Рабочая программа по дисциплине «Б 2 Основы природопользования» направления подготовки



Скачать 204.33 Kb.
Дата23.04.2016
Размер204.33 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра « Геоэкологии и инженерной геологии »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине

«_Б.2.2.3._Основы природопользования»

направления подготовки



(21.03.02) 120700.62 «Землеустройство и кадастры»

Профиль «Городской кадастр»


форма обучения –заочная

курс – 3


семестр – 5

зачетных единиц – 5

часов в неделю –

академических часов –180

в том числе:

лекции – 8

практические занятия –14

самостоятельная работа – 158

экзамен – 5 семестр

Курсовая работа – 6



Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры


«» августа 2014года, протокол №

Зав. кафедрой _____________/___Иванов А.В._/


Рабочая программа утверждена на заседании

УМКС/УМКН

«__» ________ 2014_ года, протокол № _
Председатель УМКС/УМКН _______/ Иванов А.В._/

Саратов 2014



1. Цели и задачи дисциплины
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания

в области изучения взаимодействия общества и природы, обеспечивающего комплексный подход к анализу проблем современного природопользования с позиций идеологии устойчивого развития.



Задачи изучения дисциплины: Основными задачами преподавания курса являются: научить студентов оценивать воздействие человека на окружающую среду, оценивать масштабы изменения природно-территориальных комплексов, загрязнения. Изучить регламентацию природопользования, получить представление о порядке учета природных ресурсов и их охране, о направлениях экологизации промышленных технологий, научиться методам улучшения природно-антропогенных экосистем, принципам территориального выделения природных комплексов, ознакомиться с содержанием и сущностью управленческой деятельности в природопользовании.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Основы природопользования» входит в Математический и естественнонаучный цикл Б.2., вариативная часть Б.2.2.3. Освоение дисциплины предполагает знание студентами основ базовых естественно-географических и социально-экономических дисциплин. Курс ориентирован на формирование у студентов навыков комплексного анализа современных проблем в системе общество – природная среда.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью использовать знание современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости (ПК-15).В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

1. Базовые научные понятия в сфере природопользования;

2. Современную систематику видов и типов природопользования;

3. Соотношение природных, экономических и социальных факторов, определяющих специфику региональных систем природопользования;

4. Основные административные, экономические и правовые механизмы управления природопользованием и особенности формирования современной экологической политики;

Уметь:

1. Понимать, излагать и критически анализировать информацию в области природопользования;

2. Оценивать особенности трансформации окружающей среды и характер экологических последствий, возникающих при разных видах, масштабах и интенсивности природопользования;

3. Применять теоретические знания для анализа проблем современного природопользования на глобальном, региональном и локальном уровнях;



Владеть:

1. Базовыми теоретическими знаниями для анализа региональных проблем природопользования

2. Навыками поиска и анализа достоверной информации для оценки особенностей природопользования в регионах на основе современных международных и отечественных баз данных.
4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

и видам занятий




мо-ду-


ля

неде-ли


№ те-мы

Наименование



темы
Часы
Всего



Лек-ции
Лабораторные
Практические
СРС




1

2

3

4

5

6

7

8

9

5 семестр







1

Введение. Понятие природопользования

8










8







2

Использование природных ресурсов и концепция ресурсных циклов

14

1




2

11







3

Охрана природных ресурсов

16

1




1

13







4

Принципы рационального использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и ландшафтов

36/1

1/1




2

20







5

Общее понятие об охране природы и объектах охраны

40/1

1/1




2

37







6

Экологическое лицензирование

16/2

1




2/2

13







7

Правовые и экономические механизмы охраны природы

14/1

1/1




2

11







8

Управление природопользованием


18/1

1/1




2

15







9

Концепция устойчивого развития в России

18

1




1

16

Всего

180/8

8/4




14/2

158


5. Содержание лекционного курса




темы

Всего

часов



лекции

Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции

1

2

3

4

1

2

1

Использование природных ресурсов и концепция ресурсных циклов Природопользование включает в себя: 1) извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство; 2) использование и охрану природных условий среды жизни; 3) сохранение (поддержание), воспроизводство (восстановление) и рациональное изменение экологического баланса (равновесного состояния) природных систем.

2

2

2

Охрана природных ресурсов.

Этапы техногенеза. Взаимодействие техносферы и биосферы. Техногенный круговорот веществ. Отличия техногенного от биосферного круговорота. Эффективность использования природных ресурсов. Экологическая ёмкость территории.



1

2

3

4

3

2

3

Принципы рационального использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и ландшафтов. Обеспечение рационального природопользования является комплексным процессом, ориентированным на неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

4

2

4

Общее понятие об охране природы и объектах охраны.

Охрана природы - это комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы.



5

2

5

Экологическое лецензирование.

Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Порядок пользования природной средой и природными ресурсами. Общее природопользование. Формы экологических лицензий: комплексные и специальные (частные). Лимиты на природопользование. Виды лицензий.



6

2

6

Правовые и экономические механизмы охраны природы. Существующие Российские источники экологического права: - Конституция РФ - Федеративные договоры - Нормативно-правовые акты министерств и ведомств - Указы и распоряжения Президента РФ - Постановления и распоряжения Правительства РФ - Конституции, законы и иные нормативно-правовые акты субьектов РФ - Законы конституционные и федеральные - Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права - Локальные нормативно-правовые акты.

7

2

7

Управление природопользованием. Цели управления, экологическая политика ее основные уровни, стратегические цели, задачи и принципы государственной экополитики России. Основные направления государственной экологической политики России. Административные методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью.

8

2

8

Концепция устойчивого развития в России. Мероприятия, необходимые для осуществления в России поддержания устойчивого развития биосферы: сокращение выбросов, оптимизация водопотребления, защита почв от эрозии, сохранение лесных ресурсов, увеличение площадей заповедных территорий и т.д.


6. Содержание коллоквиумов

не предусмотрены учебным планом
7. Перечень практических занятий




темы

Всего

часов



занятия

Тема практического занятия. Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии

1

2

3

4

3

6

1-3

Управление природопользованием

4

4

3-4

Информационное обеспечение

6

4

5-7

Законодательная база РФ в области природопользования



  1. Перечень лабораторных работ

не предусмотрены учебным планом
9. Задания для самостоятельной работы студентов




темы

Всего

часов

Вопросы для самостоятельного изучения (задания)

Литература

1

2

3

4

1

10

Взаимодействие общества и природы в исторической ретроспективе.

см. список осн. и доп. литературы

2

12

Современное состояние природопользования и теория коэволюции.

см. список осн. и доп. литературы

3

18

Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы.

см. список осн. и доп. литературы

4

12

Экологические последствия истощения природных ресурсов. Зоны риска.

см. список осн. и доп. литературы

5

10

Личная ответственность каждого человека за состояние окружающей среды.

см. список осн. и доп. литературы

6

12

Особо охраняемые территории .

Заповедники России. Национальный парк, заказники Саратовской области.

см. список осн. и доп. литературы

7

20

Ущерб от антропогенного воздействия на природу, комплексность оценки и методики расчетов.

см. список осн. и доп. литературы

8

8

Глобализация природопользования и международное сотрудничество.

см. список осн. и доп. литературы

9

12

Природопользование в городских агломерациях.

см. список осн. и доп. литературы

10

14

Международный опыт в управлении природопользованием.

см. список осн. и доп. литературы




30

Подготовка к экзамену

см. список осн. и доп. литературы


10. Расчетно-графическая работа

не предусмотрена учебным планом
11. Курсовая работа
Примерная тематика курсовых работ

1. Основы природопользования и природоохранной деятельности.


2. Оценка уровня экологической опасности состояния атмосферы.


3. Экологические проблемы использования отдельных видов природных ресурсов в субъектах Федерации (лесных, водных, земельных, биоресурсов, минеральных ресурсов).

4. Природно-ресурсный потенциал: подходы к оценке и эффективность использования (российский и зарубежный опыт).



5. Классификация видов и типов природопользования для отдельных регионов и субъектов федерации.
12. Курсовой проект

не предусмотрен учебным планом
13. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Вопросы для подготовки к экзамену или зачету


  1. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и междисциплинарное направление, его цель и задачи.

  2. Роль географии и экологии в развитии природопользования. Виды и типы природопользования.

  3. Экологический кризис, объективные причины возникновения и развития природопользования. Путь от покорения природы к сотрудничеству с ней.

  4. Природная среда и геосферы как исходные объекты природопользования. Геосистемы и экосистемы и их основные свойства.

  5. Социально-экономические функции и потенциал гео- и экосистем. Частные потенциалы ландшафтов.

  6. Понятие о природных ресурсах и природно-ресурсном потенциале. Классификация природных ресурсов.

  7. Влияние человека на природу. Физическая сущность антропогенного воздействия. Понятие об антропогенной нагрузке на природную среду.

  8. Вертикальные и горизонтальные антропогенные изменения природных геосистем и экосистем.

  9. Природно-антропогенные геосистемы как важнейшие объекты природопользования.

  10. Истощение природных ресурсов и его влияние на хозяйственную деятельность человека. Примеры истощения различных видов ресурсов.

  11. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека.

  12. Антропогенное нарушение структуры и деградация природных ландшафтов. Понятие об антропогенных пустошах и антропогенном опустынивании ландшафтов.

  13. Представление об экологическом состоянии гео- и экосистем и его оценке. Санитарно-гигиенические и экологические критерии оценки состояния природных и природно-антропогенных геосистем.

  14. Способы оценки экологического состояния компонентов окружающей среды. Понятия об экологических (геоэкологических) ситуациях.

  15. Учение В.И. Вернадского о ноосфере, понятие о коэволюции и их влияние на развитие природопользования.

  16. Понятие об устойчивом развитии. Критерии устойчивого развития. Экологическая безопасность деятельности человека.

  17. Представление о показателе природоемкости и об экологической эффективности природопользования.

  18. Экономический механизм рационального природопользования и его инструменты.

  19. Использование природных ресурсов и концепция рационального природопользования.

  20. Эколого-географические и социальные принципы рационального природопользования.

  21. Инвентаризация и создание кадастров природных ресурсов.

  22. Понятие об экологизации технологических процессов. Пути экологизации технологических процессов.

  23. Пассивные и активные меры по смягчению негативных последствий хозяйственной деятельности человека. Способы очистки загрязненного воздуха, сточных вод, загрязненных вод.

  24. Рациональное использование минеральных ресурсов.

  25. Охрана и рациональное использование климатических ресурсов.

  26. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

  27. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

  28. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов.

  29. Принципы рационального использования рекреационных ресурсов.

  30. Рациональное использование природно-технических комплексов (на примере геосистем «ТЭС и природа» или «АЭС и природа»).

  31. Понятие о системах природопользования. Принципы и пути их рационализации.

  32. Представления об охране природы и окружающей человека среды. Объекты и принципы охраны природы.

  33. Правовое обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

  34. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Экологический каркас и экологическое планирование региона.

  35. Мероприятия по охране редких растительных и животных организмов.

  36. Понятие о мелиорации и ее объектах. Выбор объектов и классификация мелиораций.

  37. Ландшафтно-экологические принципы мелиорации. Мелиорация и охрана природы.

  38. Улучшение свойств природных систем с помощью мелиораций.

  39. Понятие о нарушенных ландшафтах. Рекультивация нарушенных ландшафтов.

  40. Понятие о культурных ландшафтах. Созидание культурных ландшафтов.

  41. Представление об управлении процессом природопользования. Опережающее и оперативное управление состоянием геосистем.

  42. Государственная экологическая политика и механизмы ее реализации. Понятие об экологической сертификации и экологическом аудите.

  43. Правовые основы и организационная структура управления процессом природопользования.

  44. Экологическое (геоэкологическое) проектирование природно-технических геосистем (принципы, источники информации, стадии разработки проекта).

  45. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Методы и стадии составления ОВОС.

  46. Прогнозирование изменений окружающей среды и их влияния на население как центральное звено ОВОС.

  47. Экологическая (эколого-географическая) экспертиза проектов природопользования.

  48. Регулирование состоянием (заданным режимом функционирования) природно-технических геосистем.

  49. Геоэкологический мониторинг как средство (инструмент) регулирования состоянием геосистем.

  50. Особенности регулирования состоянием геосистем разного функционального назначения (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные и др.).


14. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20%.




Тема занятия

Вид занятия

Интерактивная форма

1. Эколого-географические основы природопльзования.

лекция

Лекция с элементами беседы, дебаты

2. Рациональное использование природных ресурсов.

лекция

Проблемная лекция

3. Охрана природы и окружающей человека среды.

лекция

Проблемная лекция, работа с документами

4. Улучшение свойств природных и природно-антропогенных геосистем.

практическое

Проблемная лекция

5. Управление природопользованием и состоянием геосистем.

практическое

Лекция дискуссия. Разбор конкретных ситуаций


15. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по дисциплине
а) основная литература

1. Арустамов Э.А. Природопользование: Учеб. для вузов/ Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др. – 8-е изд., перераб. И доп.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007.-296с.

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования – М.: Академия, 2008.- 208 с.

3. Рудской В.В., Стурман В.И. Основы природопользования. М.: Аспект-Пресс, 2007. – 271 с.

4. Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник / А. Г. Емельянов.– М.: Академия, 2009. – 296 с.

5. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России : учебное и справочное пособие для вузов / В. Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.

6. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.

7. Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебное пособие / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
б) дополнительная литература

1.Традиционный опыт природопользования России / Под ред. Л. В. Даниловой, А. К. Соколова. – М.: Наука, 1998. – 527 с.

2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: учебное пособие / Т. А. Демина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 143 с.

3. Воронцов А. П. Рациональное природопользование: учебное пособие / А. П. Воронцов. – М.: Тандем, 2000. – 304 с.

4. Панькова В.Н. Экология и природопользование: Словарь-справочник / В. Н. Панькова. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 212 с.

5.Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления: учебное пособие / Под ред. П. Я. Бакланова и В. П. Каракина. – М.: Логос, 2003. – 160 с.

6. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии: Учебное пособие. - М.: Желдориздат, 2001. - 592 с.

7. Государственный доклад - О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации» разные годы изданий.

8. Зенгина Т.Ю., Мазуров Ю.Л. Основы природопользования: Учебное пособие. – Москва-Ухта: Институт управления, информации и бизнеса, 2002.

9. Исаченко А. Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. – 328 с.

10. Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды. М.: Мысль, 1980.-264с.

11. Лосев К.С Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. - М.: Космосинформ, 2001.

12. Мазуров Ю.Л., Пакина А.А. Экономика и управление природопользованием.

13. Региональное природопользование: Учеб. пособие / Отв.ред.А.П.Капица.- М.: МГУ, 2003. - 188 с.

14. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990– 637с.

15. Рунова Т.Г., Волкова И.Н., Нефедова Т.Г. Территориальная организация природопользования. М.: Наука, 1993. – 208 с.

16. Global Environment Outlook 4. Environment for Development. Valetta: UNEP, 2007. – 540 p.

17. Емельянов А.Г. Основы природопользования. Учебник. М.: Изд. центр "Академия", 2004. – 248 с.


в) периодические издания

Газеты «Зеленый мир» (www.zm.ru), «Природноресурсные ведомости» журналы «Экос-информ», «На пути к устойчивому развитию России», «Энергия», «Охрана дикой природы» и др.


г) интернет ресурсы

www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды;

www.unep.org – сайт United Nations Environment Program;

www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы ,

www.priroda.ru – национальный портал Природа России;

www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

www.green.tsu.ru – сайт Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

www.footprintnetwork.org - Сайт Глобальной сети оценки экологического следа;





16. Материально-техническое обеспечение
Используются следующие образовательные технологии: лекции с демонстрацией презентаций Power Point на мультимедийном оборудовании; проведение практических занятий на базе музея естествознания СГТУ. Самостоятельная работа студентов с электронными ресурсами INTERNETа.

Рабочую программу составил «___»__________/Халилов Ш.А./



17. Дополнения и изменения в рабочей программе

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры


«____»_________ 201 ___ года, протокол № _________

Зав. кафедрой _______________/_____________/

Внесенные изменения утверждены на заседании

УМКС/УМКН



«_____»_________ 200 __ года, протокол № ____
Председатель УМКН ________/______________/

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал