Рабочая программа дисциплины д 2 основы эстетики



Скачать 457.61 Kb.
Дата23.04.2016
Размер457.61 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1. ДВ1.2 ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ


Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

100100.62 Сервис (профиль «Сервис в индустрии моды и красоты»)
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании кафедры

философии, политологии и права

факультета истории и социальных наук

(протокол №_1__от_31.08._2012_ г.)
Зав. кафедрой

________________ Т.П. Штец


1. Программа учебной дисциплины Б1. ДВ1 «Основы эстетики».
2. Автор программы:

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГГУ

О.П. Беспалая
4. Цели освоения дисциплины:

Курс эстетики является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания. Настоящий курс разработан для тех студентов, в чью профессиональную деятельность эстетика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин.

Знания в области эстетики могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. В то же время, дисциплина «Эстетика» может служить дополнением к общим курсам по культурологии, истории, философии, политологии и социологии. Материал курса может послужить методологическим ориентиром для ряда специальных дисциплин, например: философия, история, социальная антропология и др.

Таким образом, целями освоения дисциплины «Эстетика» являются:



  • возведение индивидуального опыта эстетических переживаний на уровень саморефлексии и теоретических размышлений о нём; освоение основных принципов и понятий философско-эстетического дискурса;

  • достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и её органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой;

  • развитие способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании эстетических критериев.

Учебный материал представлен в трёх основных компонентах: теория, история и современное состояние эстетической мысли.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина «Основы эстетики» относится к дисциплинам по выбору в блоке гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Место эстетики в достижении университетской образованности особенно значимо. Эстетика – наука о неутилитарном, созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт освоения действительности, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает состояния духовно-чувственной эйфории, восторга, катарсиса, духовного наслаждения и т.п., полную гармонию своего Я с Универсумом. Поэтому ознакомление студентов с основным массивом знаний по эстетике имеет огромное значение для становления гармонично развитой личности.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



- Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2).

- Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3).

- Способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6).

- Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

- Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

В результате освоения дисциплины студент должен:



  1. Знать:

- основные этапы становления эстетики как науки, ее задачи, специфику эстетического познания, отношение эстетики к научному и художественному творчеству, к инновациям в различных сферах человеческой деятельности, основанной на законах красоты, совершенства, гармонии, целесообразности;

- историю развития эстетической мысли (эстетика палеолита и неолита, эстетическое сознание древних цивилизаций Востока, античная эстетика, эстетика Средневековья, исторический смысл эстетики Возрождения, эстетика барокко, классицизма, Просвещения, эстетика сентиментализма и романтизма, немецкая классическая эстетика;

- эстетические идеи и концепции XIX в. (эстетические идеи немецких философов (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), эстетическая мысль Франции XIX века (революционный классицизм, теория «искусства для искусства», эстетические концепции французского романтизма и классического реализма), английская эстетическая мысль (английский романтизм и критический реализм), эстетика позитивизма и натурализма, эстетическая концепция марксизма, русская эстетика, эстетика XX века.


  1. Уметь:

- анализировать и сопоставлять эстетические теории прошлого и современности;

- концептуализировать эстетико-философские проблемы, выявлять и формулировать наиболее сложные, дискуссионные проблемы современной эстетики, теории и практики художественного творчества;

- использовать теоретические наработки, методологию анализа, статусы и субъекты современного эстетического сознания для осмысления и истолкования эстетических феноменов и арт-практик современного инновационного искусства;

- на основе теоретических положений курса уметь не просто реконструировать налично-данный уровень эстетического сознания, но и концептуально и креативно подойти к рефлексии собственного эстетического опыта, что может содействовать появлению новых подходов к решению профессиональных задач в научно-технологической сфере.



  1. Владеть:

- основными теоретическими категориями, паракатегориями, понятиями и терминами современной эстетики (эстетическая деятельность, сознание, потребности, чувства, отношения, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетический объект, эстетические эмоции, прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое, безобразное), в том числе и постнеклассической (лабиринт, абсурд, повседневность, телесность, автоматизм, симулякр, артефакт, эклектика, интертекст, гипертекст, деконструкция и т.д.);

- основными методологическими подходами эстетического анализа (диалектико-материалистическая методология, в том числе принцип историзма, движение от абстрактного к конкретному; метод структурализма; методы эмпирической эстетики; методы социологического исследования, методы экспериментальной психологии, метод герменевтики, метод феноменологии, сравнительно-описательный, формально-логический и т.д.).


7. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы (из расчёта 1 ЗЕТ= 36 часов); 108 часов.




№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интеракт.форме.(из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*




1

100100.62 Сервис

профиль Сервис в индустрии моды и красоты



2

4

108\3

10

2

4

6

-

94

зачет

  • Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для с дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы.


8. Содержание дисциплины:



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.ч. / в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Часов на СРС

1.

Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Эстетика и философия. Эстетика и этика. Система эстетических понятий и категорий.




0,5







6




2.1.

Эстетика античности




0,5

0,5




6

2.2.

Эстетика Византии и древнерусская эстетика




0,5




6

2.3.

Эстетика западноевропейского средневековья




0,5




6

2.4.

Эстетика итальянского Возрождения. Северное Возрождение




0,5

0,5




6

2.5.

Эстетика Нового времени




0,5

0,5




6

2.6.

Немецкая классическая эстетика




0,5




6

2.7.

Иррационалистическая эстетика 19 века




0,5




6

2.8.

Русская эстетическая мысль







0,5




6

2.9.

Проблемное поле эстетики 20 века. Перспективы эстетических исследований 21 века




0,5







6

3.

Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства




0,5




8

4.

Форма и содержание в искусстве




0,5

0,5




8

5.

Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания. Эстетическая культура личности и процесс её формирования




0,5




8

6.

Эстетическая культура современного общества







0,5




10

ИТОГО:

10/2

4

6

-

94


9. Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Эстетика и философия. Эстетика и этика. Система эстетических категорий.

Термин «эстетика». Формулировка предмета эстетики (А.Г.Баумгартен). Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности. Специфика искусства как предмета эстетики. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. Соотношение эстетики и этики. Основные разделы эстетики: история эстетики (основные этапы истории эстетики), теория эстетики, художественное творчество, эстетическая культура современного общества.



Система эстетических понятий и категорий.
Тема 2. Основные этапы развития эстетической мысли.

2.1. Эстетика античности. Периодизация античной эстетики. Особенности развития античной культуры и их влияние на формирование эстетической проблематики: греческая колонизация, характеристика аполлоновского и дионисийского начал в древнегреческой культуре (Ф.Ницше). Особенности развития искусства Древней Греции (изобразительные виды искусств, литература, театр). Основные понятия древнегреческой эстетики: техне, мимесис, катарсис, прекрасное, гармония, трагическое. Проблема морфологии искусств в античной эстетике. Эстетика ранней классики (космологическая эстетика), пифагорейская эстетика. Эстетика средней классики (антропологическая эстетика), софисты, Сократ. Эстетика высокой классики (эйдологическая эстетика), Платон, Аристотель. Особенности эллинистической эстетики. Философия как решающий фактор, повлиявший на формирование античной эстетической проблематики.

2.2. Эстетика Византии и древнерусская эстетика. Особенности развития византийской культуры и их влияние на эстетическую проблематику этой эпохи. Происхождение Византии. Основные принципы византинизма. Персоналии. Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионийсий Ареопагит), Григорий Назианин, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Особая роль эстетической сферы в культуре Византии. Богословие как доминирующий фактор воздействия на формирование эстетики в византийскую эпоху. Основные понятия византийской эстетики и их взаимосвязь: прекрасное, свет, цвет, символ, образ. Теория изобразительного образа – иконы. Проблема морфологии искусств в византийской эстетике: различия искусства слова (Евангелие) и живописных образов (иконопись).

2.3. Эстетика западноевропейского средневековья. Теологичность западноевропейской эстетики. Основные персоналии. Аврелий Августин, Фома Аквинский. Романский стиль как первый общеевропейский художественный стиль. Происхождение термина «романский». Архитектура как доминирующий вид искусства. Основные архитектурные сооружения. Место скульптуры и живописи в рамках романского стиля. Готический стиль. История термина «готический». Готика как выражение религиозного сознания эпохи. Архитектура как доминирующий вид искусства. Основные архитектурные сооружения. Место скульптуры и живописи в системе изобразительных искусств в рамках готического стиля. Богословие как решающий фактор формирования эстетики средневековья.

2.4. Эстетика итальянского Возрождения. Периодизация. История термина «Возрождение». Персоналии. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Джорджо Вазари. Особенности культуры Возрождения и их влияние на формирование эстетической проблематики: самоутверждение человека как одна из ведущих тенденций в культуре итальянского Возрождения; античность как мировоззренческая опора культуры Возрождения; трагизм культуры Возрождения; элитарный характер культуры Возрождения. Особенности эстетики Возрождения: роль искусства в формировании эстетической проблематики; высокая социальная ценность искусства; искусство как наиболее совершенный способ постижения мира; интерес к теории искусства; логическая организация пространства; отношение искусства к действительности; проблема общего и единичного в художественном образе; способ художественного обобщения в эстетике Возрождения.

Северное Возрождение. Термин «Северное Возрождение». Особенности культуры Северного Возрождения. Источники идей Северного Возрождения: готика, религиозное обновление, влияние итальянского Возрождения. Реформация и Северное Возрождение. Особенности эстетики северного Возрождения, тесная связь её идей с художественной практикой. Диалектика понятий прекрасного и безобразного в эстетике Северного Возрождения. Экспрессивность искусства Северного Возрождения. Особенности организации художественного пространства в изобразительном искусстве Северного Возрождения. Художники Северного Возрождения: Ян Ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель, Иеронимус Босх.

2.5. Эстетика Нового времени.

Эстетика барокко. Причины появления направления «барокко». Теоретики барокко. Джамбаттиста Марино, Маттео Перегрини, Эммануэле Тезауро. Основные принципы барокко: особая роль остроумия; особая роль гениальности, связь её с остроумием; ориентация художественного сознания на внутреннюю противоречивость бытия; субъективный характер прекрасного. Основные черты искусства барокко. Художники барокко: Лоренцо Бернини, Борромини.

Эстетика классицизма. История термина «классицизм». Истоки классицизма: влияние Возрождения, влияние картезианства, влияние античности. Основные принципы классицизма. Трактат Н.Буало «Поэтическое искусство». Искусство классицизма. Художники: Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жан Луи Давид.

Эстетика романтизма. Термин «романтизм». Романтизм как широкое движение, охватившее многие сферы культурной и социальной жизни. Романтизм как мироощущение, особый способ отношения к миру. Основные причины появления движения романтизма: социально-исторические и культурно-художественные. Основные черты эстетики романтизма: индивидуализм, особая роль художника, особая роль гения (Жан-Поль), теория романтической иронии (Ф.Шлегель). Художники романтизма: Теодор Жерико, Эжен Делакруа (Франция), Фридрих Гаспар (Германия).

2.6. Немецкая классическая эстетика. Искусство и эстетическое как примирение духовной свободы и природной необходимости в эстетике И.Канта. Теория искусства и эстетического воспитания Ф.Шиллера. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга. И.В.Ф.Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства.

2.7. Иррационалистическая эстетика 19 века. Интенсификация темпов эволюции европейской культуры. Дискредитация классических представлений об искусстве. Бальзак, Стендаль, Флобер о новом статусе художественного творчества. Теории искусства Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора.

2.8. Русская эстетическая мысль. Эстетические взгляды Чернышевского. Бердяев о свободе и творчестве. Бахтин, «серебряный век». Символисты о природе художественного творчества.

2.9. Проблемное поле эстетики 20 века. Перспективы эстетических исследований 21 века. Принципы дифференциации эстетических теорий XX века. А.Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии. Искусство как поиск «нашего основания быть» в эстетике А.Мальро. Культурологические основания экзистенциальной эстетики Ж.-П.Сартра и А.Камю: общее и особенное. Методология структурализма как воплощение идеи бескорыстной научности. Способы выявления инвариантов в микро- и макроструктуре художественного текста. Метафорическая эссеистика постструктурализма как метод обнаружения «остаточных смыслов» произведения искусства. Ж.Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Изменение критериев художественности и проблема художественного контакта. Дискуссии о качестве образного строя искусства и критика катарсической природы художественного творчества. Антиутопичность постмодернизма. Ирония, игровое начало, цитатность, культ аутентичности в искусстве постмодернизма.
Тема 3. Морфология искусства.

Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили.

Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства.
Тема 4. Форма и содержание в искусстве.

Художественный образ как процесс художественного творчества. Основные этапы художественного творчества. Формирование замысла как исходный пункт процесса художественного творчества. Вдохновение как наивысшая творческая активность. Разные подходы в истории эстетики к понятию вдохновения (Платон, И.Кант, К.Юнг и др.). Роль художественной интуиции в процессе вдохновения (интуитивизм, марксизм). Основные этапы вдохновения. Объективация произведения искусства как завершающий этап творчества.

Пространство и время художественного образа. Специфика художественного образа в различных видах искусства. Проблема классификации искусств в истории эстетики, как попытка определения специфики искусств через выделение онтологических параметров. Особенности пространственно-временного континуума художественного образа в киноискусстве как пространственно-временном виде творчества.
Тема 5. Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания. Эстетическая культура личности и процесс её формирования.

Понятие творчества. Роль осознаваемых и неосознаваемых мотивов творчества. Природа и сфера действия интенции творческой личности. Переживание и его художественное воссоздание. Вдохновение и мастерство.

Теория вчувствования Липпса. Особенности эмоционального воздействия реальных и художественных событий. Катарсис как процесс «самосгорания» аффектов и как процесс усиления аффектов. Осознаваемые и неосознаваемые элементы художественной установки. Механизмы апперцепции и проблема адекватного постижения произведения. Закономерности дифференциации элементов формы в визуальном восприятии. Типология массового художественного восприятия. Социально-психологические стимулы и препятствия художественного контакта.

Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетическая оценка.

Эстетическая культура личности и процесс её формирования.
Тема 6. Эстетическая культура современного общества.

Принципы развития эстетики в XX веке. Декаданс и его влияние на изменение эстетической ситуации. Русский авангард и рождение модернизма в искусстве и эстетике. Идеологические поиски и противостояние в эстетике. Проблема конформизма и ангажированности в эстетике. От реализма к беспредметности, абстракционизму и «вещности» искусства и артефакту и искусству как акции.

Омассовление искусства и противостояние массового искусства народному и высокому искусству.

Постмодернизм, клиповое искусство и эстетика повседневности.



10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Эстетика и философия. Эстетика и этика. Система эстетических понятий и категорий.

Написание эссе-рассуждения: «Для чего нужна эстетика будущим специалистам в области сервиса?»

2

Коллективное обсуждение работ

2.

Основные этапы развития эстетической мысли

2.1.


Эстетика античности

Составить конспекты, освещающие следующие вопросы:

1. Концепция прекрасного в искусстве у Платона.

2. Эстетика Аристотеля.

3. Эстетические идеи Плотина.



4

Проверка конспектов

2.2.

Эстетика Византии и древнерусская эстетика

  1. Основные понятия византийской эстетики.

  2. Место и роль художественного творчества в культуре Византии.




4

Проверка конспектов, представление презентаций

2.3.

Эстетика западноевропейского средневековья

Составить конспекты с ответами на следующие вопросы:

1. Как система христианских религиозных принципов изменила эстетическую проблематику?

2. За счёт чего идея Творения и Творца приобретают эстетический смысл в период ранней патристики?

3. Почему красота в раннем христианстве была связана со стремлением к простоте и естественности?

4. В чём специфика системы условностей в христианском искусстве и как это повлияло на развитие эстетической теории?

5. Как в средневековой эстетике решалась проблема соотношения миметического и иносказательного образа, проблема соотношения образа и его подобия, вопрос о связи знака и его толкования?

6. Чем было вызвано появление аллегорических образов в искусстве?

7. Как соотносится идея филокалии и идея любви к мудрости у Августина?

8. Почему мудрость приобретает эстетический смысл?

9. Как связана идея порядка и идея прекрасного у Августина?

10. Почему такое большое значение Августин придавал ритму?

11. В чем оригинальность принципа контрастности прекрасного и безобразного?



4

Проверка конспектов, представление презентаций

2.4.

Эстетика итальянского Возрождения. Северное Возрождение

Составление презентаций о творчестве художников Возрождения

6

Представление презентаций

2.5.

Эстетика Нового времени

Самостоятельное изучение следующих вопросов:

1. Представления о вкусе в английской эстетике (Д. Юм, А. Джерард, Т. Рид, Э. Бёрк).

2. Теория воображения Дж. Аддисона.

3. Учение о красоте Ф. Хатчесона. Соотношение прекрасного и возвышенного у Э. Бёрка.



4

Опрос

(устно), тест



2.6.

Немецкая классическая эстетика

Самостоятельное изучение следующих вопросов:

1. Эстетическая способность суждения – основной предмет «Критики способности суждения».

2. Специфика суждения вкуса в «Аналитике прекрасного».

3. Форма эстетического суждения в сфере разума. Соотношение разума и воображения в сфере возвышенного.

4. Искусство как представление эстетической идеи и произведение гения.


6

Опрос

(устно), тест



2.7.

Иррационалистическая эстетика 19 века

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Эстетические взгляды Ф.Ницше:

а) дионисийское и аполлоновское начала как основа древнегреческого искусства и жизни;

б) новое понимание красоты. Эстетизм Ницше.

2. Эстетика экзистенциализма:

а) понятие экзистенции и проблема выбора;

б) культ творчества;

в) эстетика абсурда.

Составить конспект:

А. Камю Миф о Сизифе (Абсурдное творчество)// Бунтующий человек. М., 1990.



4

Проверка конспектов, составление презентаций

2.8.

Русская эстетическая мысль

Изучение следующих вопросов:

  1. Зарождение эстетических идей в древнеславянском этносе (солнце - свет - Ярило, огонь - Перун и др.). Органическое соединение язычества с христианством в древнерусской эстетике.

2. Эстетические взгляды русских просветителей (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев).

3. В. Соловьев и его метафизика всеединства. Природа красоты как результат проникновения материи и света. Влияние идей В. Соловьева на эстетику и практику русского символизма (А. Блок, А. Белый, В. Брюсов).

4. Н. Федоров и его идеи об искусстве как воссоздании жизни.

5. Вопросы эстетики в трудах Г. Плеханова, В.И. Ленина.




4

Опрос

(устно), тест




2.9.

Проблемное поле эстетики 20 века. Перспективы эстетических исследований 21 века

Основные течения и направления модернистского искусства ХХ века:

1. Фовизм (Анри Матисс, Морис Вламинк).

2. Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Эмиль Нольде).

3. Кубизм (Пабло Пикассо, Жорж Брак).

4. Абстракционизм (Василий Кандинский).

5. Дадаизм (Марсель Дюшан).

6. Супрематизм (Казимир Малевич). Неопластицизм. (Пит Мондриан).

7. Футуризм (Филиппо Маринетти, Умберто Боччони, Велимир Хлебников, В.Маяковский).

8. Сюрреализм (Андре Бретон, Сальватор Дали, Рене Магритт).

9. Поп-арт (Энди Уорхолл, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Томас Вассельман). Хеппенинг. 10. Концептуальное искусство. Перформанс. Инсталляция.

11. "Театр абсурда" (Эжен Ионеску, Самуэль Беккет, Жан Жене).

13. Авангард в музыке (Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Альфред Шнитке).

14. Авангард в кинематографе.


4

Представление презентаций

2.9.

Проблемное поле эстетики 20 века. Перспективы эстетических исследований 21 века

Эстетика постмодернизма:

  1. Модернизм и постмодернизм: бинарные оппозиции Ихаба Хассана.

  2. Эстетика постмодернизма: исторический и аксиологический аспекты.

  3. Постмодернизм в архитектуре и живописи.

4

Представление презентаций

3.

Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Виды искусства.

2. Принципы классификации видов искусства.

3. Элитарное и массовое в искусстве.



Доклад: Специфика и содержание элитарного в искусстве.

Содоклад: Специфика и содержание массового в современном искусстве.

4

Круглый стол

4.

Форма и содержание в искусстве

Изучение следующих вопросов:

1. Искусство как социальное явление и как феномен культуры. 2. Полифункциональность искусства.

3. Художественный образ и художественный метод: проблемы гносеологии искусства.

4. Онтология искусства: художественное произведение и художественный стиль.

5. Искусство как художественная коммуникация.


4

Опрос (устно),

Тест.


5.

Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания. Эстетическая культура личности и процесс её формирования

  1. Эстетическая культура.

  2. Структура и функции эстетического сознания. Эстетическое сознание в структуре общественного и индивидуального сознания.

  3. Эстетические чувства, эстетические вкусы, эстетические потребности, эстетические теории, эстетические идеалы.

  4. Эстетическое и художественное сознание.

  5. Деятельностный подход в эстетике.

4

Представление презентации, проведение круглого стола

6.

Эстетическая культура современного общества

Эстетическое в деятельности специалиста в области моды:

1. Категории эстетики и их проявление в деятельности специалиста в области моды.

2. Эстетическая деятельность и ее возможности по формированию всех сфер жизнедеятельности человека.

3. Типологии и эстетика виртуального.



Доклад: Эстетика труда специалиста в области моды.

6

Представление презентации, проведение круглого стола




ВСЕГО:




62





11. Образовательные технологии.
Настоящей программой предусмотрены следующие методы контроля достижения и реализации заявленных целей и задач изучения дисциплины:

1. Метод анкетных опросов и письменных обзоров (выборочно).

2. Метод выходного или иного интервью (выборочно).

3. Стандартные формы контроля качества усвоения знаний (преобладание).

4. Метод авторского формирования содержания экзаменов.

5. Информационная база студентов и архивные записи.

6. Группы по интересам (студенческая работа по интересам, группы по проблемам) (выборочно).

7. Система требований (собрание образцов работ).

8. Метод конкретных ситуаций (метод моделирования).

9. Оценка работы (преобладание).

10. Устные экзамены (преобладание).

В рамках учебного курса предусмотрены выходы студентов в музей (встреча с директором Мурманского областного художественного музея О.А.Евтюковой).


Предусмотрены следующие интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

1.

Коллективное обсуждение эссе-рассуждения «Для чего нужна эстетика будущим специалистам в области моды?»

2

Презентации по направлениям искусства

3.

Просмотр и обсуждение видеофильмов по искусству

4.

Презентации по искусству Древней Греции и Древнего Рима. Просмотр и обсуждение видеофильма «7 чудес света»

5.

Дискуссия на тему «Есть ли место прекрасному в современном обществе?»

6.

Круглый стол на тему: «Нужна ли сегодня мода?».

Посещение Мурманского областного художественного музея.




13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины



ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Аничков Е.В. Очерк развития эстетических учений. – М., 2008.

2. Борев Ю. Эстетика. – М., 2001.

3. Гуревич П.С. Эстетика. – М., 2006.

4. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. I. – М., 1962.

5. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. Т. 1. – М., 1985.

6. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х тт. – М., 1973.

7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

8. Киященко Н.И. Эстетика жизни. Ч. 1. – М., 2000.

9. Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1998.

10. Мейман Э. Введение в современную эстетику. – М., 2007.

11. Мифы народов мира. В 2-х тт. – Т. 1. – М., 1980; – Т. 2. – М., 1982.

12. Славянская мифология. Энцикл. словарь. – М., 1995.

13. Эстетика / Новая философская энциклопедия. – М., 2001. – С. 456-466.

14. Эстетика / Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 773-775.




Дополнительная литература:
1. Андрияускас А.А. К вопросу о методологических аспектах исторических связей искусствознания с эстетикой и философией искусства (XYIII-начало XX в.)/ Методологические проблемы современного искусствознания. – М., 1986.

2. Баумгартен А.Г. / История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти тт. Т.2. – М., 1964.

3. Кондрашов В.А. Чичина Е.А. Эстетика. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. – М., 1992.

5. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965.

6. Мильталер Ю. Что такое красота? Введение в эстетику. – М., 2007.

7. Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное.// Вопросы литературы. – 1997. – Март-апрель.

Античная эстетика

1. Античные риторики. М., 1978.

2. Аристотель. Поэтика / Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.

3. Платон. Гиппий больший / Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1968.

4. Платон. Пир, Федр / Там же. Т. 2. М., 1970.

5. Аристотель и античная литература. М., 1978.

6. Античная художественная культура. СПб., 1993.

7. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. – М., 1981.

8. Дубова О.Б. Мимесис и пойэсис. Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества. М., 2001.

9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.1. М., 2007; Кн.2. – М., 2001.

10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М., 1994.

11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 2000.

12. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

13. Лосев А.Ф. Эллинистически–римская эстетика I-II вв. н.э. М., 1979.

14. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

Эстетика европейского Средневековья

1. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М, 1984.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

4. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

6. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970.

7. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

8. Художественный язык средневековья. М., 1982.

9. Эко У. Эволюция среднвековой эстетики. – М., 2004.

10. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. – М., 2003.

Византийская и древнерусская эстетика

1. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.

2. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры Т. 1. М.-СПб., 1999. С. 263-573.

3. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Т. 2. М.-СПб., 1999. С. 5-236.

4. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I в. до н.э.-XII в. н.э. М., 1977.

5. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.

6. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.

7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1967; Изд. 2-е. Л., 1971.

8. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. М.-Л., 1961.

9. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1958.

10. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

11. Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII века. М., 1978; XII век. М., 1980; XIII век. М., 1981; XIV - середина XV века. М., 1981; Вторая половина XV века. М., 1982.

12. Музыкальная эстетика России XI - XVIII веков. М., 1973.

13. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». М., 2001.

14. Русская культура IX - XVIII веков. М., 1968.

15. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

16. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

17. Шохин К.В. Проблема прекрасного в эстетических воззрениях Древней Руси. (XI-XIII вв.) / Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961. С. 282-302.

18. Шохин К. В. Очерк истории развития эстетической мысли в России. (Древнерусская эстетика XIII-XVII вв.). М., 1963.

19. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. М., 1995.



Эстетика Возрождения

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2. М., 1935-1937.

3. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

4. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

6. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

7. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. I–V. М., 1967-1971.

8. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс в 2-х томах. М., 1977.

9. Дживелегов А.К. Возрождение. Собрание текстов итальянских, немецких, французских и английских писателей XIV-XVI веков. М.–Л., 1925.

10. Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М., 1998.

11. Колпинский Ю.Д. Образ человека в искусстве Возрождения в Италии. М.-Л., 1941.

12. Леонардо да Винчи. Избранное /Составитель А.К.Дживелегов. М., 1952.

13. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

14. Микеланджело и его время. М., 1978.

15. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982.

16. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

17. Пинский Л.Е. Ренессанс и барокко / Мастера искусств об искусстве. Т. 1. М., 1936. С. 11-39.

18. Поэзия Микеланджело /Перевод А.М.Эфроса. М., 1992.

19. Шестаков В.П. Проблемы гармонической личности в эстетике Возрождения / Гармонический человек. Из истории идей о гармоническом развитии личности. М., 1965.

10. Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. Сост. В.П.Шестаков. М., 1981.

Эстетика Классицизма

1. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1995.

2. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков. М., 1966.

3. Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики. / XVII век в мировом культурном развитии. М., 1969. С. 102-153.

4. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

5. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971.

6. Музыкальная эстетика России XI-XVII веков. М., 1973.

7. Спор о древних и новых. М., 1985. С. 54-141.

Эстетика Просвещения

1. Адамян А. Эстетика Дидро / Адамян А. Статьи об искусстве. М., 1961.

2. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962.

3. Бахмутский В.Я. Проблема идеала в эстетике Вольтера / Из истории эстетической мысли Нового времени. М., 1959. С. 59-88.

4. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

5. Ингарден Р. «Лаокоон» Лессинга. // Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

Эстетика Просвещения в России

1. Азаренко Е.К. Мировоззрение М.В.Ломоносова. Минск, 1959.

2. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.

3. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

4. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980.

5. Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М-Л., 1961.

Немецкая классическая эстетика

1. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.

2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. С. 381-532.

3. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М., 1975.

4. Гулыга А.В. Гегель. М., 1970.

5. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982.

6. Лазарев В.В. Шеллинг. М., 1976.

7. Овсяников М.Ф. Гегель. М., 1971.



Российская эстетика XIX – начала ХХ вв.

1. Баженова А.А. Русская эстетическая мысль и современность. М., 1980.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979.

3. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

4. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

5. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

6. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.

7. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973.

8. Каган М.С. Эстетическое учение Н.Г.Чернышевского. М.-Л., 1958.

9. Кулешов В.И. История русской критики XVIII-XIX в. М., 1972.

10. Лаврецкий А.А. Эстетика Белинского. М., 1959.

11. Лаврецкий А.А. А.И.Герцен и эстетика реализма. / Эстетические взгляды русских писателей. М., 1963.

12. Лев Толстой об искусстве и литературе. Т. 1-2. М., 1958.

13. Ломунов К. Эстетика Льва Толстого. М., 1972.

14. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969.

15. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

16. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства. В 2 т. Т. 2. М., 1978.

17. Русский романтизм. В 2 т. М., 1981.

18. Сергиевский И. Эстетические взгляды Пушкина. / Сергиевский И. Избранные работы. М., 1961.

19. Соболев П.В. Эстетика Белинского. М., 1978.

20. Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX в. Л., 1972.

21. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. Первая половина. М., 1976.

22. Соловьев Г.А. Чернышевский о прекрасном, художественном и искусстве. М., 1980.

23. Соловьев Г.А. Эстетические взгляды Н.А.Добролюбова. М., 1963.

24. Томашевский Б. Пушкин. М.-Л., 1956-1961.

25. Турчин В. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX века. М., 1981.

26. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., 1961.

Эстетические теории ХХ века

1. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. СПб., 2007.

2. Андрияускас А. Язык и познание в философии искусства А.Бергсона. / Язык и познание. Вильнюс, 1986.

3. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М., 1971.

4. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М., 1998.

5. Батракова С.П. Искусство и утопия. Из истории Западной живописи и архитектуры XX века. М., 1990.

6. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

7. Бергсон А. Смех. М., 1992.

8. Бергсон А. Творческая эволюция. СПб., 1914.

9. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981.

10. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

11. Гадамер Г.-Г. Введение к «Истоку художественного творения» / Хайдеггер Мартин. М., 1993. С. 120-132.

12. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

13. Гройс Б. Комментарии к искусству. – М., 2005.

14. Дюфрен М. Кризис искусства / Западноевропейская эстетика XX века. Вып. 1. М., 1991.

15. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993.

16. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998.

17. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

18. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1961.

19. История красоты. Под ред. У.Эко. М., 2006.

20. История уродства. Под ред. У.Эко. – М., 2007.

21. Камю А. Сочинения. М., 1989.

22. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

23. Кроче Б. Эстетика. М., 2000.

24. Куликова И.С. Эстетическая мысль XX века. Часть 1. М., 1997.

25. Курицын В. О постмодернизме. Свердловск, 1992.

26. Маритен Ж. Ответственность художника. / Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

27. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

28. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

29. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

30. Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994.

31. Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

32. Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. СПб., 1997.

33. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». – М., 2006.

34. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. – М., 2005.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
(Полнотекстовые документы, размещенные в Интернете и находящиеся в открытом (некоммерческом) доступе):

1. Есина Т.А., Сытина И.К. Эстетика. http://www.tula.net/tgpu/resources/estetika

2. Этика, эстетика: уч.пособие. http://www.philosophy.ru/library/lib5.html

3. Эстетика: словарь. http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011803/1011803a1.htm

4. Кривцун О. Эстетика. Уч.пособие. http://www.deol.ru/users/krivtsun/aesthetics.htm

5. История изобразительного искусства. http://www.arthistory.ru/renaissance.htm

6. Эстетика. http://www.edu-zone.net

7. Мазель Л. Эстетика и анализ. literra.websib.ru

8. artclassic.edu.ru – коллекция материалов по теме «Мировая художественная культура»  на Российском общеобразовательном портале.

14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Видеофильмы и фрагменты видеофильмов по изучаемым вопросам (о стилях и направлениях в искусстве; лекции Ю.М.Лотмана о культуре и искусстве).



2. Презентации по темам курса.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал