условия жизни растения
Питание животных

1, 2
11, 12, 13


8–9

3–6, 10


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал