Рабочая программа для студентов специальности 050103. 65 География с дополнительной специальностью биология очной формы обучения



Скачать 369.39 Kb.
Дата29.04.2016
Размер369.39 Kb.
ТипРабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Ишиме






Урбоэкология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности

050103.65 – География с дополнительной специальностью биология

очной формы обучения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Ишимский государственный педагогический институт имени П.П.Ершова»
Кафедра экологии, географии и МП





Утверждаю

Проректор по учебной работе и лицензированию

_____________ С.А. Вдовина



(подпись, расшифровка подписи)

27 января 2011 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УРБОЭКОЛОГИЯ

Специальность

050103 – География с дополнительной специальностью биология

(наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень) выпускника



Специалист

Форма обучения



очная

Ишим 2011



Рецензент _____________ Н.Н. Никитина, к.б.н., доцент

Рабочая программа дисциплины «Урбоэкология» /сост.О.С. Козловцева – Ишим: ФГБОУ ВПО «ИГПИ им. П.П. Ершова», 2011. - 15 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам БГФ очной формы обучения по направлению подготовки педагогическое образование в V семестре .

(код и наименование)

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "     "       20      г. №      .


Составитель ____________________ О.С. Козловцева

. (подпись) 2011 г


Содержание

Семестр: IX


Трудоемкость по ФГОС: 3 зач.ед., 96 часов.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель:

формирование экологического мировоззрения, понимание роли основных компонентов урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы, устойчивости живых сообществ к воздействию факторов урбанизированной среды


Задачи:

- сформировать представление об основных компонентах урбоэкосистем (растительный и животный мир, почва, поверхностные и подземные воды, воздушные массы и т.п.) и их роли в формировании комфортной городской среды;

- сформировать представление о закономерности динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различной интенсивности техногенной нагрузки;

- сформировать знания и практические навыки в области мониторинга урбоэкосистем при решении вопросов природоохранного обустройства территорий, мелиорации и рекультивации ландшафтов, создания объектов ландшафтной архитектуры в урбанизированной среде;

- овладеть основными методами ландшафтной таксации, мониторинга состояния и инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина ДПП.В3. «Урбоэкология» является вариативной частью программы. Изучение дисциплины основано на обобщении и использовании теоретических знаний студентов, полученных ранее в курсах ДППДДС. Ф.1 «Ботаника с основами фитоценологии», ДППДДС. Ф.9 «Зоология», ОПД. Ф.6. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», ОПД. Ф.7. «Безопасность жизнедеятельности», ДПП. Р.3. «Мониторинг окружающей среды», ДПП. Р.2. «Социальная экология и природопользование».

Дисциплина дополняет восприятие курса ДПП. Р.2. «Социальная экология и природопользование»Знания и навыки, полученные в рамках данной могут быть использованы при написании курсовых и выпускных квалификационных работ


3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Студент в процессе освоения содержания дисциплины должен овладеть следующими компетенциями:

СК-1- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений;

СК-3-способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека

СК-8- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований

В результате изучение дисциплины студент должен:



Знать

  • Основные экологические факторы, действующие в городской среде

  • Основные принципы защиты окружающей среды от загрязнений в условиях урбоэкосистемы;

  • Методы мониторинга состояния окружающей среды в условиях урбоэкосистемы;

  • Значение экологических факторов и санитарно-гигиеническую роль насаждений в урбанизированной среде;

  • Закономерности динамики урбоэкосистем в различных климатических, географических условиях при различной интенсивности антропогенной нагрузки.

Уметь

  • Применять методы мониторинга для слежения за состоянием насаждений, прогноза состояния и принятия оперативных решений по улучшению качества городской среды;

  • Определять количественную и качественную оценку состояния зеленых насаждений.

Владеть

  • Методикой проведения мониторинга городской среды;

  • Способностью дать рекомендации, направленные на сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций зеленых насаждений и сооружений на объектах ландшафтной архитектуры


Приобрести опыт:

Биоиндикации и мониторинга городской среды


4. Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

Таблица 1

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1

Введение

Урбоэкология как направление экологии. Цели, задачи, объект, предмет.

Краткая история урбоэкологии. Понятие урбанизации. Основные тенденции процесса урбанизации.




Отчет по практической работе, реферат

2

2



Развитие городов и городских систем


Типология поселений. Функциональная специализация поселений.

Понятие «город». Классификация и типология городов.

Краткая история урбанизации и экологические проблемы города как порождение процесса урбанизации. Расселение и урбанизированное расселение.

Города Древнего мира, их особенности и экологические проблемы.

Города Средневековья, их особенности и экологические проблемы.

Города эпохи Возрождения, их особенности и экологические проблемы.


Города эпохи Абсолютизма, их особенности и экологические проблемы.

Города индустриальной эпохи, их особенности и экологические проблемы.

Города постиндустриальной эпохи, их особенности и экологические проблемы..

Города современности. Агломерации и мегалополисы. Экополисы.




Отчет по практической работе, реферат

3

Город как экосистема


Понятие экологическая система. Трофическая структура экосистем.

Город – как гетеротрофная экосистема. Город как сложная полиструктурная система. город – как антропогенная экосистема, структура, границы и время существования.

Экосистемы, движимые топливом: индустриально-городские экосистемы, особенности, развитие и эволюция.

Опыт планирования оптимизированной застройки городов. Понятие «урбоэкологическое» зонирование. Зональное деление города на древнюю и старую застройку, новостройку и окрестности (по Ильминских), их экологические особенности.

Биоэкономика и её роль в оптимизации городского ландшафта.


Отчет по практической работе, реферат

4

4




Основные параметры урбанизированной среды

Понятие «городская среда». Качество городской среды. Критерии качества. Методы оценки качества городской среды: экономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Факторы формирования городской среды: географическое положение, природный ландшафт, культурное наследие (архитектура).

Абиотические, биотические параметры городской среды.

Особенности энергопотребления и водопотребления городов.

Факторы, формирующие микроклимат в городе и их значение. Понятие «микроклимат», «остров тепла», «аэродинамическая труба».

Визуальная среда города. Видеоэкология.

Методы изучения городской биоты (обилие, концентрация живого вещества, динамика численности организмов).

Почвогрунты. Их происхождение и классификация.

Урбанизация флоры и фауны. Трансформация растительности.


Характерные виды и сообщества растений (фитоценозы): естественные, культурные, газонные, сегетальные, рудеральные, синантропные, адвентивные.

Биоценозы зданий и сооружений. Ксилофаги, эпилитобионты, микоценозы.

Характерные виды и сообщества животных. Паразиты, переносчики заболеваний, обитатели свалок. Проблема бездомных животных.

Сохранение биологического разнообразия урбанизированных ландшафтов. Биологическое разнообразие урбаноэкотонов. Сохранение уникальных биоценозов в урбанизированной среде.




Отчет по практической работе, реферат

5

Загрязнение городской среды и здоровье населения


Понятие «загрязнение среды». Источники загрязнения среды. Промышленность и транспорт.

Виды загрязнений в пределах города: тепловое, шумовое, электромагнитное, радиоактивное, вибрация.

Влияние загрязнений городской среды на здоровье населения. Абиотические и биотические факторы. Визуальное пространство.

Проблема бытовых отходов городе.


Пути ее решения.


Отчет по практической работе, реферат


4.2. Структура дисциплины

Таблица 2




Вид работы

Трудоемкость, часов


I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Всего

Общая трудоемкость

























96




96

Аудиторная работа:

























48




48

Лекции (Л)

























28




28

Практические занятия (ПЗ)

























20




20

Лабораторные работы (ЛР)

























-




-

Самостоятельная работа:

























48




48

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1

























-




-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

























-




-

Реферат (Р)

























-




-

Самостоятельное изучение разделов

























-




-

Контрольная работа (К)2

























-




-

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

























-




-

Подготовка и сдача экзамена3

























-




-

Вид итогового контроля

























экз




экзамен

Таблица 3.1



Разделы дисциплины, изучаемые в IX семестре


№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд. работа

Л

ПЗ

ЛР

СР

1

Урбоэкология как направление экологии

6

2

2




2

2

Понятие город. Классификация городов

2

1







1

2

Города Древнего мира и средневековья

6

1

1




4

2

Город Города эпохи Возрождения Абсолютизма.

6

1

1




4

2

Города индустриальной и постиндустриальной эпохи

6

1

1




4




Города современности

5

2

1




2

3

Город как гетеротрофная система

8

2

2




4

4

Абиотические параметры городской среды

6

2

2




2

4

Почвогрунты города

8

2

2




4

4

Характерные виды и сообщества растений в городской среде.

9

2

2




5

4

Характерные виды и сообщества животных в городской среде.

9

2

2




5

4

Источники загрязнения городской среды

10

4

2




4

5

Влияние городской среды на здоровье населения

9

2

2




5

5

Проблема ТБО в городе

3

2







1

5

Экология г. Ишима

4

2







2




Всего:

96

28

20




48



4.3. Практические работы (наблюдения и эксперименты)

Таблица 4




№ п/п

Номер раздела

Наименование лабораторной работы

Вопросы, выносимые на лабораторные занятия

Трудоемкость

Всего

из них на базе ОУ


1

1

Урбоэкология как направление экологии

1. Понятие «экология города», «урбоэкология»;

2. Научные основы и методические подходы в урбоэкологии

3. Понятие «урбанизация». Основные тенденции процесса урбанизации.


2

2

2

2

Города Древнего мира и Средневековья

1. Хронологические рамки периода

2. Крупнейшие городские поселения периода

3. Характер занятий людей в крупных поселениях

4. Архитектура периода

5. Экологические проблемы городов периода


1

1

3

2

Города эпохи Возрождения и Абсолютизма


1. Хронологические рамки периода

2. Крупнейшие городские поселения периода

3. Характер занятий людей в крупных поселениях

4. Архитектура периода

5. Экологические проблемы городов периода


1

1

4

2

Города индустриальной и постиндустриальной эпохи


1. Хронологические рамки периода

2. Крупнейшие городские поселения периода

3. Характер занятий людей в крупных поселениях

4. Архитектура периода

5. Экологические проблемы городов периода


1

1

5

2

Города современности


1. Зональное деление города (функциональное и историческое)

2. Общие экологические особенности зон

3. Крупнейшие города мира и их экологические проблемы


1

1

6

2

Город как гетероморфная система


1. Понятие «экологическая система»

2. Трофическая структура естественной экосистемы

3. Трофическая структура городской экосистемы

4. Индустриально-городские экосистемы, развитие и эволюция




2

2

7

3

Абиотические параметры урбоэкосистемы


1.Климат и микроклимат города (температура, освещение, влажность).

2.Орография (рельеф), гидрогеология.

3.Особенности энергопотребления и водопотребления городов.


2

2

8

3

Почвогрунты города


1. Строение почвенного профиля

2. Отличия почвогрунта от почвы

3.Классификация почвогрунтов

4.Источники загрязнения почвогрунтов



2




9

4

Растения в городской среде


1. Характерные виды и сообщества растений.

2. Концепция оценки антропогенной трансформации растительного покрова на региональном и топологическом уровнях.

3 Факторы трансформации растительного покрова природных и урбанизированных экосистем

4. Методика оценки антропогенной трансформации растительных сообществ

5.Роль транспортных путей в формировании городской флоры.

6. Система озелененных территорий города



2

2

10

4

Животные в городской среде


1. Характерные виды и сообщества животных.

2. Сообщества жилых, подсобных и складских помещений,

3. Животные переносчики заболеваний,

4. Животные свалок.

5. Проблема бездомных животных


2

2

11

5

Источники загрязнения окружающей среды в городе

1. Понятие «загрязнение окружающей среды», виды загрязнений

2. Стационарные источники загрязнения в городской среде

3. Подвижные источники загрязнения в городской среде


2

2

12

5

Влияние городской среды на здоровье человека

1. Климатические факторы (температурный режим, ультрафиолетовая радиация, застойные явления в атмосфере) и их влияние на здоровье человека

2. Химические факторы и их влияние на здоровье человека

3. Физические факторы (шум, вибрация, электромагнитные поля, статическое электричество) и их влияние на здоровье населения

4. Биологические факторы и их влияние на здоровье населения



2

2

Всего

20

20


4.5. Курсовая работа

Не предусмотрена


4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Таблица 5




Номер раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Форма контроля

Трудоемкость

1

Основные тенденции процесса урбанизации

эссе

2

2

Характерные особенности развития городов различных исторических периодов

реферат

18

3

Абиотические параметры экосистемы г. Ишима

Реферат, презентация

6

4

Характерные виды и сообщества растений

Реферат, презентация

5

4

Характерные виды и сообщества животных

Реферат, презентация

5

5

Источники загрязнения городской среды

Тест

4

5

Факторы, влияющие на здоровья горожан

Реферат, презентация

8

Всего

48


5. Образовательные технологии
При реализации курса используются традиционные образовательные технологии, которые ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.
Используемые формы учебных занятий с использованием традиционных технологий:

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).
Собеседование – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.
Наряду с этим используются технологии проблемного обучения, то есть организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов.
Например:

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала
Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.
Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности.
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
5.1 Интерактивные образовательные технологии

Таблица 7



Семестр

Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Кол-во часов

IX

лекции

Банк презентаций.

10

семинары

Круглый стол, деловая игра

6

СРС

Рефераты

10

СРС

Тестирование

6

Всего

32

Процент от общего количества часов

50



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


6.1 Формы оценочных средств

Таблица 8



Виды аттестации

Оцениваемые компетенции

Элементы учебного материала: раздел/ тема/весь материал**

Форма оценочных средств

опрос

тесты

реферат

презент

собеседование

зачет

Входной контроль

пк

Общая экология

+

+

-

-

--

-

Количество баллов в рамках БРС оценки

5

5

-

-

-

-

Текущий контроль

пк

Материал по темам

+

+

+

+

+

-

Количество баллов в рамках БРС оценки

10

10

10

10

10

-

Промежуточная аттестация

пк

Весь материал




-

-

-

-

.+

Количество баллов в рамках БРС оценки

-

-

-

-

-

40


6.2. Вопросы для промежуточной аттестации


  1. Предмет и задачи урбоэкологии. Основные понятия.

  2. Методологические подходы (территориально-градостроительный, комплексный, биоэкологический т.д.)

  3. Историческая урбоэкология: особенности городов Древнего мира и Средневековья.

  4. Города индустриальной и постиндустриальной эпохи.

  5. Город как экосистема. Экосистема г. Ишима.

  6. Теории размещения городов. Основные типы городов. Понятие об экополисе.

  7. Особенности городского образа жизни. Урбоэкологический стресс.

  8. Экологические проблемы городов и населенных пунктов Тюменской области.

  9. Поступление веществ и энергии в города.

  10. Теории расселения. Основные формы расселения и их экологическая эффективность.

  11. Воздушная среда города и его охрана.

  12. Водные ресурсы Тюменской области и их роль в расселении.

  13. Физические факторы воздействия на городскую среду (шум, тепловое загрязнение, радиоактивное загрязнение).

  14. Понятие о рекреации, виды рекреации.

  15. Урбанизация как этап развития цивилизации. История развития городов.

  16. Глобальные проблемы, связанные с процессом урбанизации.

  17. Функциональное зонирование территории города.

  18. Урбоэкологическое зонирование территории города.

  19. Геологическая среда в городе. Охрана почвенного покрова и ландшафта.

  20. Гидрологические условия городской среды. Проблемы питьевой воды.

  21. Климатические условия в городе. Загрязнение и охрана атмосферы городов.

  22. Фауна городов и ее значение. Особенности формирования городской фауны.

  23. Флора городов. Зеленые насаждения и их санитарно-гигиеническое значение.

  24. Городская среда и проблема транспорта.

  25. Энергоснабжение города: назначение, структура и тенденции развития.

  26. Видеоэкология. Визуальная городская среда. Основные понятия видеоэкологии и их значение в жизни городских жителей.

  27. Растения и животные в жилых помещениях. .

  28. Физические факторы воздействия на городскую среду (шум, тепловое загрязнение, радиоактивное загрязнение и т.д.).

  29. Экологический мониторинг городской среды. Охрана городской среды.

  30. Влияние загрязнения городской среды на здоровье населения.

  31. Отличительные особенности загрязнения воздушной среды городов.

  32. Влияние города на водные ресурсы. Основные источники загрязнения.

  33. Негативное влияние шумового, вибрационного электромагнитного и электростатического загрязнения городской среды. Источники шума, вибраций и электромагнитных полей.

  34. Радиационное загрязнение городской среды. Источники радиационного загрязнения.

  35. Роль теплового загрязнения городской среды в формировании микроклимата.

  36. Видеоэкология. Видимые гомогенные и «агрессивные» поля в современной городской архитектуре.

  37. Примеры поведенческой адаптации животных к жизни в городской среде.

  38. Проблемы, связанные с городскими животными, птицами, насекомыми. Методы решения данных проблем.

  39. Социально-эколого-экономические проблемы современной урбанизации.

  40. Особенности управления отходами производства и потребления в городах.

  41. Санитарно-гигиеническое нормирование и роль урбанизации в этом процессе


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература


  1. Дмитриев, В.В. Прикладная экология [Текст] : учебник для вузов / В. В. Дмитриев ; А.И. Жиров, А.Н. Ласточкин. - М. : Академия, 2008. - 608 с. – 5 экз.

  2. Дружинин А. Г.. Пространственное развитие города-миллионера : тенденции постсоветского периода: монография [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2008. -192с. - 978-5-9275-0465-7

  3. Калыгин, В.Г. Промышленная экология [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. Г. Калыгин. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 432 с. – 2 экз.

  4. Перцик, Е.Н. Геоурбанистика [Текст] : учебник для вузов / Е. Н. Перцик. - М. : Академия, 2009. - 432 с. (3)

  5. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека [Текст] : учебник для вузов / Ю. П. Пивоваров ; В.В. Королик, Л.С. Зиневич ; под ред. Ю.П. Пивоварова. - М. : Академия, 2006. - 528 с. (4)

  6. Семенова, И.В.  Промышленная экология [Текст] : учеб.пособие для вузов / И. В. Семенова. - М. : Академия, 2009. - 528 с. – 15 экз.

  7. Токарь, О.Е. Общая и региональная экология [Текст] : учеб.-метод. комплекс / О. Е. Токарь. - Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2007. - 108 с. (52)

  8. Экология города [Текст] : учеб.пособие / В.В. Денисов [и др.]; под ред. В.В. Денисова. - М. : МарТ, 2008. - 832 с. – 1 экз.



7.2 Дополнительная литература


  1. Буралев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте [Текст] : учебник для вузов / Ю. В. Буралев. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 288 с. (3)

  2. География Тюменского Приишимья [Текст] : кол. монография / под общ. ред. А.Ф. Щеглова. - Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2010. - 248 с. (2)

  3. Квашнин, С.В.  Геоэкологические проблемы Приишимья [Текст] : монография / С. В. Квашнин. - Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2008. - 108 с. (4)

  4. Кругляк, В.В. Урбоэкология и мониторинг среды. Ч. 2. / В.В. Кругляк, Н.П. Карташова. – Воронеж: ВГЛТА (Воронежская государственная лесотехническая академия), 2010. – 92 с. [электронный ресурс; режим доступа]: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4063

  5. Мастрюков, Б.С.Опасные ситуации техногенного характера и защита от них [Текст] : учебник для вузов / Б. С. Мастрюков. - М. : Академия, 2009. - 320 с. (4)

  6. Прохоров, Б.Б. Социальная экология [Текст] : учебник для вузов / Б. Б. Прохоров. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 416 с. (5)

  7. Прохоров, Б.Б. Экология человека [Текст] : учебник для вузов / Б. Б. Прохоров. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 320 с. - (5); 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. - 320 с. - (5)

  8. Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства [Электронный ресурс] : электрон.учебник / Ю. А. Симагин. - М. : КНОРУС, 2010. - 1 электрон.опт.диск (1)

  9. Экологическое состояние территории России [Текст] : учеб.пособие / под ред.С.Я. Ушакова, Я.Г. Каца. - М. : Академия, 2002. - 128 с. (30)


7.3 Периодические издания

Экология и производство

Биология в школе
7.4 Интернет-ресурсы

1. Электронно-библиотечная система Elibrary http://elibrary.ru

2. Универсальная справочно-информационная полнотекстовая база данных “East View” ООО «ИВИС» http://www.eastview.com/

3. Электронный справочник «Информио» http://www.informio.ru/

4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека он-лайн" http://www.biblioclub.ru

7.5 Методические указания и материалы по видам занятий


Методические рекомендации преподавателю: курс Урбоэкология строится таким образом, чтобы дать студентам представление о растениях как важных составляющих экосистемы, а наука их изучающая является комплексной дисциплиной. Преподавание должно быть поставлено таким образом, чтобы оно содействовало развитию научного мировоззрения студентов. Курс базируется на знаниях, полученных при изучении в школе и вузе химии, биологии, географии. Необходимо показать, насколько науки о растениях связаны с химией, физикой, географией и т.д.

Аудиторные занятия включают в себя: лекции, практические занятия, зачёт. Лекции носят информационно-проблемный характер. Вопросы на практических занятиях обсуждаются в устной форме, по проблемным темам студенты готовят доклады и защищают их.

После каждой темы практического занятия студент должен ответить на вопросы для самопроверки. СРС реализуется в течение семестра и предоставляется преподавателю на контроль после изучения темы.

Зачёт предполагает проверку, уточнение и дополнение (если это оказывается необходимым) знаний студентов по разработанным ими двум вопросам билета.


Методические рекомендации студентам: Целью выполнения практических работ является теоретическое и практическое ознакомление студентов с материалом курса. В результате выполнения заданий для самопроверки студент закрепляет полученные знания. Методические рекомендации по выполнению отдельных видов заданий представлены в практических работах
7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

Учебные электронные пособия «Экологические системы», «Биосфера», «Среды жизни»

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийные презентации для лекций (таблицы, слайды) и семинарских занятий (видео-материалы) по всем разделам курса, проектор.

оснащение практических занятий: гербарии, коллекции комнатных растений, оптические приборы (бинокуляры, микроскопы и штативные лупы), калькуляторы.


9. Лист согласования рабочей программы

Направление подготовки: педагогическое образование



код и наименование

Наименование и код профиля подготовки: биологическое     



код и наименование

Дисциплина: Урбоэкология



код и наименование

Форма обучения: очная Учебный год 2011



(очная, заочная)
РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры экологии, географии и МП     

наименование кафедры

протокол №      от "     "       20     г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой
экологии, географии и МП Н.Е. Суппес      

наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО:

Декан

     Л.И. Каташинская

личная подпись расшифровка подписи дата
Начальник отдела информационно- библиотечного обслуживания
Гудилова Л.Б.      

личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа зарегистрирована в УМО под номером      


Начальник УМО            

личная подпись расшифровка подписи дата

Дополнения и изменения в рабочей программе

дисциплины на 2012/2013 уч.г.





Внесенные изменения на 2013/2014 учебный год
Утверждаю
Декан факультета



Л.И. Каташинская

(подпись, расшифровка подписи)
“     ”     20      г

В рабочую программу вносятся следующие изменения:



  1. изменений нет

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры      



(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой экологии, географии и МП Н.Е. Суппес      

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Начальник отдела информационно- библиотечного обслуживания (если связано с изменением списка литературы)



      Л.Б. Гудилова

личная подпись расшифровка подписи дата

Дополнения и изменения внесены в электронную базу данных рабочих программ дисциплин



Начальник УМО            

личная подпись расшифровка подписи дата


1 На курсовой проект (работу) выделяется не менее одной зачетной единицы трудоемкости (36 часов)

2 Только для заочной формы обучения

3 При наличии экзамена по дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал