Рабочая программа дисциплины Учение о биосфере Направление подготовки 020400 Биология. Магистерская программа Общая биология



Скачать 266.74 Kb.
Дата02.05.2016
Размер266.74 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Биологический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

_________________ Е.Г. Елина

"____" ______________ 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

Учение о биосфере

Направление подготовки

020400 Биология.

Магистерская программа

Общая биология

Квалификация выпускника

Магистр

Форма обучения



очная

Саратов,


2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Учение о биосфере» являются – интегральное рассмотрение огромного массива информации о высшем уровне организации живой материи, развитие творческих способностей студентов, формирование научного мировоззрения необходимого любому специалисту для ориентации в современном мире.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Цикл М.3, базовая, дисциплина изучается в 4 семестре.

Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «Современные проблемы биогеоценологии», «Современные проблемы биологии». Обучающиеся также должны обладать знаниями в области общей экологии, зоологии, ботаники, почвоведения, химии, физики. Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо для освоения дисциплин «Современная экология и глобальные экологические проблемы», «Молекулярно-генетические основы коммуникации организмов».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Учение о биосфере».
В результате освоения дисциплины формируются компетенции ОК-4, ПК-5.

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

- теоретические основы и базовые представления наук, исследующих современную организацию и функционирование биосферы, а также наук о разнообразии биологических объектов;

- основные биологические закономерности развития растительного и животного мира мира.

- биологические основы классификации растительного и животного мира; основы систематики грибов, низших и высших растений, а также животных основных типов.



Уметь:

- излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию.

- применять ботанические и зоологические методы исследований (сбор, идентификация, описание, приготовление временных препаратов) при решении типовых профессиональных задач.

Владеть:

- комплексом лабораторных и полевых методов исследований.

- навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;

- методами приготовления временных препаратов растительных и животных объектов;

- методами сбора, описания, определения растительных и животных объектов.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.



4.1. Структура дисциплины.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение. Пределы биосферы. Биохимические процессы в биосфере. Закономерности миграции веществ.

3

1

2

4




16

Устный опрос

2

Биогеохимические функции живого вещества и деятельность живых организмов.

3

2

2

4




16

Устный и письменный контроль

3

Круговороты основных биогенных элементов и воды в биосфере.

3

3

2

6




16

Устный и письменный контроль

4

Круговорот щелочных и щелочно-земельных металлов. Круговорот тяжелых металлов в биосфере.

3

4

2

6




16

Устный и письменный контроль

5

Дефицитность и избыточность химических элементов в биосфере. Биогеохимические провинции и эндемии. Антропогенные изменения биогеохимических циклов.

3

5

2

2




16

Устный и письменный контроль

6

Особенности круговорота веществ в различных природных зонах Земли.

3

6

2

2




16

Итоговое тестирование




Промежуточный контроль

3













12

Зачет

Всего:







12

24

0

108

Зачет



4.2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение. Пределы биосферы. Биохимические процессы в биосфере. Закономерности миграции веществ.

«Учение о биосфере» В.И. Вернадского как закономерный этап развития наук XX в. Новая парадигма отношения человека к окружающей его среде, возникновения и эволюции жизни во вселенной – основа концепции «устойчивого развития» человечества на планете. Предпосылки и истоки учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Ламарк и Бюффон. Понятие Природы. Попытки целостного подхода к Жизни. А. Гумбольдт и Г.Марш. Зюсс и термин «биосфера». Ю. Либих и агрохимия. Открытие почвы как естественно-исторического природного тела. В.В. Докучаев и В.И. Вернадский. Д.И. Менделеев, А.Е. Бекетов и традиции русского космизма в становлении учения о биосфере. Живое вещество как совокупность всех организмов. Живое вещество в Космосе – уникальность или вечное свойство космической материи? Разработка В.И. Вернадским атомистического подхода к живому. Изотопы и живое вещество. Границы между живым и неживым веществом. Планетарное значение живого вещества.

Биосфера – оболочка Земли. Диссимметричность биосферы. Границы биосферы. Верхняя граница и озоновый экран. Неоднозначность нижней границы биосферы. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере. Вертикальная и горизонтальная структуры биосферы. Эколого-биосферный регион и экосистемы (биогеоценозы). Различные подходы к понятию и структуре биосферы. Физико-химические условия и пределы биосферы.

Биосфера и границы Жизни. Космос и биосфера. Человек в биосфере. Создание новой ноосферной организованности. Учение В.И. Вернадского о биосфере и новое научное мировоззрение. Учение о биосфере – научный фундамент современной экологии.

Вещество биосферы. Семь типов вещества. Биокосное вещество и биокосные системы планеты: почва, природные воды, атмосфера. Биогенное вещество и ископаемые продукты жизнедеятельности организмов. Косное вещество и горные породы. Рассеянное вещество и компоненты радиоактивного распада. Вещество космического происхождения. Живое и неживое – два полюса космической материи.



Раздел 2. Биогеохимические функции живого вещества и деятельность живых организмов.

Концентрационная функция 1-го и 2-го рода. Организмы – концентраторы и современный мониторинг биосферы. Окислительно-восстановительные функции. Биохимическая функция.

Понятие о биогенной миграции. Качественное различие между биогенной и физико-химической миграцией химических элементов и соединений. Рассмотрение примеров химически близких элементов (натрия, лития, калия, кальция, магния, стронция и др.) – антиподов в биогенной миграции.

Раздел 3. Круговороты основных биогенных элементов и воды в биосфере. Биогеохимические круговороты вещества и потоки энергии как основной механизм поддержания организованности и устойчивости биосферы. Пространственно временной ряд биогеохимической цикличности. Незамкнутость круговоротов в биосфере и ее планетарное значение. Скорость выхода вещества из круговоротов. Доля вещества (отдельных химических элементов) в циклическом обращении. Время и емкость биогеохимических циклов-потоков. Суточные, сезонные и другие ритмы круговоротов. Круговороты биогенных элементов и их антропогенная модификация: газообразного и осадочного циклов, макро- и микроэлементов. Органогенный парагенезис минералов.

Круговорот воды в биосфере.

Особенности физико-химических свойств воды и ее биологическое значение. Пути перемещения воды: вода в биосфере; круговорот воды в экосистеме. Происхождение и запасы воды на Земле. Проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов.



Круговорот углерода.

Биологическое значение углерода. Особенности круговорота в водных и наземных экосистемах. Запасы органического и неорганического углерода. Хозяйственная деятельность человека и трансформация круговорота углерода.



Круговорот кислорода.

Биологическое значение кислорода. Биохимические, анатомические и физиологические механизмы использования кислорода организмами. Резервный фонд круговорота кислорода, источники поступления кислорода в биосферу.



Круговорот азота.

Фиксация азота и вовлечение его в биогеохимический круговорот. Симбиотические и свободно живущие организмы – фиксаторы азота. Процессы аммонификации, нитрификации и денитрификации. Проблемы загрязнения окружающей среды соединениями азота.



Круговорот фосфора.

Биологическая роль фосфора. Фосфор как лимитирующий фактор. Последствия антропогенного нарушения круговорота фосфора.



Круговорот серы.

Биологическое значение серы. Резервный фонд серы. Микробиологические процессы в круговороте серы. Антропогенная трансформация круговорота серы. Поступление серы в атмосферу. Локальные, региональные и глобальные проблемы загрязнения атмосферы соединениями серы.



Раздел 4. Круговорот щелочных и щелочно-земельных металлов. Круговорот тяжелых металлов в биосфере.

Круговорот натрия, калия, кальция. Круговорот тяжелых металлов в биосфере (ртуть, свинец, медь, кадмий).



Раздел 5. Дефицитность и избыточность химических элементов в биосфере. Биогеохимические провинции и эндемии. Антропогенные изменения биогеохимических циклов.

Биогеохимические провинции и эндемии. Причины и последствия дефицитности и избыточности элементов (медь, цинк, марганец, бор, кобальт, молибден, свинец, йод, фтор).



Антропогенные изменения биогеохимических циклов.

Фотохимические процессы и климат планеты. Перепроизводство минеральных удобрений – причина эвтрофикации современной биосферы. Рассеивание и циркуляция загрязняющих веществ в биосфере. Включение загрязнителей в биомассу. Последствия влияния загрязнителей на популяционном, биоценотическом и геосистемном уровнях. Экологические последствия физического, химического и биологического загрязнения экосистем. Технологии производства экологически чистой продукции



Раздел 6. Особенности круговорота веществ в различных природных зонах Земли.

Факторы, определяющие формирование зональности биологических круговоротов в биосфере. Биологический круговорот веществ в арктических ландшафтах, в тундрах, лесной, лесостепной и степной зонах, на аридных территориях и в тропическом поясе.



Понятие о складывающейся биосферно-ноосферной целостности.

Управляющий природно-народнохозяйственный (ноосферный) комплекс и его составляющие. Природная среда (биосфера). Хозяйственная (технологическая) сфера. Социально-культурная среда. Структурная модель ноосферного комплекса. Роль информационной составляющей. Ноосферные знания и базы данных. Ноосферная концепция как основа научного управления. Биосферно-ноосферное учение В.И. Вернадского – научный фундамент глобальной и социальной экологии. Глобальные экологические проблемы как результат нарушения сложившейся организованности биосферы. Коэволюционный характер развития общества и природы на современном этапе развития биосферы. Вопросы экологического прогнозирования. Экологическая оценка природной среды и возможных антропогенных последствий в целях оптимизации биосферы.



Экологические системы биосферы и человек.

Продуктивность биосферы, первичная и вторичная продукция, трофические цепи и пирамиды. Первичная продуктивность и биомасса лесов, лугов, обрабатываемых земель, морских и пресных водоемов, болот, пустынь; годовая первичная продукция материков и океанов, биосферы в целом. Уровни потребления, биомасса растительно-ядных и хищных животных. Мировая продуктивность сельского хозяйства, продукция основных сельскохозяйственных растений и животноводства. Человек и его пищевые потребности в калориях и белках. Нетрадиционные источники белка – биотехнология.

Производство продуктов питания как процесс в биосфере. Пути повышения продуктивности биосферы. Энергетическая цена индустриализации сельскохозяйственного производства. Биоэнергетический коэффициент полезного действия агропромышленного производства. Современные сельскохозяйственные технологии и проблемы охраны окружающей среды. Угроза сокращения пищевых ресурсов: эрозия почв, деградация почвенного покрова и водных ресурсов, воздействие вредителей и болезней на сельскохозяйственные растения и животных; техногенное загрязнение окружающей среды и производство экологически чистых продуктов питания.

Сверхинтенсивная эксплуатация и ограниченность природных ресурсов биосферы. Техногенное воздействие на рельеф, деструкция растительного и почвенного покровов, уничтожение генофонда флоры и фауны как следствие антропогенного воздействия на биосферу. Проблемы и пути сохранения биоразнообразия и экологически обоснованного неистощительного устойчивого развития. Рост народонаселения и возмож ности биосферы обеспечить необходимый объем продуктов питания, прогнозы развития сельского хозяйства, резервы биосферы, повсеместный переход от промысла к хозяйствованию, максимальная утилизация солнечной энергии и первичной продукции. Влияние деятельности человека на глобальные процессы и климат биосферы.

Экспоненциальный рост населения Земли и его пределы, зависимые от ограниченности ресурсов биосферы. Прогнозы и сценарии развития мирового хозяйства и населения на ближайшие 100-200 лет.



5. Образовательные технологии

При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, материалы Зоологического музея СГУ).

При проведении семинарских занятий в рамках дисциплины «Учение о биосфере» применяется система устных докладов, подготовленных студентами в ходе самостоятельной работы в течение семестра. Краткие сообщения по актуальным проблемам науки выполняются на основании изучения студентами современных научных периодических изданий. Предпочтение отдается реферируемым журналам РАН и др. изданиям. Доклады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутым в устных сообщениях. Объем занятий, проводимых в интерактивной форме, оставляет не менее 50% аудиторной нагрузки.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных периодических изданиях РАН. По результатам данной работы выполняются рефераты и устные доклады на семинарских занятиях с последующим их обсуждением.

6.1. Тестовые задания для проведения текущего контроля

по дисциплине «Учение о биосфере»

1. Автором термина «биосфера» считается:

а) Эдуард Зюсс;

б) Тейяр де Шарден;

в) В.В. Докучаев;

г) В.И. Вернадский.

2. Верхняя граница биосферы проходит по верхним слоям:

а) ионосферы;

б) стратосферы;



в) тропосферы;

г) педосферы.

3. Нижняя граница биосферы на материках проходит на глубине:

а) 10 м;


б) 100 м;

в) 2-3 км;

г) 10 км.

4. Элементарной структурной единицей биосферы считается:

а) особь;

б) популяция;

в) биологический вид;



г) биогеоценоз.

5. Лимитирующим фактором распространения жизни в атмосфере является:

а) низкая температура;

б) содержание кислорода;

в) ультрафиолетовое излучение;

г) атмосферное давление.

6. Лимитирующим фактором распространения живого вещества в глубину литосферы является:

а) высокая температура;

б) содержание кислорода;

в) высокое давление;

г) отсутствие воды.

7. В результате реализации кислородно-углекислотной функции живого вещества образуется:

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) угольная кислота;

г) оксиды металлов.

8. При осуществлении азотной функции образуется:

а) азотная кислота;

б) нитраты и нитриты;

в) свободный азот атмосферы;

г) аммиак.

9. Большинство запахов, возникающих в биосфере, составляют результат реализации:

а) озонной функции живого вещества;



б) углеводородной;

в) водной;

г) кислородно-углекислотной.

10. Накопление какого из перечисленных ниже элементов происходит в результате осуществления концентрационной функции II рода?

а) азот;

б) йод;

в) кислород;

г) калий.

11. Окислительная биогеохимическая функция живого вещества осуществляется применительно к:

а) сульфатам;

б) сероводороду;

в) серной кислоте;

г) углекислому газу.

12. В рамках II биохимической функции живого вещества происходит:

а) питание;

б) дыхание;

в) размножение;

г) посмертное разрушение тел организмов.

13. Организм может считаться концентратором элемента в том случае, если содержание данного элемента:

а) выше на 0.1%, чем в окружающей среде;

б) выше на 1%, чем в окружающей среде;

в) выше на 10%, чем в окружающей среде;

г) составляет более 10% веса его тела или его атомного состава.

14. Продолжительность цикла углерода атмосферы составляет:

а) 3-4 месяца;

б) 3-4 года;

в) 300-400 лет;

г) 3000-4000 лет.

15. Предельная концентрация углекислого газа в атмосфере, угрожающая жизни человека и других наземных позвоночных животных составляет:

а) 0.04%;

б) 0.07%

в) 0.10%


г) 2.50%.

16. Самый распространенный элемент земной коры:

а) углерод;

б) кремний;



в) кислород;

г) железо.

17. В процессе эволюции биогеохимических процессов на Земле содержание кислорода в атмосфере:

а) остается неизменным;

б) сокращается в результате дыхания организмов;

в) увеличивается;

г) изменение концентрации не имеет отношения к этим процессам.

18. Свободный водород удаляется из пределов биосферы в результате процессов:

а) фиксации его минеральным веществом почвы;



б) диссипации;

в) растворения в водах Мирового океана;

г) связывания его организмами в живом веществе.

19. Наибольшее количество азота сосредоточено в:

а) живом веществе;

б) гидросфере;

в) литосфере;

г) атмосфере.

20. Какая из перечисленных форм фосфора практически не участвует в биогеохимическом круговороте?

а) P;

б) PH3;

в) PO43-;

г) Ca3(PO4)2.

21. Среди перечисленных ниже химических элементов наибольшей биофильностью обладает:



а) углерод;

б) азот;


в) водород;

г) кислород.

22. Роль механической миграции наиболее среди перечисленных ниже химических элементов наиболее велика для:

а) натрия;

б) хлора;

в) кремния;

г) магния.

23. К внутренним факторам физико-химической миграции относится:

а) окислительно-восстановительные условия;

б) жизнедеятельность организмов;

в) химические свойства элемента;

г) температурный режим.

24. В настоящее время наиболее значимой приходной статьей баланса серы в общем круговороте считается:

а) дегазация земной коры;

б) выветривание осадочных пород;

в) антропогенное поступление в виде SO2;

г) поступление из космического пространства.

25. Причина резкой ненасыщенности растворов кремнезема в природных водах современных водоемов состоит в:

а) плохой растворимости его соединений;



б) поглощении его живыми организмами;

в) отсутствии источников этого элемента в горных породах;

г) высокой pH среды.

26. Абиогенные циклы круговорота веществ сложились на Земле:



а) раньше биогенных;

б) одновременно с биогенными;

в) позже биогенных;

г) до настоящего времени не сложились.

26. В арктических ландшафтах в процессах почвообразования наибольшую роль играют:

а) микроорганизмы;

б) грибы;

в) водоросли;

г) высшие растения.

27. Содержание металла в золе безбарьерных растений при увеличении его содержания в среде:

а) остается без изменений;



б) пропорционально растет;

в) закономерно уменьшается;

г) увеличивается только до определенного предела.

28. Недостаток йода в почве, как следствие, в пище человека ведет к развитию:

а) Базедовой болезни;

б) эндемического зоба;

в) болезни Минамата;

г) разрушению зубной эмали.

29. Количество химического элемента, находящегося в составе биомассы зрелого биоценоза – это:

а) скорость биологического круговорота;

б) интенсивность биологического круговорота;



в) емкость биологического круговорота;

г) продукция биоценоза.

30. Сорбционные барьеры формируются в:

а) аридных условиях;



б) иллювиальных и гумусовых горизонтах почв;

в) кислой среде;

г) при высоком содержании сероводорода.

31. При насыщении биоценоза видами в ходе сукцессии биогенная миграция атомов:

а) ускоряется;

б) замедляется;

в) остается без изменений;

г) прекращается.

32. В ходе эволюции видов биогенная миграция атомов химических элементов:



а) ускоряется;

б) замедляется;

в) остается без изменений;

г) прекращается.

33. Водная биогеохимическая функция наиболее выражена в:

а) пустынях;

б) степях;

в) тропических лесах;

г) тундрах.

34. Для формирования биомассы наибольшее значение имеет:

а) минеральное питание;

б) азотное питание;

в) углеродное питание;



г) водный режим.

35. Среди ниже перечисленных веществ наиболее устойчивое к распаду в почве:

а) целлюлоза;

б) лигнин;

в) жиры;


г) белки.

36. Биофильность элемента – это содержание его в:

а) воде;

б) почве;



в) живом организме;

г) земной коре.

37. Отметьте утверждение не применимое к коэффициенту биологического поглощения (КБП):

а) это постоянная величина;

б) меняется в зависимости от времени года;

в) зависит от вида растения;

г) зависит от свойств почвы.

38. Контрастность ноосферы в процессе техногенеза:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется;

г) полностью исчезает.

39. Закон Кларка-Вернадского утверждает, что:

а) все химические элементы есть везде;

б) кларки элементов уменьшаются при утяжелении;

в) кларк четных элементов всегда выше, чем у соседних по таблице Менделеева нечетных;

г) особенно велики кларки элементов, чей номер делится на 4.

40. Наиболее токсичным соединением ртути, которое активно включается в пищевые цепи, считается:

а) металлическая ртуть;

б) киноварь;

в) метилртуть;

г) сульфид ртути.

41. Важную роль в концентрации меди играют барьеры:

а) восстановительные;

б) испарительные;

в) окислительные;

г) сорбционные.

42. Кадмий и кобальт интенсивно поглощаются почвой и растениями, если реакция среды:

а) кислая;

б) щелочная;

в) нейтральная;

г) реакция среды не влияет на этот процесс.

43. Понятие «ноосфера» впервые предложено:

а) В.И. Вернадским;

б) Е. Ле Руа;

в) Тейяром де Шарденом;

г) Д.И. Менделеевым.

44. Отличительная особенность ноосферы, не характерная для природы:

а) рассеяние элементов;

б) распыление вещества;

в) круговорот воды;

г) металлическое состояние железа и никеля.

45. Большая часть свободного кислорода атмосферы образуется в процессе:

а) фотосинтеза организмами океана;

б) фотосинтеза растительностью суши;

в) абиогенного выделения из горных пород земной коры;

г) в результате деятельности человека.

46. Вовлечение кальция в биологический круговорот максимально в:

а) тундре;

б) тайге;



в) лесостепи;

г) полупустыне.

47. Основной движущей силой круговорота воды в природе считается:

а) деятельность живых организмов;



б) солнечная энергия;

в) деятельность человека;

г) сила тяготения.

48. Среди ниже перечисленных исключительно за счет хемосинтеза существует экосистема:

а) болота;

б) зарастающего озера;



в) глубоководного гидротермального источника;

г) почвы.

49. Отношение ежегодной добычи элемента к его содержанию в земной коре называют:

а) кларк концентрации;

б) биофильность;

в) технофильность;

г) талассофильность.

50. Деструкционная активность элемента характеризует:

а) растворимость его соединений;

б) скорость разрушения его соединений;

в) биофильность;



г) опасность элемента для живых организмов.
6.2. Контрольные вопросы для nромежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Учение о биосфере»:
1. «Учение о биосфере» В.И. Вернадского как закономерный этап развития наук XX века.

2. Предпосылки и истоки учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. А. Гумбольд и Г. Марш. Зюсс и термин «биосфера». Ю. Либих и агрохимия. Открытие почвы как естественно-исторического природного тела. В.В. Докучаев и В.И. Вернадский. Д.И. Менделеев, А.Е. Бекетов и традиции русского космизма в становлении учения о биосфере.

3. Живое вещество как совокупность всех организмов. Живое вещество в Космосе – уникальность или вечное свойство космической материи? Разработка В.И. Вернадским атомистического подхода к живому. Изотопы и живое вещество.

4. Границы между живым и неживым веществом. Планетарное значение живого вещества.

5. Пределы биосферы. Биосфера – оболочка земли. Диссимметричность биосферы. Границы биосферы. Верхняя граница и озоновый экран. Неоднозначность нижней границы биосферы. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере. Вертикальная и горизонтальная структуры биосферы. Эколого-биосферный регион и экосистемы (биогеоценозы). Различные подходы к понятию и структуре биосферы. Физико-химические условия и пределы биосферы.

6. Биосфера и границы Жизни. Космос и биосфера. Человек в биосфере. Создание новой ноосферной организованности. Учение В.И. Вернадского о биосфере и новое научное мировоззрение. Учение о биосфере – научный фундамент современной экологии.

7. Биохимические процессы в биосфере. Вещество биосферы. Семь типов вещества: биокосное вещество и биокосные системы планеты: почва, природные воды, атмосфера. Биогенное вещество и ископаемые продукты жизнедеятельности организмов. Костное вещество и компоненты радиоактивного распада. Вещество космического происхождения. Живое и неживое – два полюса космической материи.

8. Биохимические функции живого вещества и деятельность живых организмов. Концентрационная функция 1-ого и 2-ого рода. Организмы – концентраторы и современный мониторинг биосферы. Окислительно-восстановительные функции. Биохимическая функция.

9. Понятие о биогенной миграции. Качественное различие между биогенной и физико-химической миграцией химических элементов и соединений. Рассмотрение примеров химически близких элементов (натрия, лития, калия, кальция, магния, стронция и др.) – антиподов в биогенной миграции.

10. Биогеохимические круговороты вещества и потоки энергии как основной механизм поддержания организованности и устойчивости биосферы. Незамкнутость круговоротов в биосфере и ее планетарное значение.

11. Скорость выхода вещества из круговоротов. Доля вещества (отдельных химических элементов) в циклическом обращении. Время и емкость биогеохимических циклов-потоков. Суточные, сезонные и другие ритмы круговоротов.

12. Круговороты биогенных элементов и их антропогенная модификация: газообразного и осадочного циклов, макро- и микроэлементов. Органогенный парагенезис минералов.

13. Круговорот воды. Особенности физико-химических свойств воды и ее биологи-ческое значение. пути перемещения воды: вода в биосфере; круговорот воды в экосистеме. Происхождение и запасы воды на Земле. Проблема охраны и рационального использования водных ресурсов.

14. Круговорот углерода. Биологическое значение углерода. Особенности круговорота в водных и наземных экосистемах. Запасы органического и неорганического углерода. Хозяйственная деятельность человека и трансформация круговорота углерода.

15. Круговорот кислорода. Биологическое значение кислорода. Биохимические, анатомические и физиологические механизмы использования кислорода организмами. Резервный фонд круговорота кислорода, источники поступления кислорода в биосферу.

16. Круговорот азота. Фиксация азота и вовлечение его в биохимический круговорот. Симбиотические и свободноживущие организмы – фиксаторы азота. Процессы аммонификации, нитрификации и денитрификации. Проблемы загрязнения окружающей среды соединениями азота.

17. Круговорот фосфора. Биологическая роль фосфора. Фосфор как лимитирующий фактор. Последствия антропогенного нарушения круговорота фосфора.

18. Круговорот серы. Биологическое значение серы. Резервный фонд серы. Микро-биологические процессы в круговороте серы. Антропогенная трансформация круговорота серы. Поступление серы в атмосферу. Локальные, региональные и глобальные проблемы загрязнения атмосферы соединениями серы.

19. Биогеохимический цикл кремнезема.

20. Биогеохимические циклы железа, алюминия и марганца.

21. Биогеохимические циклы кальция и магния.

22. Биогеохимические циклы натрия и калия.

23. Биогеохимические циклы тяжелых металлов.

24. Элементы биогеохимического круговорота веществ в природе.

25. Параметры биогеохимического круговорота веществ на суше.

26. Биогеохимический круговорот и почвообразование.

27. Зональность биологических круговоротов.

28. Особенности биологического круговорота в арктических ландшафтах.

29. Особенности биологического круговорота в тундровых ценозах.

30. Особенности биологического круговорота в лесной зоне.

31. Особенности биологического круговорота в лесостепной зоне.

32. Особенности биологического круговорота в степной зоне.

33. Особенности биологического круговорота в биоценозах аридных территорий.

34. Биологические круговороты в тропическом поясе.

35. Биогеохимические провинции.

36. Роль химических элементов в проявлении эндемий.

37. Основные группы биогеохимических функций живого вещества: концентрационные, газовые, окислительно-восстановительные, биохимические. Биогеохимические функции человека.

38. Геохимические барьеры.

39. Биогеохимическая деятельность человека и ее геологическая роль. Масштабы воздействия человека на биосферу. Локальное и глобальное изменения природной организованности биосферы.

40. Становление переходной биосферно-ноосферной общности: нарушение газового и теплового баланса биосферы, эрозия земель, экологическое загрязнение среды


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Еремченко О.З. Учение о биосфере. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.



б) дополнительная литература:

  1. Верзилин Н.Н.Учение о биосфере (эволюция биосферы) [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Верзилин ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : [Б. и.], 2004. - 208, [4] с.

  2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В. И. Вернадский ; сост. Е. М. Гончарова. - М. : Айрис-Пресс, 2007. - 571, [5] с.

в) справочная литература:

Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль, 1967. 376 с. и др. издания.

Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 330 с.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. 175 с.

Вернадский В.И. Очерки геохимии. М.: Наука, 1983. 422 с.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды. М.: Мысль, 1980. 264 с.

Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука, 1989. 248 с.

Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1974.

Каталог биосферы. М.: Мысль, 1991. 255 с.

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. М.: Прогресс; Пангея, 1994. 304 с.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 3 т. М.: Прогресс; Пангея, 1994. Т. 1-3.


г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Коллекции Зоологического института РАН / ЗИН, 1999 – 2008. http://www.zin.ru./Animalia/

Информационная система «Биоразнообразие России» / Зоологический институт РАН, 2002 – 2003. http://www.zin.ru./biodiv/
Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН:

Доклады Академии наук http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781

Журнал общей биологии: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7795&selid=674723

Зоологический журнал: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7809&selid=650269

Известия РАН. Серия биологическая: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7823

Природа: http://ras.ru/publishing/nature.aspx

Успехи современной биологии: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7753

Экология: http://elibrary.ru/issues.asp?id=8276

Элементы. Сайт новостей фундаментальной науки: http://elementy.ru/news
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютеры, мильтимедийный проектор, презентации.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки магистров 020400 – Биология.

Автор:


Доцент каф. морфологии и

экологии животных, к. б. н. ________________________ М.В. Ермохин

Программа одобрена на заседании кафедры морфологии и экологии животных 1 марта 2011 года, протокол № 6.

Подписи:
Зав. кафедрой морфологии и экологии

животных, д. б. н., профессор ________________________ Г.В. Шляхтин
Декан биологического факультета

, д. б. н., профессор ________________________ Г.В. Шляхтин


Приложение 1.

Оценка качества освоения студентами

учебной дисциплины «Учение о биосфере»

в соответствии с бально-рейтинговой системой
Ведущий преподаватель: доцент кафедры морфологии и экологии животных М.В.Ермохин.
Качество освоения студентами учебной дисциплины «Учение о биосфере» определяется суммой баллов, набранных в ходе

- текущей аттестации – 80 баллов,

- промежуточной аттестации (экзамен) – 20 баллов.
Аттестация по данной дисциплине включает:


Текущая аттестация

Коэффициент

Максимальное количество баллов

Тестовые задания

0

0

Самостоятельная аудиторная работа

Письменный и устный контроль знаний на семинарских (практических) занятиях*

Контрольное тестирование

0,6


100
60

40


Самостоятельная внеаудиторная работа:

Подготовка  доклада**

0,1

100

Научно-исследовательская деятельность:

Отчет о выполнении практических (лабораторных) работ ***

0,1

100

Промежуточная аттестация (зачет)

0,2

100

Примечание:

* Результаты письменного и устного контроля знаний на семинарских (практических) занятиях оцениваются следующим образом: средняя итоговая оценка по пятибалльной системе умножается на 12 (Например, оценка «5» 5 х 12= 60 баллов; «4,5» 4,5 х 12 = 54; «4» 4 х 12 = 48 и т.д.).

** Рабочей программой дисциплины предусмотрена подготовка студентом одного доклада. Максимальная оценка – 100 баллов.

*** Максимальная оценка в 100 баллов выставляется при условии своевременного предоставления правильных отчетов о выполнении всех практических (лабораторных) работ.
Пересчет в итоговую оценку суммы баллов, полученной студентом по всем видам текущего и промежуточного контроля, производится в соответствии со следующей шкалой:


Сумма баллов, набранных студентом по итогам изучения дисциплины

0-55

56-70

71-85

85-100

Зачет

«не зачтено»

«зачтено»

Задания для итогового тестирования и темы докладов представлены в тексте рабочей программы.







База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал