Рабочая программа элективного курса по биологии «Экология человека» 9 класс Программу составила



Скачать 60.38 Kb.
Дата26.04.2016
Размер60.38 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 п. Забайкальск

Рабочая программа

элективного курса по биологии

«Экология человека»

9 класс
Программу составила

учитель первой квалификационной категории

Сондуева Лариса Климентьевна


Утверждаю.
Экспертиза программы Директор МАОУ СОШ № 1

проведена. Уровень _______________ п.г.т. Забайкальск

эксперты _______________________ _____________ / Сигунова В.И. /

«___» _____________ 20___ г. «____» __________ 20___ г.

п.г.т. Забайкальск, 2014 г.

Элективный курс

на тему: «Экология человека »

Пояснительная записка

Программа элективного курса « Экология человека » является логическим продолжением курса восьмого класса « Биология. Человек ». Программа предназначена для учащихся 9 класса и ориентирует их на выбор профиля обучения.

Особенностью данного курса является экологическая направленность анатомо-физиологических знаний. Содержание курса расширяет представления учащихся о физиологичес­ких процессах, происходящих в организме человека, дает возможность актуализации экологического просвещения обучающихся.

Человек – это неотъемлемая часть природы. Последнее время человек все чаще задумывается о своем здоровье и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни. Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, способствующих развитию здорового образа жизни. Также программа курса предусматривает рассмотрение вопросов влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию теоретического и творческого мышления, специальных навыков проведения работ по изучению состояния здоровья.

Программа рассчитана на 8 часов, объем содержания программы соответствует заявленному времени, перегрузок обучающимся не создает, в ходе занятий предусмотрены физминутки, исключающие утомляемость.




Цель:

развитие интереса учащихся к изучению биологии и ориентирование их на естественно - научный профиль.


Задачи:

  • создать ориентационную и мотивационную основы для осознанного
    выбора естественно - научного профиля.

  • расширить представления учащихся об экологической культуре,
    культуре здоровья, их общий кругозор;

  • сформировать положительное отношение к своему здоровью как одной из главных ценностей;

  • развивать практические умения и навыки исследовательской

деятель­ности учащихся;
Тип курса - предметно – ориентированный.

Количество часов — 8ч.

Методы занятий : лекция с элементами беседы, лабораторные и практические занятия, применение ИКТ

Формы занятий: групповая, индивидуальная.

Формы отчетности:

  • собеседование

  • тестирование

  • оформление портфолио


Учебно-тематический план


темы


Темы

Количество часов

теорет.

практич.

всего

1

Введение. Здоровье человека и окружающая среда.

1




1

2

Влияние факторов среды на системы органов.

1

2

3

3

Иммунитет и здоровье.

1

1

2

4

Психика и здоровье.

Итоговое занятие.



1

1

2




Итого:

4

4

8



Содержание программы
Тема 1. Введение. Здоровье человека и окружающая среда. (1ч)

Что изучает экология человека. Человек – биосоциальное существо. Краткая история развития представлений о здоровом образе жизни.


Тема 2. Влияние факторов среды на системы органов. (3ч)

Экологические факторы. Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы среды. Вредные привычки. Условия полноценного развития системы кровообращения. Чужеродные примеси пищи. Культура питания. Внешнее воздействие на слух и орган равновесия.


Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка».

Лабораторная работа № 1«Воздействие шума на остроту слуха»

Тема 3. Иммунитет и здоровье. (2ч)

Иммунитет. Виды иммунитета. Аллергия. Аллергены. Закаливание организма. Правильное дыхание. Онкологические заболевания. СПИД. Заболевания, передающиеся половым путем.



Лабораторная работа №2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
Тема 4. Психика и здоровье. (2ч)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Развитие утомления. Биоритмы и причины их нарушений. Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. Типы темпераментов.


Лабораторная работа № 3 «Определение стрессовоустойчивости сердечно- сосудистой системы»

Результаты изучения

Учащиеся должны знать:

  • предмет и задачи экологии;

  • факторы, влияющие на здоровый образ жизни;

  • роль иммунитета, значение прививок;

  • средства и способы закаливания, правила поведения и отдыха;

  • последствия вредного воздействия шума на слух;

  • пользу и опасность работы на компьютере, гигиенические рекомендации работы на компьютере;


Учащиеся должны уметь:

  • оценивать свое состояние по различным показателям экспериментов;

  • называть виды иммунитета, их характеристики;

  • проводить простейшие эксперименты;

  • характеризовать различные факторы, влияющие на здоровье человека;

  • использовать информацию о продуктах питания на различных упаковках;

  • обосновывать правила, обеспечивающие здоровый образ жизни;


Литература

  1. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа/ В.П.Горлачев, О.В.Корсун, Е.А.Игумнова, Л.Н.Золотарева.- Чита: Экспресс- издательство, 2007.

  2. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие/ М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина.- М.: Вентана- Граф, 2004.

  3. Биология в школе. Шум и здоровье (текст): журнал «Биология в школе»/ Л.В. Носова.- 1999. - №2.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал