«Пути законодательного совершенствования института саморегулирования»



Скачать 75.38 Kb.
Дата02.05.2016
Размер75.38 Kb.
РЕКОМЕНДАЦИИ

Общественной палаты Российской Федерации

по итогам общественных слушаний по теме

«Пути законодательного совершенствования института саморегулирования».

г. Москва 10 ноября 2015 г.

Слушания организованы Общественной палатой Российской Федерации совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при участии Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», саморегулируемых организаций и профессиональных объединений в соответствии со списком участников.

Слушания проведены с целью оценки состояния действующего законодательства о саморегулировании, осуществления общественного анализа разработанной Концепции совершенствования механизмов саморегулирования и проекта Федерального закона о внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", рассмотрения предложений по совершенствованию законодательства и нормативно-правовой базы по вопросам саморегулирования в России.

Участники слушаний отмечают:

Система саморегулирования, начавшая официально действовать с 2007 года в России сегодня охватывает боле 40 сфер экономической деятельности. Регулируя все вопросы отношений бизнеса, потребителей и государства, саморегулирование становится все более экономически и социально значимым институтом.

Действующий базовый закон о саморегулировании № 315-ФЗ уже не в полной мере соответствует идеологии саморегулирования и нуждается в серьезной модернизации с последующей гармонизацией десятков отраслевых Федеральных законов и сотен подзаконных актов.

Существующие проблемы в становлении института саморегулирования вызваны, прежде всего, его бессистемным законодательным регулированием в отсутствие единой общегосударственной модели саморегулирования. Пришедшее эволюционным путем понимание этой проблемы послужило импульсом для начала разработки Концепции совершенствования механизмов саморегулирования в Российской Федерации. Концепция, подготовленная Министерством экономического развития и одобренная на заседании Правительства Российской Федерации 29 января 2015 года содержала необходимые принципы для развития добросовестной конкуренции, ответственного ведения бизнеса и предпринимательской активности, была одобрена практически всеми  структурами, представляющими интересы предпринимательского и профессионального сообщества, в том числе ТПП РФ и РСПП, основными органами законодательной и исполнительной власти. В последующей редакции Концепции отмечен тренд к усилению государственного регулирования в профессиональных сферах.

Разработанный Министерством экономического развития законопроект о внесении изменений в базовый 315-ФЗ не соответствует ни одной из предложенных вариантов Концепции, сама разработка и вынесение законопроекта на процедуру оценки регулирующего воздействия осуществлены при отсутствии утвержденной Правительством РФ Концепции саморегулирования, процедура оценки регулирующего воздействия осуществляется с нарушениями, лишающими многих субъектов регулирования принять участие в направлении предложений в законопроект.

Негативным последствием таких поспешных действий авторов и разработчиков законопроекта явилось внесение в некоторые отраслевые Федеральные законы, ряда поправок, нацеленных на усиление избыточного государственного вмешательства в профессиональную деятельность и в целом на сворачивание саморегулирования во многих сферах экономической деятельности.




  • Участники слушаний обращают внимание на главную цель Концепции совершенствования механизмов саморегулирования:

    • развитие добросовестной конкуренции,

    • создание равных партнерских отношений между бизнесом и государством,

    • определение принципа преимущества общего над частным,

    • определение единых базовых принципов в базовом законе с последующим приведением к соответствию отраслевого законодательства.

  • Участники слушаний отмечают, что:

    • Законопроект, предлагаемый его авторами и Министерством экономического развития, нарушает концептуальный вектор партнерских отношений государства и бизнеса, принцип единства базовых норм, отдавая все на откуп отраслевым ведомствам;

    • Проектируемые поправки в Федеральный закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не улучшают данный закон. Принятие поправок в текущей редакции приведет к дискредитации института саморегулирования, угнетающим образом повлияет на предпринимательский климат и экономику России в целом!

Участники слушаний считают:

  • Предлагаемые законопроектом принципы имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями товаров, работ, услуг не соответствуют реалиям бизнеса, сложившейся судебной системе:

    • Установление Компенсационного Фонда (КФ) в качестве единственного системообразующего фактора не соответствует сути Саморегулирования. Лучшая мировая практика и накопленный опыт деятельности Российских предпринимательских и профессиональных объединений показывает, что эффективное обеспечение ответственности должно базироваться на множественности инструментов имущественной ответственности и праве их свободного выбора саморегулируемой организацией для гарантирования возмещения ущерба.

    • Неприемлемым является принуждение СРО к размещению средств КФ исключительно через управляющую компанию (УК), а в случае ликвидации СРО размещение и оставление таких средств на депозите нотариусов. Размещение КФ через УК повышает риски его утраты в следствие некачественного управления и незащищенности денег, размещенных через УК. Оставление КФ на депозите нотариусов однозначно приведет к попыткам искусственных ликвидаций СРО, выводу средств из КФ и всяческому препятствованию для их возврата добросовестным членам СРО и потребителям.

    • Преждевременным является введение принципа солидарной ответственности, как механизма для возмещения ущерба. Устройство судебной системы в России в совокупности с несформированными правилами профессиональной деятельности приведет к молниеносному опустошению КФ как в следствие действительных ущербов, так и деятельности групп недобросовестных юристов. Как результат, добросовестные предприниматели будут вынуждены постоянно платить за чужие нарушения, это, в свою очередь, сделает невыгодной добросовестную конкуренцию и, по сути, уничтожит саморегулирование. На сегодняшнем эволюционном витке для саморегулирования приемлема только субсидиарная ответственность и множественность свободного выбора инструментов ее обеспечения.

  • Проект поправок в Федеральный закон №315-ФЗ содержит избыточно подробную, многостраничную детализацию процедур применения мер дисциплинарного воздействия.

    • Внесенные в законопроект процедуры не достаточно универсальны для различных сфер деятельности, как не универсальны и составы возможных нарушений, практика применения таких процедур либо отсутствует либо находится в начальной стадии изучения в отдельных сферах саморегулирования. Профессиональное и бизнес - сообщество убеждено, что не опробованную практику, которую только нарабатывает и исследует саморегулируемое сообщество, ошибочно и опасно канонизировать в Базовом Федеральном законе! Местами предлагаемые процедуры непродуманны и порождают фатальные для саморегулирования сценарии, так, например, предлагаемый алгоритм рассмотрения нарушений и вынесения мер дисциплинарной ответственности (МДВ) дает возможность члену СРО - нарушителю продолжать деятельность более 1 года до момента его исключения, после чего за ним сохраняется право вступления в другое СРО.

    • Необходимо исключить установление негибких схем контроля и МДВ. Базовый закон должен содержать лишь основные принципы, относя процедурные и организационные вопросы на уровень саморегулируемых организаций.

  • отсутствие принципов формирования и деятельности Национальных объединений саморегулируемых организаций в законодательстве является одной из главнейших причин хаоса во всех сферах саморегулирования. В Концепции совершенствования механизмов саморегулирования так же отражена необходимость закрепления единых принципов, направленных на появление добросовестных, управляемых, компетентных Национальных объединений саморегулируемых организаций, действующих в интересах сообщества, а не отдельных персоналий или узких групп.

    • Предлагаемые в 315-ФЗ поправки содержат ряд статей о формировании Национальных объединений, но по сути не создают основы для формирования добросовестных Национальных объединений.

    • Недопустимым является установление законодательных преимуществ для крупных СРО при создании Национальных объединений во избежание манипулирования рынком. Из законопроекта необходимо исключить положение, что СРО, объединяющиеся в Национальное объединение, должны в своем составе иметь более 50% участников рынка. Необходимо более точное определение компетенций и порядка деятельности руководящих органов Национального объединения и принципов публичности такой деятельности.

Участники общественных слушаний рекомендуют:

В целях практической реализации задачи совершенствования механизмов саморегулирования в России эффективного выполнения Поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1168 

  1. Правительству Российской Федерации утвердить Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования в редакции, одобренной на заседании Правительства 29 января 2015 года, с учетом предложений профессионального сообщества.

  1. Правительству Российской Федерации ввести мораторий на внесение поправок в Федеральные законы, регулирующие сферы профессиональной деятельности, до утверждения Концепции и приведения базового Федерального закона о саморегулировании №315-ФЗ в соответствие с утвержденной Концепцией.

  1. Министерству экономического развития РФ доработать проект Федерального закона "О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", после утверждения Концепции, в полном соответствии с Концепцией и с учетом предложений профессионального сообщества.

  1. Государственной Думе Российской Федерации провести Парламентские слушания по проекту Федерального закона "О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", сразу после его внесения в Государственную Думу.






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал