Пути и методы сохранения современной биосферы



страница1/4
Дата23.04.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4



Пути и _ _методы сохранения_ современной биосферы

10.5. Управление охраноЙ Окружающей природной среды и природопользованием
Целью управления в сфере экологических отношений является обеспечение охраны ОПС от загрязнения и рациональное природо­поль­зование при сохранении баланса с социально-экономическими потреб­нос­тя­ми общества. В России в настоящее время существуют сле­дую­щие виды управления: государственное (в том числе муни­ци­паль­ное), отраслевое (ве­домственное), производственное и общест­вен­ное.
10.5.1. Государственное управление
Функции государственного управления:

- создание системы органов управления и координация их дея­тель­­­ности;

- экологическое нормотворчество;

- управление природными ресурсами;

- планирование исполнения охраны и улучшения ОПС;

- экологическая стандартизация и нормирование;

- оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС);

- экологические экспертиза, лицензирование и сертификация;

- экологический аудит;

- экологический контроль и мониторинг;

- экологическое воспитание и образование;

- контроль за использованием и охраной объектов природы;

- разрешение в административном порядке споров о праве приро­до­­поль­зования и об охране окружающей среды.

Методы государственного управления в области охраны ОПС:

• административный (приказ);

• экономический (создание условий экономической заинтересо­ван­ности);

• моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т. п.).
10.5.2. Производственное управление
В условиях постоянного ужесточения требований законода­тель­ных и иных нормативно-правовых актов в сфере охраны ОПС, а также при росте всеобщей озабоченности экологическими проб­ле­мами современности, включая проблему устойчивого развития, всё большую заинтересованность в достаточной экологической эффек­тив­ности производства (оказания системы услуг) с учётом своей экологической политики и своих целевых экологических пока­зателей демонстрируют различные организации. Производ­ст­вен­ное управление экологическое управление в масштабах отдельной организации.

При этом по ГОСТ Р ИСО 14001-98 и 14004-98 термином "организация" обозна­ча­ет­ся акционерные и неакцио­нер­ные, государ­ст­­вен­­ные или частные компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, которые выпол­ня­ют свои собственные функции и имеют свою собственную адми­нист­рацию.

Для того, чтобы экологическая политика организации была действенной, она должна проводиться в рамках определённой системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью. Наибольшая эффек­­тивность природоохранных мероприятий достигается при вклю­чении их в стратегический план организации и при решении задач повышения современной конкурентоспособности продукции.
10.5.2.1. Модель управления

Международные стандарты ИСО серии 14000, распростра­няю­щие­ся на вопросы управления охраной ОПС, предназначены для использо­ва­ния любыми* организациями с целью достижения как

экологических, так и экономических целей. В основе предложенного стандартами подхода лежит концепция, согласно которой органи­за­ция должна периодически анализировать и оценивать свою систему экологического управления с целью выявления благоприятных возможностей для её улучшения, а также реализовывать эти возможности. Модель такого подхода показана на рис. 10.18.

Рис. 10.18. Модель системы управления охраной ОПС

в организации согласно стандартам ИСО серии 14000.

_____________________

* Организациями всех типов и размеров с различными геогра­фи­чес­кими, культурными и социальными особенностями.

** Постоянное улучшение процесс усовершенствования системы управления охраной ОПС с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Международные стандарты по системам экологического управ­ле­ния не предназначены для решения задач управления безопас­ностью и гигиеной (охраной) труда, они не содержат соответствующих требо­ваний. Однако в стандартах нет запрета на интеграцию (объединение) таких элементов административного управления.

Система управления охраной ОПС, отвечающая требованиям между­народных стандартов, стимулирует организации к внедрению наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо.


10.5.2.2. Экологическая политика

Экологическая политика заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с её общей экологи­чес­кой эффективностью. Она определяет целевой показатель требуе­мо­го от организации уровня ответственности за состояние ОПС и экологической эффективности, по которому будут оцениваться все последующие действия.



При определении экологической политики исходят из того, что




любая деятельность, продукция или услуга

может воздействовать на ОПС.




Экологическую политику организации определяет её высшее руководство, при этом политика должна быть:

  1. соответствующей характеру, масштабам и видам воздействия на ОПС деятельности организации, выпускаемой продукции или оказы­ваемой системы услуг;

  2. включать обязательство постоянно улучшать состояние ОПС и предотвращать её загрязнение;

  3. пригодна для установления целевых и плановых экологических показателей, а также для их анализа;

  4. документально оформлена, внедрена и доведена до сведения всех служащих;

  5. доступна для общественности.

Эта политика должна непременно отражать обязательство высшего руководства организации соблюдать требования природо­охран­ного законодательства, принятых регламентов и иных действу­ющих нормативно-технических документов, с которыми организа­ция согласилась, а также постоянно улучшать систему управления охраной ОПС. Кроме того, должно быть определено и документаль­но оформлено соответствие политики рассматриваемой организации и экологической политики соответствующего ведомства (или более крупной корпоративной организации, частью которой она является).
10.5.2.3. Целевые показатели и критерии эффективности

Целевые экологические показатели могут включать в себя такие обязательства, как:

  1. сократить отходы и истощение ресурсов;

  2. сократить (вплоть до нуля) выброс загрязняющих веществ в ОПС;

  3. проектировать продукцию таким образом, чтобы свести к мини­муму её воздействие на ОПС при производстве, эксплуатации и утилизации;

  4. регулировать воздействие на ОПС источников своего сырья;

  5. способствовать осведомленности служащих своей организации и общества в целом о проблемах ОПС.

Факт достижения поставленных целевых экологических показа­те­лей может быть установлен с помощью, например, следующих характеристик экологической эффективности:

  1. количество использованного сырья или потреблённой энергии;

  2. количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

  3. количество полученных отходов;

  4. эффективность использования материалов и энергии;

  5. количество "экологических аварий";

  6. доля (процент) утилизированных отходов;

  7. доля утилизированного материала, используемого для упаковки;

  8. расстояние, пройденное транспортным средством, на единицу продукции;

  9. топливная эффективность грузовых (пассажирских) перевозок;

  10. капиталовложения в охрану ОПС;

  11. количество (или сумма) штрафов и привлечений к юридической ответственности за экологические правонарушения.

На современном этапе развития систем управления, техники и технологии производства в мире экологическими стандартами абсо­лют­ные значения экологической эффектив­ности не устанав­ли­­ва­ют­ся. Признано достаточным всего лишь стремление орга­ни­за­ции соот­ветство­вать действующим законо­дательным актам и регла­мен­там работ при постоянном улучшении системы экологического управ­ления. Поэтому считается допустимым положение дел, когда нес­коль­ко орга­низаций, занимающихся одинаковой деятельностью, демон­стри­руют разную экологическую эффективность они все могут быть признаны выполняющими требования ГОСТ Р ИСО 14001-98 и 14004-98.
10.5.2.4. Роль руководства организации

Успех системы управ­ле­ния зависит от обязательств в сфере защиты ОПС, принятых на всех уровнях и всеми подразделениями организации, особенно высшим руководством. Одним из основных принципов для руководящего состава организации является призна­ние того факта, что






управление окружающей средой входит в число

высших общих приоритетов организации.




Высшее руководство организации должно назначить своего спе­циального представителя (или нескольких представителей), который независимо от иных обязанностей должен иметь определённую ответс­твен­ность и полномочия в сфере экологического управления.




Ведущая роль высшего руководства

и неукоснительное соблюдение им обязательства

постоянно совершенствовать всю деятельность организации с учётом её воздействия на окружающую среду

являются решающими факторами и гарантией успеха.




Руководство организации должно обеспечить на постоянной осно­ве ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения системы управ­ле­ния охраны ОПС и для контроля за ней. В данном случае это:

  1. людские ресурсы;

  2. специальные знания и опыт, включая экологическое обра­зо­ва­ние и повышение квалификации руководящих работников и специалистов;

  3. технология;

  4. финансовые ресурсы.


10.5.2.5. Роль персонала

Практика показывает, что успешное функцио­ниро­ва­ние системы экологического управления возможно только при учас­тии всех сотрудников организации. Ответственность в значи­тель­ной мере может и должна быть возложена и на все подразделения организации (штатные службы, оперативное руко­вод­­ство и т.д.).






Возлагать всю ответственность за охрану ОПС

только на экологическую службу н е л ь з я.




Очень важно чётко определить основные обязанности руково­ди­те­лей и специалистов всех уровней в области охраны ОПС и довести до них соответствующие требования.




Ответственность за улучшения в области охраны ОПС

должен нести каждый служащий организации,

так же как за достижения в этой деятельности

их следует поощрять.





  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал