Простое предложение грамматическая основа двусоставного предложения



Скачать 81.23 Kb.
Дата02.05.2016
Размер81.23 Kb.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Обязательная часть.
1.Из приведенных ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания и отметьте крестиком главное слово.
Солнечный день, дышится легко, леса и парки, любоваться пейзажем, ребята трудятся, после уроков, любимое занятие, подготовка доклада, были заняты, урок окончен, доволен результатами, заня-ты делом, альбом и тетрадь, книга интересна, ради будущего, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.
2. Выпишите из текста все словосочетания. Обозначьте в них главное слово и поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
Небо резко дохнуло холодом, издалека начал катиться медленный и важный гром. Вихри туч опустились к земле, и хлынул торопливый ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам. Лес сверкал и дымился от счастья.
3.Тест. Определите, какой частью речи является в данных словосочетаниях главное слово.
1 вариант 2 вариант Выберите ответ:

1) известный ученик; 1) гулять вдвоем; а) глагол;

2) первый по порядку; 2) стол с тумбой; б) имя существительное;

3) наедине с собой; 3) некоторые из нас; в) имя прилагательное;

4) отстать из-за болезни; 4) красный от злости; г) наречие;

5) мы с товарищем; 5) ( по ) юношески бодро; д) местоимение;

6) ( по ) зимнему холодно. 6) пятый справа. е) имя числительное.

4.Определите строение, тип, грамматическое значение словосочетаний.


1 вариант 2 вариант

к ветхой избушк... медовый ветер

пылает над землей вижу взгляд

вел...чаво движутся бесконечно бегущими


5.Определите вид связи в словосочетаниях. Произведите письменный разбор одного из них. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1 вариант 2 вариант

в торжественной тишине в наших лесах

открыть настеж... рас...тилается ( во)круг

свои листоч(...)ки сказочно красив

смотрит из окна зап...х лип

низко пронеслись серебристым блеском

в каплях дождя свесился с ветки

6.В каком падеже и с каким предлогом нужно употребить зависимое слово в словосочетаниях, соблюдая нормы сочетания слов?


П...кл...няться (т...лант)

вера (буду(?)щее)

уверенность (буду(?)щее)

упл...тить (проезд)

опл...тить (проезд)
7.Что общего и различного в словосочетаниях?
Стекля...ый сосуд – сосуд из стекла. Шапка отца – отцова шапка.
8.Тест. Определите характер предложения по цели высказывания.
1. Не оставь меня, кум милый!

2. Не правда ли, странная история?

3. Андрей, иди же наконец.

4. Лошадь моя была готова.

5. Споемте, друзья, все вместе.

6. Художественное произведение непременно должно выражать какую-

нибудь большую мысль.
Выберите ответ:

а) повествовательное,

б) вопросительное,

в) побудительное.


9.Тест. Определите характер предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов.
1. В доме начали просыпаться. Выберите ответ:

2. Я лишь хотел спросить. а) распространенное,

3. Мальчики привыкли бить баклуши. б) нераспространенное.

4. Мы будем заниматься.

5. Он совершенно удручен обстоятельствами.

6. Вот и вечер.


10.Определите в каких пушкинских строках использован обратный порядок слов ( инверсия ). С какой стилистической целью? Вставьте пропущенные буквы.
1 вариант 2 вариант

Р...няет лес б...гряный свой убор, По дороге зимней, скучной

Сребрит мороз увянувш... поле, Тройка борзая бежит,

Проглян...т день как...будто Колокольчик однозвуч...ный

(по)неволе Ут...мительно гремит.

И скро...тся за край окружных гор.


11.Найдите и обозначьте грамматическую основу предложений. Определите вид сказуемого.
1 вариант

1.Сегодня я вспомнил забавный случай. ( Определите грамматическое значение сказуемого. )

2.Я долго не мог осмотреться.

3.Мы рады весь изъездить мир.

4.Тиха украинская ночь.

5.Приезд отца явился полной неожиданностью.

6.День становится жарким.

2 вариант

1.Я слышу осенний ветер в соснах. ( Определите грамматическое значение сказуемого. )

2.Даже петухи при нем не смели драться.

3.Я был готов любить весь мир.

4.Брат стал инженером.

5.Ночь была свежая и светлая.
12.Выделите грамматическую основу предложения. Определите способ выражения подлежащего.
1 вариант

1.Октябрь уж наступил.

2.Я помню чудное мгновенье,

(Передо)мной явилась ты.

3.Там кто(то) стучит у порога.

4.Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

5.Шли два пр...ятеля вечернею порой.
2 вариант

1.Уж роща отр...хает последние листы с нагих своих ветвей.

2.Выхожу один я на дорогу.

3.(Ни)кто (не)отвечал мне.

4.Бывалые и старые поучали молодых.

5.Все трое всадников ехали молча.


13.Выделите грамматическую основу предложений. Расставьте знаки препинания. В чем особенности грамматической основы в этих предложениях? О каком пунктуационном правиле нужно помнить в данных случаях?
1 вариант 2 вариант

1.Чтение вот лучшее учение. 1.Чтение это окошко в мир.

2.Пятью восемь сорок. 2.Курить здоровью вредить.

3.Глаза его что угли. 3.Труд основа жизни.

4.Стремиться вперед вот цель 4.Дома города точно груды грязного

нашей жизни. снега.

5.Творчество Пушкина осл...пи- 5.Точность и краткость вот

тельный поток стихов и прозы. достоинство прозы.


14.Озаглавьте текст. Определите его тему и основную мысль. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Выпишите выделенные предложения, подчеркните главные члены, определите способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения.
Множ...ство ц...рквей и колокол...н подымали свои золочен...ые головы к небу. Подобные большим зеленым и ж...лтым пятнам, в...днелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля.

Над путаницей церквей, домов, рощ... и м...настырей гордо вздымались кремлевские церкви и недавно отделан...ый храм Покрова Богоматери, который Иоанн зал...жил несколько лет тому назад в пам...ть взятия Казани и который мы знаем ныне под им...нем Василия Блаженного. Велика была радость москвитян, когда упали наконец леса закрывавшие эту церковь.

Предстала она во всем своем величи... св...ркая золотом и красками и уд...вляя взор разнообразием укр...шений. Любили православные укр...шать дома Божии но мало заботились о наружности своих домов. Жилища их почти все были выстро...ны проч...но, по старин...ой русской пословице: не красна изба углами а красна п...рогами.


дополнительная часть

15.Внимательно прочитайте словосочетания каждого способа связи. Измените их так, чтобы изменился и способ связи.

Согласование в управление: лисьи повадки, сельские жители.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом.

Согласование в примыкание: серьезный разговор, откровенное признание.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом.

Примыкание в согласование: говорить тихо, по-настоящему весело.
16.Какие способы связи лежат в основе образования следующих сложных слов?

Сталелитейный, угледобывающий, черноморский, тихоокеанский.


17.Дайте определения научным понятиям литературоведения, употребив в предложении тире.

1 вариант Метафора-

2 вариант Олицетворение-
18.Вставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым в следующих предложениях:

1.Творить значит петь своим голосом.

2.Умелому воину зима не помеха.

3.Горы как пышные складки на богатой одежде земли.

4.Не правда ли, что мы краса долины всей ?

5.Доброе слово что дождь в засуху.


19.Прочитайте миниатюру М.М.Пришвина. Представьте себе картину, описанную автором.
У края дороги, среди лиловых колокольчиков цвел кустик мяты. Я хотел сорвать цветок и понюхать, но небольшая бабочка, сложив крылышки, сидела на цветах. Не хотелось расстраивать бабочку из-за своего удовольствия, и я решил подождать немного и стал записывать, стоя у цветка, одну свою мысль в книжку...
1)Каково отношение писателя к живой природе и в каких словах оно особенно отчетливо выражено ?

2)Проанализируйте постановку запятой в первом предложении. Как изменится интонация этого предложения, если после слов среди лиловых колокольчиков поставить запятую ? Согласны ли вы, что авторский вариант лучше?



3)Дополните этот текст небольшим сочинением, продолжая последние слова стал записывать одну свою мысль...(какую? о чем? С каким чувством?).

4)Следите за правильностью, точностью, последовательностью, выразительностью и богатством своей письменной речи.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал