Рабочая программа дисциплины Социология массовой коммуникации Направление подготовки 031600



Скачать 184.85 Kb.
Дата24.04.2016
Размер184.85 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет юридический
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" _______________20__ г.

Рабочая программа дисциплины



Социология массовой коммуникации

Направление подготовки 031600



Реклама и связи с общественностью

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная

Саратов, 2013



1. Цели освоения дисциплины

Целью курса является привитие студентам понимания места массовой коммуникации в обществе, её социальной организации и структуре, эффекте и механизмах воздействия, современных технологиях её социального регулирования, творческой свободе и социальной ответственности журналиста.

Задачи курса: раскрыть процесс возникновения массовых коммуникаций в обществе, определить место и роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума, сформулировать социально-нормативные принципы функционирования масс-медиа в современном обществе; изучить структуру процесса массовой коммуникации (коммуникатора, аудитории, массовой информации); рассмотреть структуру и специфические особенности коммуникатора как объекта социологического исследования, а также методологические характеристики таких исследований.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология массовой коммуникации» входит в состав базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана (Б.3.Б.1) подготовки по направлению 031600 – «Реклама и связи с общественностью» профессиональной образовательной программы бакалавриата (3 семестр, 2 курс).

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Социология», «Основы теории коммуникации», «Теория и практика массовой информации».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать: принципы и теории функционирования средств массовой информации, процесс формирования социологии массовой коммуникации, содержание современной парадигмы исследований масс-медиа.

Уметь: осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1); под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-3); под контролем использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и фокус-групп в рыночных исследованиях (ПК-4); проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий (ПК-11).

Владеть: знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах (ПК-2); умением использовать методику и технику проведения маркетинговых кабинетных и внекабинетных исследований рынка, организации опросов потребителей с целью выявления их лояльности к товару и фирме, с целью выявления конкурентных преимуществ и недостатков фирмы и организации (ПК-15).


4. Структура и содержание дисциплины

«Социология массовой коммуникации»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часов.





п/п




Раздел

Дисциплины

Сееместр

Неделя семестраня

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Лекционные затия

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

1

Возникновение массовых коммуникаций в обществе


3

1,2

4

4

4

устный опрос по теории; подготовка докладов, рефератов, выступлений

2

Принципы и теории функционирования средств массовой информации


3

3,4

4

4

4

письменный опрос по теории;

подготовка докладов, рефератов, выступлений;

тестирование


3

Формирование социологии массовой коммуникации


3

5,6

4

4

4

устный опрос по теории;

подготовка докладов,

рефератов, выступлений

тестирование



4

Новейший этап исследований СМК


3

7,8

4

4

4

устный опрос по теории;

подготовка докладов, рефератов, выступлений;

тестирование


5

Деятельность СМИ как реализация интересов социальных субъектов


3

9,

10


4

4

4

устный опрос по теории;

подготовка докладов, рефератов, выступлений;

тестирование


6

Социологические исследования коммуникатора


3

11,

12,13


4

4

4

устный опрос по теории;

подготовка докладов, рефератов, выступлений;

тестирование


7

Анализ содержания массовой коммуникации


3

13,

14, 15


6

6

6

устный опрос по теории;

подготовка докладов, рефератов, выступлений;

тестирование


8

Социологические исследования аудитории СМИ


3

16, 17, 18

6

6

6

устный опрос по теории;

подготовка докладов, рефератов, выступлений;

тестирование























Экзамен




Итого







36

36

36

36



Тема 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе

Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации. Массовая коммуникация и массовая информация. Массовые коммуникации в социальном контексте. Роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума



Тема 2. Принципы и теории функционирования средств массовой информации

Свобода слова и современные масс-медиа. Модели и системы функционирования СМИ.

Социально-нормативные принципы функционирования масс-медиа в современном обществе. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия журналистики

Тема 3. Формирование социологии массовой коммуникации

Предпосылки изучения прессы как социального института. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа. СМИ и пропаганда. Структурный функционализм в исследованиях массовой коммуникации



Тема 4. Новейший этап исследований СМК

Содержание современной парадигмы исследований масс-медиа. Институционализация медиаисследований: Торонтская школа; Анненбергская школа; Бирмингемская школа и критическая теория культуры.

Постмодернистское «прочтение» медиа. Интерактивный характер современных СМИ. Основные особенности Интернета как средства массовой коммуникации. Социальные последствия сетевых коммуникаций.

Проблемы медиаглобализации. «Мифология» глобализации через медиа и формы медиатизации общественных отношений



Тема 5. Деятельность СМИ как реализация интересов социальных субъектов

Государство и СМК. Пресса и интересы политических сил: особенности коммуникации в современном обществе. СМК и бизнес. СМК и интересы аудитории, личности и общества в целом



Тема 6. Социологические исследования коммуникатора

Место исследований о коммуникаторе в социологии СМК. Характеристики коммуникатора как фактор успешного контакта с информацией. Контент-анализ. Современные тенденции в развитии средств массовой информации



Тема 7. Анализ содержания массовой коммуникации

Социологический анализ содержания как процедура измерения. Цели, условия и методика контент-анализа. Текст и возможности анализа аудитории. Исследование текста как научная процедура.


Тема 8. Социологические исследования аудитории СМИ

Потенциальная и реальная аудитория. Количественные и качественные методы изучения аудитории СМК и аудиторного поведения



5. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Социология массовой коммуникации» помимо стандартных форм обучения (лекции, семинарские занятия с обсуждением проблемных вопросов и докладов) предусмотрены активные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, разработка собственных творческих идей, проектных заданий и социологических исследований в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Социология массовой коммуникации» используются следующие виды самостоятельной работы: конспектирование первоисточников, письменные домашние задания, написание эссе, подготовка докладов, рефератов, выступлений на заданные темы, выполнение курсовой работы.


Примерный перечень рефератов и докладов

  1. Теории массового общества и пропаганды (Г. Лассуэлл, У. Липпман, Д. Дьюи)

  2. Эффекты коммуникации и их изучение (П. Лазарсфельд, К. Ховланд)

  3. Р. Мертон и теории среднего уровня

  4. Массовые коммуникации: структурно-функциональный подход

  5. (Ч. Миллс, Райт, Маккуэйл)

  6. Теории социального научения (У. Шрамм)

  7. Теории активной аудитории (Г.Герцог, У. Шрамм, У. Стивенсон, Э. Ноэль-Нойман)

  8. Массовые коммуникации и культура (Дж.Г. Мид, Дж. Кэри, П. Бергер и Т. Лукман, И.Гофман, Дж. Гербнер)

  9. Критические исследования средств массовой коммуникации (Г. Мэрдок, П. Голдинг, А. Грамши, Л. Альтюссер)

  10. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе)

  11. Новости и методы их изучения (Р. Парк, Х.М. Хьюз, Дж. Гербнер, Маккуэйл, Т.А. ван Дейк)

  12. Концепции информационного общества (Г. Иннис, М. Маклюэн, Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер)

  13. Современные тенденции в массовой коммуникации

  14. Основные направления и проблемы коммуникативных процессов в современном мире

  15. Массовая культура и ее взаимодействие с национальной культурой

  16. Развитие коммуникативных средств и социальная ответственность

  17. Свобода печати и контроль в средствах массовой коммуникации

  18. Взаимосвязь массовой коммуникации и сфер общественных связей

  19. Развитие социально-психологических исследований массовой коммуникации (И.Д. Фомичева, Ю.А. Шерковин, В.В. Бойко, Б.Ф. Грушин, В.А. Ядов)

  20. Закономерности развития каналов СМИ

  21. Социально-психологические исследования коммуникатора

  22. Контент массовой коммуникации и его изучение

  23. Социально-психологические исследования аудитории

  24. Современные подходы к исследованию эффективности СМК

  25. СМИ как инструмент политики и «четвертая власть»

  26. Интернет-СМИ и их общественное восприятие

  27. Социология интернет-СМИ

  28. Компьютерный контент-анализ

  29. Пропаганда: социально-психологическое изучение

  30. Медиаметрия: содержание, методы, регулирование

  31. Проблемы рейтинга аудитории

  32. СМИ и общественное мнение

  33. Программа социологического исследования

  34. Выборочный метод в социологическом исследовании

  35. Измерение в социологии. Основные виды шкал

  36. Изучение документов как метод социологического исследования

  37. Методы формализованного анализа текстовой информации

  38. Опрос — основной метод сбора информации в социологических исследованиях

  39. Фокус-группы как разновидность опросного метода сбора информации

  40. Измерение радио-, телеаудитории (TV-метрия). Автоматизированный метод опроса

  41. Метод наблюдения в социологическом исследовании

  42. Социометрический метод сбора данных

  43. Эксперимент в социологическом исследовании

  44. Тест семантического дифференциала

  45. Методы изучения предпочтений

  46. Обработка, анализ данных и обобщение результатов социологического исследования

  47. Влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида

  48. Социальная мифология и СМИ

Темы для эссе

  1. Нормы функционирования институтов массовой коммуникации в условиях тоталитаризма, авторитаризма, либеральной демократии. Специфика современной российской ситуации

  2. Массовая коммуникация: дилемма рыночного или государственного регулирования

  3. Аудитория и эффекты массовой коммуникации

  4. Исследование аудитории массовой коммуникации в России. Историографический обзор

  5. Прикладные маркетинговые исследования аудитории средств массовой коммуникации. Специфика изучения аудитории телевидения (радио, печатных изданий)

  6. Проблематика мифа в работах Р. Барта. Как методология анализа мифа, по Барту, помогает анализировать материалы массовой коммуникации?

  7. Механизмы формирования общественного мнения, роль в этом средств массовой информации. По работе Э. Ноэлле-Нойман «Спираль молчания»

  8. Как средства массовой информации и прочие институты общества «делают» мнения? По работе П. Шампаня «Делать мнение».

  9. Проанализируйте работу Ж. Бодрияра «Система вещей». Какие посылки этой работы можно применить для анализа проблематики медиа –реклама - культура современного российского общества?

  10. Средства массовой информации в современном индустриально развитом мире. (По работам А. Зиновьева «Запад», «Глобальный человейник»). В чем, на ваш взгляд, состоят сильные, а в чем слабые стороны аргументов автора?

  11. Работа Г. Маркузе «Одномерный человек». Проблемы средств массовой информации и рекламы, как элементов системы духовного производства современного общества

  12. Какую интерпретацию получила деятельность средств массовой информации в работе Т. Адорно и М. Хоркхаймера «Диалектика просвещения». В чем, на ваш взгляд, авторы работы правы, а в чем нет?

  13. Ч. Р. Миллс как представитель радикальной социологии. Его видение отношений в системе: средства массовой информации - общественное мнение - демократическая политическая система. По работе «Властвующая элита».

  14. Проанализируйте основные положения работы Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием». Какие выводы автора можно применить для анализа роли медиа в современной российской действительности, а какие нет и, почему?

  15. Проблемы объективности и свободы средств массовой информации. Проанализируйте статьи на эту тему, опубликованные в журналах «Вестник МГУ. Серия журналистика» и «Журналист» за последние 3-4 года.

  16. Проблематика роли массовой коммуникации в современном российском обществе в книге В. Пелевина «Generation П». С какими из основных идей автора вы согласны, с какими нет?

Вопросы к экзамену



  1. Роль коммуникации в механизме обеспечения устойчивости общества

  2. Масса, массовое общество и массовая коммуникация (С. Зигеле, Г. Лебон, Г. Тард, Д. МакКуэйл)

  3. Массовые коммуникации в социальном контексте. СМК как социальная подсистема

  4. Свобода слова как нормативный принцип деятельности СМИ (Дж. Мильтон, Дж. Локк, Иеремия Бентам, Дж. Стюарт Милль).

  5. Свобода слова и современные масс-медиа. Информационная безопасность

  6. Модели функционирования СМИ

  7. Социально-нормативные принципы функционирования СМИ в современном обществе

  8. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия журналистики.

  9. Предпосылки изучения прессы как социального института

  10. Социально-психологический подход к исследованию особенностей «массы», толпы, поведения человека в массе (Г. Лебон, Г. Тард, С. Зигеле).

  11. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа (Р. Парк, Ч. Х. Кули)

  12. У. Липпман о стереотипах, как основе языка массовой коммуникации

  13. Концепция Г. Лассуэла о роли пропаганды как основной функции СМИ

  14. Теория массовой коммуникации Г. Лассуэла: содержание, функции массовой коммуникации

  15. Структурный функционализм в исследованиях массовой коммуникации

  16. Гарвардская школа (Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, Р. Мертон

  17. Двухступенчатая модель коммуникации П. Лазарсфельда

  18. П. Лазарсфельд о соотношении массовой и межличностной коммуникации

  19. «Массовое убеждение»: исследования К. Ховланда. Типология функций масс-медиа в обществе

  20. Институционализация исследований массовой коммуникации

  21. Торонтская школа: Г. Иннис и М. Маклюэн

  22. М. Мак-Люэн о влиянии электронных медиа на человеческий опыт

  23. Развитие идей Торонтской школы: исследования О. Гоулднера

  24. Анненбергская школа изучения функционирования средств массовой коммуникации и их воздействия на общество (Дж. Гербнер)

  25. Бирмингемская школа (Р. Хоггард) критического изучения массовой коммуникации. Критическая теория культуры (С. Холл)

  26. Основные представления о СМИ в теории постмодерна (М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар)

  27. Основные особенности Интернета как средства массовой коммуникации. Социальные последствия сетевых коммуникаций

  28. Государство и СМК. Усиление роли государства, проблема цензуры и понятие пропаганды

  29. Пресса и интересы политических сил: особенности коммуникации в современном обществе. Место политической рекламы среди факторов воздействия

  30. СМК и бизнес: границы интересов. Пресса и реклама. Проблема скрытой рекламы

  31. Основные принципы взаимоотношения прессы и ПР-структур

  32. СМК и интересы аудитории, личности и общества в целом. Социальная реклама в СМК. Потребность общества в социальной рекламе

  33. Интересы аудитории как фактор деятельности СМК. Потребление информации аудиторией: факторы и барьеры

  34. Средства массовой информации и общественное мнение. Роль в механизме функционирования демократии

  35. Влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида

  36. Место исследований о коммуникаторе в социологии СМК. Критерии отбора новостей. Доверие к СМК и роль прессы в социально-политическом процессе

  37. Способы организации и типологии национальных СМК. Тенденции в развитии средств массовой информации

  38. Глобализация информационного пространства мирового информационного сообщества: основные факторы и тенденции развития

  39. Социологический анализ содержания как процедура измерения. Тексты СМК как предмет для изучения

  40. Контент-анализ в арсенале социологии СМК: основные условия, цели, процедура

  41. Социологическая информация как результат общения с Аудиторией Изучение качественных признаков аудиторного поведения

  42. Исследование аудитории: соотношение массовых опросов и малых качественных методов. Электронные способы измерения аудитории

  43. Способы измерения теле-, радиоаудитории. Методики изучения реального теле- и радиоповедения

  44. Роль выборки при изучении аудитории. Виды выборок. Качественные методики изучения аудитории. Метод фокус-групп


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины «Социология массовой коммуникации»
а) основная литература

Гостенина В. И. Социология массовой коммуникации. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.

Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации.

М.: Дашков и К°, 2010.


б) дополнительная литература

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2005.

Березин В.М.Массовая коммуникация: Сущность, каналы, действия. М.,2004.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2006.

Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика. М., 2004.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003.

Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2005.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.

Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов: введение в медиаметрию. М., 2004.

Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ. М., 2005.

Черных А.И. Мир современных медиа. М., 2007.

Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. М., 2008.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.ecsocman.edu.ru

http://www.ecsoc.ru

http://www.russcomm.ru

http://sociology.net.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

«Деловая коммуникация»
Доступ к вузовскому библиотечному фонду, компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью».


Автор: д. соц. н., профессор О.Ю. Голуб
Программа одобрена на заседании кафедры социальных коммуникаций

От 12 сентября 2012, протокол № 2.


Зав. кафедрой социальных коммуникаций О.Ю. Голуб



Декан юридического факультета,

д.ю.н., профессор Г.Н. Комкова



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал