Рабочая программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр



Скачать 358.04 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер358.04 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Оренбургский филиал

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________________
«_____»__________________20___ г.

Направление подготовки: 080200.62 - «Менеджмент»


Кафедра: гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр


Форма обучения: заочная
Срок обучения – 5 лет.

Оренбург


2011 г.

Автор-составитель: к.п.н., А.Н. Анохин.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС от 3 октября 2011 г. года, протокол № 2.




Рецензент:
ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________

(наименование кафедры)



Согласовано:

ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________

(наименование выпускающей кафедры)

Согласовано:

ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________

(наименование выпускающей кафедры)

Заведующий кафедрой ГиСЭД,

к.п.н., доцент А.М. Аллагулов


АННОТАЦИЯ

к рабочей программе

учебной дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»


1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: формирование готовности личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений, навыков для обеспечения личной и общественной безопасности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Задачи освоения дисциплины (модуля):

  • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечение безопасности жизнедеятельности и снижение рисков, связанных с деятельностью человека;

  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

  • формирование культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

  • формирование культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

  • становление готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда;

  • развитие мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

  • формирование способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

  • развитие способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности;

  • прогнозирование и моделирование опасных и чрезвычайных ситуаций различного происхождения;

  • овладение способностью принятие решений по защите населения и производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • предупреждение, снижение возможных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • развитие способности оценивать социально-экономический ущерб жизни и здоровью личности, окружающей среде и материальным ценностям в результате негативных воздействий вредных и опасных факторов окружающей среды.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – Б3.Б.12. Базовая часть.


3. Требования к результатам освоения содержания
дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки(специальности):





Компетенция

Структурные элементы компетенции(знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)

Способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8)

  1. Знает приемы рационализации жизнедеятельности, ориентированные на снижение воздействия вредных и опасных факторов окружающей среды, техносферы;

  1. Способен к обеспечению производственной безопасности и улучшению условий труда;

  1. Готов к планированию и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования производственных объектов, безопасности профессиональной деятельности с учетом экономической эффективности.

Умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК - 9)

  1. Знает нормативно-правовые, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

  1. Способен к прогнозированию и моделированию чрезвычайных ситуаций и их последствий;

  1. Готов к качественному и количественному анализу опасностей и управлению ими.

Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21)


  1. Имеет представление о последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий;

  1. Знает основные средства и методы защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций;

  1. Готов применять методы защиты персонала и населения в случаи возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций

Готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК - 3)

  1. Способен к социально-экономической оценке ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде и материальным ценностям в результате негативных воздействий, в чрезвычайных ситуациях;

  1. Знает методы повышения устойчивости функционирования производственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

  1. Готов к оцениванию параметров негативных факторов и уровня их воздействий в соответствии с нормативными требованиями.

Способностью оценивать условия и последствия принимаемых решений (ПК-8)

  1. Способен рассчитывать необходимые параметры производственной среды;

  1. Владеет способами идентификации негативных воздействий окружающей среды;

  1. Готов к принятию решений в условиях чрезвычайной ситуации.


4. Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Образовательные технологии
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультация), семинарские занятия, технология проблемного обучения, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии, здоровьесберегающие технологии.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, проектирование (разработка социально-значимых проектов).


6. Контроль успеваемости
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: контрольная работа, индивидуальные домашние задания, тестирование.

По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: зачет


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки (специальности).

Автор(ы) рабочей программы учебной дисциплины (модуля): кандидат педагогических наук, А.Н. Анохин.


Рецензент(ы) _________________________________________________________________________
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС от 3 октября 2011 г. года, протокол № 2.


СОДЕРЖАНИЕ




С.

1 Цели и задачи дисциплины

7

2 Учебная программа

9

2.1 Содержание и структура дисциплины

9

2.1.1 Содержание разделов дисциплины

9

2.1.2 Структура дисциплины

11

2.1.3 Лекции

11

2.1.4 Практические занятия (семинары)

11

2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты)

12

2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

12

3 Образовательные технологии

15

3.1 Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы

15

3.2 Интерактивные образовательные технологии, используемые
в аудиторных занятиях


15

4 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций

15

4.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости

16

4.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и
реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров


16

4.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций

18

5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

19

5.1 Основная литература

19

5.2 Дополнительная литература

19

5.3 Интернет-ресурсы

19

6 Материально-техническое обеспечение дисциплины

19

Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе учебной дисциплины

21


1 Цели и задачи дисциплины
Основные принципы построения содержания дисциплины

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» занимает важное место в структуре образования и подготовки будущих менеджеров. Ее предметом является изучение общих и частных закономерностей формировании культуры безопасности личности.



Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального образования и задачами обучения бакалавра:

  • личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);

  • оздоровительной направленности (принцип отражает гуманистическую направленность безопасности жизнедеятельности, с реализацией удовлетворяет потребность общества в сохранении и укреплении индивидуального здоровья);

  • принцип связи с жизнедеятельностью (принцип отражает потребность общества в личности, подготовленной к конкретной профессиональной деятельности);

  • сознательности (принцип обеспечивает оптимизацию субъект-субъектных отношений, становление потребности в безопасности, успешность освоения безопасности жизнедеятельности);

  • принцип дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);

  • вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда);


Цель учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - формирование готовности личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений, навыков для обеспечения личной и общественной безопасности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

иметь представление:

  • об опасностях в различных сферах деятельности человека и способах защиты от них;

  • нормативно-правовые, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

  • о взаимодействии человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизнедеятельности, методах создания среды обитания допустимого качества.

знать:

  • основные природные и техногенные опасности их свойства и характеристики;

  • характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере профессиональной деятельности;

  • методы качественного и количественного анализа рисков, управления ими;

  • методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в опасных и чрезвычайных ситуациях.

уметь:

  • идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;

  • выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

  • рассчитывать необходимые параметры производственной среды;

  • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

  • планировать и реализовывать мероприятия по повышению устойчивости функционирования производственных объектов.


владеть:

  • законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды;

  • требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

  • способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности;

иметь опыт:

  • использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;

  • оказания первой (доврачебной) помощи;

  • измерения вредных факторов производственной среды;

  • рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Дополнительные задачи:

  • владеть методами контроля и управления условиями жизнедеятельности,

  • применять средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

  • использовать принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности.

Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций: ОК-8, ОК-9, ОК–21, ПК–3, ПК-8.

2 Учебная программа


2.1 Содержание и структура дисциплины


2.1.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1.

Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Человек и техносфера.

Характерные системы «человек-среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятие «опасность», «безопасность». Виды опасностей. Национальная безопасность, составляющие. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Причины проявления опасности. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Концепция общественного риска. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.

Понятие техносферы. Структура техносферы ее основных компонентов. Генезис техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

Р

(реферат)




2.

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. Защита человека и среды обитания.

Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно допустимые уровни - основные виды и принципы установления. Воздействие негативных факторов на человека и их предельно допустимые уровни.

Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика защитных средств.

Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования.

Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.

ДЗ

(индивидуальное домашнее задание)



3

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологи-ческие и эргономические основы безопасности

Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы и методы организации комфортных условий жизнедеятельности.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма.

Виды и условия трудовой деятельности. Эргономические основы безопасности. Система «человек – машина - среда». Антропометрическая, сенсорная, энергетическая, биомеханическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.



ДЗ (индивидуальное домашнее задание)

4.

Чрезвычайные ситуации и методы защиты. Управление безопасностью жизнедеятель-ности

Основные понятия и определения. Классификация стихийных бедствий (природных катастроф), техногенных аварий. Характеристика поражающих факторов. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы. Устойчивость функционирования. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ. Законодательные и нормативно правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Экономические основы управления безопасностью. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов, профессиональных рисков, социальное страхование. Органы государственного управления безопасностью.

Р

(реферат)




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал