Рабочая программа Направление 030600. 62 История Направление 034700. 62 Документоведение



Скачать 135.42 Kb.
Дата01.05.2016
Размер135.42 Kb.
ТипРабочая программа




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета

________________В.П. Зиновьев

«____»___________________20___г.

Концепции современного естествознания



Рабочая программа
Направление 030600.62 – История

Направление 034700.62 – Документоведение

Направление 031900.62 – Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Томск


2010

  1. Цели освоения учебной дисциплины

Цель курса – Сформировать понимание общенаучной концептуальной роли естествознания, дать знания по истории возникновения и развития естествознания от истоков до современного состояния, представить культурно-историческое значение возникновения научного мировоззрения; познакомить с возможностями использования естественно научных концепций в гуманитарном познании и в современной жизни общества.


  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел ЕН Ф. 2 «Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин» Федеральный компонент.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе по дисциплинам естественнонаучного цикла. В рамках освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по специальности «История» курс «Концепции современного естествознания», предваряет изучение курса «Методология истории», так как знакомит с общенаучными концепциями и методами. Кроме того, для всех исторических специальностей дисциплина «Концепции современного естествознания» даёт знания по истории естественных наук, компенсируя недостаточный объём преподавания этих знаний в рамках других исторических курсов. Для специальностей «Документоведение» и «Международные отношения» данная дисциплина, показывая место и роль естественно научного знания в современном обществе, подготавливает к более осознанному освоению общепрофессиональных компетенций, связанных с современными коммуникационными и аналитическими технологиями.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Отличие научного мышления от других типов мышлений;

  • Общенаучные методы познания;

  • Историю возникновения и основные концепции естественно-научных картин мира.

Уметь:

  • Понимать тексты естественнонаучного содержания;

  • Применять естественнонаучные понятия и концепции в собственной экспертно-аналитической и исследовательской практике;

  • Подготавливать справочно-презентационный материал научно-популярного характера.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История, 034700 – Документоведение, 031900 – Международные отношения:

А) общекультурные компетенции (ОК):


  • - владеет культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

  • - стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);

  • Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13)

Б) профессиональные компетенции (ПК)

  • - способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8).

  1. Структура и содержание учебной дисциплины



Номер и название тематичес-кого модуля


Раздел дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)



В том числе

лекции

Практические занятия

СРС



№1. История становления естествознания

  1. Основные принципы научной картины мира.

1

1

2




2

Контрольное тестирование

  1. Условия и факторы зарождения научного естествознания

1

2

2




2

  1. Отделение науки от теологии

1

3

2




2

  1. Механистическая картина мира

1

4

2




2

  1. Электромагнитная концепция мира

1

5

2




2

  1. История представлений об атоме и истоки современной теории элементарных частиц

1

6

2




2

  1. Методы научного познания

1

7

2




2

№2.  Концепции естествознания в эпоху научно-технической революции


  1. Квантовая механика и становление современных представлений о микромире

1

8

2




2

Контрольное тестирование, проект-презентация

  1. Современная теория элементарных частиц

1

9

2




2

  1. Концепция уровней биологических структур и организация живых систем

1

10

2




2

  1. Концепции современной научной космологии.

1

11

2




2

  1. Концепции термодинамической необратимости и энтропия

1

12

2




2

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 48 часов.



Образовательные технологии
В обоих учебных модулях дисциплины преобладают неимитационные методы обучения для формирования ОК-1, ОК-6
Лекция – пресс-конференция по теме «Основные принципы научной картины мира».

В лекции – пресс-конференция преподаватель объявляет тему лекции и просит письменно задавать ему вопросы по данной теме. Студент обязан сформулировать вопрос в течение 5 минут. Преподаватель сортирует записки и читает лекцию, в которой формулируются ответы на заданные вопросы. В начале изучения темы такая лекция выявляет круг интересов студентов, в середине курса – направлена на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам, в конце – подведение итогов курса и систематизация полученных студентами знаний.



Проблемная лекция по темам «История становления естествознания», «Отделение науки от теологии», «Концепции современной научной космологии», «Методы научного познания»

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов.



Лекция-визуализация по темам «Условия и факторы зарождения научного естествознания», «Электромагнитная концепция мира», «История представлений об атоме и истоки современной теории элементарных частиц», «Квантовая механика и становление современных представлений о микромире», «Концепции термодинамической необратимости и энтропия», «Концепция уровней биологических структур и организация живых систем»

Лекция-визуализация учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальной форме; используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются обучающиеся.



Имитационные методы обучения в учебном модуле №2 «Концепции естествознания в эпоху научно-технической революции» формируют ОК-13, ПК-8
Справочно-презентационный, просветительско-образовательный или рекламно-презентационный проект:

Цель проекта: приобретение навыка поиска презентации информации по заданной естественно-научной тематике.

Форма проекта: В проекте могут участвовать до 5 человек. Результаты проекта должны быть представлены в электронном виде слайд-шоу. Содержание файла: текстовый в научно-популярном стиле и визуально-иллюстративный материал (не менее 10 картинок). Объём не менее 10-и слайдов. Материалы для проекта могут искаться как в рекомендуемой литературе, так и в ресурсах сети Интернет. Не допускается плагиат чужих готовых страниц.

Варианты тематик для проекта:

1) Проблема псевдонаучности или лженаучности теории, критикуемой академическим научным сообществом. В презентации проекта необходимо обобщить и дать оценку основным идеям, сравнить по убедительности, логичности и доказательности аргументы «за» и «против» теории. Выбрать одну любую теорию.

2) Проблема производственного внедрения научного открытия: Выбрать одного любого нобелевский лауреата по одной из естественных наук за последние 30 лет. Презентовать: суть открытия на популярном уровне, значение его для развития общества: применение идей открытия в производстве и быте в настоящее время и в перспективе. Обобщить и дать оценку трудностям и препятствиям внедрения изобретения в производство.
Вариативное задание для СРС «Анализ учебного пособия»

Просмотрите все рекомендованные и доступные в научной библиотеке учебники, учебные пособия и лекционные курсы по дисциплине «Концепции современного естествознания». Сравните их для себя по следующим характеристикам: а) какие тематики в каких учебниках представлены наиболее, а какие наименее подробно и объёмно; б) какие тематики и где раскрыты для Вас наиболее неясно, запутанно и избыточно многословно; в) где изложение наиболее популярное с максимально доступным объяснением всех упоминаемых естественно-научных понятий и терминов; г) где имеется в достаточном количестве и качестве иллюстративно-визуальный материал, а где он отсутствует. Используйте полученные знания для подготовки проекта.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.

Модульное тестирование

Цель тестирования: выявление наличия элементарной эрудиции и общекультурных компетенций в области науки по каждому из освоенных тематических модулей.

Форма тестирования письменная: в каждом тесте содержится три вопроса: 1) указать к какому естественнонаучному термину относится определение, 2) выбрать из двух суждений одно правильное (краткий отрывок одной из лекций). 3) указать имя учёного, к которому относится описание научной деятельности и открытий, Чтобы сдать тест нужно правильно ответить не менее, чем на два вопроса (то есть допускается не более одного неверного ответа из трёх вопросов). В качестве вспомогательного материала для тестирования можно использовать предлагаемый преподавателем список изученных терминов и имён. Допускается две попытки пересдачи каждого теста.

Пример теста:

К какому понятию относится данное определение?




Объект, который при любой температуре полностью поглощает весь падающий на него поток излучения.. Коэффициент поглощения (отношение поглощаемой энергии к энергии падающего потока) равен 1. В реальной действительности в чистом виде нет.

Укажите номер правильного (не ошибочного) суждения.




1) У Ф.Бэкона в утопическом произведении «Новая Атлантида» учёные-экспериментаторы корпорации "Дом Соломона" были правоверными христианами и практиковали специальные молитвы Богу с просьбами правильно и удачно провести эксперимент.

2) У Ф.Бэкона в утопическом произведении «Новая Атлантида» учёные-экспериментаторы корпорации "Дом Соломона" отказались от христианства, для них бессмысленными были бы специальные молитвы Богу с просьбами правильно и удачно провести эксперимент.

Назовите имя учёного, о котором идёт речь в данном описании.




Немецкий астроном, открывший законы движения планет вокруг солнца не по окружности, а по эллипсам. Но для объяснения открытых им закономерностей мог выдвинуть только духов небесных светил, целесообразно двигающих светила в небесном пространстве.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Акимов О.Е. Естествознание. Курс лекций. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001, 639 с

  2. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Лекции по курсу. С.-Пб., «Лань», 2001.

  3. Голубева Р.М., Раткевич Е.Ю., Юнусов Х.Б. Основы экологии, М., Экомир, 2005

  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебн. пособ. Практикум. Хрестоматия. - М.: Владос, 1999

  5. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.

  6. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие. - М.: Инфра -м., 2000

  7. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. - М.: Аспект-Пресс, 2000.

  8. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. М., Высш. шк., 2003.

  9. Лавриенко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания, М. 2000

  10. Лобачев А.И. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТА, 2001, 239 с.

  11. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000.

  12. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания. С.-Пб. «Издательство Союз», 2000.

  13. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. М., ЮНИТИ, 2003.

Дополнительная литература:

  1. Агекян Т. А. Звезды, галактики. Метагалактика. - М., Наука, 1981:

  2. Алексашин В.И. Мышление и кибернетика. – М.: Высш. Школа, 1971.

  3. Берг Л.С. Климат и жизнь. М., 1974. 90 с.

  4. Вайнберг С. Первые три минуты. - М., 1981.

  5. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М.: УРСС, 2004.

  6. Владимиров Ю.С. Пространство-время: явные и скрытые размерности. М., 1987.

  7. Дерябин В. М. Законы сохранения в физике. - М., 1982.

  8. Ильченко В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. – М.: Наука, 1978.

  9. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. М., Наука, 1969.

  10. Левитан Е. П. Эволюционирующая Вселенная. - М., 1993.

  11. Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. М., 1988.

  12. Лоскутов А. Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику. - М., 1990.

  13. Методы научного познания и физика. - М., 1985.

  14. Мигдал А. Б. Как рождаются физические теории. - М., 1984.

  15. Мизун Ю. Г. Космос и биосфера. - М., 1989.

  16. Мэтьюз Р. 25 великих идей. Научные открытия, изменившие мир. СПб, 2007.

  17. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - М., 1993.

  18. Пахомов Б. Я. Становление современной физической картины Мира. - М., 1985.

  19. Пелюхова Е.Б., Фрадкин Э.Е. Самоорганизация физических систем. СПб, 1997.

  20. Планк М. Единство физической картины Мира. – М., 1966.

  21. Подольный Р.Г. Нечто по имени Ничто. Жизнь замечательных идей -М.: Наука, 1985.

  22. Поплавский Р.П. Термодинамика информационных процессов. - М., 1981.

  23. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

  24. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Мир, 1986.

  25. Романовский Ю.М. Процессы самоорганизации физики, химии, биологии. М., 1981.

  26. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. – М.: Мир, 1995.

  27. Солбриг О., Солбриг Д. Попудяционная биология и эволюция. - М., 1982.

  28. Спиридонов О. П. Фундаментальные физические постоянные. - М., 1991.

  29. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.

  30. Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии. - М., 1974.

  31. Урываев Ю.В., Рылов А.Л. Проникая в тайны мозга – М.: Сов. Россия, 1986.

  32. Фок В. А. Теория пространства, времени и тяготения. - М., 1961.

  33. Фомин Ю.А. Анатомия чудес. М., Прометей, 1999.

  34. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности – М.: Наука, 1978.

  35. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М., 1991.

  36. Хьюбел Д., Стивенс Ч., Кандел Э., Наута У., и др. Мозг. М., 1982.

  37. Шауров А.В. Биологическая революция: угрозы мнимые и реальные М.: Олимп, 2000.

  38. Шафрановский И. И. Симметрия в природе. - М., 1985.

  39. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. - М., 1987.

  40. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? - М., 1972.

  41. Щепкин К. И. Физика микромира. - М., 1968.

  42. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. - М., 1979.

  43. Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.

  44. Эллиот Дж., Добер Л. Симметрия в физике. - М., 1983.

  45. Этткинс П. Порядок и беспорядок в природе. - М., 1987.

  46. Эшби У.Р. Конструкция мозга. М., 1964.


Материально техническое обеспечение дисциплины:

Оргтехника: компьютер, проектор, выход в Интернет. Авторский комплект мультимедиа презентаций.



Автор:

Бочаров Алексей Владимирович – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории


Рецензент:

Хазанов Олег Владимирович – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории


Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ

Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов



Протокол №___ от «___» __________________2010 г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал