Рабочая программа дисциплины социология духовной жизни направление подготовки 040100 социология



Скачать 290.01 Kb.
Дата27.04.2016
Размер290.01 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор ______________ Е.Г.Елина
"__" _________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины



СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Направление подготовки

040100 – СОЦИОЛОГИЯ


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная


Саратов

2011




  1. Цели и задачи дисциплины.

Программа «Социология духовной жизни» составлена в соответствии с ООП ФГОС-3 ВПО для направления подготовки 040100 – «Социология» (квалификация (степень) бакалавр).

Цель курса: раскрыть содержание и принципы духовной жизни общества как целостной системы, выработать практические навыки социологического анализа, сформировать активную жизненную и гражданскую позицию студенчества.

Курс «Социология духовной жизни» призван решить следующие задачи:

- понимать суть социологии духовной жизни, ее место и роль в жизни человека и общества;

– иметь представление о компонентах духовной жизни общества, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных ценностей, норм знаний и о механизмах передачи их в качестве духовного опыта;

– понимать ситуацию в области культуры современного российского общества, анализировать современные общественные процессы, сравнивать их с духовными процессами в странах мира;

- формировать прикладные знания и навыки, заключающихся в развитии у студентов элементов духовной культуры;

- формировать навыки самостоятельного изучения предмета;

- формировать стремление к участию в различных областях духовного творчества.

- формировать знания и навыки профессионального уровня в области исследований специализированной (высокой) культуры: науки, образования, искусства, СМИ.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Место курса «Социологии духовной жизни» в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Социология духовной жизни» относится к профессиональному циклу (дисциплины по выбору). Социология духовной жизни является интегративной наукой, обеспечивает взаимосвязь гуманитарных и социальных наук в системе «Человек - культура - общество». Изучение социологии духовной жизни направлено на приобретение навыков анализа и прогнозирования сложных социальных и духовных процессов, знаний основ методики проведения социологического исследования.

Учебная дисциплина «социология духовной жизни» логически взаимосвязана с другими частями ООП (философией, социальной антропологией, социологией культуры, социологией религии, социологией образования, методикой социологических исследований).




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результатам освоения дисциплины «Социология».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки 040100 – Социология:

- способность анализировать социально-значимые, культурные проблемы и процессы общества (ОК-10);

- осознание социальной значимости профессии социолога, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8),

- способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-9),

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества (ОК-12),

- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-ориентированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1),

- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

- способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

- способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11).

В результате освоения дисциплины «социология культуры» студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать - сущностные особенности, структуру культурно-духовной сферы общества, систему её социокультурных институтов; принципы социологического изучения процессов духовной жизни общества, ее основных тенденций и форм.

Уметь - диагностировать проблемы духовной жизни, возникающие в современных обществах, анализировать и моделировать развитие социокультурных явлений и процессов.

Владеть - Социологическим мышлением при анализе социокультурных процессов, институтов, духовных традиций и новых форм культуры.

Быть компетентным в области культурно-духовной сферы, ее содержания и особенностей развития


  1. Структура и содержание дисциплины

Трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы - 72 часа, из них 32 аудиторных.

п/п


Раздел дисциплины


Семестр

Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



лекции

практические

семинарские

СРС

1

Общество как социокультурная система. Объект и предмет социологии духовной жизни.

6




2







2




2

Теоретические источники развития социологического подхода

к анализу духовной жизни




6




2







4




3

Феномен духовной жизни


6










2

4

реферат

4

Духовная жизнь доиндустриалъного общества

6




2







4




5

Духовная жизнь индустриального общества

6




2







2




6

Наука как социокультурный институт.

6




2




2

4

эссе

7

Социокультурные функции системы образования.

6










2

4

реферат

8

Роль СМИ в духовной жизни информационного общества

6










2

4

эссе

9

Церковь и светское государство: взаимоотно-шения в духовно-идеологической сфере

6




2




2

4

эссе

10

Субкультуры в обществе и социологические про­цедуры их анализа

6




2




2

4

реферат

11

Духовно-идеологическая жизнь молодежи: система показателей

6










2

4

эссе

12

Современные тенденции в духовной жизни личности

6




2




2

4

реферат

























зачет




ИТОГО







16




16

40





Содержание учебной дисциплины.
Тема 1. Общество как социокультурная система.

Объект и предмет социологии духовной жизни.
Отличия социальных структур от природных. Общности, институты и культура – структурные элементы общественной системы. Функции культуры в жизнедеятельности общества. Морфология культуры.

Духовная жизнь общества: понятие, морфология и факторы функционирования. Соотношение терминов: «духовная жизнь», «мате­риальная жизнь» и «социальная жизнь». Категория «духовность» в системе понятий социологии. Компоненты духовной жизни. Фило­софский, социологический и психологический уровни анализа духовной жизни.

Социология духовной жизни как специальная социологическая теория, объясняющая духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность человека и его сообщества, направленных на саморегуляцию совместной жизнедеятельности людей. Менталитет субъекта жизни: факторы возникновения и функционирования, основания типологии. Мировоззрение: структура и типы. Формы общественного сознания.
Тема 2. Теоретические источники развития социологического подхода

к анализу духовной жизни
Объяснение «духа» в античной (Аристотель, Платон, Демокрит), немецкой классической философии (Гегель), материалистами XVII-XVIII вв. (Гоббс, Локк). Теологическое объяснение «души» человека. Вклад Дильтея в «философию жизни», в формирование понятий «понимание» и «герменевтика».

Экзистенциалистский подход к человеку и его сознанию. Культурно-исторический тип Н.Данилевского. Э.Дюркгейм о «духовности». Концепции жизненных смыслов и культурных ценностей в неофрейдизме (Э.Фромм, В.Франкл). Гносеологический подход к духовной жизни в отечественной литературе, его эвристические пределы. Развитие социологического подхода 60-х гг. в отечественной науке.


Тема 3. Феномен духовной жизни
Ментальность, ее природа и место в структуре сознания. Экономи­ческая, политическая, интеллектуально-духовная и физическая сила в структуре социальной жизни. Варианты их взаимодействия в исторических типах социальности. Интеллектуально-духовная сила и ее производные как компоненты духовной жизни. Роль ценностно-нормативной системы координат в идейно-нравственной жизни. Функции парадигм в научной жизни. Художественные стили (парадигмы), их историческая эволюция.
Тема 4. Духовная жизнь доиндустриалъного общества
Исторические структуры сознания: архаическая, магическая, мифи­ческая, ментальная и интегральные структуры.

Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриальных обществ. Духовная структура мировых религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и иудаизма): общие принципы и специфика. Принципы духовной рациональности (М.Вебер). Ценности религиозного спа­сения. Западная и восточная цивилизации: единство и специфика духовной жизни общества.

Наука и искусство в доиндустриальный период как регуляторы духовной жизни общества: основные научные и художественные парадигмы. Литература в доиндустриальный период: преобладающие сюжеты. Движение мифа к светской литературе. Принципы герме­невтики и их применение при интерпретации литературных сюжетом прошлого.
Тема 5. Духовная жизнь индустриального общества
Различие и специфика религиозной и светской духовности, изменение их соотношения в процессе промышленного развития стран Запада и Востока. Дифференциация сфер духовной жизни: развитие форм общественного сознания — науки, философии, права и морали, искусства и религии.

Общественное сознание и общественное мнение. Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной сфере. Система образования современного общества : проблемы реформировании российской системы.

Духовная жизнь в годы перестройки в СССР (1985-1990г.г.). Плюрализм убеждений и мнений, свобода слова: достижения и проблемы.
Тема 6. Наука как социокультурный институт.
Наука о культуре техногенного мира. Культурология, науковедение и социология – теоретические источники возникновения и развития социологии науки. Наука как социальный институт. Этапы развития социологии науки в СССР и России: современные направления и функции. Социокультурный контекст развития социологии науки в России «Утечка умов» как фактор истощения научного потенциала российского общества. Проблемы стимулирования исследований в современных условиях.
Тема 7. Социокультурные функции системы образования.
Образование как социальный институт. Предпосылки и исторические факторы становления образования и школы. Профессионализация и образование. Влияние религии на развитие форм обучения. Роль науки в становлении современной школы.

Учебно-познавательная функция образования. Познание и коммуникация в обучении. Трансляция и кодирование социального опыта. Культурно-ценностная концепция обучения.

Образование как фактор динамики социальной структуры и стратификации. Формы и средства институциализации, структура и организация учебного процесса в современной школе. Экономическое обеспечение образования. Влияние средств массовой коммуникации на образование. Рынок образовательных услуг.

Тема 8. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества.
Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы и их воздействие на общественное и массовое сознание - современные тенденции. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности.

Методы анализа деятельности СМИ: формула Лассуэла. Анализ источников информации. Социальные причины дезинформации населения. «Информационная война» - цели и этапы.


Тема 9. Церковь и светское государство: взаимоотношения

в духовно-идеологической сфере
Светское государство и религиозные конфессии: разграничение социальных функций, исторические формы их взаимоотношений. Закон о свободе совести. Культурообразующие религии (христианство, ислам, буддизм и иудаизм) и их статус в России. Сравнительный анализ доктринальных ценностных ориен­тации различных конфессий (на примере России).

Специфика религиозной картины мира верующего. Ценности религиозного спасения. Религиозные образцы. Церковь как религиозная организация. Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в мире. Глобализация и будущее мировых религий.


Тема 10. Субкультуры в обществе и социологические про­цедуры

их анализа
Понятие субкультуры; основные функции: дифференциация общественной жизни, самоутверждение ее носителей, адаптация к среде, выработка специфических значений и символов. Типы субкуль­тур. Архаичные и авангардные субкультуры. Альтернативные и криминальные группы. Профессиональные субкультуры.
Тема 11. Духовно-идеологическая жизнь молодежи: система показателей
Молодежь как социально-демографическая группа, проблема выделения и описания. Молодежная субкультура: индикаторы и показатели ее состояния и развития. Количественные индикаторы состояния духовной жизни и культуры молодежи: затраты времени и денежных средств на удовлетворение духовных потребностей, уровень образованности и т.д.

Трудности социализации и социальной адаптации молодежи в годы становления «криминального капитализма» в России. Духовно-идеологические искания молодежи: интересы, основные ценности и нормы ее социального поведения. Перспективы развития духовной жизни молодежи в аспектах политики, идеологии, художественных вкусов и стилей поведения.


Тема 12. Современные тенденции в духовной жизни личности
Переориентация духовной жизни от социоцентрического характера к человекоцентрическому: достижения и проблемы. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности в современной России.

Образы человека в европейской культуре как детерминанты стиля социализации личности.

Типология личности по координатам: коллективизм-индиви­дуализм, открытость переменам и закрытость им (традиционность) по данным исследований Парижского института социальных изменений (1991-1992 гг.). Особенности российского менталитета.
Тема 13. Социальное функционирование искусства.
Предмет социологии искусства. Социальная и эстетическая детерминированность искусства. Социально-культурные функции и механизмы художественной деятельности. Этапы становления социологии искусства.

Жанровое и этнокультурное разнообразие художественной деятельности. Профессиональное и самодеятельное творчество в художественном процессе. Взаимодействие социальных позиций, художественных ориентаций, вкусов творцов и потребителей произведений искусства. Функционирование искусства в системе социальных институтов: производство, экономика, политика, наука, религия. Функции искусства в обществе.


Тема 14. Художественная жизнь общества и функционирование искусства.
Место художественной жизни в духовной жизни общества. Виды художественной жизни по видам искусства (театральная, музыкальная и т.д.). Художники как социальная группа, их роль в обществе. Художественная публика, уровни потребления искусства. Художественная критика как социальная группа. Виды художественных организаций и их функции. Художественная социализация общества.
Тема 15. Искусство и художественная культура общества.
Художественная культура и ее компоненты. Эстетическая культура: виды, уровни, ценности. Художественное творчество: основные компоненты и этапы процесса. Социальные истоки, мотивы и условия художественного творчества. Уровни художественного творчества: гении, таланты, ремесленники. Социальные проблемы восприятия искусства художественной публикой. Роль художественной критики в художественной жизни общества.

Планы групповых занятий и образовательные технологии.
Интерактивный семинар 1.

Этапы развития социологии духовной жизни

Цель: Освоить основные этапы формирования и развития социологии духовной жизни

Темы докладов:

  1. Особенности социологии духовной жизни как отрасли социологического знания.

  2. Охарактеризуйте социологические концепции духовной жизни античности, средневековья.

  3. Охарактеризуйте социологические концепции духовной жизни эпохи Возрождения и Просвещения.

  4. Исследовательские приоритеты в социологии духовной жизни XIX, XX и XXI вв.

  5. Социология духовной жизни в России

Образовательные технологии: обсуждения, дискуссии

Задания для самостоятельной работы: Ознакомление с работами классиков социологической мысли. (электронные учебники, статьи журнала СОЦИС, социология 4М и др.).

Формы контроля самостоятельной работы студентов: эссе

Интерактивный семинар 2.

Социология духовной жизни и религия.

Цель: Понимание феномена религии как духовной жизни общества.

Темы докладов:

  1. Социология религии и духовная жизнь общества.

  2. Возникновение социологии религии.

  3. Тенденции развития современной социологии религии.

  4. Религиозные секты: различные оценки деятельности.

  5. Конфессиональные конфликты.

Образовательные технологии: научная конференция

Задания для самостоятельной работы: изучение работы Макса Вебера «Социология религии», публикаций в журнале Социс в разделе социологи религии.


Формы контроля самостоятельной работы студентов: реферат, эссе.
Интерактивный семинар 3.

Современное искусство и духовная жизнь общества в России и в мире.

Цель: Понимание феномена искусства в ракурсе духовной жизни общества. Социальное отражение действительности в искусстве.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие современной социокультурной ситуации.

  2. Анализ социокультурной ситуации, уровня культурного развития различных социальных групп.

  3. Тенденции развития современного искусства в мировом масштабе

Образовательные технологии: обсуждения, дискуссии

Задания для самостоятельной работы: анализ современной социокультурнной ситуации в России. Тенденции развития современного искусства.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: эссе, реферат, презентации.



Интерактивный семинар 4.

Современное искусство и духовная жизнь общества в России XX века.


  1. Понятие современной социокультурной ситуации в России

  2. Отечественная социология искусства.

  3. Этапы развития социологии художественной культуры в России

Образовательные технологии: обсуждения, дискуссии

Задания для самостоятельной работы: анализ современной социокультурнной ситуации в России. Тенденции развития современного искусства.


Формы контроля самостоятельной работы студентов: эссе, реферат, презентации.
5. Образовательные технологии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (социологический турнир, социологический учебный практикум, учебный кроссворд, кейс-метод, деловые и ролевые игры, тренинги, решение проблемной ситуации мозговой атакой, рефераты и доклады, компьютерное тестирование, защита проектов, социологический опрос) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В учебном курсе предусмотрены практические занятия в Центре региональных социологических исследований Социологического факультета СГУ, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В список базовых объектов самостоятельной работы студентов входят следующие:



  • Учебные тексты (литература, периодика, Интернет);

  • Специальные тексты (материалы выступлений, презентаций);

  • лекционные слайды, плакаты;

  • медиа-презентации, медиа-сопровождение лекций;

  • учебные фильмы;

  • документальные фильмы;

  • художественные фильмы.

Варианты использования указанных объектов следующие:



  • изучение (прочтение, просмотр);

  • передача сути и содержания (пересказ);

  • анализ и критика содержания фильма (текста) с точки зрения обсуждения использования инструментария предметной области;

  • подготовка выступления по теме предметной области с использованием примеров, заимствованных в изученных объектах;

  • использование примеров и иллюстраций из фильмов, книг и повседневной жизни при ответе на экзамене/зачете.

Перечень примерных контрольных вопросов

для самостоятельной работы


  1. Что такое духовность?

  2. Чем отличается научно-социологическое понимание духов­ности от религиозного его толкования?

  3. Какие функции выполняет духовность человека в процессе его
    жизнедеятельности?

  4. Можно ли дать научное объяснение понятию «душа человека»?

  5. Попробуйте раскрыть структуру духовной жизни человека.

  6. Сформулируйте основные идеи Аристотеля, высказанные им в трактате «О душе».

  7. Какую позицию занимал Платон в вопросе о духовности человека?

  8. Почему Гегеля характеризуют как «объективного идеалиста»?

  9. Согласны ли вы с пониманием духовности в православии?

  10. Что называется «менталитетом»?

  11. Приведите в единую систему понятия: архетип культуры, подсознание, массовое сознание, ментальность, формы общественного сознания.

  12. Идентичны ли понятия «духовная жизнь» и «интеллекту­альная жизнь»?

  13. Что значит «научная парадигма», включаются ли в нее
    этические принципы научного сообщества?

  14. Подумайте, что такое «художественный стиль» и включаются в него нравственные принципы творца?

  15. Назовите основные исторические формы сознания.

  16. Почему религии были и являются основной духовной силой доиндустриального общества?

  17. Что такое «секуляризация»?

  18. Сформулируйте кратко социокультурные характеристики индустриального общества.

  19. Духовность Запада и Востока — в чем единство и различие?

  20. Охарактеризуйте показатели духовной жизни россиян до и после перестройки.

  21. Объясните различие между «социальностью» и «духовностью» современного общества.

  22. Назовите функции СМИ в информационном обществе. Почему СМИ называют «четвёртой властью»? Верно ли это?

  23. В чем проявляется проблема взаимоотношений государства и телевидения в России?

  24. Дайте определение светского государства. Каковы его отличия от теократического государства? Чем регулируются взаимоотношения государства и церкви в России.

  25. Какие религии в России являются культурообразующими?

  26. Какие религии, по Веберу, формируют установку на господство над «внешним»?

  27. Что такое «субкультура»? Можно ли утверждать, что субкультура включает в себя антиценности общей культуры?

  28. Что понимается под этносом научного и художественного сообщества?

  29. Можете ли вы охарактеризовать состояние духовности субкультуры российской молодёжи?

  30. Что такое «моральная социализация»? Если вспомнили, то назовите ее этапы?

  31. Как вы думаете, зависит ли установка на тот или иной «жизненный успех» от состояния духовности индивида?

  32. Каковы современные отношения молодого россиянина к тем или иным показателям жизненного успеха?

  33. Чем фанатизм отличается от убежденности?

  34. Чем отличается буддизм от ислама и христианства?

  35. Какой вид любви - материнской или отцовской — лежит в основе мировых религий?

  36. Можете ли оценить степень эффективности правовой защиты интеллектуальной собственности в российских условиях?



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ

К НАПИСАНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

ПО «СОЦИОЛОГИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ»

Письменные работы (рефераты, эссе) являются необходимым видом самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса «Социология». Письменные работы расширяют знания студентов, полученные на лекционных и семинарских занятиях. Цель письменных работ - овладение приемами работы с источниками и литературой, что является основой исследовательской деятельности. Выработанные в ходе подготовки письменных работ навыки, будут иметь важное значение при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

При подборе литературы для письменной работы следует:

а) выбирать книги и статьи, соответствующие данной теме,

б) учитывать, что в списке использованной литературы письменной работы должно быть не менее 5-7 источников,

в) использовать в работе словари, учебники, учебно-методические пособия из списка основной, дополнительной литературы.


Общие требования к письменным работам:

  • Работа должна быть выполнена на листах формата А 4, распечатана на принтере или написана разборчивым подчерком.

  • Развернутое изложение предложенной темы (реферативная работа на 15-20 страниц, 14 шрифт, интервал 1 или 1,5).

  • Работа должна содержать:

а) титульный лист, содержание;

б) введение (во введении необходимо показать актуальность проблемы или спектр проблем, решаемых в рамках выбранной темы; далее – соответствующие цель и задачи вашей работы);

в) в основной части - обзор различных подходов к выделенным проблемам и варианты их решения; собственный анализ рассматриваемых проблем и изложение своей точки зрения (не менее 2-3 стр.), сущность проблем;

г) заключение (выводы по данной теме в виде выделения главных тезисов (утверждений).



д) список использованной литературы (не менее 5-7 источников).

Примерная тематика рефератов, эссе, контрольных работ


  1. Светское и религиозное понимание духовности.

  2. Духовная жизнь: система показателей и индикаторов.

  3. Субъект духовной жизни: современная классификация.

  4. Историческая эволюция понятий «духовное» и «материальное».

  5. Современные духовные искания российской интеллигенции.

  6. Духовность в понимании евразийцев.

  7. Национальная идея России - поиски и находки.

  8. Моральная социализация: схема Колберга.

  9. Научные знания и антинаучные представления россиян
    (результаты исследований современной массовой культуры).

  10. Духовная жизнь индустриального общества: основные от­
    ношения.

  11. Духовная жизнь доиндустриального общества - религия как
    социокультурная основа общества.

  12. Религиозный фанатизм: социальные источники его формирования.

  13. Любовь как источник веры (схема Э.Фромма).

  14. Надежды и разочарования молодежи 90-ых годов XIX века, XX века.

  15. Роль «шестидесятников» в процессе реформ в России.

  16. Единство духовных ориентиров — истины, добра и красоты
    (концепция Н.Бердяева и др.)

  17. Критерии социологической оценки духовной жизни общества.

  18. Художественная культура как единство «социального» и «культурного».

  19. Глобальные воздействия на духовность россиян.

  20. Культурообразующие религиозные конфессии России.

  21. Фанатизм и подвижничество в религии. В чем отличие?


Примерный перечень вопросов к зачету по курсу


  1. Предмет социологии духовной жизни.

  2. Понятие «духовная жизнь» и ее показатели.

  3. Трактат о душе» Аристотеля: основные положения.

  4. О духовной связи взаимодействующих групп (О.Конт).

  5. Российская «соборность» — историческая эволюция пред­ставлений.

  6. Евразийское понимание духовности. Духовная эволюция россиян в годы перестройки. Этнос научного сообщества (схема Мертона). Этапы моральной социализации личности.

  7. Субкультура российской молодежи: понятие, основные показатели.

  8. Культура и субкультура - единство и противоречия.

  9. Э.Дюркгейм о нравственности.

  10. Картина мира человека: структура и показатели.

  11. Мировоззрение: социальные и экзистенциальные функции.

  12. Менталитет и его исторические виды.

  13. Массовое сознание и массовая культура - единство и различие.

  14. Исторические формы сознания.

  15. Представления экзистенциализма о природе человека: место и роль духовности в ее развитии.

  16. Православная «соборность» и коллективизм - существует ли историческая связь?

  17. Духовная жизнь в доиндустриальный период развития общества — основные отношения.

  18. Изменения в духовной жизни общества в индустриальный период развития.

  19. Информационное общество - процессы глобализации в духовной жизни людей.

  20. Социологические процедуры исследования духовной жизни субъекта.

  21. Конструирование социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания.

  22. Смена исследовательских приоритетов в социологии культуры с античности до начала XXI века.

  23. Социология культуры в России.

  24. Отличие понятий социологии культуры от категорий философии культуры.

  25. Проблема базового понятия социологии духовной жизни.

  26. Исследование проблем искусства, религии, науки в работах пред­ставителей американской социологической мысли.

  27. Постмодернизм в социологии духовной жизни.

  28. Культурная глобализация в духовной жизни общества..

  29. Социология культуры в отечественной науке. Генезис и современное состояние.

  30. Культурные страты и социокультурная стратификация в духовной жизни общества.

  31. Дифференциация систем ценностей и социокультурных стандартов, ролей, общественных поощрений и порицаний деятельности.

  32. Уникальность социокультурных явлений и ее относительность в духовной жизни общества.

  33. Касты и слои общества как первичная социокультурная стратификация. Классовое, сословное и бюрократическое членение об­щества и его культуры. Сословно-классовые субкультуры общества; интеграция и дифференциации норм, ценностей, принципов и уста­новок в отношениях между ними.

  34. Типы и виды социокультурных процессов. Связь между типом социального процесса и типом общества.

  35. Модернизация как социокультурный процесс духовной жизни общества.

  36. Переход от традиционного к постиндустриальному обществу и проблема сохранения культурной идентичности.

  37. Социодинамика культуры и ее типология. Процессы социокультурного развития.

  38. Процессы социокультурной диффузии.

  39. Социокультурная мобильность общества.

  40. Процессы социокультурной коммуникации.

  41. Взаимодействие трех типов социодинамики в каждой конкретной культурно-исторической ситуации.

  42. Макродинамика и микродинамика духовной жизни.

  43. Социология культуры и социология морали.

  44. Возникновение социологии морали как отдельной отрасли социологического знания. Роль Э. ДюркгеЙма, П. Сорокина, Э. Мэйо, Р. Мас-терса, Р. Мертона, М. Оссовской в создание социологии морали.

  45. Особенности исследования морали социологическими методами. Состояние нравственного (морального) сознания социальных групп общества.

  46. Социология духовной жизни и социология религии. Возникновение социологии религии.

  47. Исследование религии представителями отечественной социологии (Ю.А. Левада и др.). Уровень религиозности различных групп населения в современной России.

  48. Конфессиональные конфликты.

  49. Социология духовной жизни и образование. Особенности образования в разных культурных системах.

  50. Культура образования, профессиональные ориентации, жизненные планы.

  51. Понятие социокультурной ситуации в духовной жизни общества. Анализ социокультурной ситуации как обязательная предпосылка определения уровня культурного развития общественного субъекта.

  52. Проблема понимания и оценки социокультурной ситуации. Основные факторы, детерминирующие социокультурную ситуацию в России и в мире.

  53. Многообразие методов и подходов к социологическому исследованию культуры.

  54. Эмпирическое и прикладное исследование духовной жизни в социологии.


7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социология духовной жизни»
Основная литература

  1. Минюшев Ф.И. Социология культуры: учеб. пособие: для вузов по специальности 040200 "Социология"/ Издание Кн. дом «Ун-т», 2009. – 253с.

  2. Матецкая А.В. Социология культуры: учеб.пособие /А.В.Матецкая, С.И.Самыгин.-Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 317 с.


Дополнительная литература

    1. Маркова А.Н. Культурология: история мировой культуры: учебное пособие./ А.Н. Маркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496с.

    2. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – 4.изд. – М.:ГУ ВШЭ, 2004. – М.: 432с.

    3. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр. Под ред.: Б.В. Бирюкова, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотникова. – М: КомКнига, 2005. – 405с.

    4. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире: учеб. Пособие /под ред. Питера Л.Бергера, Сэмюэля П.Хантингтона; пер. с англ.В.В.Сапова под ред. М.М.Лебедевой. – М.:Аспект Пресс, 2004.

    5. Классики социологии – университетская библиотека ONLANE http://www.biblioclab.ru/

    6. Актуальные проблемы социологии– университетская библиотека ONLANE http://www.biblioclab.ru/

    7. Справочники ООН и Всемирного банка – университетская библиотека ONLANE http://www.biblioclab.ru/


Интернет-ресурсы
http://socis.isras.ru/ - журнал "Социологические исследования"
http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН
http://lib.socio.msu.ru - Электронная библиотека социологического факультета МГУ.
http://socio.rin.ru/ - Портал по социологии с большим количеством информации.
http://socioline.ru - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.
Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная онлайн библиотека содержит учебные пособия, монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова
http://www.i-u.ru Русский Гуманитарный Интернет-Университет
http://www.socinf.narod.ru/ - сайт социологов РГСУ
http://christsocio.info - Христианская Социология
Allan Shade Homepage Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами
http://www.chelovek.fatal.ru Портал для студентов Юридического Факультета
http://www.elitarium.ru Дистанционное интернет-образование
Awareness-way Качественные методы в социологии и маркетинге
http://www.psyho.dtn.ru Электронная библиотека Центра Аналитической Психологии on-line, классика психологии - Юнг, Фрейд, Адлер, Берн, Райх, Фромм...
http://orel.rsl.ru/ - Открытая русская электронная библиотека.
http://www.sociograd.ru/ - Кафедра социологии и психологии управления Института социологии и управления персоналом (ИСУП) Государственного университета управления (ГУУ).
http://socionet.narod.ru/ - Обзор социологических ресурсов русского интернета

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютерный класс, оргтехника, теле-, видео- и аудиоаппаратура, мульти-медиа, доступ к сети интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 040100 – Социология, профилю «Общая социология» квалификация (степень) выпускника бакалавр.

Автор:

Карелина И.А., доцент кафедры теории и истории социологии _________
Декан социологического факультета,

зав. кафедрой теории и истории социологии,



профессор _________ Г.В. Дыльнов
Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории социологии социологического факультета СГУ

Протокол № 13 от 21.02.2011 года.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал