Рабочая программа по дисциплине б 2 «Основы природопользования»



Скачать 391.89 Kb.
Дата27.04.2016
Размер391.89 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Геоэкология и инженерная геология»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине

Б.2.2.3. «Основы природопользования»

направления подготовки



(21.03.02) 120700.62 «Землеустройство и кадастры»

Профиль «Городской кадастр»


форма обучения – очная

курс – 3


семестр – 6

зачетных единиц – 5

часов в неделю – 5

всего часов – 180

в том числе:

лекции – 36

практические занятия –54

лабораторные занятия – нет

самостоятельная работа – 90

зачет – нет

экзамен – 6 семестр

РГР – нет

Курсовая работа – 6

Курсовой проект – нет


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«1» сентября 2014 года, протокол № 1

Зав. кафедрой /Иванов А.В./

Рабочая программа утверждена на заседании

УМКС/УМКН
«1» сентября 2014 года, протокол № 1

Председатель УМКС/УМКН /Иванов А.В./

Саратов 2014

1. Цели и задачи дисциплины
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания в области изучения взаимодействия общества и природы, обеспечивающего комплексный подход к анализу проблем современного природопользования с позиций идеологии устойчивого развития.

Задачи изучения дисциплины: Основными задачами преподавания курса являются: научить студентов оценивать воздействие человека на окружающую среду, оценивать масштабы изменения природно-территориальных комплексов, загрязнения. Изучить регламентацию природопользования, получить представление о порядке учета природных ресурсов и их охране, о направлениях экологизации промышленных технологий, научиться методам улучшения природно-антропогенных экосистем, принципам территориального выделения природных комплексов, ознакомиться с содержанием и сущностью управленческой деятельности в природопользовании.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Основы природопользования» входит в Математический и естественнонаучный цикл Б.2., вариативная часть. Освоение дисциплины предполагает знание студентами основ базовых естественно-географических и социально-экономических дисциплин. Курс ориентирован на формирование у студентов навыков комплексного анализа современных проблем в системе общество – природная среда.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способностью использовать знание современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости (ПК-15).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Базовые научные понятия в сфере природопользования;

  • Современную систематику видов и типов природопользования;

  • Соотношение природных, экономических и социальных факторов, определяющих специфику региональных систем природопользования;

  • Основные административные, экономические и правовые механизмы управления природопользованием и особенности формирования современной экологической политики;

Уметь:

  • Понимать, излагать и критически анализировать информацию в области природопользования;

  • Оценивать особенности трансформации окружающей среды и характер экологических последствий, возникающих при разных видах, масштабах и интенсивности природопользования;

  • Применять теоретические знания для анализа проблем современного природопользования на глобальном, региональном и локальном уровнях;

Владеть:

  • Базовыми теоретическими знаниями для анализа региональных проблем природопользования

  • Навыками поиска и анализа достоверной информации для оценки особенностей природопользования в регионах на основе современных международных и отечественных баз данных.

4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

и видам занятий

мо-ду-


ля

неде-ли


№ те-мы

Наименование



темы
Часы/ Из них в интерактивной форме
Всего
Лек-ции
Лабораторные
Практические
СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

II семестр







1

Введение. Понятие природопользования

8

2




2

4




1-2

2

Использование природных ресурсов и концепция ресурсных циклов

14/2

4/2




4

6







3

Охрана природных ресурсов

16

4




4

8




3-4

4

Принципы рационального использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и ландшафтов

36/4

6/4




10

20







5

Общее понятие об охране природы и объектах охраны

40/4

4




12/4

24




5-6

6

Экологическое лицензирование

16

4




6

6




9-10

7

Правовые и экономические механизмы охраны природы

14

4




4

6







8

Управление природопользованием

18/4

4/4




6

8




11-12

9

Концепция устойчивого развития в России

18/4

4




6/4

8

Всего

180/18

36/10




54/8

90


5. Содержание лекционного курса



темы, лекции

Всего

часов


Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции

Учебно-методическое обеспечение

1

2

4

5

1

2

Тема – «Предмет и задачи дисциплины. Правовое и нормативно-методическое обеспечение природопользования». 1. Предмет и задачи дисциплины. Научная основа. 2. Правовое и нормативно-методическое обеспечение природопользования.

1 – 5

2

2

Тема – «Изменение природной среды и эволюция человека». 1. Исторические и географические типы природопользования. 2. Изменение природной среды и эволюция человечества.

1 – 4, 7

3

2

Тема – «Основные процессы и механизмы, управляющие глобальной, региональными и локальными геосистемами»

1. Биосфера как среда жизни и хозяйствования человека. Понятие о геосферах, геосистемах и экосистемах, их свойства. 2. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Единство биосферы. Концепция коэволюции природы и общества. 3. Пространственно-вертикальная и пространственно-горизонтальная структура биосферы.



1 – 4, 7

4

2

Тема – «Принципы природопользования и охраны окружающей среды. Законы природопользования». 1. Принципы, законы и правила функционирования гео- и экосистемы. 2. Структура экологических обобщений (по Н.Ф. Реймерсу). 3. Общесистемные обобщения, закономерности функционирования экосистем, принципы природопользования и охраны окружающей среды. 4. Законы природопользования

1 – 4, 6, 7

5

2

Тема – «Антропогенное воздействие на окружающую среду». 1. Понятие загрязнения окружающей среды. 2. Классификация видов и источников загрязнения. 3. Факторы устойчивости среды к техногенным воздействиям. Самоочищение. Нормирование загрязнения. 4. Показатели оценки природного и природно-техногенного воздействия на биотические и абиотические составляющие экосистем.

1 – 4, 6, 7

6

2

Тема – «Показатели оценки природного и природно-техногенного воздействия на биотические и абиотические составляющие экосистем».

1. Существующие подходы и проблемы реализации нормирования загрязнения. 2. Показатели оценки природного и природно-техногенного воздействия на биотические и абиотические составляющие экосистем. 3. Существующие проблемы, пути и перспективы их решения в мире и особенности решения в России.



1 –5, 7

7

2

Тема – «Оптимизация природопользования в отраслях промышленности». 1. Понятие природоёмкости производства. 2. Состав и размещение отраслей промышленности.

1 – 7

8

2

Тема – «Проблемы отходов». 1. Источники техногенных воздействий и пути их минимизации. 2. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. 3. Этапы решения проблемы ТБО.

1 – 4, 6, 7

9

2

Тема – «Особенности природопользования в Российской Федерации. Региональная политика России. Региональные проблемы природопользования». 1. Проблемы структурной перестройки хозяйства регионов. 2. Природный каркас экологической стабильности. 3. Региональное и глобальное экологическое равновесие (Реймерс, Штильмарк, 1978; Горшков, 1991; Чернов, 1991; Щипанов, 1992; Тишков, 1995 и др.). 4. Средообразующие функции природных сообществ. 5. Региональные проблемы природопользования в РФ.

1 – 4, 7

10

2

Тема – «Природопользование и существующие проблемы транспорта и коммунального хозяйства».1. Особенности железнодорожного, автомобильного, водного и трубопроводного транспорта. 2. Существующие проблемы, пути и перспективы их решения в мире и особенности решения в России. 3. Коммунальное хозяйство как источник техногенных воздействий. 4. Существующие проблемы, пути и перспективы их решения в мире и особенности решения в России.

1 – 4

11

2

Тема – «Сельскохозяйственное природопользование». 1.Особенности земледелия и животноводства как источников техногенных воздействий. 2.Проблемы опустынивания. 3. Мелиорация земель. 4. Специфические сельскохозяйственные ландшафты. 5. Существующие проблемы, пути и перспективы их решения в мире и особенности решения в России.

1 – 5, 7

12

2

Тема – «Традиционное природопользование».1. Понятие традиционного природопользования. 2. Основные районы традиционного природопользования в России и принципы их выделения. 3. Виды традиционного природопользования.

1 – 4

13

2

Тема – «Рекреационное природопользование. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Особо охраняемые территории (ООТ)».1. Направления рекреационного использования территории – курортное, туристическое, научно-познавательное, бальнеологическое и др. 2. Заповедание и его назначение. 3. Понятие, виды и функции ООПТ. 4. Всемирное природное наследие.

1 – 5, 7

14

2

Тема – «Исторические формы охраны природы и экологические проблемы».1. Экологические кризисы прошлого. 2. Понятие о народной, частной, государственной, общественной и международной охране природы в мире и в России. 3. Охрана природы в древности и средневековье. 4. История охраны природы в России. 5. Основные концепции взаимодействия природы и общества. 6. Современный экологический кризис и общие особенности современного этапа охраны окружающей среды.

1 – 4, интернет ресурсы

15

4

Тема – «Современный этап природопользования и охраны окружающей среды».1. Экологический кризис 1950-1980-х годов как предпосылка перехода к современному этапу природопользования и охраны окружающей среды. 2. Основные черты современного этапа природопользования и охраны окружающей среды. 3. Принцип «загрязняющий платит» как основа современной экологической политики. 4. Организация охраны окружающей среды в странах ОЭСР и в современной России.

1 – 6

16

2

Тема – «Понятие об управлении природопользованием и состоянием геосистем. Эффективность природопользования». 1. Понятие управление, объект и субъект управления. Система управления. 2. Общее представление об управлении природопользованием и состоянием окружающей среды. 3. Определение эффективности природопользования.

1 – 4, 7

17

2

Тема – «Устойчивое развитие».1. Концепция устойчивого развития: содержание и критическая оценка. 2. Международный терроризм и глобализация. 3. Международное сотрудничество в области природопользования.

1 – 4, интернет ресурсы


6. Содержание коллоквиумов

не предусмотрены учебным планом
7. Перечень практических занятий




темы



занятия

Тема практического занятия.

Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии

Всего

часов

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

1

П-1

Предмет и задачи дисциплины. Правовое и нормативно-методическое обеспечение природопользования

4

1 – 4


2

П-2

Изменение природной среды и эволюция человека

2

1 – 5, 7

3

П-3

Основные процессы и механизмы, управляющие глобальной, региональными и локальными геосистемами

4

1 – 6


4

П-4

Принципы природопользования и охраны окружающей среды. Законы природопользования

4

1 – 4, 6, 7


5

П-5

Антропогенное воздействие на окружающую среду

4

1 – 4, 6, 7

6

П-6

Показатели оценки природного и природно-техногенного воздействия на биотические и абиотические составляющие экосистем

2

1 – 7


7

П-7

Оптимизация природопользования в отраслях промышленности

2

1 – 5, 7


8

П-8

Проблемы отходов

2

1 – 4, 6, 7

9

П-9

Особенности природопользования в Российской Федерации. Региональная политика России. Региональные проблемы природопользования

4

1 – 5


9

П-10

Природный каркас экологической стабильности

2

1 – 4


10

П-11

Природопользование и существующие проблемы транспорта и коммунального хозяйства

2

1 – 4


11

П-12

Сельскохозяйственное природопользование

2

1 – 5, 7

12

П-13

Традиционное природопользование

2

1 – 4, 7

13

П-14

Рекреационное природопользование. Особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые территории

4

1 – 5, 7


14

П-15

Исторические формы охраны природы и экологические проблемы

2

1 – 4, интернет ресурсы

15

П-16

Современный этап природопользования и охраны окружающей среды

4

1 – 6


16

П-17

Понятие об управлении природопользованием и состоянием геосистем. Эффективность природопользования

4

1 – 4, 6, 7


17

П-18

Устойчивое развитие

4

1 – 4, интернет ресурсы

Всего

54







  1. Перечень лабораторных работ

не предусмотрены учебным планом


  1. Задания для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы направленной на решение следующих задач:

  1. выработка навыков самостоятельного творческого подхода к изучению нормативно-законодательных документов, учебной, научной и статистической литературы в области природопользования;

  2. формирование навыков нормирования загрязнения, оценки природного и природно-техногенного воздействия на экосистемы;

  3. формирование навыков определения природоёмкости производства, территории, решения проблем ТБО;

  4. развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем природопользования.



темы

Всего

часов

Вопросы для самостоятельного изучения (задания)

Литература

1

2

3

4

1

6

Взаимодействие общества и природы в исторической ретроспективе.

1 – 4

2

4

Современное состояние природопользования и теория коэволюции.

1 –5

3

10

Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы.

1 – 7

4

6

Экологические последствия истощения природных ресурсов. Зоны риска.

1 – 4, 7

5

4

Личная ответственность каждого человека за состояние окружающей среды.

1 – 4

6

6

Особо охраняемые территории .

Заповедники России. Национальный парк, заказники Саратовской области.



1 – 6

7

10

Ущерб от антропогенного воздействия на природу, комплексность оценки и методики расчетов.

1 – 7

8

4

Глобализация природопользования и международное сотрудничество.

1 – 4, интернет ресурсы

9

6

Природопользование в городских агломерациях.

1 – 4

10

4

Международный опыт в управлении природопользованием.

1 – 4, интернет ресурсы




30

Подготовка к экзамену

1 – 17


10. Расчетно-графическая работа

не предусмотрена учебным планом
11. Курсовая работа
Примерная тематика курсовых работ


  1. Основы природопользования и природоохранной деятельности.

  2. Оценка уровня экологической опасности состояния атмосферы.

  3. Экологические проблемы использования отдельных видов природных ресурсов в субъектах Федерации (лесных, водных, земельных, биоресурсов, минеральных ресурсов).

  4. Природно-ресурсный потенциал: подходы к оценке и эффективность использования (российский и зарубежный опыт).

  5. Классификация видов и типов природопользования для отдельных регионов и субъектов федерации.


12. Курсовой проект

не предусмотрен учебным планом
13. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Закрепление знаний теоретического курса происходит на практических и семинарских занятиях.

Навыки формирования природопользования вырабатываются при выполнении студентами курсовой работы по предлагаемой теме, требующей творческого подхода к изучению литературных источников и их анализа. Студенты пишут курсовую работу, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения работы осуществляется как на практических, так и на семинарских занятиях с помощью совместного обсуждения, решения проблемных задач.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание в форме экзамена, а так же защита курсовой работы.



Текущим контролем предусмотрены тестирование и две письменные контрольные работы по материалам теоретического курса. В каждой работе студенту предлагается ответить в письменной форме на 3 теоретических вопроса. Контрольные работы проводятся в течение 45 минут на практических занятиях.
Тестовые задания:

1. Укажите, кто и когда ввел термин «природопользование»:

  1. К. Маркс;

6) 1854 г.;

  1. Н. Ф. Реймерс;

7) 1935 г.;

  1. М. Д. Лемешев;

8) 1958 г.;

  1. В. И. Вернадский;

9) 1970 г.;

  1. Ю. Н. Куражсковский;

10) 1982 г.

2. Термин «природопользование» был впервые предложен в 1958 г.

  1. Н. Реймерсом;

  2. В. Преображенским;

  3. Ю. Куражковским;

  4. В. Анучиным;

  5. Э. Геккелем.

3. Ноосфера — это…

1) стадия развития биосферы;

2) самостоятельная оболочка Земли;

3) условия жизни человека как биологического вида.



4. Понятие «ноосфера» было введено в науку

  1. В. Вернадским;

  2. Э. Геккелем;

  3. Э. Леруа и П. Теяром де Шарденом;

  4. П. Видалем де ла Блашем.

5. Вставьте пропущенные слова: «Понятия «природопользование» и «охрана природы» ...»

  1. тождественны;

  2. близки, но не тождественны.

6. Укажите верное определение для понятия «рекреационные ресурсы»:

  1. это особенности рельефа местности;

  2. это природные предпосылки для организации отдыха населения;

  3. это антропогенные условия для организации отдыха людей.

7. Укажите наиболее полное определение понятия «окружающая человека среда»:

  1. это совокупность условий жизни человека как биологического организма;

  2. это понятие включает помимо естественных условий жизни человека, материальные объекты;

  3. это искусственное окружение людей, состоящее из технических компонентов.

8. Укажите верное утверждение:

  1. понятие «природопользование» включает охрану и воспроизводство природных ресурсов;

  2. в понятие «природопользование» не входит охрана и воспроизводство природных ресурсов.

9. Природопользование следует рассматривать в первую очередь (в узком значении) как:

  1. изучение природных ресурсов;

  2. эксплуатацию природных ресурсов;

  3. сохранение природных ресурсов.

10. Укажите верные утверждения:

  1. природопользование включает помимо видов деятельности по извлечению и переработке природных ресурсов охрану территорий, где ведется их разработка;

  2. природопользование включает только извлечение и переработку природных ресурсов и не включает охрану территорий, где ведется их разработка;

  3. рациональное природопользование – это система деятельности, призванная любыми методами получить от природной среды максимальные объемы природных ресурсов;

  4. рациональное природопользование предусматривает комплексную эксплуатацию отдельного вида природных ресурсов;

  5. рациональное природопользование не предусматривает проведение мероприятий по воспроизводству изъятых ресурсов.

11. Среди перечисленных ниже положений найдите два признака экологического кризиса:

  1. это обратимое изменение равновесного состояния природных комплексов;

  2. это необратимое изменение в природных комплексах;

  3. это результат непосредственного воздействия человеческой деятельности на природную среду;

  4. это результат влияния измененной человеческим обществом природной среды на общественное развитие.

12. По какому критерию (признаку) ресурсы подразделяют на категории «реальные» и «потенциальные»:

  1. по степени изученности;

  2. по происхождению;

  3. по признаку исчерпаемости и возобновимости;

  4. по техническим возможностям эксплуатации;

  5. по характеру торговли природным сырьем;

  6. по экономическим возможностям возмещения;

  7. по величине запасов и хозяйственной значимости;

  8. по основным направлениям использования в промышленности.

13. Согласно какой классификации природные ресурсы подразделяют по признаку исчерпаемости и возобновимости:

  1. генетической;

  2. экологической;

  3. хозяйственной.

14. Выделите два классификационных признака, характеризующие водные ресурсы:

  1. возобновимые;

  2. исчерпаемые;

  3. невозобновимые;

  4. неисчерпаемые.

15. Укажите категорию, к которой относят согласно экологической клас­сификации земельные ресурсы:

  1. исчерпаемых возобновимых;

  2. исчерпаемых невозобновимых.

16. Укажите верное завершение следующего определения: «Рекреационные ресурсы – это часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающих ...»:

  1. отдых;

  2. промышленное производство;

  3. сельскохозяйственное производство.

17. Подберите наиболее точное определение для категории «запасы» при­родных ресурсов:

  1. это важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения потребностей общества и общественного производства;

  2. это та часть природных ресурсов, которую можно использовать в определенных технических, экономических и социальных целях;

  3. это оцененная часть природного сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических, экономических и со­циальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатации.

18. Укажите исчерпаемые природные ресурсы:

  1. сланцы;

6) энергия ветра;

  1. торф;

7) агроклиматические;

  1. уголь;

8) руды цветных металлов;

4) ресурсы атмосферного воздуха;

9) биологические;




5) геотермальные источники;

10) энергия Солнца.




19. Укажите неисчерпаемые природные ресурсы:

1) ресурсы атмосферного воздуха;

6) руды черных металлов;

2) энергия Солнца;

7) почвенные;

3) минеральное топливо;

8) климатические;

4) поваренная соль;

9) геотермальная энергия;

5) энергия приливов;

10) земельные.

20. Укажите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

1) минеральное топливо;

6) лесные;

2) биогаз;

7) горно-химическое сырье;

3) гидроэнергоресурсы;

8) металлические ресурсы;

4) агроклиматические;

9) водные;

5) ресурсы животного мира;

10) ресурсы атмосферного воздуха.

21. Укажите верные утверждения:

  1. рекреационные ресурсы – это только леса и водные поверхности;

  2. рекреационные ресурсы – это природные и техногенные процессы явления, которые могут быть использованы для удовлетворения рекреационных потребностей населения и организации рекреационного хозяйства;

  3. лучшими породами деревьев являются хвойные, поэтому наиболее эффективны для организации рекреационных зон хвойные леса;

  4. наиболее пригодными для отдыха считаются леса областей Центральной России, где лесистость превышает 50%;

  5. в рекреационном природопользовании в качестве ресурсов может выступать красота ландшафта, пейзажное разнообразие местности, материальная и духовная культура страны, экзотичность природы, уникальность архитектуры.

22. Укажите неверные утверждения:

  1. природное сырье – эта та часть природных ресурсов, которую можно использовать в определенных технических, экономических и социальных целях;

  2. природные ресурсы, лишенные природных связей в результате воздействия труда переходят в разряд природного сырья;

  3. согласно критериям экологической классификации выделяют реальные и потенциальные природные ресурсы;

  4. использование различных классификаций природных ресурсов позволяет выявить закономерности формирования отдельных групп ресурсов, возможности хозяйственного использования, сделать выводы о направлениях их рационального использования и охраны;

  5. природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий;

  6. количественной характеристикой минеральных ресурсов является их запас.

23. Какое из перечисленных ниже направлений не отвечает содержанию понятия «рациональное использование минеральных ресурсов»:

  1. полное извлечение из породы основного сырья;

  2. вовлечение в использование бедных руд;

  3. вовлечение в использование только лучших по качеству руд;

  4. вторичное использование отходов обогащения;

  5. комплексное использование.


Вопросы контрольных работ:

  1. Комплекс естественно-научных и социально-экономических знаний как методологическая база природопользования.

  2. Эволюция отношения человека к природе и ее причины.

  3. Предмет природопользования, его объекты и субъекты.

  4. Природопользование как система человеческой деятельности.

  5. История развития науки о природопользовании.

  6. Загрязнение окружающей среды: виды, причины и последствия.

  7. Законы и принципы природопользования.

  8. Понятия о природных ресурсах, их виды и классификация.

  9. Понятие рационального природопользования.

  10. Природные ресурсы и ресурсный цикл.

  11. Проблема рационального использования земельных ресурсов.

  12. Проблема рационального использования биологических ресурсов.

  13. Проблемы промышленного природопользования.

  14. Проблемы сельскохозяйственного природопользования.

  15. Проблемы коммуникационно - транспортного природопользования.

  16. Сущность и принципы регионального природопользования.

  17. Проблемы территориального природопользования (на примере Саратовской области).

  18. Международное сотрудничество в области природопользования.

  19. Проблемы рекреационного природопользования.

  20. Научно-технический прогресс как фактор ресурсосбережения.


Примерная тематика рефератов

  1. Взаимодействие общества и природы в исторической ретроспективе.

  2. Современное состояние природопользования и теория коэволюции.

  3. Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы.

  4. Программа ООН «Повестка дня на XXI век». Концепция устойчивого развития.

  5. Экологические последствия истощения природных ресурсов. Зоны риска.

  6. Проблемы природопользования в экстремальных и лесных районах.

  7. Влияние городских агломераций на окружающую среду.

  8. Проблемы природопользования в отдельных регионах России (оз. Байкал; бассейн реки Волги; Урал; Зап. Сибирь и др. по вашему выбору).

  9. Использование природы первобытными охотниками и собирателями.

  10. Влияние Великих географических открытий на использование природных ресурсов планеты.

  11. Отражение проблем природопользования в народном творчестве.

  12. Глобальные экологические проблемы современности.

  13. Личная ответственность каждого человека за состоянием окружающей среды.

  14. Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы.

  15. Разные традиции взаимоотношения общества и природы.

  16. Методы определения эффективности природопользования.

  17. Проблемы использования природных ресурсов (по видам) в природно-продуктовой вертикали.

  18. Ущерб от антропогенного воздействия на природу, комплексность оценки и методики расчетов.

  19. Система ОВОС и практика ее реализации в России и зарубежных странах.

  20. Экономические методы оценок воздействия на окружающую среду.

  21. Теоретические основы регулирования и управления природопользованием.

  22. Критерии научно-технического прогресса с точки зрения рационального природопользования.

  23. Устойчивое развитие регионов и рациональное природопользование.

  24. Глобализация природопользования и международное сотрудничество.

  25. Природно-ресурсный потенциал и его составляющие.

  26. Международные органы и организации в области природопользования.



Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Природопользование как сфера общественно-производственной дея­тельности и междисциплинарное направление, его цель и задачи.

  2. Роль географии и экологии в развитии природопользования. Виды и типы природопользования.

  3. Экологический кризис, объективные причины возникновения и разви­тия природопользования. Путь от покорения природы к сотрудничеству с ней.

  4. Природная среда и геосферы как исходные объекты природопользова­ния. Геосистемы и экосистемы и их основные свойства.

  5. Социально-экономические функции и потенциал гео- и экосистем. Ча­стные потенциалы ландшафтов.

  6. Понятие о природных ресурсах и природно-ресурсном потенциале. Классификация природных ресурсов.

  7. Влияние человека на природу. Физическая сущность антропогенного воздействия. Понятие об антропогенной нагрузке на природную среду.

  8. Вертикальные и горизонтальные антропогенные изменения природ­ных геосистем и экосистем.

  9. Природно-антропогенные геосистемы как важнейшие объекты при­родопользования.

  10. Истощение природных ресурсов и его влияние на хозяйственную де­ятельность человека. Примеры истощения различных видов ресурсов.

  11. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедея­тельности человека.

  12. Антропогенное нарушение структуры и деградация природных ланд­шафтов. Понятие об антропогенных пустошах и антропогенном опустыни­вании ландшафтов.

  13. Представление об экологическом состоянии гео- и экосистем и его оценке. Санитарно-гигиенические и экологические критерии оценки состо­яния природных и природно-антропогенных геосистем.

  14. Способы оценки экологического состояния компонентов окружаю­щей среды. Понятия об экологических (геоэкологических) ситуациях.

  15. Учение В.И. Вернадского о ноосфере, понятие о коэволюции и их вли­яние на развитие природопользования.

  16. Понятие об устойчивом развитии. Критерии устойчивого развития. Экологическая безопасность деятельности человека.

  17. Представление о показателе природоемкости и об экологической эф­фективности природопользования.

  18. Экономический механизм рационального природопользования и его инструменты.

  19. Использование природных ресурсов и концепция рационального при­родопользования.

  20. Эколого-географические и социальные принципы рационального природопользования.

  21. Инвентаризация и создание кадастров природных ресурсов.

  22. Понятие об экологизации технологических процессов. Пути эколо­гизации технологических процессов.

  23. Пассивные и активные меры по смягчению негативных последствий хозяйственной деятельности человека. Способы очистки загрязненного воз­духа, сточных вод, загрязненных вод.

  24. Рациональное использование минеральных ресурсов.

  25. Охрана и рациональное использование климатических ресурсов.

  26. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

  27. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

  28. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов.

  29. Принципы рационального использования рекреационных ресурсов.

  30. Рациональное использование природно-технических комплексов (на примере геосистем «ТЭС и природа» или «АЭС и природа»).

  31. Понятие о системах природопользования. Принципы и пути их раци­онализации.

  32. Представления об охране природы и окружающей человека среды. Объекты и принципы охраны природы.

  33. Правовое обеспечение рационального использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды.

  34. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Экологический каркас и экологическое планирование региона.

  35. Мероприятия по охране редких растительных и животных организ­мов.

  36. Понятие о мелиорации и ее объектах. Выбор объектов и классифика­ция мелиораций.

  37. Ландшафтно-экологические принципы мелиорации. Мелиорация и охрана природы.

  38. Улучшение свойств природных систем с помощью мелиораций.

  39. Понятие о нарушенных ландшафтах. Рекультивация нарушенных лан­дшафтов.

  40. Понятие о культурных ландшафтах. Созидание культурных ландшаф­тов.

  41. Представление об управлении процессом природопользования. Опе­режающее и оперативное управление состоянием геосистем.

  42. Государственная экологическая политика и механизмы ее реализа­ции. Понятие об экологической сертификации и экологическом аудите.

  43. Правовые основы и организационная структура управления процес­сом природопользования.

  44. Экологическое (геоэкологическое) проектирование природно-технических геосистем (принципы, источники информации, стадии разработки проекта).

  45. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Методы и ста­дии составления ОВОС.

  46. Прогнозирование изменений окружающей среды и их влияния на население как центральное звено ОВОС.

  47. Экологическая (эколого-географическая) экспертиза проектов при­родопользования.

  48. Регулирование состоянием (заданным режимом функционирования) природно-технических геосистем.

  49. Геоэкологический мониторинг как средство (инструмент) регулиро­вания состоянием геосистем.

  50. Особенности регулирования состоянием геосистем разного функци­онального назначения (промышленные, транспортные, сельскохозяйствен­ные и др.).


14. Образовательные технологии

Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.



Аудиторные занятия включают:

  • лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

  • практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков поиска и разработки путей оптимизации взаимоотношений общества с природной средой.

Вместе с тем в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20%.




Тема занятия

Вид занятия

Интерактивная форма

1. Эколого-географические основы природопльзования.

лекция

Лекция с элементами беседы, дебаты

2. Рациональное использование природных ресурсов.

лекция

Проблемная лекция

3. Охрана природы и окружающей человека среды.

лекция

Проблемная лекция, работа с документами

4. Улучшение свойств природных и природно-антропогенных геосистем.

практическое

Проблемная лекция

5. Управление природопользованием и состоянием геосистем.

практическое

Лекция дискуссия. Разбор конкретных ситуаций



15. Перечень учебно-методического обеспечения

для обучающихся по дисциплине
Обязательные издания

  1. Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник / А.Г. Емельянов. –М.: Академия, 2009. 296 с.

  2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования – М.: Академия, 2008. 208 с.

  3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник / М.В. Гальперин. – 2-е изд., испр. – М. : ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. 256 с.


Дополнительные издания

  1. Арустамов Э.А. Природопользование: Учеб. для вузов / Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2007. 296с.

  2. Константинов В. М. Экологические основы природопользования : учеб. пособие / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – 7-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2008. 208 с.

  3. Основы экономики природопользования : учеб. пособие / под ред. В. Н. Холиной. – СПб.: Питер, 2005. 672 с.

  4. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования : учеб. пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – 2-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2007. 224 с.


Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8. Основы природопользования: учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы /Ш.А. Халилов. – Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2015. 50 с.
Периодические издания

9. Газеты «Зеленый мир» (www.zm.ru), «Природноресурсные ведомости» журналы «Экос-информ», «На пути к устойчивому развитию России», «Энергия», «Охрана дикой природы» и др.


Интернет ресурсы

  1. www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды;

  2. www.unep.org – сайт United Nations Environment Program;

  3. www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы;

  4. www.priroda.ru – национальный портал Природа России;

  5. www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

  6. www.green.tsu.ru – сайт Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области;

  7. www.footprintnetwork.org – Сайт Глобальной сети оценки экологического следа.


Источники ИОС

  1. https://portal.sstu.ru/Fakult/FES/GIG/zmkdb_b223_6/default.aspx?PageView=Shared – основы природапользования.


16. Материально-техническое обеспечение
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Основы природопользования» используются: лаборатория кафедры геоэкологии и инженерной геологи, компьютерный класс факультета с выходом в Интернет, лекционные, практические и семинарские занятия проводятся с применением видеопроектора и компьютерных технологий. Отдельные практические занятия проводятся на базе музея естествознания СГТУ.

Рабочую программу составил д.с.-х.н., профессор __________/Халилов Ш.А./

«___» _______________ 201__ г.

17. Дополнения и изменения в рабочей программе

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры


«__»_________ 201__ года, протокол № __
Зав. кафедрой _______________/_____________/
Внесенные изменения утверждены на заседании

УМКС/УМКН



«___»_________ 201__ года, протокол № ___
Председатель УМКН ________/______________/



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал