Рабочая программа для студентов специальности 030301 «Психология» заочной формы обучения



Скачать 239.64 Kb.
Дата01.05.2016
Размер239.64 Kb.
ТипРабочая программа


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков


Яковлев В. В.
АНТРОПОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа

для студентов специальности 030301 «Психология»

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2012Яковлев В. В. Антропология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301 «Психология» заочной формы обучения. Тюмень, 2012, 21 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Антропология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru/, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А. Г. Еманов, зав. каф.

археологии, истории Древнего мира и Средних веков ТюмГУ,


д-р ист. наук, проф.

© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2012.

© Яковлев В. В., 2012.

1. Пояснительная записка.

Дисциплина относится к Федеральному компоненту цикла Общих математических и естественнонаучных дисциплин ООП. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов базовых знаний об антропологии. Задачи освоения дисциплины заключаются в изучении студентами 1) антропогенеза; 2) морфологии человека;


3) расоведения и этнической антропологии; 4) антропоэкологии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: в базовом виде антропологию.

Уметь: понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию об 1) антропогенезе; о 2) морфологии человека; 3) расовой и этнической антропологии; об 4) антропоэкологии.

Владеть: навыками составления библиографических списков, подготовки рефератов по антропологии.

2. Структура и трудоёмкость дисциплины.

Дисциплина изучается в 6 семестре. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 60 часов.



3. Тематический план.



Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Формы контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

Введение в антропологию.

2

0,2

8

10,2

Проверочная работа, реферат.

2.

Физическая антропология.

1

0,3

7

8,3

Проверочная работа, реферат.

3.

Антропогенез.

1

0,3

7

8,3

Проверочная работа, реферат.

4.

Конституциональная антропология.

1

0,3

7

8,3

Проверочная работа, реферат.

5.

Возрастная антропология.

1

0,3

7

8,3

Проверочная работа, реферат.

6.

Расоведение и этническая антропология.

1

0,3

7

8,3

Проверочная работа, реферат.

7.

Антропоэкология.

1

0,3

7

8,3

Проверочная работа, реферат.




Всего

8

2

50

60

Экзамен.

4. Содержание дисциплины.

Тема 1. Введение в антропологию

1. Теоретические основы антропологии. 2. Виды антропологического знания. 3. История понятия «антропология».


4. Вехи истории антропологии как науки. 4. 1. Некоторые этапы истории зарубежной антропологии. 4. 2. Некоторые этапы истории отечественной антропологии. 5. Ключевые особенности современной антропологии.

Тема 2. Физическая антропология

1. Теоретические основы физической антропологии.


2. Антропологические признаки. 3. Направления физической антропологии. 3. 1. Классические направления. 3. 2. Новые направления. 4. Популяции человека. 4. 1. Определения человеческой популяции. 4. 2. Главные черты человеческой популяции.

Тема 3. Антропогенез

1. Теоретические основы антропогенеза. 2. Основные концепции антропогенеза. 2. 1. Эволюционизм. 2. 1. 1. Главные постулаты.


2. 1. 2. Происхождение человека. 2. 1. 3. Стадии эволюции человека. 2. 1. 4. Критика эволюционизма. Проблема датировок. Проблема согласования идеи эволюции и второго закона термодинамики.
2. 2. Креационизм. 2. 2. 1. Главные постулаты. 3. Постулаты эволюционизма и креационизма в сравнении.

Тема 4. Конституциональная антропология

1. Теоретические основы конституциональной антропологии.


2. Конституциональные типологии. 2. 1. Конституциональная типология Э. Кречмера. 2. 2. Соматотипология В. В. Бунака.
2. 3. Конституциональная типология И. Б. Галанта.
2. 4. Конституциональная типология В. Г. Штефко и
А. Д. Островского. 2. 5. Некоторые современные конституциональные типологии.

Тема 5. Возрастная антропология

1. Теоретические основы возрастной антропологии.


2. Онтогенез человека. 2. 1. Вехи истории изучения онтогенеза человека. 2. 2. Современная антропология об этапах онтогенеза человека. 2. 3. Современная антропология о фундаментальных характеристиках онтогенеза человека. 3. Суточный рост.
4. Секулярный тренд.

Тема 6. Расоведение и этническая антропология

1. Теоретические основы расоведения и этнической антропологии. 2. Расовые признаки. 3. Классификации человеческих групп. 3. 1. Базовые классификационные понятия расоведения и этнической антропологии. 3. 2. Вехи истории создания расовых классификаций. 3. 2. 1. Расовая классификация Я. Я. Рогинского. Большие и малые расы. Промежуточные расы.



Тема 7. Антропоэкология

1. Теоретические основы антропоэкологии. 2. Среда обитания человека. 2. 1. Экологические факторы. 2. 2. Процесс приспособления человека к среде. 2. 2. 1. Биологические аспекты приспособления.


2. 2. 2. Социальные аспекты приспособления. 3. Адаптивные типы человека. 3. 1. Арктический адаптивный тип. 3. 2. Континентальный адаптивный тип. 3. 3. Тропический адаптивный тип. 3. 4. Аридный адаптивный тип. 3. 5. Высокогорный адаптивный тип. 3. 6. Адаптивный тип умеренной зоны.

5. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Введение в антропологию

1. Проблемы физической антропологии и культурная антропология.

2. Проблемы физической антропологии и социальная антропология.

3. Проблемы физической антропологии и историческая антропология.

4. Проблемы физической антропологии и философская антропология.

5. Проблемы физической антропологии и религиозная антропология.

Литература1

Киселева М. С. Антропология как дисциплина: прагматический проект И. Канта / М. С. Киселева // Человек. – 2010. – № 2. –


С. 116–128.

Мареев С. Н. Антропологизм против историзма : о двух принципах понимания человеческой сущности / С. Н. Мареев // Свободная мысль. – 2010. – № 6 (1613). – С. 175–188.

Серов Н. В. Хроматическая антропология интеллекта /
Н. В. Серов // Этнографическое обозрение. – 2010. – № 1. – С. 83–99.

Тема 2. Физическая антропология

1. Проблемы физической антропологии и геохронологическая шкала.

2. Проблемы физической антропологии и методы датировки ископаемых останков и артефактов.

3. Проблемы физической антропологии и приматология.

4. Проблемы физической антропологии и палеоантропология.

5. Проблемы физической антропологии и тафономия.

Литература

Бужилова А. П. Homo sapiens : история болезни /


А. П. Бужилова. – М. : Языки славянской культуры, 2005. – 320 с.

Гнатик Е. Н. Роль ценностного подхода в антропогенетике и генетической инженерии / Е. Н. Гнатик // Вопросы философии. –


2007. – № 8. – С. 70–78.

Дробышевский С. В. Эволюция мозга человека : анализ эндокраниометрических признаков гоминид / С. В. Дробышевский. –


М. : ЛКИ, 2007. – 176 с.

Тема 3. Антропогенез

1. Классические гипотезы возникновения жизни.

2. Гипотеза панспермии.

3. Эволюционизм.

4. Креационизм.

5. Современные квазинаучные концепции антропогенеза.

Литература

Абромайт Л. В мире первого человека / Л. Абромайт,


Й. Ауфдемкамп // ГЕО / GEO. – 2011. – № 4. – С. 60–77.

Васильев С. В. Неандертальцы: формирование, расцвет и... [Текст] / С. В. Васильев // Этнографическое обозрение. – 2010. –


№ 5. – С. 44–51.

Медникова М. Б. Митохондриальный геном гоминина из Южной Сибири [Текст] / М. Б. Медникова // Природа. – 2010. – № 6. – С. 86–87.



Тема 4. Конституциональная антропология2

1. Антропологи о морфологической конституции.

2. Антропологи о функциональной конституции.

3. Антропологи о психологических аспектах конституции.

4. Антропологи о конституции и половом диморфизме.

5. Антропологи о медицинских и экологических аспектах конституции.

Литература

Дубов А. И. Профессор В. В. Бунак – выдающийся антрополог


ХХ в. (К 110-летию со дня рождения) / А.И. Дубов // Этнографическое обозрение. – 2001. – № 5. – С. 118–131.

Лапицкая Е. М. Типологический подход в физическом


воспитании / Е. М. Лапицкая, М. В. Антропова // Физическая культура в школе. – 2010. – № 2. – С. 19–23.

Негашева М. А. Влияние социально-экономических факторов на морфологические параметры студенческой молодежи Москвы и Московской области / М. А. Негашева // Экология человека. – 2007. – № 1. – С. 60–63.



Тема 5. Возрастная антропология

1. Антропологи о постнатальном онтогенезе человека.

2. Антропологи о биологическом возрасте и показателях зрелости.

3. Антропологи о наследственных и средовых факторах, влияющих на рост.

4. Антропологи о секулярных трендах и акселерации.

5. Антропологи о принципах мониторинга роста и популяционных стандартах.

Литература

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. –


3-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 288 с.

Долгушин А. Е. Оценка функциональных и адаптационных возможностей человека с позиции хронобиологии / А. Е. Долгушин,


А. М. Дуров // Стратегия формирования здорового образа жизни населения: опыт, перспективы развития. – Тюмень, 2009. –
С. 115–117.

Эриксен Т. Х. Тирания момента : время в эпоху информации : пер. с норв. / Т. Х. Эриксен. – М. : Весь Мир, 2003. – 208 с.



Тема 6. Расоведение и этническая антропология

1. Расогенез.

2. Этногенез.

3. Проблемы расоведения и расизм.

4. Проблемы этнической антропологии и геногеография.

5. Проблемы этнической антропологии и этногеография.

Литература

Вера. Этнос. Нация : религиозный компонент этнического сознания / ред. М. П. Мчедлов. – М. : Культурная революция, 2007. – 368 с.

Животовский Л. А. Генетическое сходство и различие народов / Л. А. Животовский // Экология и жизнь. – 2007. – № 2. – С. 32–36.

Постчеловечество : [сб.] / науч. ред. М. Б. Ходорковский. – М. : Алгоритм, 2006. – 320 с.



Тема 7. Антропоэкология

1. Проблемы антропоэкологии и экология.

2. Экологическая культура.

3. Проблемы антропоэкологии и экологическая социология.

4. Проблемы антропоэкологии и этноэкология.

5. Проблемы антропоэкологии и психологическая экология.

Литература

Адаптация человека к природным условиям и оценка комфортности проживания населения / Б. И. Кочуров [и др. ] // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 2 (март–апрель). –


С. 41–48.

Назарова Т. С. Педагогические аспекты воспитания устойчивости к изменениям среды / Т. С. Назарова, В. С. Шаповаленко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. – № 5. – С. 26–30.

Новожилова Е. О. Социоэкологическая антропология /
Е. О. Новожилова // Социологические исследования. – 2011. – № 3. – С. 13–23.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Реферат

Студенту нужно подготовить один реферат в виде электронного документа. Реферат следует сдать на проверку до проведения экзамена. Повторение тем не допускается.

Реферат должен иметь стандартный (для ТюмГУ) титульный лист и стандартную структуру (см. любой справочник по написанию контрольных работ и рефератов). Общий объём реферата – до
15 с.

Необходимо соблюдать следующие требования к оформлению. Шрифты – Times New Roman, Arial. Размеры шрифтов – 14 пт. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание – по ширине. Нумерация страниц – снизу, от центра, со второй страницы (лист с содержанием). Первая строка – отступ на 1,27 см. Остальные отступы и интервалы – 0 см. Расстановка переносов – автоматическая. Сноски – внизу страницы, с параметрами, идентичными основному тексту. Формат номера сносок – арабские цифры. Поля: слева – 3 см, снизу и сверху – 2 см, справа – 1,5 см. Подбор наглядных материалов (графиков, изображений, схем и т. п.) – на усмотрение автора реферата. Наглядные материалы должны быть снабжены поясняющими надписями и ссылками на источники информации. Во всех случаях библиографические описания источников, литературы, программного обеспечения, интернет-ресурсов следует оформлять по ГОСТу Р 7.0.5–2008.



Файл с рефератом следует сохранить исключительно как документ Microsoft World (Тип файла: Текст в формате RTF). Файл нужно назвать в соответствии с формулировкой темы, по первым словам (напр.: Биологические ритмы).

Темы рефератов3

    1. Австралопитеки – обезьянолюди или человекообезьяны?

    2. Актуальная культура в современной России.

    3. Антропогенез: вехи культурной эволюции человека.

    4. Антропология: этапы и пути развития в системе мирового человекознания.

    5. Биологические ритмы и развитие человека.

    6. Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и
      В. И. Вернадского – единство и разница взглядов.

    7. Взаимодействие языка и культуры – взгляд антрополога.

    8. Возникновение рас – вопросы и открытия.

    9. Возникновение человека – недостающие звенья.

    10. Генетические болезни человека: проблемы диагностики, лечения и профилактики.

    11. Девиантное поведение как проблема социокультурного антропогенеза.

    12. История изучения конституции человека.

    13. К вопросу о динамике развития психики и поведения древнего человека.

    14. Классическая (физическая) антропология: основные разделы, цели и задачи.

    15. Концепции расы – различия подходов, различия результатов.

    16. Культура в трансформирующемся обществе.

    17. Медицинская конституция.

    18. Обзор концепций возникновения человека.

    19. Основные закономерности процесса роста и развития человека и их проявление.

    20. Основные конституциональные признаки и возможные болезни человека.

    21. Основные этапы исторического развития антропологии в России.

    22. Периодизация онтогенеза человека (история изучения).

    23. Половой диморфизм в процессе роста и развития человека.

    24. Понятие «конституция человека».

    25. Проблема гуманизации культуры современного общества.

    26. Психосоматические конституциональные схемы Э. Кречмера и У. Г. Шелдона (заблуждения и реалии).

    27. Расы мира – краткий обзор.

    28. Расы, этносы, народы. Проблемы изучения и развития.

    29. Роль труда в эволюции человека, его значение в настоящее время.

    30. Соматотип и психические особенности – взаимосвязи и противоречия.

    31. Соотношение понятий хронологического и биологического возраста человека.

    32. Социальные и биологические корни расизма.

    33. Социальный контроль как особый механизм социальной регуляции поведения людей.

    34. Суицид – проблема цивилизованного общества.

    35. Теория креационизма и её взгляд на антропогенез.

    36. Типы человеческих конституций.

    37. Ч. Дарвин и его последователи о происхождении человека.

    38. Человек – примат или Человек?

    39. Чувствительные периоды онтогенеза человека.

    40. Экология и жизненная среда человека.

    41. Этапы становления физической антропологии в России.

    42. Этнографические исследования – практическая основа антропологии.

Проверочная работа

Проверочная работа как вид текущего контроля успеваемости студентов будет проводиться в конце обучения по каждой из тем. В ходе проверочной работы студентам персонально будет предложено в письменном виде ответить на один из вопросов к экзамену.



Вопросы к экзамену

  1. Теоретические основы антропологии.

  2. Виды антропологического знания.

  3. История понятия «антропология».

  4. Вехи истории антропологии как науки.

  5. Ключевые особенности современной антропологии.

  6. Теоретические основы физической антропологии.

  7. Антропологические признаки.

  8. Направления физической антропологии.

  9. Популяции человека.

  10. Теоретические основы антропогенеза.

  11. Основные концепции антропогенеза.

  12. Постулаты эволюционизма и креационизма в сравнении.

  13. Теоретические основы конституциональной антропологии.

  14. Конституциональные типологии.

  15. Теоретические основы возрастной антропологии.

  16. Онтогенез человека.

  17. Суточный рост.

  18. Секулярный тренд.

  19. Теоретические основы расоведения и этнической антропологии.

  20. Расовые признаки.

  21. Классификации человеческих групп.

  22. Теоретические основы антропоэкологии.

  23. Среда обитания человека.

  24. Адаптивные типы человека.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7. 1. Основная литература:

Учебная литература

Антропология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032400 «Биология» / сост.: В. М. Харитонов, А. П. Ожигова,
Е. З. Година. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 272 с.

7. 2. Дополнительная литература4:

Учебная литература

Акимова Т. А. Экология : человек – экономика – биота – среда : учеб. для студ. вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 495 с.

Антропология : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко [и др.]. – М. : МарТ, 2008. – 304 с.

Курчанов Н. А. Антропология и концепции биологии : учеб. пособие / Н. А. Курчанов. – СПб. : СпецЛит, 2007. – 192 с.

Садохин А. П. Этнология : учеб. для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. и напр. подготовки / А. П. Садохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2008. – 287 с.

Яковлев В. В. Антропология. Идеи западной культурной и социальной антропологии второй половины XIX–XX вв. : учеб.
пособие / В. В. Яковлев. – Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2010. – 140 с.

Справочная литература

Биологический энциклопедический словарь. – 2-е изд., испр. [Репринт. изд. 1989 г.]. – М. : Большая российская энциклопедия,
1995. – 864 с.

Весь мир : расы, народы, нации и народности : энциклопедический справочник. – М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2000. – 400 с.

Волков Ю. Г. Человек : энциклопедический словарь /
Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. – М. : Гардарики, 2000. – 520 с.

История человечества. – М. : ЮНЕСКО. – Т. 1 : Доисторические времена и начала цивилизации / под ред. З. Я. Де Лаата. – 2003. –


681 с.

Картель Н. А. Генетика : Энциклопедический словарь /


Н. А. Картель, Е. Н. Макеева, А. М. Мезенко. – Минск : Тэхналогiя, 1999. – 448 с.

Новая философская энциклопедия : в 4 т. / науч.-ред. совет Степин В. С., Гусейнов А. А., Семигин Г. Ю. и др. – М. : Мысль. –


Т. 1 : А–Д. – 2000. – 721 с. ; Т. 2 : Е–М. – 2001. – 634 с. ; Т. 3 : Н–С. – 2001. – 692 с. ; Т. 4 : Т–Я. – 2001. – 605 с.

Человек : анатомия, физиология, психология : энцикл. ил. слов. / ред. А. С. Батуев, Е. П. Ильин, Л. В. Соколова. – СПб. : Питер, 2007. – 672 с.

Человек : филос.-энцикл. слов. / сост. В. Д. Жирнов,
М. А. Мануильский, С. А. Пастушный ; ред. И. Т. Фролов. – М. : Наука, 2000. – 516 с.

Энциклопедический словарь медицинских терминов : [50374 терм.]. – 2-е изд. – М. : Медицина, 2001. – 960 с.

Хрестоматии и сборники текстов

Антропология : хрестоматия : учеб. пособие для студ. / авт.-сост. Л. Б. Рыбалов, Т. Е. Россолимо, И. А. Москвина-Тарханова. – 4-е изд., стер. – М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 448 с.

Антропология : Хрестоматия : учеб. пособие для ф-тов психол. по спец. 52100, 020400 и ф-тов биол. по спец. 0117, 0118, 0120, 0121 / ред.-сост. В. Ю. Бахолдина, М. А. Дерягина. – М. : Рос. психол. о-во, 1999. – 308 с.

Психология национальной нетерпимости : хрестоматия / сост.


Ю. В. Чернявская. – Минск : Харвест, 1998. – 560 с.

Современная этнопсихология : хрестоматия / ред. А. Е. Тарас. – Минск : Харвест, 2003. – 368 с.



Тема 1. Введение в антропологию

Гуревич П. С. Незавершенность человеческой природы /


П. С. Гуревич, Н. И. Киященко // Вестник Российского философского общества. – 2010. – № 3 (55). – С. 93–97.

Захарова Е. В. Недостаточность человека : антропологический разворот проблемы / Е. В. Захарова // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 342 (январь). –


С. 50–56.

Москатова А. К. Генезис и развитие человечества в галактической реальности / А. К. Москатова // Актуальные проблемы современной науки. – 2010. – № 4. – С. 36–44.



Тема 2. Физическая антропология

Балановская Е. Русский генофонд: свидетельства «очевидцев» / Е. Балановская, О. Балановский // Наука в России. – 2007. – № 2. –


С. 54–63.

Гнатик Е. Н. Закончилась ли эволюция человека? / Е. Н. Гнатик // Наука и религия. – 2005. – № 7. – С. 2–4.

Зубов А. А. Физическая антропология на рубеже ХХ-ХХI вв. /
А. А. Зубов // Этнографическое обозрение. – 2002. – № 3. – С. 25–38.

Тема 3. Антропогенез

Боруцкая С. Б. Эволюционная морфология миоценовых гоминоидов в связи с проблемой происхождения двуногости гоминид [Текст] / С. Б. Боруцкая // Этнографическое обозрение. – 2010. –


№ 5. – С. 52–63.

Дробышевский С. В. «Достающее звено» [Текст] /


С. В. Дробышевский // Природа. – 2010. – № 6. – С. 24–29.

Марков Б. В. Образ человека в постантропологическую эпоху /


Б. В. Марков // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 23–33.

Тема 4. Конституциональная антропология

Ермошин А. Ф. К вопросу о психопатиях и одарённости /


А. Ф. Ермошин // Психотерапия. – 2006. – № 5. – С. 33–47.

Крючков А. С. Особенности физического воспитания детей в начальной школе на основе их конституциональной принадлежности / А. С. Крючков, Ю. Е. Политыко, М. В. Шурпач // Современный Олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех. – М., 2008. – Т. 1. – С. 283–284.

Нарышкин А. В. Направленность личности, акцентуации характера и четыре кризиса детского развития / А. В. Нарышкин // Одарённый ребёнок. – 2006. – № 4. – С. 96–98.

Тема 5. Возрастная антропология

Андреева Н. Г. Биосоциальные основы усвоения культуры на ранних этапах онтогенеза человека / Н. Г. Андреева, Г. А. Куликов // Мысль : ежегодник С.-Петербург. философ. о-ва. – 2000. – Вып. 4 : Философия культуры. – С. 95–112.

Ефремов К. Мужчина и женщина / К. Ефремов // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. – № 9. – С. 95–101.

Снетков В. М. Человековедение как наука [Текст] /


В. М. Снетков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. – 2002. – Вып. 3 (№ 22). – С. 76–89.

Тема 6. Расоведение и этническая антропология

Абизаде А. Этничность, раса и человечество, возможное в будущем / А. Абизаде ; пер. с англ. Ю. Зарецкого, В. Зеленского // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2010. – № 1 (69) (январь-февраль). – С. 91–106.

Александров Г. «Миф XX столетия» / Г. Александров // Свободная мысль. – 2010. – № 5 (1612). – С. 155–166.

Тлостанова М. В. Деколониальный проект: от политической деколонизации к деколонизации мышления и сознания /


М. В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. – 2009. – Т. 11, вып. 1. – С. 143–157.

Тема 7. Антропоэкология

Бутовская М. Л. Модели биосоциальной адаптации человека и их реализация в условиях индустриального общества / М. Л. Бутовская, Е. В. Веселовская, А. В. Прудникова // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2010. – № 4 (44). – С. 143–154.

Гладкий Ю. Н. О принципиальности «вечного» спора (о монизме и дуализме географии) / Ю. Н. Гладкий // Региональные
исследования. – 2010. – № 3 (29). – С. 3–16.

Морозова З. С. Социальная адаптация как общественное явление и социологическая категория / З. С. Морозова // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 1. – С. 362–368.



7. 3. Программное обеспечение:

Атлас морфологии человека [Электронный ресурс] : компьютер. информ. и обуч. система. – Электрон. граф., текстовые дан. – [Б. м.] : DIAMEDINFO : ОБРАЗ, 1997. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2006. – 1 эл. опт. диск
(CD-ROM).

Большая медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. : ДиректМедиа Паблишинг : ЭКСМО, 2005. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

История жизни на земле [Электронный ресурс] : Энциклопедия. – Электрон. текстовые дан. - [Б. м. : б. и.]. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Передельский Л. В. Экология [Электронный ресурс] : учеб. /


Л. В. Передельский. – Электрон. дан. – М. : КноРус, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Толерантность и культура межнационального общения : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / ред. Е. А. Журавлева,


В. В. Шалин. – Краснодар : Просвещение-Юг, 2009. – 307 с.

Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).



7. 4. Интернет-ресурсы:

Антропогенез. ру [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://antropogenez.ru/. – 17.02.2012.

Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.etnograf.ru/. – 17.02.2012.

Высшая антропологическая школа [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ant.md/. – 17.02.2012.

Институт этнологии и антропологии РАН [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/. – 17.02.2012.

Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/. – 17.02.2012.

Проблемы эволюции [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.evolbiol.ru/index.html. – 17.02.2012.

Российская антропология. Содружество физических антропологов России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://rusanthropology.ru/. – 17.02.2012.

Российский этнографический музей [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/. – 17.02.2012.

Центр визуальной антропологии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://visant.etnos.ru/. – 17.02.2012.

American Museum of Natural History. Division of Anthropology [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://research.amnh.org/anthropology/. – 17.02.2012. – Пер. загл.: Американский музей естественной истории. Отдел антропологии.

Άνθρωπολογία: web-кафедра философской антропологии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/index.html. – 17.02.2012.



8. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для освоения дисциплины нужен компьютер с выходом в Интернет и оборудование для демонстрации презентаций и видеоматериалов.



1 Непреложным компонентом процесса изучения всех тем семинарских занятий, включённых в данные Планы, является также осуществление студентами самостоятельного тематического поиска источников и литературы в библиотеках, тематического библиографического и информационного поиска в Интернете.

2 Списки проблем по Темам 4, 5 составлены по изд.: Антропология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032400 «Биология» / сост.: В. М. Харитонов, А. П. Ожигова, Е. З. Година. М. : ВЛАДОС, 2004. С. 113–216.

3 Список тем рефератов составлен по изд.: Лукьянова И. Е., Овчаренко В. А. Антропология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Социальная работа» / под ред. Е. А. Сигиды. М. : ИНФРА-М, 2009. С. 219–220.

4 См. также списки литературы к Планам семинарских занятий.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал