Рабочая программа дисциплины Экологическая роль леса Направление подготовки 05. 03. 06 Экология и природопользование



Скачать 283.8 Kb.
Дата01.05.2016
Размер283.8 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_________________

«12»_ 11_2014_ г.



Рабочая программа дисциплины

Экологическая роль леса

Направление подготовки



05.03.06 Экология и природопользование
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника

Форма обучения



Очно-заочная

Балашов
2014




СОДЕРЖАНИЕ



1. Цель освоения дисциплины 3

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы 3


3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины 3


Планируемые результаты обучения по дисциплине 3

4. Содержание и структура дисциплины 4

4.1. Объем дисциплины 4

4.2. Содержание дисциплины 4

4.3. Структура дисциплины 5

5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины 6


Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 7


6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7


Самостоятельная работа студентов по дисциплине 7

Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине 9


7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 12

8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 13

Основная литература 14

Дополнительная литература 14

Интернет-ресурсы 14

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 14




1. Цель освоения дисциплины



Целью освоения учебной дисциплины «Экологическая роль леса» является изучение студентами природы леса, закономерностей формирования структуры древостоев, нижних ярусов, их взаимоотношений и динамики, способности леса трансформировать экологические факторы и благотворно влиять на местный климат, агрофитоценозы, гидрологический режим водоемов, экологическую обстановку городов и поселков, стабилизировать почвенный покров, а также в целом биосферу.

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы

Дисциплина «Экологическая роль леса» входит в вариативную часть федерального компонента цикла специальных дисциплин в качестве курса по выбору (Б3.2ДВ7). Научную основу данного курса составляют «Геология» и «Почвоведение», «Основы ботаники» (Б2.В.3). Знания студентов по «Экологической роли леса» получат развитие в дисциплинах «Агроэкология» (Б3.ДВ1), «Урбоэкология» (Б3.ДВ1), «Биоразнообразие» (Б3.В.4).

.

3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у бучающихся следующих компетенций:

знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8);

владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2).

Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: структурную организацию, основные виды растений, животных, микроорганизмов, составляющие лесные экосистемы, их взаимодействие и динамку, влияние леса на окружающую среду, его мелиоративную и гидрологическую роль.

уметь: применять полученные знания в практике и пользоваться методами биогеоценотических и лесотаксационных исследований.

владеть: навыками лесотаксационных и биогеоценотических и лесомелиоративных исследований; методикой определения растений, и их морфологического описания.

4. Содержание и структура дисциплины



Очная форма обучения

4.1. Объем дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет - по очно-заочной форме обучения составляет 3 зачетные единицы, 108 часа, из них: 34 часа аудиторной работы (8 часов лекций и 26 часов практических занятий), 74 часов самостоятельной работы, дисциплина изучается в 3 семестре, ее освоение заканчивается зачетом.
Заочная форма обучения
Не планируется

4.2. Содержание дисциплины





  1. Лесной биогеоценоз

Состав компонентов лесного биогеоценоза, их связи, материально – энергетический обмен. Биогеоценотические парцеллы, особенности их выделения по составу древостоев, растительность нижних ярусов, Консорции, их типы.

  1. Лесной фитоценоз

Древостой – основа лесного фитоценоза. Взаимное влияние деревьев в лесу: конкуренция за свет, влагу, питательные элементы, взаимодействие посредством выделений (аллелопатия). Закон регрессии числа деревьев с возрастом. Дифференциация деревьев в лесных насаждениях. Древостой, как комплекс популяций. Морфология древостоев. Вертикальная и горизонтальная структура. Биогруппы деревьев, их природа и динамика. Подлесок и живой напочвенный покров. Закономерности формирования нижних ярусов леса. Особенности взаимоотношений древостоя с нижними ярусами в различных географических условиях. Роль аллелопатического фактора во взаимоотношениях между древостоем и травостоем в лесных биоценозах.

  1. Учение В. Н. Сукачева о типах леса. ТИПЫ СУКЦЕССИЙ

Классификация сосновых и еловых типов леса. Лесные сукцессии: автогенные, сингенетические, эндогенные, экзогенные, пирогенные, зоогенные, антропогенные. Смена ели березой и осиной, сосны елью или ели сосной, сосны березой. Хозяйственная оценка лесных сукцессий. Смена дуба другими древесными растениями и кустарниками.

  1. Лес и окружающая среда

Зарождение сравнительной экологии в лесоводстве. Боровой и трофогенный экологические ряды. Эдафическая сетка. Принципы выделения гигротопов и эдафотонов по растениям индикаторам. Важнейшие лесные индикаторы из числа деревьев, кустарников и травянистых растений. Составление индикаторных спектров.

  1. Лес и свет

Световой режим в лесу. Отношение к свету различных видов деревьев. Признаки светолюбивых и теневыносливых деревьев. Влияние освещенности на формирование нижних ярусов леса и возобновление древостоя.

  1. Лес и тепло

Отношение деревьев к теплу. Влияние на лес низких и высоких температур. Природа и классификация лесных пожаров. Вероятность их возникновения в разных типах леса. Влияние пожаров на лесную растительность.

  1. Лес и влага

Влияние влаги на лес. Отношение деревьев к влаге. Влияние леса на осадки и их распределение. Лес и испарение влаги, лес и сток воды. Лес и уровень грунтовых вод. Водоохранная и защитная роль леса.

  1. Атмосферный воздух и лес

Влияние леса на состав воздуха. Лес – источник фитонцидов. Лес – легкие нашей планеты. Проблема сокращения площади лесов и глобальные нарушения газового состава атмосферы. Влияние ветра на лес и леса на ветер. Использование этих явлений в защите сельскохозяйственных угодий за счет лесомелиорации. Аномалии воздушной среды и лес.

  1. Лес и почва

Влияние леса на плодородие почвы. Лесной опад и подстилка, их роль в почвообразовании. Круговорот азота и зольных элементов в лесу. Отношение к почве различных видов деревьев. Микротрофность древесных растений.

  1. Биотические факторы и лес

Фауна как часть любого биогеоценоза. Влияние фауны на жизнь леса. Хвое – листогрызущие стволовые вредители леса из класса насекомых. Закономерности массового размножения. Прогноз массовых размножений. Значение хищных насекомых в регулировании численности лесных вредителей. Влияние фауны на семенной фонд и возобновление леса. Влияние фауны на молодое поколение леса и почву. Экологическая роль пастьбы скота в лесу и ее регулирование.

  1. Леса различных географических зон, их продуктивность

Хвойные леса холодной зоны. Смешанные леса умеренного пояса. Влажные леса теплого умеренного климата. Экваториальные дождевые леса. Тропические влажные лиственные леса. Степные леса, их природа. Взаимоотношения между лесом и степью. Биологическая продуктивность лесов земного шара.

  1. Значение и использование леса как составной части окружающей среды

Категории защитных лесов. Лесная мелиорация. Полезащитные и противоэрозионные лесные полосы и их значение. Оздоровительные эстетические свойства леса в городах. Лес и защита от шума. Рекреационное значение и использование леса.


4.3. Структура дисциплины



Очно-заочная форма обучения




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов

Лекции

Практ. / Из ннх в интерактив. форме

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Учение о лесе как биогеоценозе. Морфология и структура лесных фитоценозов. Типы леса и лесные сукцессии

3

1-3

32

2

6/1

24

Блиц-опрос


2

Экология леса. Лес и абиотическая среда. Биотические факторы и лес

3

4-9

40

4

10/2

26

Блиц-опрос

Творческое задание

Контрольная работа


3

Леса различных географических зон, их продуктивность. Значение и использование леса как составной части окружающей среды

3

10-14

36

2

10/3

24

Творческое задание

Зачет- 3





Всего







108

8

26/6

74





Заочная форма обучения

Не планируется

5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины


Преподавание курса «Экологическая роль леса» основано на проведении традиционных объяснительно – иллюстративных лекций и практических занятий с широким использованием натуральных образцов растений, учебных таблиц, учебных фильмов, микропрепаратов, гербариев.

- мультимедийные образовательные технологии: интерактивные лекции (презентации) с использованием программы MS Power Point в сочетании с анимацией и звуковым сопровождением; просмотр видеороликов по отдельным темам дисциплины или пунктам занятия; - технологии проблемного обучения: технология поиска информации; лекция-путешествие по природным зонам России.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% аудиторных занятий.

В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработка учебных материалов предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения микроскопических объектов представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимися осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

1. Научная электронная библиотека e-library.ru

2. База данных "Флора сосудистых растений Центральной России" - http://www.jcbi.ru/eco1/index.shtml

3. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm

4. Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН - www.gbsad.ru

5. Природа России. Национальный портал. - http://www.priroda.ru/

6. Центр охраны дикой природы: http://biodiversity.ru/

7. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http: //www.plantarium.ru/


6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины




Самостоятельная работа студентов по дисциплине





  1. Подготовка рефератов:

Методические рекомендации: Реферат, как форма самостоятельной научной работы студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.

5. Подготовка к зачету:



Методические рекомендации: Этот вид самостоятельной работы наиболее сложный и ответственный. Начинать подготовку к зачету нужно заблаговременно, до начала сессии. Одно из главных правил – представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекций, составлении опорных конспектов, схем, таблиц. В конце семестра повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Тема: Средообразующая роль леса

Вопросы для самостоятельного изучения и самоконтроля
1. Назовите основные категории водоохранных лесов. Каковы их

функции?


2. Чем отличаются водоохранные леса и водорегулирующие

леса?


3. К каким категориям защитности, по классификации М.Е. Ткаченко,

относятся следующие леса: а) леса на песках в лесостепи; б) запретные по-

лосы вдоль рек; в) горные леса Кавказа?

4. Как влияет лесистость на речной сток? В чем причины неоднозначных

выводов по этому вопросу, полученных различными исследователями?

5. Какие факторы должны быть учтены при определении норм лесисто-

сти? Какова оптимальная лесистость по данным А.А. Молчанова, А.И. Во-

ейкова, М.М. Орлова?

6.Назовите основные функции берегозащитных лесов. Каковы их особенности?

7. Как влияют на речной сток состав древостоев, их возраст и произво-

дительность?

8. Распределите следующие спелые древостои в южной тайге по мере

ухудшения выполнения ими водоохранных функций: а) сосняк-

брусничник; б) сосняк багульниковый; в) ельник-черничник; г) осинник-

кисличник; д) березняк-черничник.

9. Объясните, почему основные контрасты в значениях речного стока

имеют место в меженный период?

10. Как влияют сплошные рубки на речной сток?

11. Как влияет на водоохранные функции леса размещение лесных мас-

сивов?


12. В какое время года в наибольшей степени проявляется водоохранная

роль леса и почему?

13. Влияет ли лесистость бассейна рек на качество воды в них?

14. Назовите основные функции почвозащитных лесов.


Задание для самостоятельной работы студентов

Дайте оценку водорегулирующей роли леса, используя следующую

формулу А. И. Миховича: ΔСГ=ΔО – ΔСП – ΔИ, где ΔСГ – изменение среднемноголетней величины годового подземного стока под влиянием леса; ΔО – изменение среднемноголетней суммы осадков; ΔСП – изменение годовой величины поверхностного стока; ΔИ – изменение годового суммарного испарения влаги лесом по сравнению с полем.

Задание 1. В бассейне реки преобладают суглинистые почвы, на которых могут произрастать дубовые древостои, и супесчаные почвы, которые заняты сосняками. Годовая сумма осадков в бассейне реки равна 682 мм, поверхностный сток - 66 мм, подземный сток - 13 мм, суммарное испарение - 603 мм. Под влиянием леса количество осадков увеличилось на 10%, поверхностный сток снизился на 50%. Среднегодовое суммарное испарение дубовыми лесами на свежих почвах - 683 мм, на влажных и сырых - 727 мм (эти почвы занимают соответственно 50 и 10% площади бассейна). На 40% площади на свежих и влажных почвах произрастают сосняки, суммарное испарение этими лесами - 648 мм. Ответьте на следующие вопросы: а) увлажняющую или иссушающую роль будет играть лес; б) как изменится суммарный годовой речной сток; в) как изменится подземная составляющая речного стока (при условии полного облесения водосбора)?

Задание 2. В бассейне реки преобладают песчаные и супесчаные почвы. Годовая сумма осадков равна 641 мм, поверхностный сток - 61 мм, подземный сток - 19 мм, суммарное испарение - 566 мм. Под влиянием сосно

вых лесов сумма осадков увеличилась на 10%, поверхностный сток уменьшился на 50%. На 80% территории сосновых лесов преобладают свежие почвы, на 15% - влажные и на 5% - сырые, суммарное испарение равно соответственно 532, 646 и 718 мм. Ответьте на следующие вопросы: а) как изменится суммарный годовой речной сток; б) как изменится подземная составляющая речного стока; в) велика ли увлажняющая роль сосняков?


Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине




а) оценочные средства для текущего контроля успеваемости

1. Пример вопросов для обсуждения на практических занятиях:

Методические рекомендации: вопросы подобного типа рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательным обращением к соответствующим разделам учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы.

Формы отчетности

1. Конспект, обсуждение.

2. Защита реферата.

3. Словарь, сравнительная таблица.



3. Пример практических заданий

Тема: «Лес и свет»

Вопросы для обсуждения на практических занятиях и самоконтроля

1. Значение света в жизни леса.

2. Назовите важнейшие признаки светолюбия древесных пород.

3. В каких случаях свет является лимитирующим экологическим фактором?

5. Чем объясняется угнетенность подроста под пологом древостоев?

6. Перечислите возможные способы количественной оценки степени

светолюбия и назовите погрешности каждого из них.

8. Может ли избыток света тормозить рост?



Задания

1. Опишите отличительные признаки светолюбивых и теневыносливых

древесных растений по указанной форме:

– морфологические (внешние) признаки;

– анатомические (признаки внутренней структуры).

2. Опишите известные вам методы определения светолюбия древесных

пород.
Демо-версия вопросов теста

1. Основные признаки леса:

- Лес состоит из большого количества деревьев.

- Лес состоит из большого количества деревьев и кустарников.

+ Лес состоит из большого скопления деревьев и других растений, животных, взаимодействующих друг с другом.

- Лес состоит и большого количества деревьев, животных и птиц.

2. Виды лесных растений, образующие древостои таежных лесов:

- Дуб обыкновенный, яблоня лесная, клен остролистный.

- Бук восточный, груша обыкновенная, бузина красная.

- Ель восточная, лиственница европейская, граб обыкновенный.

+ Сосна обыкновенная, ель европейская, береза повислая.

3. Виды растений, образующие подлесок пойменных дубрав степной зоны:

- Ясень обыкновенный, лох узколистный, жимолость синяя.

- Граб обыкновенный, кизил обыкновенный, карагана древовидная.

+ Клен татарский, крушина ломкая, бересклет бородавчатый.

- Бересклет японский, карагана кустарниковая, ракитник австрийский.

4. Лесной биогеоценоз представляет собой:

- Большую совокупность растений.

- Большую совокупность растений и животных.

- Биоценоз и микробоценоз.

+ Участок леса, однородный по составу, структуре и свойствам, слагающих его компонентов и по взаимоотношениям между ними: растительному покрову, животному миру, почве, атмосфере и др.

5. Растения-компоненты широколиственных лесов европейской части России:

+ Дуб обыкновенный, лещина обыкновенная, вяз обыкновенный.

- Бук восточный, граб обыкновенный, лещина древовидная.

- Лиственница европейская, клен явор, орех грецкий.

- Береза пушистая, ольха серая, ива козья.

6. Теневыносливые деревья:

- Лиственница сибирская, ясень обыкновенный.

- Дуб обыкновенный, вяз мелколистный.

+ Ель европейская, пихта сибирская.

- Сосна обыкновенная, береза повислая.

7. Какие древостои пропускают к нижним ярусам наименьшее количество света?

- Сосняки.

- Березняки.

+ Ельники.

- Лиственничники.

8. Теплолюбивые виды деревьев:

+ Эвкалипт, кедр, орех грецкий.

- Осина, береза.

- Лиственница, береза.

- Липа мелколистная, клен остролистный.

9. Деревья, страдающие от ожогов коры:

+ Ель, пихта.

- Осина, дуб.

- Сосна, лиственница.

- Вяз, ива.

10. Древесные растения-ксерофиты:

- Черемуха обыкновенная, ива белая.

- Береза пушистая, ольха черная.

+ Можжевельник, вяз мелколистный.

- Клен остролистный, липа мелколистная.

11. Водоохранная и водорегулирующая роль леса:

- Защита почв от эрозии.

- Уменьшение испарения влаги.

+ Способность поддерживать средний годовой сток, сглаживать наводнения, предотвращать наводнения.

- Задержка осадков кронами деревьев.

12. Древесные растения-олиготрофы:

+ Сосна, можжевельник.

- Липа, клены.

- Дуб обыкновенный, ольха черная.

- Ель, пихта.

Для углубления знаний студентов по ключевым темам дисциплины студентам рекомендуется написание рефератов.



Тематика рефератов

1. Структура и динамика лесного биогеоценоза.

2. Структура и динамика лесных древостоев.

3. Структура, биоразнообразие и динамика нижних ярусов леса (подлеска и травяного покрова).

4. Семенное и вегетативное возобновление леса.

5. Лес и климат.

6. Лес и почва.

7. Гидрологическая роль леса.

8. Биоразнообразие лесных экосистем, проблемы его сохранения.

9. Леса – легкие нашей планеты.

10. Сведение лесов – глобальная экологическая проблема.

11. Водоохранные и водорегулирующие леса.

12. Противоэрозионные лесные насаждения.

13.Полезащитные лесные полосы, современные проблемы агролесомелиорации.

14. Рекреационные леса.

15. Экологическая роль зеленых насаждений городов.

16. Лес и фитонциды.
Рекомендуемая литература


  1. Бельгард А.Л. Степное лесоведение. М.: Лесн. пром-сть, 1971. 336 с.

  2. Восточноевропейские широколиственные леса / Под ред. О.В.Смирновой. М.: Наука, 1994. 362 с.

  3. Золотухин, А. И. Пойменные леса Прихоперья: состояние, эколого-ценотическая структура, биоразнообразие: монография [Текст] / А. И.Золотухин, А. И.Овчаренко. Балашов: Николаев, 2007. – 152 с.

  4. Мелехов И.С. Лесоведение. М.: Лесн. пром-сть, 1980. 408 с.

  5. Морозов Г.Ф. Учение о лесе. М.-Л., Государств. Изд-во, 1930. 83 с.

  6. Энциклопедия агролесомелиорации . Вогоград: Внииалми, 2004. 675 с.

в) оценочные средства для итоговой аттестации

Вопросы к зачету

  1. Лес как природная система.

  2. Структурные компоненты лесного биогеоценоза.

  3. Лес – явление географическое.

  4. Закономерности формирование структуры древостоев.

  5. Элементы горизонтального расчленения лесного фитоценоза.

  6. Биоразнообразие лесов и проблемы его охраны.

  7. Водорегулирующие функции леса.

  8. Водоохранные функции леса.

  9. Противоэрозионные лесные насаждения.

  10. Классификации деревьев по росту Крафта ?

  11. Возрастные этапы в жизни леса.

  12. Назовите общие свойства лесного биогеоценоза.

  13. Классификация древесных растений по отношению к теплу.

  14. Влияние леса на температуру воздуха.

  15. Какие древесные породы наиболее подвержены бурелому?

  16. Назовите экологические группировки древесных пород по отношению к водному режиму.

  17. Как влияет лес на уровень грунтовых вод?

  18. Какие древесные породы относятся к ацидофилам и кальциефилам?

  19. Какие факторы обусловливают водорегулирующую роль леса?

  20. Какие древостои наилучшим образом выполняют водоохранные функции?

  21. Какие леса относятся к объектам рекреационного назначения?

  22. В чем заключаются основные рекреационные функции леса?

  23. Назовите наиболее газоустойчивые древесные породы по классификации И.С. Мелехова.

  24. Формирование леса и смена пород

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС



Очно-заочная форма обучения

Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.



1

2

3

4

5

6

7

8

Лекции

Лабораторные

занятия


Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

15

0

40

15

0

0

30

100

Программа оценивания учебной деятельности студента

Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. за один семестр – от 0 до 15 баллов.



Критерии оценки

Диапазон баллов

Оценка

Посещено 81-100% лекций, студент отлично усваивает учебный материал, отлично отвечает на проблемные вопросы.

13-15

5

Посещено 61-80% лекций, студент проявляет хороший уровень усвоения учебного материала и активен при его обсуждении.

10-12

4

Посещено 26-60% лекций, студент ведет записи, имеет низкую активность при обсуждении учебных или научных проблем.

7-9

3

Посещено 0-25% лекций, студент на лекциях пассивен

0-6

2


Практические занятия

Работа на практических занятиях – в течение семестра от 0 до 40 баллов



        1. Блиц-опрос – от 0 до 4 баллов.

  1. Выполнение творческих заданий - от 0 до 4 баллов.

  2. Контроль выполнения практических заданий в течение одного семестра – от 0 до 8 баллов.

Критерии оценки

Диапазон баллов

Оценка

Студент посетил 81-100% практических занятий, выполнил их все и творческие задания на высоком научном и методическом уровне, отвечал на все вопросы при блиц-опросе.

27-40

5

Студент посетил 61-80% практических занятий, выполнил их все и творческие задания хорошо, не отвечал на отдельные вопросы при блиц-опросе.

18-26

4

Студент посетил 26-60% практических занятий, выполнил их все и частично творческие задания, отвечал не на все вопросы при блиц-опросе

9-17

3

Студент посетил 0-25% практических занятий, выполнил их не полностью, с творческими заданиями не справился, не отвечал на вопросы при блиц-опросе

0-8

2


Самостоятельная работа

В течение семестра от 0 до 15 баллов

  1. Контрольная работа (0 до 5 баллов).

Критерии оценки

Диапазон баллов

Оценка

Задания самостоятельной работы выполнены на высоком научном и методическом уровнях. Ответы на все контрольные вопросы полные, правильные.

13-15

5

Выполнены все самостоятельные задания. Ответы на контрольные вопросы имеют неточности в формулировках.

10-12

4

Выполнена часть самостоятельных заданий. Ответы на контрольные вопросы неполные.

7-9

3

Не выполнено ни одно задание, студент с контрольной работой не справился

0-6

2


Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено.


Дополнительно (Другие виды учебной деятельности)

Не предусмотрены.


Промежуточная аттестация

При определении разброса баллов при аттестации используется следующая шкала ранжирования:



21-30 баллов – ответ на «отлично»

11-20 баллов – ответ на «хорошо»

6-10 баллов – ответ на «удовлетворительно»

0-5 баллов – неудовлетворительный ответ.

Пересчет полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Экологическая роль леса» в оценку (зачет):


50 баллов и более

«зачтено» (при недифференцированной оценке)

меньше 50 баллов

«не зачтено»

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «К/в Экологическая роль леса» составляет 100 баллов.

8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины




Основная литература





  1. Степановских, А. С. Биологическая экология. Теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экологическим специальностям / А. С. Степановских. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 791 с. - ISBN 978-5-238-01482-1.



Дополнительная литература





  1. Золотухин, А. И. Пойменные леса Прихоперья: состояние, эколого-ценотическая структура, биоразнообразие: монография [Текст] / А. И. Золотухин, А. И.Овчаренко. Балашов: Николаев, 2007. – 152 с.

  2. Экологические проблемы современности [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов геогр. и биол. фак. / В. А. Гусев. - Саратов : [б. и.], 2012. - 31 с.



Интернет-ресурсы

Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google, Mail.ru, Agropoisk.ru,

1. Научная электронная библиотека e-library.ru

2. База данных "Флора сосудистых растений Центральной России" - http://www.jcbi.ru/eco1/index.shtml

3. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm

4. Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН - www.gbsad.ru

5. Природа России. Национальный портал. - http://www.priroda.ru/

6. Центр охраны дикой природы: http://biodiversity.ru/

7. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http: //www.plantarium.ru/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекций имеется аудитория, оснащенная компьютерами. В специализированном кабинете имеются микроскопы, лупы и сопутствующее оборудование и материалы. Таблицы на бумажных и электронных носителях, постоянные и временные микропрепараты по анатомии и морфологии растений, гербарий древесных растений различных систематических групп.

Программа разработана в 2013 году (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол № _1__ от «___28___» _____08___________ 2013_____ года).

Программа актуализирована в 2014 г., (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол №4 от 28.10. 2014 года).

Автор к.б.н., доцент_______________________________А.И. Золотухин
Зав. кафедрой биологии и экологии,

доцент ______________А.И. Золотухин


Декан факультета

естественно-научного и

педагогического образования,

доцент ______________М.А. Занина





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал