Рабочая программа дисциплины



Скачать 403.44 Kb.
страница1/2
Дата01.05.2016
Размер403.44 Kb.
ТипПротокол
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра философии и культурологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«19» июня 2014 г.

Протокол № 11

Зав. кафедрой




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Концепции современного естествознания


Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования: бакалавриат


Профильная направленность: все профили

Челябинск, 2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы.

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе и в вузе в результате освоения дисциплин «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», «Анатомия», «Антропология», «География». Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира», необходимы в качестве теоретической и методологической предпосылки для освоения иных гуманитарных, обществоведческих и естественнонаучных дисциплин.



Цель учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:

способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1);

способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);

способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7).

Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:

знать:


  1. классификацию наук, структуру естественнонаучных знаний;

  2. существенные черты научного знания, формы и методы научного познания;

  3. основные модели научных картин мира;

уметь:

  1. отличать научное знание от квазинаучного, критично воспринимать информацию;

  2. использовать полученные знания для формирования здорового образа жизни;

  3. применять методы научного познания в своей профессиональной деятельности;

владеть:

  1. методиками анализа явлений и процессов в соответствии с выбранной моделью научной картины мира;

  2. способами приобретения информации об основных достижениях, проблемах и перспективах развития современного естествознания;

  3. методологией научного познания в рамках современной эволюционно-синергетической парадигмы.

Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «Концепции современного естествознания» представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения

п/п


Компетенция

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.

ОК-1

З.3

У.2

В.3


2.

ОК-6

З.2

У.1


В.2

3.

ОК-7

З.1


У.3

В.1


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» содержит учебные материалы для аудиторной и самостоятельной работы. Учебная дисциплина разделена на три раздела.

Обучение начинается с материала первого раздела и далее по порядку.

Аудиторная работа студентов по изучению дисциплины проходит в виде лекционных и семинарских занятий. Лекции посвящены рассмотрению наиболее сложных теоретических проблем современного научного знания. Комплексная оценка качества учебной работы и результатов обучения студентов осуществляется во время семинарских занятий с помощью проведения проверочных работ, понятийных диктантов, заслушивания докладов и сообщений. Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов разделена на инвариантную и вариативную составляющие. Инвариантная часть предполагает подготовку к семинарским занятиям, а также освоение терминологического аппарата по каждому модулю. Вариативная часть подразумевает подготовку докладов, сообщений на предложенные темы. После изучения каждого модуля проводится проверочная работа, состоящая из тестовых заданий и заданий с развернутым ответом.

В преподавании учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» может быть использован широкий спектр современных образовательных технологий, построенных на следующих принципах:

- взаимодействие преподавателей и студентов, требующее открытости и способности работать сообща;

- постоянная рефлексия студентами и преподавателями полученных в ходе учебной деятельности результатов;

- формирование личностного отношения к познавательной деятельности, ее понимание как реализации духовных потребностей личности;

- единство творческого замысла и алгоритма деятельности, цели и средств ее достижения.

Лекционные и практические занятия предполагают использование следующих образовательных технологий:


    • организация самостоятельной работы (подготовка к семинарам, фрагментарно – работа по лекционному материалу);

    • технологии модульно-рейтингового обучения (при тематическом планировании дисциплины, при подведении итогов работы студентов);

    • организация творческой и учебно-исследовательской деятельности (при подготовке докладов и сообщений к семинарским занятиям);

    • технология развития критического мышления (отбор информации для практических занятий);

    • технология проблемного обучения (постановка и решение проблемы в ходе изложения лекционного материала, в ходе работы на практических занятиях);

    • технология групповой работы (при проведении практических занятий);

    • технология метапознавательной деятельности, технология рефлексивного обучения и самоконтроля, оценки собственных достижений (самооценка работы студентов, рецензирование ответов товарищей);

    • технология самообразовательной деятельности (при освоении терминологического минимума, при подготовке к практическим занятиям, контрольным работам по материалу модулей).

Промежуточная аттестация проводится в два этапа. Первый этап проводится форме контрольного on-line тестирования. Второй этап – собственно зачет, который проводится на последнем занятии. Форма проведения зачета – или собеседование по вопросам дисциплины, или выставление зачета по результатам рейтинга и контрольного тестирования. Единый порядок начисления баллов для промежуточной аттестации устанавливается «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в Челябинском государственном педагогическом университете».

Во время зачетного мероприятия учащимся разрешается пользоваться всеми материалами, представленными в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» настоящей рабочей программы.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2.

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности



п/п

Наименование раздела


Виды учебной деятельности

(в часах)

Л

ПЗ

СР

Всего

1

Естествознание как отрасль научного познания

6

6

12

24

2

Неживая природа в современной естественнонаучной картине мира

6

6

12

24

3

Естествознание о живой природе

6

6

12

24

Всего:

18

18

36

72


Таблица 3.

Содержание Раздела 1

Естествознание как отрасль научного познания

ОК-1: З.3; В.3;

ОК-6: У.1; В.2;

ОК-7: З.1; У.3; В.1.


Содержание раздела

Темы лекционных занятий


Темы семинарских занятий

1.1. Современная научная картина мира: предмет и значение дисциплины.

1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

1.3. Наука как явление культуры.

1.4. Научный метод.

1.5. Модели развития науки.

1.6. Современная научная парадигма.



1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1.3. Наука как явление культуры

1.4. Научный метод

1.5. Модели развития науки

1.6. Современная научная парадигма


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Подготовка к семинару.

Решение теста.

Терминологический диктант.


Контрольные вопросы к разделу 1.

Контрольные задания к разделу 1.

Подготовка доклада.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.3;

ОК-7: З.1;



Решение теста.

Терминологический диктант.



ОК-6: У.1;

ОК-7: У.3



Собеседование (по содержанию контрольных вопросов и заданий); выступление на семинаре.

ОК-1: В.3;

ОК-6: В.2;

ОК-7: В.1.


Подготовка доклада.


Таблица 4.

Содержание Раздела 2

Неживая природа в современной естественнонаучной картине мира

ОК-1: З.3; У.2; В.3;

ОК-6: З.2; В.2;

ОК-7: У.3; В.1.


Содержание раздела

Темы лекционных занятий


Темы семинарских занятий

2.1. Современные космологические концепции

2.2. Концепции пространства и времени в физике

2.3. Физика о строении материи

2.4. Концепция детерминизма

2.5. Химическая картина мира

2.6. Современная геология о строении и развитии Земли



2.1. Современные космологические концепции

2.2. Концепции пространства и времени в физике

2.3. Физика о строении материи. Атомистическая концепция строения материи.

2.5. Химическая картина мира



Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Подготовка к семинару.

Решение теста.

Терминологический диктант.


Контрольные вопросы к разделу 2.

Контрольные задания к разделу 2.

Подготовка доклада.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.3;

ОК-6: З.2;



Решение теста.

Терминологический диктант.



ОК-1: У.2;

ОК-7: У.3;



Собеседование (по содержанию контрольных вопросов и заданий); выступление на семинаре.

ОК-1: В.3;

ОК-6: В.2;

ОК-7: В.1.


Подготовка доклада.


Таблица 5.

Содержание Раздела 3

Естествознание о живой природе

ОК-1: З.3; В.3;

ОК-6: З.2; У.1; В.2;

ОК-7: У.3; В.1.


Содержание раздела

Темы лекционных занятий


Темы семинарских занятий

3.1. Современная биологическая картина мира

3.2. Концепции биологической эволюции

3.3. Человек как предмет естественнонаучного познания


3.1. Современная биологическая картина мира

3.2. Концепции биологической эволюции

3.3. Человек как предмет естественнонаучного познания


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Подготовка к семинару.

Решение теста.

Терминологический диктант.


Контрольные вопросы к разделу 3.

Контрольные задания к разделу 3.

Подготовка доклада.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.3;

ОК-6: З.2;



Решение теста.

Терминологический диктант.



ОК-6: У.1;

ОК-7: У.3;



Собеседование (по содержанию контрольных вопросов и заданий); выступление на семинаре.

ОК-1: В.3;

ОК-6: В.2;

ОК-7: В.1.


Подготовка доклада.


СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ
Раздел 1. Естествознание как отрасль научного познания
1.1. Контрольные вопросы по материалу раздела 1 (2 ч.):

1. Каковы основания разграничения естественнонаучной и гуманитарной культур?

2. Что такое наука? Какие существуют подходы к определению понятия «наука»?

3. По каким основаниям можно классифицировать науки?

4. В чем состоит специфика естественнонаучного познания?

5. Каковы познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней научного знания?

6. Какие существуют формы научного познания?

7. Какие методы используются в научном познании?

8. Каково значение науки в жизни современного общества?

9. В чем суть постпозитивистской модели развития науки? Что такое научная революция?

10. Каковы основные положения теории самоорганизации?

11. Что такое принцип глобального эволюционизма?

11. В чем состоит суть системного подхода в естествознании?

1.2. Контрольные задания по материалу раздела 1 (2 ч.):

1. Дайте определение понятий «космология», «физика», «химия», «геология», «биология». Объясните, почему эти науки называются фундаментальными?

2. Проведите сравнительный анализ античной науки и науки Нового времени. Назовите крупнейших ученых и наиболее значимые научные достижения античной и нововременной науки.

3. Назовите важнейшие принципы современного научного мышления. Раскройте основное содержание принципа глобального эволюционизма.

4. Дайте определение понятий «наука», «естествознание», «обществознание». Объясните, в чем разница между фундаментальными и прикладными дисциплинами?

5. Проведите сравнительный анализ классической науки Нового времени и современного естествознания. Назовите крупнейших ученых и наиболее значимые научные достижения нововременной науки и науки 20-21 столетий.

6. Назовите важнейшие принципы современного научного мышления. Раскройте основное содержание теории самоорганизации.

1.3. Контрольный тест (2 ч.):


  1. Раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий, описывающих явления природы, называется…

1. обществознание 2. физика

3. естествознание 4. природоведение



  1. Какая из указанных дисциплин не является прикладной?

1. социология 2. геология 3. геополитика 4. политология

  1. Какая характеристика не относится к научному знанию?

1. общезначимость 2. системность 3. бессистемность

4. проверяемость



  1. Форма научного знания, отражающая существенные взаимосвязи вещей и явлений, называется…

1. теория 2. понятие 3. закон 4. факт

  1. К эмпирическим методам научного исследования не относится…

1. эксперимент 2. наблюдение 3. моделирование 4. измерение

  1. Перенос исследовательской деятельности на идеализированный объект, замещающий интересующее явление, называется…

1. научный эксперимент 2. предметный эксперимент

3. мысленный эксперимент 4. знаковый эксперимент



  1. Выделите характеристику, не относящуюся к гуманитарной культуре.

1. принцип индивидуализации явлений и процессов 2. тенденциозность

3. частичное совпадение объекта и субъекта познания

4. принцип генерализации явлений и процессов


  1. Мировоззренческая позиция, сторонники которой считают науку высшей ценностью и основным орудием прогресса, называется

1. сциентизм 2. фидеизм 3. динамизм 4. аксиологизм

  1. Наука стала опытно-экспериментальным знанием в…

1. XII-XIII столетиях 2. XIX веке 3. XVI-XVII столетиях 4. IV веке до н.э.

  1. Развитие науки понимается как прерывный, «революционный», нелинейный процесс в модели, созданной…

1. постпозитивистами 2. неопозитивистами

3. сциентистами 4. антисциентистами



  1. «Научная революция» - это

1. смена стиля научного мышления 2. изменения в обществе, которые вызваны деятельностью ученых 3. фундаментальное открытие в определенной естественнонаучной дисциплине 4. социальная революция в эпоху НТП

  1. Общий стиль мышления, характерный для научного сообщества, называется…

1. матрица 2. анализ 3. синтагма 4. парадигма

  1. Модель научных революций и термин «парадигма» предложил…

1. К. Поппер 2. Б. Рассел 3. Т. Кун 4. П. Фейерабенд

  1. Современная научная парадигма не включает в себя…

1. теорию самоорганизации 2. принцип эволюционизма

3. системный подход 4. идею механицизма



  1. Мера энергетического беспорядка системы называется …

1. бифуркация 2. энтропия 3. градиент 4. флуктуация

  1. Термином «флуктуация» обозначают…

1. нестабильность развития 2. случайность развития

3. закономерность развития 4. стабильность развития



  1. При описании процессов самоорганизации материи синергетика использует положение о…

1. действии в мире универсальных закономерностей 2. линейном характере эволюционных изменений 3. значении случайности в процессе развития

4. значимости внешних факторов развития



  1. Развитие Вселенной во времени предполагает…

1. принцип относительности 2. принцип суперпозиции

3. антропный принцип 4. принцип эволюционизма



  1. Выберите термин, не характеризующий этапы эволюции физического мира.

1. космогенез 2. биогенез 3. онтогенез 4. геогенез

  1. Системный подход к изучению мира не предполагает…

1. активизацию междисциплинарных исследований 2. всестороннее изучения объектов исследования 3. выявление интегративных свойств целостностей 4. усиление дифференциации научного знания.

1.4. Терминологический минимум раздела (2 ч.):

Анализ, антропный принцип, атом, биология, гелиоцентризм, геология, геоцентризм, гипотеза, глобальный эволюционизм, гуманитарная культура, детерминизм, диссипативные структуры, естественнонаучная культура, естествознание, закон, категория, классификация, концепция, космология, коэволюция, культура, метод, механицизм, моделирование, наблюдение, наука, научная картина мира, научная революция, научный метод обществознание, описание, парадигма, понятие, принцип глобального эволюционизма, природа, проблема, самоорганизация, синергетика, синтез, система, систематизация, системный подход, стрела времени, сциентизм, теория, теоретический уровень познания, термодинамика, технократизм, точка бифуркации, универсальный эволюционизм, факт, физика, химия, эволюция, эксперимент, эмпирический уровень познания, энтропия.



Рекомендации по освоению терминологического минимума

С помощью материала лекций и учебной литературы необходимо дать определения перечисленным выше терминам и усвоить их основное содержание настолько, чтобы уметь правильно применять термины в контексте рассуждений.

Например:

«Анализ – это мыслительная операция, состоящая в разделении целого на составные части. Анализ является важнейшим общетеоретическим методом исследования, неразрывно связан с противоположной мыслительной процедурой – синтезом».



1.5. Подготовка доклада (2 ч.):

Темы:

  1. Ч. Сноу о гуманитарной и естественнонаучной культурах.

  2. Аристотелевская научная революция.

  3. Ньютоновская научная революция.

  4. Эйнштейновская научная революция.

  5. Теория научных революций Т. Куна.

  6. Модель развития науки И. Лакатоса.

  7. Ф. Бэкон о значении научного метода.

  8. Концепция методологического плюрализма П. Фейерабенда.

  9. Классическая и неклассическая наука: общее и особенное.

  10. Рациональное и иррациональное в научном познании.

  11. Научное познание в древневосточных культурах.

  12. Научные достижения античной эпохи.

  13. Научное творчество Аристотеля.

  14. Парадигма средневекового естествознания.

  15. Научные достижения средневековья.

  16. Научные достижения Нового времени.

  17. Научное творчество И. Ньютона.

  18. Синергетическая парадигма в мифологии, философии и науке.

  19. Принцип эволюционизма в мифологии, философии и науке.

  20. Становление системного подхода в естествознании.

  21. Научное творчество А. Эйнштейна.

  22. Роль естественных наук в формировании мировоззрения человека.

  23. Натурфилософия, онтология и естествознание: общее и особенное.

1.6. Подготовка к семинарским занятиям (2 ч.):

Тема 1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

План семинарского занятия

  1. Теоретические основания выделения типов культур.

  2. Противостояние культур.

  3. Взаимодействие естествознания и гуманитаристики в современной культуре.

Тема 1.3. Наука как явление культуры

План семинарского занятия

1. Что такое наука? Существенные черты научного знания.

2. Классификация наук.

3. Наука в системе культуры.



Рекомендации по подготовке к семинару

С помощью учебной и дополнительной литературы дайте развернутое определение науки, выделив существенные и отличительные черты научного знания. Рассмотрите различные варианты классификации наук. Определите место и роль науки в современном обществе. Приготовьтесь к выполнению письменной проверочной работы по вопросам, указанным в плане семинарского занятия.



Тема 1.4. Научный метод

План семинарского занятия

1. Значение метода в познавательной деятельности. Аксиоматика научной методологии.

2. Формы научного познания.

3. Методы научного познания.

4. Структура естественнонаучных знаний.

Рекомендации по подготовке к семинару

С помощью учебной и дополнительной литературы дайте определение метода, выделите существенные и отличительные характеристики научного метода, сформулируйте аксиоматику научной методологии. Дайте краткую характеристику основных форм научного знания. Опишите эмпирические и теоретические методы научного познания, различите эмпирический и теоретический уровни в науке.



Тема 1.5. Модели развития науки

План

1. Позитивистская модель эволюционного развития науки.

2. Постпозитивистские концепции развития научного знания.

А) Модель научных революций Т. Куна

Б) Модель конкурирующих исследовательских программ И. Лакатоса

Тема 1.6. Современная научная парадигма

План


  1. Основные постулаты теории самоорганизации.

  2. Принцип глобального эволюционизма.

  3. Системный подход в естествознании.

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

С помощью материала учебных пособий и дополнительной литературы составьте общее представление об основных установках современного научного мышления. Обратите внимание на определения понятий, необходимых для раскрытия содержания вопросов плана (синергетика, энтропия, бифуркация, флуктуация, эволюция, система).
Раздел 2. Неживая природа в современной естественнонаучной картине мира
2.1. Контрольные вопросы по материалу раздела 2 (2 ч.):

  1. Что такое вероятностный детерминизм? В чем разница между динамическими и статистическими законами?

  2. В чем суть классической космологической модели? Что такое космологические парадоксы?

  3. Каковы особенности современных космологических концепций? В чем состоит основное содержание модели Большого взрыва?

  4. Как определяется природа пространства и времени в теории относительности А. Эйнштейна?

  5. Что такое корпускулярно-волновой дуализм?

  6. Каковы основные этапы развития атомистической концепции строения материи? В чем суть кварковой модели атома.

  7. Каковы концептуальные уровни химического познания?

  8. В чем заключается основное содержание положений эволюционной химии?

  9. Что такое геохронологическая шкала?.

  10. Как современная геология описывает строение Земли?

  11. В чем состоит суть концепции неомобилизма?

2.2. Контрольные задания по материалу раздела 2 (2 ч.):

1. Дайте определение понятий «атом», «инерциальная система», «катализатор», «статистический закон», «педосфера».

2. Назовите создателей классической космологической модели Вселенной и кратко изложите ее основное содержание.

3. Сравните физические представления о пространстве и времени, созданные в XVI-XVII столетиях, и современные представления, базирующиеся на общей теории относительности.

4. Перечислите основные концептуальные уровни развития химического знания. Охарактеризуйте предмет изучения и основные задачи эволюционной химии.

5. Дайте определение понятий «астеносфера», «динамический закон», «квант», «ложный вакуум», «элемент».

6. Назовите создателей космологической модели «Большого взрыва» и кратко изложите ее основное содержание.

7. Сравните корпускулярную теорию строения материи и современные представления, базирующиеся на идее корпускулярно-волнового дуализма.

8. Перечислите основные геологические оболочки Земли. Опишите строение и функции литосферы.

2.3. Контрольный тест (2 ч.):


  1. Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер – это создатели…

1. классической космологии 2. релятивистской космологии

3. астрономии 4. астрофизики



  1. Какое понятие не относится к космологической модели «Большого взрыва»?

1. бесконечность пространства 2. сингулярность

3. ложный вакуум 4. реликтовое излучение



  1. Источником энергии звезды является…

1. горение вещества звезды 2. термоядерные реакции синтеза

3. термоядерные реакции деления 4. аннигиляция вещества звезды



  1. Характеристикой сингулярности не является…

1. сверхбольшая масса 2. сверхбольшая плотность

3. сверхбольшой объем 4. сверхбольшая температура



  1. Какая характеристика времени не относится к классическим физическим представлениям?

1. абсолютность 2. однородность 3. синхронность 4. асинхронность

  1. Какая характеристика пространства не относится к классическим физическим представлениям?

1. бесконечность 2. конечность 3. однородность 4. прямолинейность

  1. Принцип относительности и признание постоянства скорости света – это постулаты…

1. классической механики 2. специальной теории относительности

3. общей теории относительности 4. синергетики



  1. Идею корпускулярно-волнового дуализма отстаивает…

1. классическая механика 2. квантовая механика

3. теория относительности 4. атомизм



  1. «Принцип дополнительности» сформулировал…

1. Н. Бор 2. В. Гейзенберг 3. А. Эйнштейн 4. А.А. Фридман

  1. К структурным уровням организации неживой природы не относятся…

1. атомы 2. молекулы 3. клетки 4. макротела

  1. Законы, которые дают вероятностные, неопределенные описания природы, называются

1. динамическими 2. статистическими

3. универсальными 4. детерминистскими



  1. В XIX веке происходило формирование…

1. химии как учения о составе вещества 2. структурной химии

3. физической химии 4. эволюционной химии



  1. Современная формулировка периодического закона устанавливает зависимость свойств простых веществ и их соединений от…

1. величины заряда ядра атома 2. построения электронных оболочек

3. величины атомного веса 4. положения элемента в таблице Д.И. Менделеева



  1. Эволюционная химия исследует

1. эволюцию живого вещества 2. химические механизмы самоорганизации вещества 3. явление катализа 4. методы управления реакциями

  1. Термодинамический метод управления химической реакцией влияет на…

1. направленность реакции 2. скорость реакции

3. свойства продуктов реакции 4. валентность реагентов



  1. Катализаторы, действующие в живых системах, называются…

1. фермионы 2. ферросплавы 3. ферменты 4. органогены

  1. Человек как биологический вид появился в…

1. палеозойскую эру 2. мезозойскую эру

3. кайнозойскую эру 4. протерозойскую эру



  1. Какой термин является лишним в данном ряду?

1. внутреннее ядро 2. литосфера 3. астеносфера 4. геоид

  1. Географическая оболочка Земли не включает в себя…

1. тропосферу 2. литосферу 3. биосферу 4. эндосферу

  1. Текучий средний слой мантии Земли называется…

1. астеносфера 2. геосинклиналь 3. магма 4. каннелюр

2.4. Терминологический минимум раздела (2 ч.):

Автокатализ, антропный принцип, астеносфера, атмосфера, атом, вероятностный детерминизм, волна электромагнитная, пространство, время, геосинклиналь, геология, геосферные оболочки, геохронологическая шкала, геохронология, геоцентризм, гидросфера, детерминизм, динамический закон, дискретность, дифракциязаконы сохранения, закон сохранения энергии, звезда, ингибитор, инерциальная система, интерференция, катализатор, квазар, квант, квантовая механика, кварк, кинетический метод, классический детерминизм, континуум, концептуальные уровни развития химии, корпускула, корпускулярно-волновой дуализм, космологические парадоксы, космологический постулат, космология, литосфера, ложный вакуум, макромир, мантия, материковая плита, мегамир, метагалактика, механицизм, микромир, мобилизм, молекула, педосфера, планета, предбиологическая эволюция, преобразования Лоренца, принцип близкодействия, принцип дальнодействия, принцип дополнительности, принцип неопределенности, принцип относительности, принцип симметрии, принцип суперпозиции, причина, причинность, пространство, пульсар, реакционная способность веществ, реликтовое излучение, ресурсы, сингулярность, статистический закон, структурная химия, структурные уровни организации материи, теория Большого Взрыва, термодинамический метод, тяготение, флуктуация, фотон, химический отбор веществ, эволюционная химия, элемент, эон, эра геологическая, эффект Допплера, ядро.



Рекомендации по освоению терминологического минимума

С помощью материала лекций и учебной литературы необходимо дать определения перечисленным выше терминам и усвоить их основное содержание настолько, чтобы уметь правильно применять термины в контексте рассуждений.

Например:

«Инерциальная система – это система отсчета, которая покоится или движется прямолинейно и равномерно. Для инерциальных систем справедлив галилеевский принцип относительности».



2.5. Подготовка доклада (2 ч.):

Темы:

  1. Концепция креационизма и модель Большого взрыва.

  2. Инфляционная модель Вселенной.

  3. Антропный принцип и его мировоззренческое звучание.

  4. Научное творчество Э. Хаббла.

  5. Типология галактик.

  6. Типология звезд.

  7. Общая теория относительности о природе пространства и времени.

  8. Неевклидова геометрия и пространство Вселенной.

  9. Конус Г. Минковского.

  10. Кварковая модель атома.

  11. Адронный коллайдер.

  12. Научное творчество М. Планка.

  13. Квантовая механика о копускулярно-волновом дуализме.

  14. Теория фотоэффекта А. Эйнштейна.

  15. Основные принципы современной физики.

  16. Законы сохранения.

  17. Периодический закон и Периодическая таблица Д.И. Менделеева.

  18. Эволюционная химия.

  19. Теория предбиологической эволюции А.П. Руденко.

  20. Достижения современной химии.

  21. Новая глобальная тектоника.

  22. Геохронологическая шкала.

  1. Основные геологические оболочки Земли.

2.6. Подготовка к семинарским занятиям (2 ч.):

Тема 2.1. Современные космологические концепции

План

  1. Галактики, их типы (доклад).

  2. Звезды, их эволюция и строение. Классификация звезд (доклад).

  3. Образование Солнечной системы. Земля как космическое тело (доклад).

  4. «Есть ли жизнь на Марсе?» Проблема неземных цивилизаций и ее решения в науке (доклад).

Рекомендации по подготовке семинарского занятия.

Вопросы плана семинара освещаются докладчиками. Сообщения, рассчитанные на 10-12 минут, обсуждаются с участием всех студентов группы. По материалу докладов будет проведена проверочная работа.

Необходимо дать определения понятий: «галактика», «пульсар», «квазар», «планета», «звезда», «комета», «астероид», «нуклеосинтез», «черная дыра».

Тема 2.2. Концепции пространства и времени в физике

План

1. Классическая механика и механистическая картина мира.

2. Формирование современной физической картины мира

А) основные положения теории электромагнитного поля и создание специальной теории относительности

Б) постулаты общей теории относительности А. Эйнштейна.

3. Мировоззренческое значение общей теории относительности (доклад).



Рекомендации по подготовке семинарского занятия

При освоении материала учебных пособий обратите внимание на следующие вопросы:

Как формулируется принцип относительности в классической механике, специальной теории относительности и общей теории относительности?

Что такое преобразования Лоренца и каковы следствия из них (обратите внимание на их формализованное выражение)?

Что такое пространственно-временной континуум?

Что такое неевклидово пространство и каковы его разновидности?

В чем суть концепций дальнодействия и близкодействия?

Каковы характеристики пространства и времени в классической механике и теории относительности?

Аудиторная работа на занятии будет письменной, требующей понимания материала, в том числе физических формул. При себе желательно иметь калькулятор.

Тема 2.3. Физика о строении материи. Атомистическая концепция строения материи

План

1. Развитие идеи атомизма. Модели атома Дж. Томсона, Э. Резерфорда, Н.Бора.

2. Современная модель атома:

а) Элементарные частицы, их классификация.

б) Виды фундаментальных взаимодействий.

в) Теория кварков.



Рекомендации по подготовке семинарского занятия

С помощью учебных пособий необходимо составить небольшие (5-7 минут) сообщения о моделях атома, которые были созданы в конце XIX – начале XX столетий. Желательно устное изложение дополнить наглядными изображениями.

Изучая современные научные представления о строении атома, обратите внимание на классификации элементарных частиц, выпишите и определите основные термины. Дайте краткую характеристику фундаментальных физических взаимодействий. Объясните устройство атома с позиций квантовой электродинамики.

Тема 2.5. Химическая картина мира

План

1. Химия как наука. Предмет химии.

2. Концептуальные уровни химического знания.

а) учение о составе вещества

б) структурная химия

в) учение о химических процессах

г) эволюционная химия.

3. Общая теория химической эволюции А.П. Руденко (доклад).

4. Достижения современной химии (доклад).

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

С помощью материала учебных пособий приготовьтесь к выполнению письменного проверочного задания по вопросам, указанным в плане семинарского занятия. При этом обратите внимание на определение следующих понятий: атом, молекула, элемент, реагент, катализатор, ингибитор, валентность, фермент, изотоп, органоген, алхимия.

На занятии необходимо будет составить конспект по материалу сообщения о теории А.П. Руденко, раскрывающий суть теории саморазвития химических систем.
Раздел 3. Естествознание о живой природе
3.1. Контрольные вопросы по материалу раздела 3 (2 ч.):


  1. Какие определения понятия «жизнь» вам известны? Какие существуют концепции возникновения биологической жизни.

  2. Что такое биосфера? В чем состоит основное содержание концепции биосферы В.И. Вернадского?

  3. Что такое экология? Каковы главные законы экологии?

  4. Каково основное содержание теории биологической эволюции Ч. Дарвина?

  5. В чем суть синтетической теории эволюции.

  6. Что такое генетика, что является ее предметом и основными задачами?.

  7. Каковы важнейшие биологические свойства человека?

  8. Какие существуют гипотезы антропогенеза?

  9. Как соотносятся биологическое и социальное, телесное и психическое в человеке?

3.2. Контрольные задания по материалу раздела 3 (2 ч.):

  1. Дайте определение понятий «анаэробы», «генофонд», «естественный отбор», «коэволюция», «экология».

  2. Назовите и кратко охарактеризуйте существенные признаки живой материи.

  3. Изложите суть синтетической теории эволюции, сопоставляя ее с классическим дарвинизмом.

  4. Перечислите структурные уровни организации живой материи. Дайте краткую характеристику одного из уровней.

  5. Дайте определение понятий «автотрофы», «генотип», «здоровье», «ноосфера», «холизм».

  6. Назовите и кратко охарактеризуйте существенные признаки живой материи.

  7. Изложите главные идеи естественнонаучного космизма, назовите его крупнейших представителей.

  8. Перечислите отличительные биологические свойства человека. Дайте краткую характеристику одного из свойств.

3.3. Контрольный тест (2 ч.):

1. Отличительным признаком живой материи является…

а. идентичное самовоспроизведение с возможностью мутаций

б. способность к самоорганизации в. высокоорганизованность

г. обмен веществом и энергией со средой



2. Способность живых организмов поддерживать относительное постоянство состава и свойств называется …

а. самовоспроизведение б. гомеостаз в. метаболизм г. хиральность



3. Структурным уровнем организации живой материи не является…

а. биогеоценотический б. атомарный в. организменный г. клеточный



4. Уровень организации живой материи, на котором осуществляется онтогенез, называется …

а. молекулярно-генетический б. организменный в. популяционно-видовой г. биогеоценотический



5. Не имеет научного содержания такая гипотеза возникновения жизни, как…

а. панспермия б. эволюционизм в. гипотеза абиогенеза г. креационизм



6. Согласно гипотезе А.И. Опарина концентрированных растворах могли образовываться коллоидные капли, которые называются…

а. коацерваты б. эукариоты в. протоклетки г. прокариоты



7. Организмы, способные самостоятельно синтезировать органическое вещество из неорганических соединений, называются…

а. гетеротрофы б. автотрофы в. паразиты г. хищники



8. В классическом дарвинизме не выделяется такой фактор биологической эволюции, как …

а. естественный отбор б. частота смены поколений

в. изменчивость г. наследственность

9. Совокупность признаков организма, возникших в результате взаимодействия со средой, называется…

а. генотип б. фенотип в. генофонд г. мутаген



10. Структурные элементы ядра клетки, которые состоят из молекулы ДНК и белков и содержат набор генов с заключенной в них наследственной информацией, называются…

а. хромосомы б. лизосомы в. рибосомы г. вакуоли



11. Синтетическая теория эволюции возникла на основе объединения основных положений…

а. дарвинизма и неодарвинизма б. дарвинизма и генетики

в. неодарвинизма и генетики г. генетики и евгеники

12. Изменчивость, которая носит адаптационный характер и для эволюции несущественна, называется…

а. модификационной б. наследственной в. генотипической г. мутационной



13. В.И. Вернадский ввел в научный оборот термин…

а. биосфера б. ноосфера в. эндосфера г. экология



14. Совокупность совместно обитающих популяций разных видов живых организмов называется…

а. биогеоценоз б. фитоценоз в. биоценоз г. биом



15. Наиболее ранним из перечисленных событий в эволюции живого вещества является…

а. разделение животного и растительного мира б. появление млекопитающих в. исчезновение динозавров г. появление эукариот



16. Характеристикой человека как биологического существа не является…

а. прямохождение б. стереоскопическое бинокулярное зрение

в. ограниченная плодовитость г. абстрактное мышление

17. Развитие кисти у человекообразных обезьян было обусловлено…

а. жизнью на деревьях б. использованием орудий труда

в. ростом головного мозга г. мутациями

18. Психосоматическое состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности – это…

а. счастье б. богатство в. зрелость г. здоровье



19. Феномен аутогенной тренировки доказывает…

а. наличие сверхъестественных сил б. единство психофизической организации человека в. неограниченные возможности человеческого организма

г. несостоятельность научного мировоззрения

20. Наукой о форме и строении организмов является

а. ботаника б. зоология в. цитология г. морфология



3.4. Терминологический минимум раздела (2 ч.):

Автотрофы, анаэробы, астеносфера, аэробы, биогеоценоз, биоценоз, биокатализ, биология, биом, биосфера, биоэтика, ген, генетика, генотип, генофонд, гетеротрофы, гомеостаз, евгеника, естественный отбор, здоровье, изменчивость, клетка, клонирование, коэволюция, мутаген, мутация, нанотехнологии, наследственность, неодарвинизм, ноосфера, популяция, психика, сальтационизм, фенотип, эволюция, экология.



Рекомендации по освоению терминологического минимума

С помощью материала лекций и учебной литературы необходимо дать определения перечисленным выше терминам и усвоить их основное содержание настолько, чтобы уметь правильно применять термины в контексте рассуждений.

Например:

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Если человек обладает здоровьем, то он может полномасштабно удовлетворять все свои жизненные потребности».



3.5. Подготовка доклада (2 ч.):

Темы:

  1. Современные подходы к определению сущности жизни.

  2. Концепции происхождения жизни.

  3. Становление идеи эволюции в биологии.

  4. Научная критика дарвинизма.

  5. Синтетическая теория эволюции и ее современные альтернативы.

  6. Учение о биосфере В.И. Вернадского.

  7. Структурные уровни организации живой материи.

  8. Биосфера и ноосфера.

  9. Проблема антропогенеза и современные варианты ее решения.

  10. Биологическое и социальное в человеке.

  11. Психосоматическое единство человека.

  12. Генетика и евгеника.

  13. Достижения генной инженерии.

  14. Клонирование: опыт и перспективы.

  15. Концепция коэволюции человека и биосферы.

  16. Законы экологии.

  17. Человек как космический феномен.

3.6. Подготовка к семинарским занятиям (2 ч.):



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал