Пути и методы сохранения современной биосферы



Скачать 434.51 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2016
Размер434.51 Kb.
ТипГлава
  1   2


Глава 10

ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ биосферы








Экологическая проповедь должна считаться

с реальным состоянием человека.




С.Л. Франк

Стоящая перед современным Человечеством задача сохранения окру­жающей природной среды (ОПС) главным образом заключается в необ­ходимости сохранения качества этой среды, привычного человеку.






Охрана окружающей ПРИРОДНОЙ среды - это комплекс международных, государственных и региональных, административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических, биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых для здоровья и благосостояния

ч е л о в е к а.




Существование человеческого общества без использования природных ресурсов и влияния на среду обитания невозможно. Важно добиться, чтобы это воздействие не превышало допустимого уровня.

Основные направления совершенствования взаимоотношений чело­века с Природой, призванные способствовать преодолению (исклю­че­нию возникновения) глобального экологического кризиса на совре­менном этапе научно-технического прогресса, описаны в данной главе.


10.1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА








"Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии

и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).








"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).










Конституция Российской Федерации


Экологическое право (ЭП) - комплекс правовых норм и правоотношений, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Оно признано одной из самостоя­тель­ных отраслей современного российского права и в специали­зи­ро­ванных учебных заведениях изучается как отдельная юридическая дисциплина.
Экологическое законодательство является основной формой закреп­ления государственной экологической политики.

Конституция РФ (ст. 72 п. "д") относит регулирование эколо­ги­ческих правоотношений к совместному ведению Федерации и её субъектов, следовательно субъекты РФ могут иметь свое экологи­ческое законо­дательство.




  1. Источники экологического права

Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. К ним относятся Конституция РФ, международные договоры РФ, законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, законодательные и иные норматив­но-правовые акты субъектов РФ, ведомственные норматив­но-правовые акты, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, ло­кальные акты, правовой обычай.

Судебные решения Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного судов не являются источниками ЭП, но имеют большое значение с точки зрения расширения содержания эко­логических правовых норм, их толкования.

Источники ЭП можно классифицировать по различным осно­ва­ни­ям, в том числе по следующим:



По юридической силе.

Законы как источники ЭП представляют собой норма­тивные акты, принятые высшими органами представительной власти Российской Федерации и субъектов федерации (Федеральным Соб­ранием РФ, законодательными органами республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и др.).



Подзаконные нормативные акты как источники ЭП представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом РФ, Правительством России, а также министерствами и ведомст­ва­ми как РФ, так и субъектов РФ, и другими, имеющими право на принятие данных актов.

По предмету правового регулирования.

Всеобщие: нормативно-правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования (Конституция РФ, УК РФ и т.п.).



Общие: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регули­рую­­щие наиболее общие экологические отношения (Закон об охране окру­жающей природной среды; Закон об экологической экспертизе и др.).

Специальные: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регули­рующие отдельный вид экологических отношений (Закон о геодезии и картографии; Закон о недрах и др.).
10.1.2. Объекты и субъекты экологического права.

Право собственности на природные ресурсы

и право природопользования
Объектами* экологического права призна­ются только естест­вен­­ные экологические системы. Модифи­цированные (трансформи­ро­ванные) экологические системы и объекты не признаются объекта­ми охраны, ибо они не всегда положительно воздействуют на человека.

Критериями объекта экологического права являются:

  • его естественное происхождение;

  • тесная взаимосвязь с остальной природной средой;

  • выполнение им экологических функций.

Объекты, подлежащие охране в соответствии со статьёй 4 Закона "Об охране окружающей природной среды (ОПС)" от 19.12.91 № 2060-1, подразделяют на три группы:

1  естественные экологические системы и озо­новый слой атмосферы;

2  отдельные природные объекты (земля, её недра, поверх­ностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная расти­тельность, жи­вотный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшаф­ты);

3  особо охраняемые природные террито­рии и объекты, имеющие большое природоохранное и экологическое значение (заповедники, заказники, национальные и природные парки, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и мес­та их обитания).

Субъектами** права собственности на природные ресурсы являются:

1) физические лица;

2) юридические лица;

3) Российская Федерация;

4) субъекты РФ;


  1. муниципальные образования.

___________________

* Объект (от лат. обжектум - предмет)  предмет (явление), на который направлена какая-либо деятельность субъекта. Объект права  конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения по поводу которых регламентированы законом.

** Субъект (от лат. субжектум - лежащий внизу, являющийся основанием)  человек, познающий внешний мир (объект); личность. Субъект права  носитель прав и обязанностей; физическое или юридическое лицо, наделённое по закону способностью иметь права и нести юридические обязанности.

Природопользование  это одна из сторон взаимодействия между обществом и природой, выражающаяся в извлечении полезных для человека и общества свойств природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных, нравственно-эстетических потребностей.

Право природопользования  совокупность правовых норм, регу­ли­­рующих отношения по использованию природных ресурсов в соответст­вии с экологическими требованиями по рациональному их использова­нию, воспроизводству и охране окружающей среды.

Потребляя природные ресурсы, человек использует природу в двух качествах: как естественное условие свой жизни и деятельности и как объект своей хозяйственной и культурной деятельности. В зависимости от этого право природопользования подразделяется на право общего и право специального природопользования.



Право общего природопользования право свободно, без каких-либо разрешений со стороны компетентных государственных орга­нов или фи­зических и юридических лиц, за которыми закреплены природные объ­екты в пользование, находиться на этих объектах (пути сообщения, пар­ки, лесопарки, пляжи, водоемы, леса и др.).

Право специального природопользования пользование природ­ны­­ми ресурсами, связанное с удовлетворением экономических интересов об­щества, юридических и физических лиц, осуществ­ляе­мое в соответствии с разрешительной системой и требующее выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридическим или фи­зическим лицам.
10.1.3. Источники экологической информации
Источниками сбора и использования экологической информации являются следующие.

Экологический мониторинг  система долгосрочных наблю­дений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений (см. разд. 10.4.7.).

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов своды эко­номических, экологических, организационных и технических показате­лей, характеризующих качество и количество того или иного природного ресурса, состав и категории его пользователей (см. разд. 10.3.4).

Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологиче­ских веществ, представляющий собой способ государст­вен­ной регистрации этих веществ. Он ве­дётся по единой для России системе и включает информацию о назначении, номенклатуре, производстве и применении этих веществ, о свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде.

Государственный доклад о состоянии ОПС в РФ  это официальный доку­мент, содержащий информацию о качестве ОПС, состоянии природных ресурсов и т.п., предназначенную для государственных органов управле­ния и населения, служащий основой для уточнения приоритетных облас­тей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, на­правленных на улучшение экологической обстановки в России.
10.1.4. Экологический вред
Вред природной среде с позиции его последствий подраз­деляется на вред экономический и вред экологический. Вред эконо­мический причиняется экономическим интересам природо­пользо­вателя. Он может выражаться в потере товарной продукции приро­ды, упущен­ной выгоде, вынужденных расходах на восстановление иму­­щества и на­рушенного состояния природной среды. Вред эколо­гический нарушает интересы общества в здо­ровой, благоприятной для жизни, продуктивной окружающей природной среде.

Экологический вред  это любое ухудшение состоя­ния ОПС, а также любое умаление охраняемого законом матери­аль­ного и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Экологический вред выража­ется в разрыве естественных связей в природе.



Экологический вред проявляется в:

• порче  нерациональном использовании, ведущем к потерям качест­венных и количественных характеристик природных объектов;

• загрязнении  любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;

• истощении  уменьшении полезных природных свойств;

• повреждении  частичном приведении в негодность по качеству и ко­личеству;

• уничтожении  полном качественном и количественном приве­де­нии в негодность.

Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие на­ру­­­ше­­ния природоохранного законодательства (экологического пра­во­на­рушения). Соответственно этому ответственность причини­теля вреда мо­жет быть эколого-экономической или эколого-правовой (юридической).




Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда  это от­ветственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объек­тивным обстоятельствам вред.
















Юридическая ответственность наступает только в случае,

когда причиненный вред является прямым следствием нарушения природоохранного законодательства. Её основанием является не факт возникновения вреда, а факт совершения экологиче­ского правонарушения.




Формы возмещения вреда. Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счёт собственных средств виновника или средств страхо­вых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедст­вия­ми, авариями и катастрофами, регулируется специальным законо­­дательством. Вред, причиненный здоровью граждан в резуль­тате не­бла­­го­­приятного воз­действия окружающей природной среды, вызван­ного деятельностью пред­приятий, учреждений, организаций или отдель­­ных граждан, подлежит возмещению в полном объёме (ст. 89 Закона РФ "Об охране ОПС").

В соответствии с нормами гражданского законодательства и выше­упомянутого Закона возмещению подлежит лишь та часть ущерба, кото­рая оценивается в деньгах. Как правило, это эконо­ми­чес­кий вред.

При определении величины вреда здоровью граждан, в соответ­ствии со статьёй 89 Закона, учитываются:

• степень утраты трудоспособности потерпевшего;

• затраты на лечение и восстановление здоровья;

• затраты на уход за больным;

• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительст­ва и образа жизни, профессии;

• потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;

• иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности.






Экологический вред человеку, связанный с потерей здоровья и невоз­можностью его восстановления, со смертью человека,

с образованием дефектов в его генетической программе,

не оценивается в каких-либо эквивалентах.

Он остается тем бременем, которое несёт общество.







10.1.5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая ответственность за экологические правонарушения преду­сматривает возложение на нарушителя обязанности нести наказа­ние за последствия, совершенного им эколо­ги­чес­ко­го право­наруше­ния. Она выполняет следующие функции:

стимулирующая к соблюдению норм экологического права;

компенсационная  направленная на возмещение потерь в ОПС и воз­мещение вреда здоровью человека;

превентивная  обеспечивающая предупреждение совершения новых правонарушений;

карательная  заключающаяся в применении наказания к лицу, со­вершившему экологическое правонарушение.

Основанием возложения юридической ответственности служит эко­логическое правонарушение  виновное, противоправное деяние, на­рушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Этот термин впервые введён в оборот Законом РФ "Об охране ОПС" (ст. 81), где также подчёркивается три основных элемента этого понятия  виновность, противоправность, наличие вреда.


Виды экологических правонарушений: проступки (дисципли­нарные), правонарушения (административные) и преступления (уголовные).

Объектом экологического правонарушения является установлен­ные в законах, иных нормативно-правовых актах порядок и правила использования и охраны окружающей природной среды и от­дель­ных природных объектов.

Предмет экологического правонарушения  окружающая при­род­­ная среда в целом и её отдельные компоненты.




В качестве экологического правонарушения нельзя

рассматривать загрязнение воздуха производственных помеще­ний,

ибо в данном случае нет природного объекта.





Виды эколого-правовой ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические проступки. Должностные лица и иные виновные работники предприятий несут ответственность за:

- невыполнение планов и мероприятий по охране природы и ра­цио­наль­­ному использованию природных ресурсов;

- нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранного законодательства с учётом их трудовой функции или должностного положения.

Материальная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, при­чиненного экологическим правонарушением. Виновные несут материальную ответственность перед своими предприятиями в соответствии с трудовым законодательством.

Административная ответственность за экологические право­нару­шения выражается в применении уполномоченным органом госу­дарст­ва мер адми­нистративного взыскания за совершение противо­прав­ного, виновного действия или бездействия*, посягающего на установленный в стране экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющего вред ОПС или содержащего реальную угрозу такого причинения, за которое предусмотрена административная ответственность**.

____________________

* В данном определении курсивом выделены случаи, не входящие в определение "экологического преступления", за которое предусматривается уже уголовная ответственность. Административная ответственность и уголовная ответственность взаимоисключают друг друга. Основное различие состоит в тяжести наступивших последствий  при более серьёзных последствиях предусматривается уголовная ответственность, при меньших последствиях  административная.

** Административное правонарушение по своим объективным признакам внешне схоже с преступлением. По­этому Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) в редакции от 06.08.96 № 108-ФЗ одним из предварительных условий применения администра­тивной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном на­рушении признаков преступления.

Экологические правонарушения, за которые может наступить адми­­нистративная ответственность разделены, на 9 групп, в том числе:


  • превышение установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий;

  • нарушение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов;

  • загрязнение окружающей природной среды;

  • несоблюдение экологических требований при складировании, сжигании, переработке, захоронении промышленных и бытовых отходов;

  • невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний органов государственного экологи­чес­кого контроля;

  • и др.

За экологические правонарушения закон предусматривает штрафы, налагаемые в административном порядке:

- на граждан в размере 1 … 10 кратного размера мини­маль­ной заработной платы (МЗП), установленной в РФ;

- на должностных лиц  3 … 20 кратного размера МЗП;

- на юридических лиц  20 … 500 кратного размера МЗП.

Уголовная ответственность за экологические преступления. Она определяется в соответствии со статьёй 85 Закона РФ "Об охране ОПС", которая гласит: "... должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т.е. общественно опас­­ных деяний, посягающих на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняю­щих вред окру­жающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную от­ветственность".

Уголовный кодекс (УК) РФ 1996 года содержит специальную главу 26, в которой сформулированы 16 составов экологических преступлений, в числе которых:

- нарушение правил охраны окружающей среды при произ­вод­стве ра­бот;

- нарушение правил обращения с экологически опасными вещест­вами и отходами, в том числе с биологическими, микробиологи­чес­кими и радиоактивными;

- загрязнение атмосферы, вод, морской среды;

- порча (отравление, загрязнение и т.п.) земли;

- уничтожение или повреждение лесов;

- уничтожение критических местообитаний для организмов, зане­сён­­­­ных в Красную книгу РФ;

- нарушение режима особо охраняемых природных объектов.

Кроме того, отдельно (статьёй 358 УК РФ) оговорен такой состав экологических преступлений, как экоцид – массовое уничто­же­ние растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Экологические преступле­ния преимущественно относятся к "менее тяжким" преступлениям. Наказа­ние за них по Российскому законодательству установлено в виде:


  • наложения штрафа;

  • огра­ничения свободы на срок до трёх лет;

  • лишения свободы на срок до 2 ... 5 лет.

Максимальные наказания предусмотрены за нарушение правил обращения с экологи­чески опасными веществами и отходами, пов­лек­шее по неосторожности смерть человека или массовое заболе­ва­ние людей (лишение свободы на срок до 8 лет), а также за совер­ше­ние экоцида (лишение свободы на срок от 12 до 20 лет).
10.1.6. Правовой режим территорий, находящихся в экологически опасной ситуации
Экологически опасная ситуация  ситуация, характери­зую­щая­ся нали­чием негативного изменения состояния ОПС под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обуслов­лен­ных бедствиями и катастрофами (включая стихийные), как правило, сопровождаемая соци­альными и экономическими потерями.

Экологически неблагополучная территория  участок терри­то­рии (зо­на), состояние ОПС которого (в результате аварии, опасного при­родного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, по­влекших за со­бой человеческие жертвы, ущерб здоровью или ОПС, значительные ма­териальные потери и нарушение условий жиз­­не­­деятельности людей) соответствует правовым критериям, вы­де­­­ляющим его в специальную зону с целью принятия необходимых мер по восстановлению благоприятного состояния ОПС.

Перечень зон повышенного экологического риска в настоящее время только разрабатывается. Одно из предложений заключается в выделении четырёх видов таких зон:

- зона критической экологической ситуации;

- зона острокритической экологической ситуации;

- зона чрезвычайной экологической ситуации;

- зона экологического бедствия.

Разделение таких зон на виды осуществляется по следующим приз­на­кам:

1) санитарно-гигиеническому  характеризует уровень загряз­не­ния среды и степень ее опасности для здоровья человека;

2) экологическому  свидетельствует о состоянии естественных экологических систем, их спо­собности к процессу обмена веществ и энергии;

3) природно-ресурсному  указывает на объем ресурсного потен­циа­ла, его способность обеспечить жизнедеятельность человека, растительного и животного мира.

Характерными признаками зоны критической экологической ситуации являются:

• хронически повышенный уровень загрязнения природной среды;

• устойчивая антропогенная нагрузка на среду;

• угроза дефицита пресной воды;

• снижение плодородия почв;

• оскудение растительного покрова и исчезновение многообразия видов животных;

• оскудение рыбных запасов;

• повышенный уровень заболеваемости людей.

Для зон острокритической экологической ситуации харак­тер­ны наряду с перечисленными выше признаками развитие устойчивых процессов разрушения экологических систем, много­крат­но повышенная загрязнен­ность среды, нарастание процессов истощения растительного и живот­ного мира, потеря плодородия почв, рост смертности населения.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, со­стоянию естественных экологических систем, генетических фон­дов рас­тений и животных (ст. 58 Закона "Об охране ОПС").

Зонами экологического бедствия объявляются участки терри­тории РФ, где в результате хозяйственной либо иной дея­тельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природ­ной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естест­венных экологических систем, деградацию флоры и фауны (ст. 59).

Законом "Об охране ОПС" установлены пра­вовые меры, предпринимаемые государством и его специально уполномочен­ными органами в зонах повышенного экологического риска, которые осуществляются после издания Президентом РФ или Правительст­вом России акта о признании того или иного региона зоной повышен­ного экологического риска. Эти меры можно разде­лить на три основные группы:



  • прекращение или ограничение экологически вредной деятельности;

  • проведение восстановительных работ в природной среде;

  • компенсация вреда, причинённого здоровью граждан, путём выдачи экологического пособия, установления различных экологи­чес­ких льгот для населения.




  1. Особенности правового режима природных ресурсов

Природные ресурсы  земля, воды, атмосферный воздух, растительный мир, объекты животного мира  каждый занимает своё особое место в природе, свою «экологическую нишу». Кроме того, они выполняют специфические функции в удовлетворении потребностей человека. Это предопределило дифференцированный подход к правовому регулиро­ва­нию использования того или иного природного ресурса и его охране.


10.1.7.1. Правовая охрана атмосферного воздуха

При характеристике особой важности воздуха в жизни человека подчёркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут, тогда как без воды  несколько дней, а без пищи  несколько недель.

Атмосферный воздух, как никакой другой природный ресурс, "не признаёт" политических границ и образует единую в глобальном масштабе среду жизни. Законодательное регулирование исполь­зова­ния атмосферного воздуха может быть осуществлено лишь в достаточно малой степени.

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды явля­ется не воздух вообще, а атмосферный воздух. Воздушное законо­дательство РФ не регулирует отношения по поводу воздуха жилых и производственных помещений, к атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах, ёмкостях и т.п. Критерием разграничения атмосферного и иного воздуха служит естест­вен­ная связь первого с природной средой.

Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности. Однако в пределах своего воздушного пространства любое государство пользуется исключительным правом на использование атмосферы. Так, в соответствии со статьёй 1 Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ, наша страна обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении своего воздушного пространства. При этом под воздушным пространством понимается пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из:



  • воздушного кодекса;

  • федеральных законов (ФЗ);

  • указов Президента России;

  • постановлений Правительства РФ;

  • федеральных правил использования воздушного пространства;

  • федеральных авиационных правил (ФАП);

  • иных нормативных правовых актов РФ, принимаемых в соответствии с вышеперечисленными документами.

Законодательство РФ в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ и состоит из:

  • федерального закона "Об охране атмосферного воздуха (АВ)" от 04.05.99 № 96-ФЗ;

  • других федеральных законов;

  • иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ.

В определённой мере верхняя физическая граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достигают самолёты или иные летающие устройства. Тем не менее, вредное воз­дей­ствие на состояние озонового слоя Земли оказывают озоно­разру­шающие вещества, используемые на объектах, расположенных на земле. Озоновый слой самостоятельный объект охраны ОПС. Следует отметить, что правовой механизм регули­рова­ния охраны озо­­­но­вого слоя в России практически не существует, хотя необходи­мость его охраны отмечена ещё в 1977 г. в Программе ООН по окру­жающей среде (ЮНЕП) "Мировой план действий по озоновому слою".

Для определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также с целью оценки состояния атмосферного воздуха в нашей стране законом "Об охране АВ" (ст. 11) устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Государственное регулирование выбросов загряз­няю­щих (вредных) веществ в атмосферный воздух (ст. 12, п. 1) производится путём уста­нов­ления следующих нормативов выбросов:


  • технический норматив  норматив выброса загрязняющего вещества для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования, который отражает максимально допустимую массу выброса загрязняющего вещества в расчёте на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных средств и иные показатели;

  • предельно допустимый выброс  норматив выброса загряз­няющего вещества для стационарного источника загрязнения с учётом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источ­ником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагру­зок на экологические системы, других экологических нормативов.

В целях государственного регулирования вредных физических воздействий устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух (ст. 12, п. 5).

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух допус­ка­ет­ся на основании специального разрешения, выданного террито­ри­аль­ным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а вредные физические воздействия на атмо­сферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.

Хотя на практике не устанавливается особых ограничений на забор воздуха для технологических нужд, атмосферный воздух как природный ресурс эксплуатируется весьма интенсивно. Например, современный реактивный лайнер за 8 часов полета (перелёт из Америки в Европу) потребляет столько кислорода, сколько за такое же время могут выделить 25 000 га леса.

Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются:



  • нормирование качества воздуха;

  • нормирование предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников;

  • регулирование размещения в пространстве источников вредных воздействий на атмосферу;

  • экологическая экспертиза проектов предприятий.

Для охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны предприятий, размеры которых определяются с учётом расчётов рассеивания вредных веществ в атмосфере и в соответствии с санитарной классификацией предприятий.

Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учётом международных стандартов (ст. 12, п.6).



Обязанность осуществлять производственный контроль охра­ны атмосферного воздуха в соответствии с законом "Об охране АВ" (ст. 25, п. 1) воз­ла­­гается на юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмо­сфер­ный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение этого контроля и (или) организуют экологические службы.

К специфическим требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха относится регулирование воздействия на погоду и климат. Так, запрещается любая деятельность, которая может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, к наступлению необратимых последствий для людей и ОПС (ст. 16, п. 8).

Действия, направленные на изменение состояния атмо­сфер­ного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для ОПС на основании разрешений, выданных специально уполно­мочен­ным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха (ст. 15, п. 8). Кроме того, запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для ОПС не установлены (ст. 15, п. 7).

Требования к охране окружающей среды от воздействия дея­тель­ности авиации определяются федеральными авиационными прави­ла­ми (ФАПами) и обязательны при разработке, испытаниях, серий­ном производстве, приёмке, эксплуатации и ремонте гражданских* воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов (ст. 35 Воздушного кодекса РФ).

При изменении состояния атмосферного воздуха, вызванном аварийными выбросами вредных веществ и при котором создаётся угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­род­но­го и техногенного характера (ст. 19 Закона "Об охране АВ").
10.1.7.2. Правовая охрана вод

Поверхностные воды и земли, покрытые ими и со­пряженные с ними (дно и берега), в природоохранном законодательстве рассматриваются как единый водный объект. Также в качестве единого водного объекта рассматриваются подземные воды и вмещающие их горные породы.

Основные меры государственного управления в области использования и охраны водных объектов:


  • водохозяйственные балансы  расчёты, сопоставляющие пот­реб­­­­­­­ность в воде с её ресурсами на данной территории;

  • схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов;

  • государственные программы по использованию, восста­нов­ле­нию и охране водных объектов;

  • государственный мониторинг водных объектов;

  • государственный учет поверхностных и подземных вод;

  • государственный водный кадастр;

  • государственная экспертиза предпроектной и проектной доку­мен­­тации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов;

  • государственный контроль использования и охраны вод­ных объектов;

  • лицензирование.

____________________

* Требование решить боевую задачу, поставленную командованием Военно-воздушных сил страны и требования по охране ОПС являются практически несовместимыми.



Виды водопользования.

Водопользование – использование воды без изъятия её из мест естественной локализации. Основные водопользователи: рыбное хозяйство, гидроэнергетика, водный транспорт.



Общее водопользование  использование водных объектов без примене­ния сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водо­пользование.

Специальное водопользование  использование водных объектов с при­менением сооружений, технических средств и устройств осуществ­ля­ет­ся только при наличии лицензии на водопользование, за исклю­че­ни­ем случаев использования водных объек­тов для плавания на мало­мер­ных плавательных средствах и для разовых посадок (взлётов) воздушных судов.

Особое пользование водными объектами применяется для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Водопотребление – использование воды, сопровождаю­щее­ся её изъятием из мест естественной локализации и последую­щим безвозвратным расходованием (полным или частичным). Основные водопотребители: сельское хозяйство, промышленность, предприятия культурно-бытового назначения.

Водоотведение – возврат воды в источники забора в изменённом (загрязнённом) состоянии.

Правовые меры регулирования водопользования, водо­потреб­ления и водоотведения:


  • лимиты водопотребления – предельно допустимые объёмы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, ко­торые устанавливаются водопользователю на определен­ный срок;

  • антимонопольные требования в области использования вод­ных объектов – запрещаются действия водопользователей, направ­лен­ные на монополи­зацию и недобросовестную конкуренцию, в резуль­тате которых ущем­ляются или могут быть ущемлены права и закон­ные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.


10.1.7.3. Правовая охрана земель

В жизни человека и всего общества земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль, ибо земля  это территория государства, базис для развития всех отраслей народного хозяйства. По законодательству РФ термином "земля" обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России, и в этом смысле она измеряется квадратными километрами, гектарами и т.п.

Целью правовой охраны земли является не сохранение её общей площади (которая в основном неизменна), а сохранение, восста­нов­ле­­ние, улучшение качественного состояния земель. Юридически зна­­чи­мой характеристикой земли является то, что в отличие от поч­вы земля не может быть отделена от поверхности земного шара. Не случай­но ещё со времён римского права земля считается недвижи­мостью.

Охрана земель  это система правовых, организационных, эконо­ми­ческих и других мероприя­тий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, за­щиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивно­сти земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв. С целью восстановления качества земель (их плодородия) законодательно предусматривается консервация земель  временное их исключение из хозяйственного использования (раздел IX Земельного кодекса РСФСР от 25.04.91 № 1103-1).

Земельный фонд нашей страны равен 1,7 млрд. га. Его структура показана на рис. 10.1.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учётом их зональных и региональных особенностей.

Деградация почв и земель  совокупность природных и антропо­ген­ных процессов, приводящих к изменению функций почв, коли­чест­венному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Основные типы деградации почв и земель:



  • технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч. нару­ше­­ние земель, физическая деградация, агроистощение;

  • эрозия( водная, ветровая и прочая);

  • засоление, включая осолонцевание;

  • заболачивание.

Рис. 10.1. Состав земельного фонда России по Петрову В.В.

С целью охраны здоровья человека, окружающей среды и для оцен­ки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве (см. разд. 10.4.2.1.).

Для повышения продуктивности земледелия на основе сохра­не­ния и повышения плодородия земель, формирования рациональной структуры земельных угодий, а также создания условий вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель проводится мелиорация земель (см. разд. 8.2.2.). В России действует феде­ральный закон от 10.01.96. № 4-ФЗ "О мелиорации земель".


10.1.7.4. Правовая охрана недр

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии  ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изу­чения и освоения (Закон РФ от 21.02.92 "О недрах", в редакции от 03.03.95).



Недра в границах территории России, включая под­земное прост­ранство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энерге­ти­ческие и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находят­ся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, на­следования, вклада, залога или иного отчуждения. Права пользо­ва­ния недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к дру­гому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по усло­виям ли­цензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федераций, муниципальной, част­ной и в иных формах собственности.



Основной задачей государственного регулирования отношений недро­пользования является обеспечение воспроизводства мине­раль­но-сырьевой базы, её рационального использования и охраны недр в интересах ны­нешнего и будущих поколений народов России.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учёта и контроля.

10.1.7.5. Правовая охрана лесов

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим охрану лесов, является Лесной кодекс РФ от 29.01.97.

Лесное законодательство направлено на обеспе­чение рацио­наль­ного и неистощимого использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных эко­сис­тем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворе­ния потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обосно­ванного, многоцелевого лесопользования.
Лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, располо­жен­ных на землях обороны и землях населённых пунктов.

В состав земель лесного фонда входят:



  • лесные земли (как покрытые лесной растительностью, так и не покрытые ею, но предназначенные для лесовосста­новления);

  • нелесные земли (земли, предназначенные для разнообразных нужд лесного хозяйства).

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, ко­то­рым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и иных действий, причи­няю­щих им вред, а также защите от вредителей и болезней леса.

Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предуп­реждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распрост­ранения и тушения. Приказом Рослесхоза России от 15.01.98 № 10 утверждены Санитарные правила в лесах РФ.

Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиацион­ны­ми методами (лишение свободы на срок до 8 лет).


10.1.7.6. Правовая охрана животного мира

Животный мир является достоянием народов Российской Феде­ра­ции, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообра­зия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важ­ным регули­рующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охра­няемым и рационально используемым для удовлет­ворения духовных и материальных потребностей граждан РФ (Закон РФ от 24.04.95 "О животном мире").

К федеральной собственности отнесены следующие объек­ты живот­­ного мира:


  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесённые в Красную книгу РФ;

  • обитающие на особо охраняемых природных территориях феде­раль­ного значения;

  • населяющие территориальное море, континентальный шельф и ис­ключительную экономическую зону РФ;

  • подпадающие под действие международных договоров РФ;

  • отнесённые к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отно­шении;

  • естественно мигрирующие по территориям двух и более субъек­тов РФ.

Особые меры охраны животного мира и среды его обитания применя­ются к:

  • особо охраняемым природным территориям (заповедники, нацио­­нальные парки и т.п.);

  • редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам жи­вот­ного мира (заносятся в Красную книгу РФ и (или) субъектов РФ).

10.2. ПУТИ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

И ГЕНОФОНДА БИОСФЕРЫ
10.2.1. Генофонд живой природы
Генофонд – совокупность наследственных свойств всех сущест­вующих на Земле организмов. Необходимость охраны генофонда дик­туется хозяйственными, научными, эстетическими, этическими сооб­ражениями.

Обширный генофонд животных нашей планеты насчитывает около 1,3 млн. видов. Из 300 тысяч видов высших растений мировой флоры пока лишь около 2,5 тысяч находят постоянное применение в сельском хозяйстве, а 20 тысяч используют по мере необходимости.



Охрана генофонда растений является составной частью общей проблемы охраны окружающей среды. Потери видов растений невос­пол­нимы, так как с исчезновением какого-либо вида рвется и выпадает звено в растительном сообществе, разрушаются сложив­шиеся связи между видами растений и другими компонен­тами биогеоценоза. Охр­а­на генофонда растений кроме целей практичес­кого характера имеет громадное и постоянно возрастающее научно-теоретическое зна­чение.

Реликтовые растения – это растительные организмы или сообще­ства, широко распространенные в прежние геологические эпохи и ныне сохранившиеся на небольшой территории. Реликтовые растения имеют различный исторический возраст.

Охрана генофонда животных. Изменение условий обитания, главным образом под влиянием деятельности человека, а также пря­мое преследование и истребление животных приводят к обеднению их видового состава и сокращению численности многих видов.
10.2.2. Особо охраняемые территории и объекты
В соответствии с существующей практикой в рамках общего режима охраняемых территорий и объектов принято выделять особо охраняемые. При этом под особой охраной в юриспруденции понимается совокупность запретов либо ограничений во имя выполнения специальных задач, возложенных на территорию или отдельные объекты.

Все территории и объекты, находящиеся под особой охраной государства, подразделяются на три типа:



  • административные (военные и оборонные объекты, режимные зоны органов внутренних дел, пригородные зоны);

  • историко-культурные (памятники истории, культуры, архитек­туры, садово-паркового искусства, историко-культурные заповед­ники и т.п.);

  • природные (рис. 10.2.).






Рис. 10.2. Структура особо охраняемых природ­­ных территорий и объектов по В.В. Петрову





  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал