Пути и методы сохранения современной биосферы



Скачать 316.05 Kb.
Дата02.05.2016
Размер316.05 Kb.



Пути и _ _методы сохранения_ современной биосферы

10.4.3. Оценка воздействия (ОВОС)
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) процедура учёта экологических требований законодательства при подго­товке и принятии решений о социально-экономическом разви­тии общества. Она дополняет технические, экономические, социаль­но-политические оценки предполагаемых решений.

В процессе проведения ОВОС компетентные власти и обществен­ность рассматривают и изучают все возможные для ОПС последст­вия крупных решений, предлагаемых к реализации. Оценка заканчи­ва­ется тем или иным решением властей о лицензировании такой деятельности. Инициатором процедуры ОВОС может быть любая общественная, частная и государственная организация.






ОВОС – главное правовое средство обеспечения учёта и выполнения экологических требований

на стадии подготовки некоего хозяйственного решения.




Впервые оценка воздействия на окружающую среду была приме­нена в практике природоохранной деятельности США, затем, преи­му­щественно в 70-е гг. ХХ в., она распространилась на все эконо­ически развитые страны мира. В России ОВОС стала проводиться в начале 90-х гг.

Проектные и (или) иные решения, содержащиеся в доку­мен­та­ции, обосновывающей некую намечаемую деятельность, должны быть раз­ра­ботаны с учётом различного рода возможных последствий её реализации в рамках инфраструктуры региона. Проводится поиск но­вых областей применения отходов будущего предприятия в качест­ве сырья для какого-либо другого экономически выгодного производства.






Оценку возможных решений следует давать на наиболее ранних этапах разработки проектного замысла.




ОВОС рассматривает влияние предлагаемых к принятию реше­ний на:

  1. качество воздушной, водной и почвенной среды;

  2. радиационную безопасность;

  3. здоровье людей;

  4. экосистемы и отдельные виды растений и животных;

  5. здания, памятники и прочие объекты, являющиеся частью культурного наследия;

  6. и т.д.

Важно в первую очередь определить наличие особой чувстви­тель­но­сти территории к внешнему воздействию. Так, в городах это состояние воздушной среды, в зоне вечной мёрзлоты – температур­ный режим, в оползневых районах – гидродинамическая напряжён­ность склонов и т.п.

Смысл проведения ОВОС заключается во всестороннем учёте экологических интересов общества при принятии решений по конк­рет­ным проектам как на новую деятельность, так и на измене­ние уже осуществляющейся. Безусловно, общество заинтере­совано в предуп­реждении экологического вреда любого масштаба и ОВОС необ­ходима при планировании всякой деятельности. Однако прак­тика показала, что полноценная оценка, предусмотренная Поло­жением об ОВОС, есть трудоёмкая и дорогостоящая процедура.

Обеспечить проверку экологической рациональности ряда мало­опас­­ных для ОПС предложений можно и более простыми методами. Поэтому ОВОС организуется и проводится при подготов­ке таких масштабных видов обосновывающей документации, как:


  1. Концепции, программы и планы отраслевого и территори­аль­ного социально-экономического развития;

  2. Схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов;

  3. Градостроительная документация;

  4. Документы по созданию новой техники, технологии, материа­лов и веществ;

  5. Предпроектные обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования (ТЭО) и (или) проекты строи­тель­ства, реконструкции, расширения и технического перевоору­жения действующих объектов и комплексов.

В первую очередь ОВОС проводится для таких крупных и потен­ци­аль­но опасных объектов, как:

  1. добывающие, нефтеперерабатывающие, металлургичес­кие и химические (всех видов) предприятия;

  2. крупные энергетические объекты, плотины;

  3. АЭС, объекты, широко использующие источники радиации, ядерные технологии, а также перерабатывающие и утилизирующие радиоактивные отходыв;

  4. военные объекты;

  5. космодромы, аэродромы, аэропорты, порты, судоверфи;

  6. транспортные объекты, включая дороги, автострады, трассы магистральных железных дорог, нефте- и газопроводы, метрополитены;

  7. перерабатывающие предприятия и полигоны для отходов производства, потребления и быта;

  8. хозяйственные объекты на особо охраняемых территориях, не связанные с обслуживанием этих территорий.

Положением об ОВОС предусмотрено, что при проведении этой процедуры заказчик обязан рассмотреть все разумные и реальные альтернативы достижения целей намечаемой деятельности, включая даже "нулевой" вариант – т.е. отказ от намечаемой деятельности. Действительно, всегда ли оправдано строительство нового объекта? Возможно, цель будет достигнута путём повышения эффективности производства на существующих предприятиях.

Одним из ключевых вопросов является обеспечение экологичес­кой безопасности, в том числе решение задач локализации и ликви­да­ции последствий возможных аварий и катастроф. Для особоопас­ных про­из­водств должны быть проведены специальные оценки риска аварий раз­лич­ного масштаба. В любом случае оценивается воз­мож­ное воздействия на сопредельные территории (государств, территорий, регионов).

Поскольку по Положению ОВОС проводится заказчиком, т.е. явно заинтере­сованным лицом, то вполне возможен субъективный подход. Поэтому в качестве гарантии всестороннего и полноценного учёта требований экологического законодательства в процедуре ОВОС предусмотрено обяза­тель­ное участие общественности, мнение которой вполне может не совпадать с позицией инвестора.
10.4.4. Экологическая экспертиза
Экологической экспертизой называется "установление соответ­ствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности эколо­ги­чес­ким требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы" (ст. 1 Федерального закона "Об эколо­ги­чес­кой экспертизе" от 23.11.95 № 174-ФЗ).

Целью экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий соответствующей дея­тель­ности на ОПС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза логически продолжает оценку воз­дейст­вия намечаемой хозяйственной деятельности на окружаю­щую среду (ОВОС), описанную в разд. 10.4.3., причём задача госу­дар­ст­венной экологической экспертизы гарантировать, что в процессе ОВОС действительно предусмотрены все необходимые меры по охра­­не ОПС, требуемые современным экологическим зако­но­дательством.

В определённой мере экологическая экспертиза это форма конт­ро­ля, направленного на предотвращение загрязнения ОПС, причём такое предупреждающее действие обходится в 4 ... 5 раз дешевле, нежели ликвидация последствий экологически необос­но­ван­ных решений (по данным Госкомприроды РСФСР на начало 90-х гг.).

Экологическое законодательство РФ предусматривает только два юриди­чес­ки значимых вида экологических экспертиз:


  1. госу­дарст­венную (обязательную);

  2. общественную* (инициативную и добровольную).

____________________

* Информация о иных видах экологической экспертизы (ведомственной, научной, коммерческой и т.п.) является не более, чем мнением авторов. Потребность какого-либо пред­прия­тия, ведомства или иной организации иметь объективную эколо­ги­ческую оценку материалов некоего нового объек­та до представления их на государственную экспертизу может быть полностью удов­лет­во­рена путём проведения экологического аудита в соответствии с порядком, предусмотренным ГОСТ Р ИСО 14010-98 ... 14012-98 (см. разд. 10.4.8.).


Любая (как государственная, так и общественная) экологическая экспертиза в соответствии с законом основывается на ряде прин­ци­пов. Прежде всего это принцип




презумпции потенциальной экологической опасности

любой хозяйственной и иной деятельности.




Далее это:

  1. обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации соответствующего объекта;

  2. комплексность оценки воздействия на ОПС соответствующей деятельности, а также её последствий;

  3. обязательность учёта требований экологической безопасности;

  4. достоверность и полнота исходной информации;

  5. независимость экспертов;

  6. научная обоснованность, объективность и законность;

  7. гласность, участие общественных организаций;

  8. ответственность участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, а также за качество экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы являются:

  1. любые проектные и предпроектные документы;

  2. новая техника и технология;

  3. продукция, сырьё и материалы, вещества;

  4. проекты стандартов и нормативов.

Эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечивать конфиденциальность представленных на экспертизу сведений (п.5, ст. 16 Федерального закона об экологической экспертизе), тогда как общественная экологическая экспертиза не может проводиться по объектам, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

Заключение общественной экологической экспертизы приобре­та­ет юридическую силу после утверждения его специально уполно­мо­чен­ным государственным органом в области экологической экспер­тизы.



Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам начинается только при наличии положительного заклю­чения государственной экологической экспертизы.
10.4.5. Экологическая сертификация
В соответствии с Законом от 10.06.93 № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", сертификация продукции есть дея­тель­ность по подтверждению соответствия продукции установлен­ным требовани­ям. Поэтому экологическая сертифи­ка­ция (экосер­тификация) деятельность по подтверж­де­нию соответст­вия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему эколо­ги­­ческим требованиям, а именно требованиям законода­тель­ных и нормативно правовых актов в сфере природопользования и охраны ОПС.

Цель экосертификации – создание экономико-правового механиз­ма реализации права граждан нашей страны на благоприятную окружающую среду, гарантируемого Конституцией РФ (ст. 42).

В область экологической сертификации входят:



  1. продукция и технологические процессы;

  2. отходы производства и потребления;

  3. природные ресурсы и объекты окружающей среды;

  4. экологические услуги.

Экосертификация продукции, влияющей на состояние ОПС, выделена в отдельное направление сертификации.

Экологическая сертификация в России проводится как в виде обязательной, так и добровольной процедуры в предусмотренных законодательством РФ случаях. Обязательная экологическая серти­фи­кация означает, что государство берёт на себя защиту обществен­ных интересов по обеспечению экологических интересов населения и охраны ОПС, рационального использования, охраны, воспроиз­вод­ст­ва природных ресурсов, а также в иных предусмот­рен­ных законодательством случаях.

Экологическая сертификация сходна с государственной экологи­чес­кой экспертизой, однако если объекты экспертизы – это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты сертификации – готовая продукция, соответственно, объектами эколо­ги­ческой сертификации являются новая техника, материалы, вещества.




Все товары и услуги, подлежащие обязательной экологической сертификации, относятся к объектам обязательной экологической экспертизы.




Экосертификаты выдаются на срок до пяти лет. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия ("зелёный знак" сертификации).




Реклама и реализация (продажа) товаров, подлежа­щих обязатель­ной экологической сертификации, но

не имеющих "сертификата соответствия" – з а п р е щ е н ы.




В нашей стране создана уже достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая:


  1. органы по экологической сертификации;

  2. испытательно-аналитические лаборатории (центры).

Детальное регулирование экосертификации осуществляется ведомственными актами, одним из которых являются "Руководящие документы по природоохранной сертификации РД 001-93".

10.4.6. Лицензирование природопользования и иной экологически значимой деятельности
Лицензия (экологическая) это выдаваемое специально уполно­моченным органом разрешение, удостоверяющее право её вла­дель­ца (природопользователя) на использование (изъятия) в фик­си­рован­ный период времени* некоторого природного ресурса (земель, вод, недр, и т.п.), а также на выбросы, сбросы и размещение отходов.

По действующему экологическому законодательству в нашей стране используются различные виды документов, выполняющие одинаковые функции и объединяющиеся понятием "лицензирова­ние". Так, наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и т.д.), применяются разрешения (на выброс в атмосферу и сброс в поверхностные водоёмы загрязняющих веществ, на размеще­ние отходов на территории и др.), лесорубочный билет (ордер), лесной билет и другие.

Виды деятельности, требующие лицензии для её осуществления, определяются законами. Традиционно к ним относятся, во-первых, все виды специального природопользования, включая пользование недрами, рубку леса, промышленный забор природной воды и сброс сточных вод и т.п., а, во-вторых, деятельность, затрагивающая иные общественные экологические интересы общества и государства.

В лицензии определяются (ограничиваются) виды и объёмы хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологические требования, при которых допускается такое использо­вание, а также последствия (возможные санкции) при наруше­нии этих требований.

Те же вопросы права на природопользование, что и лицензия, могут быть установлены договором на природо­поль­зование. Различие заключается в том, что лицензии выдаются федеральным органом управления специально уполномо­ченным в области использования и охраны природных ресурсов, а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Лимиты на природопользование – предель­ные объёмы природ­ных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также объёмы размещения отходов производства и пот­реб­­­ле­­ния, которые устанавливаются для природопользователей на опреде­лён­ный срок. Они определены Законом "Об охране ОПС" от 19.12.91 (ст. 19) как система экологических ограничений по территориям. ­­­­

___________________­­__

* Различаются постоянные (бессрочные) и временные (срочные) лицензии, причём последние делятся на краткосрочные и долгосрочные.

Так, например, устанавливаются лимиты промышленного потре­бле­ния вод, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову (отстрелу) животных, размер расчётной лесосеки.

Лицензирование, последующее заключение договора и устанав­ли­­ваемые лимиты на природопользование играют особую роль в эко­но­мическом механизме как охраны ОПС, так и регулирования приро­до­пользования. Сверхлимитное потребление природных ресур­­сов вызывает дополнительную (значительно более высокую) плату, что стимули­рует более бережное отношение к природной среде, умень­ше­ние отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, переход к ресурсосберегающим (экологически оптимальным) техно­ло­гиям.

С 1996 г. проводится также и лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. К ним относятся:



  1. проведение экологической паспортизации, сертификации, эколо­ги­ческого аудирования (см. разд. 10.4.8.);

  2. работы (услуги) природоохранного назначения;

  3. деятельность, связанная с генерирующими источниками ионизирующего излучения;

  4. промышленное рыболовство и рыбоводство;

  5. сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений;

  6. оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесён­ным в Красную книгу;

  7. и другие.

Отдельную группу составляют виды деятельности, изначально не являвшейся природоохранной, но имеющей явное отношение к охране ОПС. Эта такие виды лицензируемой деятельности, как:

  1. хранение нефти и продуктов её переработки;

  2. перевозка опасных грузов;

  3. космическая деятельность;

  4. экспорт и импорт продукции, работ и услуг военного назначения;

  5. строительная деятельность;

  6. деятельность, связанная с возбудителями инфекционных заболеваний человека;

  7. и иные.


10.4.7. Экологический контроль и мониторинг
Экологический контроль одно из важных звеньев организационно-правового механизма охраны ОПС, предус­мот­рен­ное разделом Х Закона "Об охране ОПС" от 19.12.91. Его задача­ми являются:

  1. проверка соблюдения требований экологического законода­тельства и нормативов качества ОПС;

  2. проверка выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению ОПС;

  3. наблюдение за состоянием ОПС и её изменениями под действием антропогенной деятельности.

Выполнение этих задач возложено на систему экологического контроля, состоящую из государственного, производственного и общест­венного контроля, а также из государственной службы наблюдения (мониторинга) за состоянием ОПС.

Функция экологического контроля попутно осуществляется и при иных правовых мерах регламентации воздействия на ОПС, а именно при нормировании, экспертизе, лицензировании и сертификации.






Посредством экологического контроля

обеспечивается принуждение природопользо­ва­те­лей (субъектов права окружающей среды)

к исполнению экологических требований.




Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную. При этом мониторинг ОПС – самостоя­тельная, не преследующая цель принуждения (т.е. пассивная) функция государственного управле­­ния (см. разд. 10.5.1.). Поэтому часто мониторинг и контроль рассматриваются раздельно.

Государственный контроль ведётся от имени государства, а не какого-либо ведомства, имеющего свои интересы, что даёт независи­мые и более объективные результаты. Он наиболее влиятельный вид контроля, в частности и потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Кроме этого, им используются такие меры, как:

  1. приостановление или прекращение эксплуатации экологи­чес­ки вредных объектов;

  2. административная ответственность (предупреждение или штраф);

  3. постановка вопроса о привлечении к уголовной ответствен­нос­ти, возмещении экологического вреда, применении мер обществен­ного воздействия.

Государственный экологический контроль подразделяют на:

  1. общий (осуществляемый органами общей компетенции – Прези­дентом и Правительством России, правительством и админи­стра­ций субъектов РФ и органами местного самоуправления);

  2. специальный (проводимый Минприродой, Госкомземом, Минздравом, Госатомнадзором, Госстандартом и МинЧС России, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и иными органами специальной компетенции).

Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии со своими полномочиями имеют право, в частности:

  1. посещать предприятия и организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая объекты и службы Минобороны, МВД, госбезопасности, знакомиться с документами, анализами и иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

  2. проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение нормативов качества ОПС, природоохранного законода­тельства, выполнение планов и мероприятий по охране ОПС;

  3. привлекать в установленном порядке виновных к ответ­ствен­ности.

Производственный контроль проводится самим предприятием-природопользователем на своих объектах с целью обеспечения требований природоох­ран­ного законодательства и соблюдения установленных нормативов качества ОПС, а также самопроверки выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОПС в процессе своей производственно-хозяйствен­ной и иной деятельности.

Содержание такого контроля, прежде всего, зависит от специфи­ки предприятия. Проводить его в соответствии с требованием ст. 71 Закона "Об охране ОПС" от 19.12.91 обязана экологическая служба пред­приятия. Поскольку с целью обеспечения необходимого уровня качест­ва для некоторых видов экологической деятельности по действую­щим правилам требуется наличие особой лицензии (напри­мер, на проведение инструментальных измерений), то предприятия (прежде всего небольшие) привлекают по договору специализи­рован­ные организации для проведения соответствующей части произ­вод­ст­венного контроля.

Однако, недооценивая важность экологических задач и стремясь всецело уменьшить любые затраты, предприятия часто экономят на содержании собственной экологической службы. В результате весь производственный контроль сводится к мини­маль­ному объёму, выполняемому организациями-подрядчика­ми. Это снижает эффек­тив­ность самого важного вида экологичес­ко­го контроля. Тем не менее, ответственность за все несвоевременно выявленные право­нарушения несет руководитель предприятия, лицо, ответственное за природоохранную деятельность предприятия, и руководители соот­вет­ст­вующих структурных подразделений.

Общественный контроль в соответствии с требованием ст. 72 Зако­на об охране ОПС осуществляется профсоюзами и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражда­на­ми. Его задачей является проверка выполнения требований приро­до­­охранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организа­ции незави­симо от формы их собственности и подчинённости, так и всеми долж­ност­ными лицами и гражданами.

Общественные контрольные функции реализуются, в частности, в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздей­ствия планируемой деятельности на ОПС. Общественный контроль осуществляется и за принятием экологически значимых решений в рамках общественной экологической экспертизы. Важной формой общественного экологического контроля за деятельностью предприя­тий и государственных органов является предусмотренное законами право затребовать от них информацию о природоохранной деятель­ности и о состоянии ОПС.

Тем не менее, проблема разработки и осуществления концепции общественного экологического контроля пока решена не полностью.

Мониторинг (от лат. монитор – напоминающий, надзи­раю­щий) – система выполняемых по заданной программе регуляр­ных комплексных долгосрочных наблю­де­­ний за состоянием природ­ной среды, её загрязнением, происходящими природными явления­ми, а также оценка и прогноз последующих изменений (рис. 10.16.). Один из главных принципов мониторинга – непрерывность слеже­ния. Экомониторинг является первым этапом системы обеспе­че­ния экологической безопасности.

Мировое сообщество пришло к осознанию необходимости координации усилий по сбору, хранению и переработке данных о состоянии ОПС в конце 60-х гг. ХХ в. накануне Стокгольмской конференции (см. разд. 10.7.3.), где впервые договорились об определении понятия "мониторинг".

Мониторинг за состоянием ОПС в нашей стране осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" от 24.11.93, а санитарно-гигиенический мониторинг прово­дится орга­на­ми госсанэпиднадзора на основании постановле­ния Правительст­ва РФ от 6.10.94.

Различают три уровня территориального охвата современного мониторинга:



  1. локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический);

  2. региональный (геосистемный, природно-хозяйственный);

  3. глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя наблюде­ния за состоянием природной среды из космоса – космический мониторинг.

В основных структур­ных элементах ОПС ведутся постоянные наблюдения за присутствием следующих наиболее опасных для природных экосистем и человека загрязняющих веществ:

Рис. 10.16. Схема мониторинга состояния природной среды

(по Петрову В.В.)


  1. в атмосферном воздухе – оксиды углерода, азота, серы, взвешенные вещества (аэрозоли), углеводороды, радионуклиды, бенз(а)пирен;

  2. в поверхностных водах – нефтепродукты, фенолы, соедине­ния фосфора и азота, тяжёлые металлы, пестициды, минераль­ные соли, а также контролируется комплексный показатель рН;

  3. в биоте – тяжёлые металлы, радионуклиды, пестициды.

Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, электромагнитные поля и излучения. Контролируются прежде всего зоны влияния соответст­вую­щих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и линий электропередачи, телерадиоцентров и ретрансляторов.

В настоящее время в рамках деятельности Всемирной Метеороло­гичес­кой организации создана мировая сеть станций фонового мониторинга, осуществляющая слежение за определён­ными пара­мет­рами состояния ОПС. Работа проводится под эгидой Программы ООН по окружающей среде и координируется ЮНЕСКО. Наблюде­ния­ми охвачены все типы экосистем.

В России станции комплексного фонового мониторинга располо­же­ны в 6-ти биосферных заповедниках (см. разд. 10.2.2.), они являются частью глобальной международной сети наблюдений. Основными направлениями глобального мониторинга в нашей стране являются изучение:


  1. глобальных изменений (вследствие загрязнений), проявляю­щихся повсеместно, например климата;

  2. эффектов, связанных с распространением загрязнений на боль­­шие расстояния, включая трансграничный перенос, например, закис­ле­ние почв под влиянием выбросов в атмосферу соединений серы;

  3. результатов антропогенных воздействий, которым свойст­вен­на большая инерционность эффекта, например эффект накопления хлорор­га­ни­­ческих пестицидов.

Выделяют две составных части мониторинга – абиотическую (геофизическую) и биотическую. Биологический мониторинг (наблю­­­­де­­ния за биотой экосис­тем) в качестве одного из методов использует биоиндикацию – определение биологически значимых нагрузок по реакции на них живых организмов и их сообществ. В качестве индикатора выбирается тот вид, который имеет узкую амплитуду экологической толерантности по отношению к какому-либо фактору среды. Преимущественно это растения, ибо они не способны к активному перемещению (см. разд. 3.5.).

Информация общего назначения, полученная в процессе экомо­ни­торинга, представляется:



  1. бесплатно – органам государственной власти и органам единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  2. за плату, возмещающую расходы на её подготовку, копиро­ва­ние и передачу по действующим системам связи, – всем другим пользователям.

Результаты экомониторинга природной среды включают в содер­жание отраслевых кадастров природных ресурсов (см. разд. 10.3.) и использу­ют для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.
10.4.8. Экологический аудит
Экологический аудит независимая, объективная вневе­домст­вен­ная оценка деятельности и соответствия хозяйствующих субъектов и ОПС требованиям дейст­вую­щего природоохранного законодательства, нормативных и правовых актов, методических и регламентирующих документов в области охраны ОПС и природопользования

Система экологического аудита в России создана приказом Госкомэкологии РФ от 16.10.97 № 453. Аудит является видом предпринимательской деятельности, включающей в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих его проведение. Он носит преиму­щест­венно добровольный характер и с эколого-правовой ответ­ствен­ностью непосредственно не связан.

Экологический аудит важное средство проверки экологической эффективности и оказания помощи в её повышении. Он может быть заказан, например:


  1. органами надзора или властными структурами как обычная контрольная процедура либо как ответ на поступивший запрос, например, от общественных организаций;

  2. собственником предприятия как элемент экологического управ­ле­ния для оценки возможных расходов, например при эколо­ги­чес­ком страховании;

  3. инвестором для определения уровня возможных расходов при финансировании некоего проекта;

  4. банком для решения вопроса о целесообразности и (или) допус­ти­мости предоставления целевого кредита*;

  5. рстраховой компанией перед заключением договора страхования для уточнения его условий;

  6. потенциальным покупателем для определения объёма затрат и издержек после приобретения объекта в собственность.

Предметом экологического аудита является фактическая эколо­ги­­­ческая деятельность экономического субъекта (ассоциации, концер­на и т.д.), в том числе:

  1. природоохранные цели и задачи, экологическая политика аудируемого объекта;

  2. минимизация выбросов и сбросов от производства, их мони­то­ринг и регулирование;

  3. размещение, переработка, ликвидация отходов;

___________________

* В настоящее время крупнейшие банки Швейцарии, Германии и ряда других стран не предоставляют кредит без доказательства экологической целесообразности проекта.



  1. экологическое управление потребляемыми производством при­родными ресурсами, их рациональное использование и монито­ринг;

  2. деятельность по обеспечению экологической безопасности, в т.ч. предупреждение экологических аварий;

  3. деятельность по экологическому информированию, просве­ще­нию персонала, взаимодействию с населением;

  4. взаимодействие с органами государственного экологического контроля и управления;

  5. эколого-экономическая, эколого-правовая, уголовная ответ­ствен­­ность за нарушение природоохранного законодательства, сни­же­­ние риска её возникновения, снижение платежей за загрязнение ОПС.

Аудит основывается на целях, поставленных заказчиком. Его объём, характеризуемый глубиной и границами, определяется ведущим аудитором Последовательность этапов экологического аудита показана на рис. 10.17.

Рис. 10.17. Последовательность этапов и схема взаимодействия участников экологического аудита по Пашкову Е.В., Фомину Г.С., Красному Д.В.

Типичными целями экологического аудита, например, являются:


  1. определение соответствия системы управления ОПС критериям аудита;

  2. идентификация области для потенциального улучшения приро­до­охранной деятельности проверяемой организации;

  3. проверка того, насколько выпускаемая продукция, сырьевые мате­­риалы, тара, упаковка соответствуют требованиям потреби­те­лей в отношении экологической чистоты.

Важным начальным этапом аудита является определение кри­те­риев проверки. На соответствующем уровне детализации они вырабатываются ведущим аудитором и клиентом, а потом сообща­ют­ся проверяемой организации. Критериями при аудите могут быть политика, методы, процедуры или комплекс каких-либо требо­ва­ний, по которым проверяются собранные данные об объекте аудита.

Аудит проводит группа из одного или нескольких аудиторов, включающая при необходимости технических экспертов* и ауди­то­ров-практикантов. Один из аудиторов в группе выполняет

роль ведущего аудитора. При этом аудитор-эколог это лицо аттестованное для проведения экологических аудитов, кри­те­­рии квалификации которых установлены в ГОСТ Р ИСО 14012. К ним относятся такие требования, как:


  1. как минимум, законченное высшее образование;

  2. надлежащий, как минимум, пятилетний стаж приро­до­­охран­ной работы;

  3. официальное дополнительное образование в сфере экологичес­ких аудитов;

  4. личные качества и навыки, среди которых:

  5. способность ясно выражать понятия и идеи в устном и пись­мен­ном виде;

  6. навыки межличностного общения;

  7. навыки личной организованности;

  8. способность к здравым суждениям на основе объективных данных;

  9. способность с пониманием относиться к традициям и куль­ту­ре страны или региона, в которых проводится аудит.

___________________

* Технический эксперт лицо, которое предоставляет аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу, но не участвует в работе группы как аудитор.

Сфера знаний, необходимых аудитору-экологу, распространяется на такие вопросы, как:


  1. наука об окружающей среде и технология охраны ОПС;

  2. технические и экологические аспекты работы основного техно­ло­ги­ческого оборудования, а также очистных сооружений;

  3. требования действующего экологического законодательства, стан­дартов и нормативно-технических документов;

  4. процедуры, процессы и методы проведения аудита.

Привлечение внешних и (или) внут­рен­них чле­нов аудиторской группы зависит от решения клиента заказчика аудита. Для объектив­ности процесса аудита, его результатов и любых выво­дов члены аудиторской группы должны быть независимы от прове­ряе­мой ими организации (подразделения, структуры и т.п.), то есть не иметь какой-либо коммерческой, административной или иной заинтересованности в результатах аудита.

Отбор членов аудиторской группы должен гарантировать, что она будет обладать широким опытом и специальными знаниями, необходимыми для проведения аудита. Каждому члену группы поручается проверка конкретных элементов системы управления ОПС, функций и видов деятельности.

По требованиям экологических стандартов ИСО серии 14000 эко­ло­ги­­ческий аудит должен быть направлен на чётко определённый и доку­мен­тально оформленный объект. Юридическое лицо, ответст­вен­ное за этот объект, должно быть известно (идентифицировано) и офици­а­льно оформлено в установленном порядке. Отношения между аудито­ра­ми и клиентом должны быть конфиденциальными и разумными. Если этого не требует закон, члены аудиторской группы не должны разглашать информацию или документы, полученные при аудите.

Аудит начинают проводить только тогда, когда ведущий аудитор приходит к выводу, что:



  1. собрана необходимая и достаточная информация об объекте;

  2. имеются достаточные ресурсы для процедуры аудита;

  3. имеет место адекватное сотрудничество со стороны прове­ряе­мой организации.

Исходные данные (проверяемая информация) должны быть тако­го качества и в таком количестве, чтобы компетентные аудиторы, работая по одним и тем же критериям независимо друг от друга, получили одинаковые результаты аудита. Однако вполне очевидно, что данные, собранные в процессе аудита, могут быть только выборочными, что частично предопределено огра­­ничен­ностью дли­тель­ности аудита и ресурсов. Поэтому в экологических аудитах всегда присутствует элемент неопре­де­лён­ности, о чём следует знать и помнить всем пользо­вате­лям соот­вет­ствующих результатов.

В обязанности проверяемой организации в частности, входит:



  1. представление помещения для аудиторской группы;

  2. назначение ответственных и компетентных работников для сопро­вождения аудиторов и экспертов;

  3. обеспечение доступа к помещениям, персоналу, надлежащей информации и т.п. по требованию аудиторов;

  4. сотрудничество с аудиторской группой для достижения целей аудита.

Аудиторские данные собираются путём опроса, изучения документов и наблюдения за деятельностью объекта проверки и условиями, в которых она происходит.

В настоящее время контроль и управление природопользованием в РФ осуществляется главным образом на основании декларируемых самими пред­приятиями сведений о количестве использованных ресурсов, а также о количестве выбросов, сбро­сов, отходов. Факти­чес­кое воздействие на ОПС оценить прямыми измере­ния­ми чаще всего невоз­мож­но. При этом известно, что декла­ри­руемое воздействие зани­­жено по сравнению с действи­тель­ным. В таких условиях мето­ды экологи­чес­ко­го аудита особенно эффективны.



Выводами по аудиту являются профессиональные суждения или мнения аудитора об объекте проверки. Окончательное решение по оценке значимости результатов аудита в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14011-98 относится к компе­тен­ции ведущего аудитора, хотя проверяемая организация или заказчик (клиент) могут быть и не согласны с этими результатами.

Результаты аудита и (или) их резюме сообщаются заказчику в пись­менном заключении. Передача заключения заказчику является обя­зан­ностью ведущего аудитора. Аудиторское заключение является соб­ственностью заказчика, и он определяет перечень дальнейшей рас­­сыл­­ки этого документа. Аудиторы и все получатели заключения обяза­ны уважать и должным образом сохранять его конфиден­циаль­ность.



Ответственность за разработку плана-мероприятий (комплекса корректирующих дейст­вий) по результатам экологического аудита несёт заказчик аудита или проверяемая организация, однако аудито­ры по просьбе клиента могут дать свои рекомендации.








База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал