Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»



страница1/3
Дата02.05.2016
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

филиал в.Тобольске

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и социального образования





УТВЕРЖДАЮ: Директор__________ Короткова Е.А.

«___» __________ 2014 г.



Ниязова А.А.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

профиль: Психология и педагогика профессионального образования

профиль: Психология образования

Тобольск, 2014

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от ____.____.2014

Содержание: Программа по дисциплине «Социальная экология» для студентов 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль: Психология и педагогика профессионального образования, профиль: Психология образования, очной и заочной форм обучения.

Авторы: Ниязова Амина Абтрахмановна, к.п.н., доцент

Объем 27 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и социального образования

Доронина Н.А.

01.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 01.09.2014

№ 1


Директор ИБЦ

Осипова Л.Н.

__.__.2014

Согласовано



Зам. начальника УМО

филиала


Яркова Н.Н.

__.__.2014

Согласовано




Зам. директора по учебной, научной работе и международной деятельности

Вертянкина Н.В.

__.__.2014

Согласовано



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

филиал в.Тобольске

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и социального образования

УТВЕРЖДАЮ: Директор__________ Короткова Е.А.

«___» __________ 2014 г.



Ниязова А.А.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки

050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

профиль: Психология и педагогика профессионального образования

профиль: Психология образования

Тобольск, 2014

Ниязова А.А. Социальная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» профили: «Психология и педагогика профессионального образования», «Психология образования», форма обучения очная. Тобольск, 2014, 28 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Социальная антропология [электронный ресурс]/ Режим доступа: Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и социального образования. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г.Тобольске.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Доронина Н.А., к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и социального образования

© филиал ТюмГУ в г.Тобольске, 2014

© Ниязова А.А., 2014.



Пояснительная записка

1.1 Цели и задачи освоения дисциплины


Цель: формирование у студентов знаний в области социальной экологии.

Задачи:

        • формирование системного представления об экологической проблематике, проблемах взаимодействия общества и природы, возможных последствиях техногенного влияния на окружающую среду, о вопросах охраны окружающей среды и природопользования, а также путях выхода из экологического кризиса и перспективах безопасного общественного развития;

  • раскрытие взаимосвязи экологических и социальных систем в социальной работе;

  • повышение общего и образовательного уровня студентов и пополнение социально-юридического знания по социальной экологии, охране природы и природопользованию.

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Социальная экология» относится к блоку Б2 вариативной части математического и естественнонаучного цикла Б2.В.ОД.2. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Психогенетика», «Психофизиология» и «Экологическая педагогика».

Таблица 1

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п


Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Психогенетика

+

+

+

+

+

+

2.

Психофизиология

+

+

+

+




+

3.

Экологическая педагогика




+




+

+

+


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).



1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:



знать:

  • базовые понятия социальной экологии и социального здоровья;

  • современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека;

  • исторические типы взаимодействия человека и природы, социоэкосистемы, их компоненты; локальные, региональные и глобальные социоэкосистемы;

  • учение о ноосфере;

  • сущность и основные проявления экологической проблемы;

  • законы экологического развития и экологической устойчивости;

  • экологические особенности своей местности;

  • условия, обеспечивающие жизнь на планете.

уметь:

а) объяснить

  • причины разнообразия живого вещества;

  • различия индивидуального и популяционного, духовного и физического видов здоровья, причины и следствия образа жизни человека;

  • свойства экологически комфортной среды;

  • законы устойчивого развития, экологической деятельности и культуры.

б) использовать информацию в ситуациях

  • экологической опасности;

  • общения с организациями и должностными лицами, от которых зависит охрана окружающей среды;

  • поиска способов разрешения экологических проблем в социальной работе;

  • оценки медико-социальных и социально-экологических последствий принимаемых решений и оценки состояния здоровья населения, состояния окружающей среды по имеющимся данным.

владеть:

    • навыками исследования медико-социальных и социально-экологических проблем в современном обществе;

  • конспектирования;

  • анализа научной и специальной литературы;

  • организации индивидуальной, групповой и коллективной дискуссии на семинарских занятиях;

  • объяснения, доказательства, убеждения, разрешения конфликтов в сфере социальной работы по социально-экологическим вопросам;

  •  выступления с докладом, ведения беседы, полемики, дискуссии;

  •  оформления результатов исследований в виде методических разработок;

  • осуществления рефлексивной деятельности, корректировки цели и хода своего профессионального образования;

  •  разработки технологических моделей по организации деятельности социального работника по проблемам социально-экологического характера

  • применения различных методов исследования в сфере социальной работы (анкетирование, тестирование и др.), проведения эксперимента по выявленной проблеме.

2.Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачет.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа, из них 34 часа (16 лекционных, 16 ч.практических и 2 часа на контрольную самостоятельную работу), выделенных на контактную работу с преподавателем, 38 часов, выделенных на самостоятельную работу.

Для заочной формы обучения.

Семестр 5.



Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа, из них 4 часа (2часа лекции,2 часа практические занятия), выделенных на контактную работу с преподавателем, 64 часа, выделенных на самостоятельную работу и 4 часа на контроль.
3. Тематический план

Таблица 2.



Тема

Недели сем.

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

из них в интерактивной форме, в часах

Итого количество баллов

Лекции

Семинарск. (практич) занятия

Самост. работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1 

1.1

Концептуальные основы курса социальной экологии

1-2

2

2

6

10

2

0-13

1.2

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

3-5

2

4

6

12

2

0-17




Всего

5

4

6

12

22

4

0-30

Модуль 2

2.1.

Экологическая политика и экологическое право.

6-8

2

2

5

9




0-15

2.2.

Социально-демографическая политика.

9-11-

4

2

6

12

2

0-15




Всего

6

6

4

11

21

2

0-30

Модуль 3

3.1

Экологическое образование и экологическая культура.

12-15

4

2

7

13

2

0-18

3.2.

Социально-экологическое взаимодействие.

16-18

2

4

8

14

2

0-22




Всего

7

6

6

15

27

4

0-40

Итого (часов, баллов)




16

16

38

70

10

0-100

Из них в интерактивной форме




4

6







10




*Самостоятельная работа включает часы на иные виды контактной работы
Таблица 3.

Для заочной формы обучения





Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме



Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа







1

2

4

5

7

8

9

Модуль 1

1.1

Концептуальные основы курса социальной экологии

0,5




10

10,5




1.2

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

0,5

0,5

10

11







Всего

1

0,5

20

21,5




Модуль 2

2.1

Экологическая политика и экологическое право.

0,5




12

12,5




2.2

Социально-демографическая политика.




0,5

12

12,5







Всего

0,5

0,5

24

25




Модуль 3

3.1

Экологическое образование и экологическая культура.




1

10

11

1

3.2

Социально-экологическое взаимодействие.

0,5




10

10,5

1




Всего

0,5

1

20

21,5

2




Итого (часов):

2

2

64

68

2




Из них в интеракт. форме













2

4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.


№ Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии



Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

Составить таблицу

Конспект статей

тест

реферат

Программа, кл.час, проект

Презентация результатов акции

Презентация буклета

электронные практикумы

другие формы




Модуль 1

1.1

-

0-2

0-5

0-4

0-2

-

-

-

-

-

-

-

0-13

1.2

-

0-2

0-5

-




-

0-5

-

-

-

-

0-5

0-17

Всего




0-4

0-10

0-4

0-2

-

0-5

-

-

-

-

-

0-30

Модуль 2

2.1

-

0-2

0-5

0-3




-

0-5

-

-

-

-

-

0-15

2.2

-

0-2

0-5

-

0-2

-

-

0-6

-

-

-

-

0-15

Всего

-

0-4

0-10

0-3

0-2

-

-

0-6

-

-

-

-

0-30

Модуль 3

3.1




0-2

0-5

-

-







0-6

-

-

-

0-5

0-18

3.2




0-2

0-5

-

0-2

0-8

0-5

-

-

-

-

-

0-22

Всего




0-4

0-10

-

0-2

0-8

0-5

0-6

-

-

-

0-4

0-40

Итого




0-12

0-30

-

0-6

0-7

0-15

0-10

-

-

-

0-9

0-100


5. Содержание дисциплины.

Таблица 5.



раздела


Наименование
раздела

Содержание раздела

(дидактические единицы)



1

2

3

1.

Концептуальные основы курса социальной экологии.

История возникновения и развития экологии как науки. История постановки экологических проблем в России. Основные отрасли экологии. Экологизация, гуманизация и интеграция науки.

Социальная экология, ее объект, предмет, метод, принципы и законы. Содержание концепции ноосферного развития. Концепция устойчивого развития и ее основные идеи.



2.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

Основные группы глобальных проблем современности. Экологическая ситуация и экологический кризис. Истоки глобальных экологических проблем современности. Стратегия выхода из глобального экологического кризиса.

3.

Экологическая политика и экологическое право.

Экологическая политика Экологическая политика, принципы, цели и субъекты. Экологическая безопасность: международный и российский опыт. Мониторинг состояния природной среды как важное направление экологической безопасности. Экологические движения и организации.

Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды. Международное право в области охраны окружающей среды. Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды в Российской федерации.

Экологический аудит, принципы, задачи. Нормы экологического законодательства и экоаудит. Понятие и особенности экологического права. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации.


4.

Социально-демографическая политика.

Демографическая политика и специфика роста населения. Идеология и направления демографической политики России. Демографический переход и его основные этапы. Влияние неблагополучной экологической обстановки на здоровье населения и демографическую ситуацию в России. Условия труда, жизни и обитания народа. Образ, качество и уровень жизни населения. Экология и здоровье. Взаимосвязь экологической и демографической проблем.

5.

Экологическое образование и экологическая культура.

Экологическое образование в системе социальной экологии. Актуализация проблемы экологического образования. О природо- и культуросообразности из истории педагогической мысли. Экологическое образование и экологическое сознание. Компоненты экологического образования. Основные направления экологического образования. Экологическая этика и экологическая культура.

6.

Социально-экологическое взаимодействие.

Взаимодействие социальной экологии и социально-педагогической деятельности. Социально-экологическое взаимодействие: сущность, компоненты и субъекты. Социальная политика и вопросы социальной экологии. Взаимодействие социальной экологии, социальной педагогики и психологии. Использование экологического подхода в социально-педагогической деятельности.


6. Планы семинарских занятий.

Занятие 1. Экология как наука.

Цель: познакомиться с историей развития экологии как науки.

Теоретические вопросы:

1. Основные этапы развития экологии как науки.

2. Общая экология и ее отрасли.

3. История постановки экологических проблем в истории России.

4. Основные экологические проблемы современности.

5. Задачи современной экологии.



6. Основные категории экологии (зачет по понятиям).

Задания:

  1. Выделите объект и предмет экологии.

  2. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и деятельность Эрнста Геккеля».

  3. Дайте определение понятиям «среда» и «пространство». Что общее и отличительное в содержании данных понятий можно выделить?

  4. Одной из ведущих отраслей экологии является гуманная экология. Изучите мнение ученых в связи, с чем данная отрасль является актуальной на современном этапе?

  5. Какие существуют точки зрения на роль и место человека в природе?

  6. Допишите схему:

медицинская
Экология
юридическая химическая
Литература:

  1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В.Экологические основы природопользования. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 280 с.

  2. Бганба В.Р. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2004. – 309 с.

  3. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

  4. Экология / Под ред. Л.И.Цветковой. – М.: Изд-во АСВ, 2001.- 552 с.

  5. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В.Гирусова, В.Н.Лопатина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. -519 с.


Занятие 2. Социальная экология в системе социальных и экологических наук.

Цель: рассмотреть социальную экологию как комплексную науку.

Теоретические вопросы:

  1. Возникновение и развитие социальной экологии.

  2. Место социальной экологии в системе наук.

  3. Объект, предмет и принципы социальной экологии.

  4. Основные законы экологии: законы Б.Коммонера, Н.Ф.Реймерса.

  5. Методы социальной экологии и экологическое прогнозирование развития современного мира.

Вопросы на размышление:

  1. Объясните, что легло в основу предмета социальной экологии.

  2. Какой смысл вложен в закон Б.Коммонера «Природа знает лучше».

  3. В чем заключается прагматическая функция социальной экологии.

  4. Существует мнение, что социальная экология – часть экологии человека. Изучите мнение ряда авторов и выразите свою точку зрения по отношению к данной дискуссионной проблеме.

  5. Подготовьте обзор развития современных социально-экологических концепций за рубежом.

  6. Подготовить краткий обзор новейших публикаций в России по социальной экологии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте взаимосвязь предмета и метода социальной экологии.

  2. Определите структурные элементы метода социальной экологии.

  3. В чем состоит сущность метода научного прогнозирования?

  4. назовите основные экологические модели развития экологического мира.

Литература

    1. Бганба В.Р. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2004. – 309 с.

    2. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

    3. Малофеев В.И. Социальная экология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. -260с.

    4. Ниязова А.А. Социальная экология. – Тобольск, 2006. -88с.

    5. Прохоров Б.Б.Экология человека. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. -320с.


Занятие 3. Стратегия выхода из глобального экологического кризиса.

Цель: выявить основные причины экологического кризиса и пути выхода из него.

Теоретические вопросы:

1. Понятие и причины экологического кризиса.

2. Глобальные проблемы экологического кризиса.

3. Типы экологических кризисов.

4. Определите критерии выхода из экологических кризисов.

5.Основные направления деятельности природоохранных организаций по выходу из экологического кризиса.



Практические задания:

1.Разработайте программу выхода из экологического кризиса, используя данные экологической ситуации вашего города, региона.

2.Подготовить сообщения на темы: «Природные ресурсы и их рациональное использование и охрана», «Влияние промышленных аварий и катастроф на экологическую обстановку в стране»

Вопросы на размышление:

1. Объясните иероглифическую надпись на пирамиде Хеопса: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».

2. Напишите сочинение на тему «Природа и человек».

3. Подумайте и ответьте: влияет ли рост населения на экологическую ситуацию страны. Приведите примеры.



Вопросы для самоконтроля:

    1. Охарактеризуйте понятие «экологический кризис».

    2. Назовите глобальные проблемы современной экологии.

    3. К чему может привести демографический взрыв?

Литература:

  1. Бганба В.Р. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2004. – 309 с.

  2. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

  3. Малофеев В.И. Социальная экология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. -260с.

  4. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В.Гирусова, В.Н.Лопатина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. -519 с.


Занятие 4. Экологическая безопасность как важное направление экологической политики.

Цель: познакомиться с политическими аспектами в области международной и российской безопасности.

Теоретические вопросы:

  1. Основные законы Российской Федерации, определяющие политику в области экологической безопасности.

  2. Мировая экологическая безопасность.

  3. Управление экологической безопасностью.

  4. Экологическая безопасность России.

  5. Основные законы и целевые программы по обеспечению экологической безопасности.

  6. Мониторинг состояния природной среды как важное направление экологической безопасности.

Практические задания:

1. Изучить экологический паспорт предприятия. Выделить основные положения данного документа.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение «экологической безопасности».

  2. Как проводится экологический мониторинг?

  3. Что такое экологический паспорт?

  4. Что такое экологическая сертификация?

Литература:

  1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В.Экологические основы природопользования. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. – 280 с.

  2. Бганба В.Р. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2004. – 309 с.

  3. Малофеев В.И. Социальная экология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. -260с.

  4. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2004. – 333 с.

  5. Ниязова А.А. Социальная экология. – Тобольск, 2006. -88с.


Занятие 5. Охрана окружающей среды: международный аспект.

Цель: познакомиться с основными теориями охраны окружающей среды и направлениями деятельности природоохранительных организаций.

Теоретические вопросы:

  1. Содержание понятия «окружающая среда».

  2. Международные природоохранительные организации.

  3. Характеристика основных международных теорий по охране окружающей среды.

  4. Международно-правовое сотрудничество в области окружающей среды.

  5. Международные экологические движения и их роль в охране окружающей среды.

Практические задания:

1. Изучите основные работы, принятые Римским клубом.



2. Подготовить сообщение: «Экологические движения и их роль в процессе социализации человека».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные теории охраны природы.

  2. Перечислите основные экологические движения.

  3. Какие международные природоохранительные организации Вы знаете?

Литература:

  1. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

  2. Малофеев В.И. Социальная экология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. -260с.

  3. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2004. – 333 с.

  4. Ниязова А.А. Социальная экология. – Тобольск, 2006. -88с.

  5. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В.Гирусова, В.Н.Лопатина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. -519 с.


Занятие 6. Правовая охрана окружающей природной среды.

Цель: познакомиться с нормативно-правовой базой по охране природы и задачами экологического аудирования.

Теоретические вопросы:

  1. Понятие, предмет и источник экологического права.

  2. Международно-правовые документы и принципы экологического права.

  3. Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды в Российской Федерации.

  4. Экологические права граждан РФ.

  5. Виды ответственности за экологические правонарушения.

  6. Концепция развития экоаудита в России. Экоаудит, его принципы и задачи.

  7. Охрана окружающей природы: экологическая экспертиза, экологическая сертификация.

  8. Виды, субъекты и объекты экологической экспертизы.

Практические задания:

    1. Изучите права и обязанности граждан в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

    2. Изучите основания и условия проведения государственной экспертизы.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что регулирует экологическое право?

  2. Что представляет собой экологическое правонарушение?

  3. Какие виды ответственности за экологические правонарушения вы знаете?

Литература:

  1. Малофеев В.И. Социальная экология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. -260с.

  2. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2004. – 333 с.

  3. Ниязова А.А. Социальная экология. – Тобольск, 2006. -88с.

  4. Экология и безопасность жизнедеятельности /Под ред. Л.А.Муравья. – М., ЮНТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.


Занятие 7. Социально-демографическая политика в системе социальной экологии.

Цель: выявить влияние экологической ситуации на демографию.

Теоретические вопросы:

  1. Население России: условия и образ жизни.

  2. Миграционные процессы и проблемы демографии.

  3. Влияние неблагополучной экологической обстановки на демографическую ситуацию в России.

  4. Предупреждение демографической катастрофы.

Практические задания:

1. Изучите демографическую ситуацию вашего региона, города.

2. Социальная экология и социальная педагогика, психология тесно связаны с демографией, так как изучают население в сходных аспектах. Докажите данные связи.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое демография?

2.Назовите причины миграциооных процессов в России.

3.Выделите роль социальной работы и социальной экологии в решении социально-демографических проблем.



Литература:

  1. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

  2. Малофеев В.И. Социальная экология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. -260с.

  3. Прохоров Б.Б.Экология человека. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. -320с.


Занятие 8. Экологическая этика и культура социального работника.

Цель: выявить необходимость экологической этики и культуры в деятельности специалиста по социальной работе.

Теоретические вопросы:

  1. Экологическая этика в социальной работе.

  2. Становление экологической культуры.

  3. Формирование экологической культуры в системе образования.

  4. Экологическая культура и ее компоненты: экологические знания, культура чувств, экологические убеждения, культура экологически оправданного поведения.

Практические задания:

1.Экологическая культура выстраивается вокруг парадигм биосфероцентризма или экоцентризма, антропоцентризма, витацентризма. Дайте характеристику каждой из вышеназванных парадигм.

2.Подберите диагностический инструментарий для выявления уровня экологической культуры человека.

3.Разработайте программу формирования экологической культуры будущих социальных работников..



Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое экологическая этика? экологическая культура?

  2. В чем выражается гуманизм социального работника?

  3. Являются ли экологические знания показателем культуры социального работника?

Литература:

  1. Бганба В.Р. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2004. – 309 с.

  2. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

  3. Моисеев Н.Н.Экология и образование. – М.: Юнисам, 1996. – 192с.

  4. Ниязова А.А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования. Автореф.дисс…канд.пед.наук. – Тобольск, 2003. – 18 с.

  5. Ниязова А.А. Экологическая культура как часть общечеловеческой культуры //Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития. Сборник материалов научно-практической конференции. – СПб: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – С.55-56.

  6. Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний. – М.: МНЭПУ, 1993. – 216 с.


Занятие 9. Роль социально-экологических знаний в деятельности социального работника.

Цель: определить взаимосвязь социальной экологии и социальной работы..

Теоретические вопросы:

    1. Социальная экология в системе социальной работы.

    2. Основные направления социальной работы..

    3. Социальная политика и вопросы социальной экологии.

    4. Последствия взаимодействия человека с окружающей средой – одно из направлений социальной работы.

    5. Экологический подход в социальной работе.

Практические задания:

  1. Разработайте технологическую модель деятельности социального работника по оказанию помощи людям, попавшим в различные экологические ситуации.

  2. Докажите инверсионную зависимость социальной экологии и социальной работы.

  3. Обозначьте основные направления социальной работы в области охраны окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте сущность понятий «социальная экология» и «социальная педагогика и социальная психология».

  2. В чем заключается специфика социальной работы в период экологических кризисов и экологических бедствий.

  3. Докажите взаимосвязь социальной и экологической политики государства.

Литература:

    1. Малофеев В.И. Социальная экология. – М.: Изд. «Дашков и К», 2003. -260с.

    2. Ниязова А.А. Социальная экология. – Тобольск, 2006. -88с.

    3. Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФРА-М, 1998.


7. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица 6





Модули и темы

Виды СРС

Неделя сем.

Объем часов

Количество баллов



Концептуальные основы курса социальной экологии

Составление картотеки.

Работа с конспектом лекции.

Работа со словарями и справочниками.

Работа с электронным учебником.

Выполнение домашних заданий.


1

6

0-13



Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

Реферат.

Подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях.

Выполнение домашних заданий.


2-3

7

0-17




Экологическая политика и экологическое право.

Ознакомление с нормативными документами.

Решение вариативных задач с содержанием основ экологического права.

Выполнение домашних заданий.


4

8

0-15




Социально-демографическая политика.

Конспектирование работ Римского клуба.

Решение ситуационных задач.

Подготовка рефератов, докладов.

Работа с конспектом лекции.



5-6

8


0-15




Экологическое образование и экологическая культура.

Разработка программы по формированию экологической культуры социального педагога (психолога).

7-8


8


0-18




Социально-экологическое взаимодействие

Разработка программы выхода из экологического кризиса.

Подготовка сообщений к выступлению на обобщающем занятии.



9


8


0-22













45

0-100

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Вопросы к зачету

1.История постановки экологических проблем в истории России.

2.Предмет, задачи и функции социальной экологии.

3.Методы, принципы и законы социальной экологии.

4.Содержание концепции ноосферного развития.

5.Концепция устойчивого развития и ее основные идеи.

6.Истоки глобальных экологических проблем современности.

7.Экологический кризис и экологическая ситуация.

8.Организации, объединения и форумы по защите природы.

9.Международно-правовые документы и принципы экологического права.

10.Мониторинг состояния природной среды как важное направление экологической безопасности.

11.Пути решения экологических проблем.

12.Человек как биологическое и социальное явление.

13.Актуализация проблемы экологического образования

14.О природо- и культуросообразности из истории педагогической мысли

15.Соотношние основных понятий: экологическое образование, экологическое воспитание, гуманизм.

16.Экологическое сознание и экологическое образование

17.Непрерывное экологическое образование. Основные концептуальные документы по экологическому образованию

18.Организация и управление в сфере экологического образования

19.Основные принципы экологического образования и их реализация

20.Модели экологического образования

21.Основные направления экологического образования

22.Человек в мире культуры

23.Становление и формирование экологической культуры

24.Компоненты экологической культуры.

25.Рост населения

26.Условия труда, жизни и обитания народа

27.Образ жизни и качество жизни населения

28.Уровень качества жизни

29.Семья и ее социальные проблемы

30.Социальные особенности статуса женщин и охрана их здоровья

31.Взаимосвязь экологической и демографической проблем.

32.Влияние демографической политики на деторождение и охрану здоровья детей.

33.Социальная политика и вопросы социальной экологии

34.Экологическое право и экологический аудит.

35.Экология и здоровье.

36.Экологическая безопасность и ее принципы.

37.Охрана окружающей среды в России.

38.Основные экологические понятия, их содержание.

39.Социально-экологическое взаимодействие: сущность, компоненты и субъекты.

40.Взаимодействие социальной экологии и социальной работы.

41.Использование экологического подхода в социальной работе.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал