Рабочая программа курса «Химия в сельском хозяйстве»



Скачать 79.96 Kb.
Дата01.05.2016
Размер79.96 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Килачевская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано» «Утверждено»

Зам. директора по УВР Директор школы

____________________ ____________________ «____»_________2014 г «____»________2014 г

Приказ №___от______

Рабочая программа

курса

«Химия в сельском хозяйстве»

для 11 класса



(Срок реализации 1 год)

Составил: Холодник

Татьяна Павловна, учитель биологии и химии


2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» предназначена для обучающихся 11 класса.

Содержание курса раскрывает основные понятия и закономерности агрохимии, вопросы питания растений, современные методы анализа почв, растений и удобрений, а также роль химии в сельском хозяйстве.

Содержание элективного курса имеет междисциплинарный характер и практическую направленность. В программу включены вопросы физиологии растений и экологии. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформировать у обучающихся представления о многих практических проблемах земледелия, наметившихся на современном этапе в сельском хозяйстве в целом и на личных приусадебных участках в частности. Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным, так как полученные знания обучающиеся могут применить в работе на пришкольном участке или на своих приусадебных участках.

Программа элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: лекции, семинары, практические работы, экскурсии, а также самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.

Основные задачи курса:


  • дать обучающимся минимальный объем агрохимических знаний, умений и навыков для выполнения основных работ в растениеводстве по анализу почв, определению потребностей растений в основных элементах питания с соблюдением требований техники безопасности, охраны природы;

  • дать представление о химических средствах защиты растений, стимуляторах роста;

  • ознакомить с современными достижениями агрохимической и селекционной наук;

  • сформировать у обучающихся политехнические знания о современном сельскохозяйственном производстве;

  • воспитывать у обучающихся экологические аспекты сельскохозяйственного труда, чувство рачительного хозяина своей страны, экономного, бережливого, непримиримого к расточительству.

Программа курса «Химия в сельском хозяйстве» включает 35 часов (1 час в неделю). Она разработана на основе действующего Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии, биологии и экологии.

Программа элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: лекции, семинары, практические работы, экскурсии, а также самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.

Содержание программы

Тема 1. Введение в курс «Химия в сельском хозяйстве» (1 ч).

Задачи агрохимии. Краткие сведения об истории ее развития.



Тема 2. Агрохимические свойства почвы (4ч).

Агрохимическая характеристика почв. Состав почвы. Органическое вещество почвы и превращение соединений азота в ней. Свойства почвы (плодородие, поглотительная способность). Разрушение почвы (эрозия, засоление, заболачивание, нарушение гидрологического режима).

Практические работы:


  1. Определение гигроскопической влаги почвы.

  2. Определение гидрологической кислотности почвы.

Тема 3. Питание растений (1ч).

Общие сведения о питании растений. Поступление питательных веществ в растения. Диагностика питания растений.



Тема 4. Азот в жизни растений (3 ч).

Роль азота в жизни растений. Источники азота для питания растений. Признаки азотного голодания растений и способы его устранение.

Практические работы:


  1. Определение доступного азота в почве по содержанию в ней гумуса.


Тема 5. Фосфор в жизни растений (3 ч).

Роль фосфора в жизни растений. Содержание фосфора в почве. Признаки фосфорного голодания растений и способы его устранение.

Практические работы:


  1. Определение усвояемого растениями фосфора в кислой почве.



Тема 6. Калий в жизни растений (3 ч)

Значение калия в жизни растений. Содержание калия в почве. Признаки калийного голодания растений и способы его устранения.

Практические работы:


  1. Определение усвояемого растениями калия в черноземных почвах.



Тема 7. Минеральные удобрения и их применение (11 ч).

Значение удобрений для роста и развития растений. Калийные, азотные, фосфорные удобрения. Сложные и смешанные удобрения. Микроудобрения. Органические удобрения. Двойственная роль удобрений относительно природной среды. Загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями. Влияние удобрений на качество почвы (в зависимости от концентрации). Влияние удобрений на эволюционно сложившиеся круговороты веществ (на примере круговорота азота). Последствия бесконтрольного применения минеральных удобрений (засоление почв, повышение концентрации нитратов, нитритов и тяжелых металлов в сельскохозяйственной продукции). Значение обоснования норм, сроков и способов внесения удобрений в почву.

Перспективы в производстве минеральных удобрений: высококонцентрированные удобрения, комплексные удобрения, содержащие микроэлементы. Повышение эффективности удобрений (гранулирование, микрокапсулирование). Использование отходов туковых предприятий.

Практические работы:



  1. Определение удобрений, правила обращения с ними. Хранение удобрений в местных условиях.

  2. Расчет доз удобрений, подготовка к внесению, смешивание.

  3. Влияние избытка удобрений на водную экосистему (имитационный опыт с аквариумом).

Экскурсия в подсобное хозяйство СПК «Килачевский» на тему «Правила хранения и использования удобрений и средств защиты растений в сельскохозяйственной практике.

Тема 8. Химические средства защиты и регуляторы роста растений

Важнейшие химические средства защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней, сорняков, их свойства и избирательность действия на растения. Масштабы применения и распространения пестицидов в мире. Причины распространения химических средств защиты растений. Особенности применения пестицидов.

Вещества, регулирующие процессы роста и развития растений, их свойства и особенности применения. Роль пестицидов и ростовых веществ в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. Экономическая эффективность использования этих препаратов в местных условиях.

Последствия применения ядохимикатов для природы, человека и сельского хозяйства. Накопление и изменения пестицидов в среде (биоаккумуляция и биотрансформация). Примеры влияния пестицидов на живую природу. Влияние пестицидов на наследственность человека. Отравления и заболевания, связанные с пестицидами (примеры).



Тема 9. Качество урожая

Показатели качества урожая. Содержание белка, сахара, крахмала, жира, витаминов в сельскохозяйственных продуктах. Методы определения качества урожая.



Тема 10. Пути экологизации сельскохозяйственного производства

Биологическое земледелие (отказ от минеральных удобрений и химических средств защиты растений). Агротехнические, биологические приемы и средства защиты растений. Применение природных пестицидов. Селекция устойчивых сортов, переход от монокультур к поликультурам.

Краеведческая работа «Борьба с сорной растительностью, вредителями сельскохозяйственных культур в СПК Килачевское».

Учебно – тематический план


п/п


Тема

Количество часов

1.

Введение в курс «Химия в сельском хозяйстве»

1

2.

Агрохимические свойства почвы

4

3.

Питание растений

1

4.

Азот в жизни растений

3

5.

Фосфор в жизни растений

3

6.

Калий в жизни растений

3

7.

Минеральные удобрения и их применение

10

8.

Химические средства защиты и регуляторы роста растений

3

9.

Качество урожая

2

10.

Пути экологизации сельскохозяйственного производства

3

11.

Итоговое занятие

1




Итого

34


Темы проектных работ и сообщений учащихся:

1. Влияние нормальных доз минеральных удобрений на рост и развитие растений.

2. Влияние заниженных доз минеральных удобрений на рост и развитие растений.

3. Влияние завышенных доз минеральных удобрений на рост и развитие растений.

4. Исключение из питательных растворов какого-либо питательного элемента.

5. Влияние хлорхолинхлорида на живую природу.


В результате изучения курса «Химия в сельском хозяйстве» обучающиеся должны



знать:

- агрохимические свойства почвы;

- значение питательных элементов (азота, фосфора, калия) в жизни растений;

- классификацию удобрений, пестицидов, их химический состав и свойства,

экологические и медицинские проблемы, связанные с их применением;

- показатели качества урожая;

- пути экологизации сельского хозяйства.

уметь:

- проводить химический эксперимент

- применять полученные знания на практике.
Литература для учителя

Основная


Государственный стандарт основного общего образования по химии.

Примерная программа основного общего образования по химии, биологии, экологии.

Орлова А.Н. и др. Изучение факультативного курса «Химия в сельском хозяйстве»: Пособие для учителя. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981

Дополнительная

Авдонин И.С. Агрохимия. – М.: Изд – во МГУ, 1982

Асаров Х.К. Методика практикума по агрохимии. – М.: Просвещение, 1974

Баксаков Ю.А., Шаповалов А.А. Регуляторы роста растений. – М.: Знание, 1982

Раздымалин И.Ф. Обучение школьников применению удобрений: Пособие для учителей сельских школ. – М.: Просвещение, 1985



Литература для обучающихся

Асаров Х.К. Практикум по агрохимии: Учебное пособие для учащихся 9-10 классов сельской школы. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1984



Орлова А.Н., Литвак Ш.И. От азота до урожая. – 2-е изд. – М.: - Просвещение 1982



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал