Рабочая программа по дисциплине «Б 3 1 Геохимия биосферы» направления подготовки «241000. 62 Энерго и ресурсо- сберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»



Скачать 362.89 Kb.
Дата25.04.2016
Размер362.89 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Геоэкологии и инженерной геологии»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине



«Б 3.3.2.1 Геохимия биосферы»

направления подготовки



«241000.62 Энерго и ресурсо- сберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»

Профиль «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»


форма обучения – очная

курс – 2


семестр – 4

зачетных единиц – 5

часов в неделю – 2

всего часов – 180,

в том числе:

лекции – 32

коллоквиумы – 4

практические занятия – 36

лабораторные занятия – нет

самостоятельная работа – 108

зачет – нет

экзамен – 4 семестр

РГР – нет

курсовая работа – нет

курсовой проект – нет
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«_» ________ 2014 года, протокол № _

Зав. кафедрой _____________/А.В. Иванов/

Рабочая программа утверждена на заседании

УМКС/УМКН

«__» ________ 2014 года, протокол № _


Председатель УМКС/УМКН _______/______________/
Саратов 2014

1. Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины: является знакомство студентов с основами геохимии биосферы, как глобальной экологической экосистемы, а также изучение роли некоторых химических элементов в истории развития и эволюции биосферы.

Задачи изучения дисциплины: изучить особенности геохимии биосферы в целом и её составляющих компонентов, в частности, литосферы, атмосферы, гидросферы и педосферы; рассмотреть особенности техногенной миграции химических элементов (геохимия техногенеза); оценить роль некоторых химических элементов в жизни человека.



2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к разделу Б3 Профессиональный цикл, к подразделу Дисциплины по выбору.

Дисциплины, обязательные для предварительного изучения: химия, биология, науки о Земле.

Дисциплины, в которых используется материал данной дисциплины: экология, основы природопользования, химия окружающей среды.



3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

ПК-1 использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

ПК-2 способность использовать основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений природы;

Студент должен знать:

- теоретические основы учения о биосфере и геохимии биосферы;

- методы и методики исследования геохимических процессов в биосфере и её компонентах.

Студент должен уметь:

- оценивать результаты природных и антропогенных геохимических процессов на состояние окружающей среды;

- прогнозировать развитие тех или иных геохимических процессов в биосфере и оценивать их последствия для здоровья человека.

Студент должен владеть: понятийным аппаратом дисциплины, методами поиска информации, методами экологической оценки геохимических процессов, методами прогнозирования развития геохимических процессов.

4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

и видам занятий


Мо-


ду-

ля


Неде


ли

Те

мы


Наименование

темы

Часы/ Из них в интерактивной форме















Всего


Лек-ции

Коллок-

виумы


Лабора-

торные


Прак-тичес-кие

СРС


1

2

3

4

5

6

7




8

9

4 семестр




1




Понятие о геохимии биосферы как о науке

10

2







2

6




2




Роль живого вещества в геологической истории Земли

10/2

2/2







2

6




3




Границы и структура биосферы

10

2







2

6




4




Компоненты биосферы (лито-, гидро-, атмо- и педосферы и живое вещество)

12

2







4

6




5




Миграция веществ

10/2

2/2







2

6




6




Геохимические барьеры

10/4

2/2







2/2

6




7




Биогеохимические функции живого вещества

14

2

4




2

6




8




Организмы-концентраторы

10/2

2/2







2

6




9




Биогеохимические провинции

10/2

2/2







2

6




10




Роль химических элементов в проявлении эндемий

10

2







2

6




11




Биогеохимический круговорот веществ

10

2







2

6




12




Биогеохимический круговорот веществ и почвообразование

10

2







2

6




13




Особенности биохимического круговорота в лесостепной и степной зонах

12/2

2







4/2

6




14




Биогеохимические циклы химических элементов (углерод, кислород, водород)

14

2







2

10




15




Биогеохимические циклы химических элементов (азот, фосфор, сера)

14

2







2

10




16




Биогеохимические циклы химических элементов (железо+марганец+алюминий, кальций+магний, натрий+калий)

14

2







2

10

Итоговая аттестация

Экзамен

Всего

180/14

32/10

4




36/4

108


5. Содержание лекционного курса



темы

Всего

часов



лекции

Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5




2

1

Понятие о геохимии биосферы как о науке. Исторические и методологические предпосылки возникновения геохимии биосферы как науки. Роль В.И. Вернадского в становлении системы наук о Земле. Связь с другими науками. Задачи геохимии биосферы.

1, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

2

Роль живого вещества в геологической истории Земли. Геохимические аспекты учения о биосфере (В.И. Вернадского).

1, 5, 8




2

3

Границы и структура биосферы. Структура биосферы и её мозаичность. Организованность биосферы в понимании В.И. Вернадского – единство и равноценность её частей.

1, 5, 8, 10




2

4

Компоненты биосферы (лито-, гидро-, атмо- и педосферы и живое вещество). Литосфера и её химический состав. Гилросфера и её химический состав. Атмосфера и её химический состав. Почвы и их химический состав. Живое вещество и его химический состав.

1, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

5

Миграция веществ. Типы миграции – механическая, физико-химическая и биогенная. Факторы миграции. Внутренние и внешние факторы миграции. Интенсивность миграции и классификация элементов по особенностям миграции.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

6

Геохимические барьеры. Механические, физико-химические, биогеохимические. Характеристики геохимических барьеров. Виды геохимических барьеров.

1, 8




2

7

Биогеохимические функции живого вещества. Понятие о биогеохимических функциях и биогеохимических принципах живого вещества. Основные группы биогеохимических функций живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая и биогеохимическая.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

8

Организмы-концентраторы. Железобактерии. Водоросли. Высшие растения.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

9

Биогеохимические провинции. Биогеохимические провинции мира. Биогеохимические провинции России.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

10

Роль химических элементов в проявлении эндемий. Нехватка меди, молибдена, йода, фтора и других элементов и заболевания связанные с их недостатком.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

11

Биогеохимический круговорот веществ. Общие понятия о биогеохимическом круговороте. Круговорот веществ как форма развития планеты Земля.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

12

Биогеохимический круговорот веществ и почвообразование. Круговорот на суше. Связь биогеохимического круговорота и почвообразовательного процесса.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

13

Особенности биохимического круговорота в лесостепной и степной зонах.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

14

Биогеохимические циклы химических элементов (углерод, кислород, водород). Круговорот углерода. Круговорот кислорода. Круговорот водорода.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

15

Биогеохимические циклы химических элементов (азот, фосфор, сера). Круговорот азота. Круговорот фосфора. Круговорот серы.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




2

16

Биогеохимические циклы химических элементов (железо+марганец+алюминий, кальций+магний, натрий+калий). Круговорот железа, марганца, алюминия. Круговорот кальция и магния. Круговорот натрия и калия.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10


6. Содержание коллоквиумов





темы

Всего

часов



коллоквиума

Тема коллоквиума. Вопросы, отрабатываемые на коллоквиуме

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

7

4

1

Биогеохимические функции живого вещества. Понятие о биогеохимических функциях и биогеохимических принципах живого вещества. Основные группы биогеохимических функций живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая и биогеохимическая.

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

7. Перечень практических занятий




темы

Всего

часов



занятия

Тема практического занятия. Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

1

2

1

Понятие о геохимии биосферы как о науке

1, 3, 4, 7, 8, 9, 10

2

2

2

Роль живого вещества в геологической истории Земли

1, 5, 8

3

2

3

Границы и структура биосферы

1, 5, 8, 10

4

4

4

Компоненты биосферы (лито-, гидро-, атмо- и педосферы и живое вещество)

1, 3, 4, 7, 8, 9, 10

5

2

5

Миграция веществ

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

6

2

6

Геохимические барьеры

1, 8

7

2

7

Биогеохимические функции живого вещества

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

8

2

8

Организмы-концентраторы

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

9

2

9

Биогеохимические провинции

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

10

2

10

Роль химических элементов в проявлении эндемий

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

11

2

11

Биогеохимический круговорот веществ

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

12

2

12

Биогеохимический круговорот веществ и почвообразование

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

13

4

13

Особенности биохимического круговорота в лесостепной и степной зонах

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

14

2

14

Биогеохимические циклы химических элементов (углерод, кислород, водород)

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

15

2

15

Биогеохимические циклы химических элементов (азот, фосфор, сера)

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

16

2

16

Биогеохимические циклы химических элементов (железо+марганец+алюминий, кальций+магний, натрий+калий))

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10




  1. Перечень лабораторных работ

не предусмотрены учебным планом
9. Задания для самостоятельной работы студентов




темы

Всего

Часов

Вопросы для самостоятельного изучения (задания)

Литература

1

2

3




1

6

Понятие о геохимии биосферы как о науке

1, 3, 4, 7, 8, 9, 10

2

6

Роль живого вещества в геологической истории Земли

1, 5, 8

3

6

Границы и структура биосферы

1, 5, 8, 10

4

6

Компоненты биосферы (лито-, гидро-, атмо- и педосферы и живое вещество)

1, 3, 4, 7, 8, 9, 10

5

6

Миграция веществ

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

6

6

Геохимические барьеры

1, 8

7

6

Биогеохимические функции живого вещества

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

8

6

Организмы-концентраторы

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

9

6

Биогеохимические провинции

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

10

6

Роль химических элементов в проявлении эндемий

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

11

6

Биогеохимический круговорот веществ

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

12

6

Биогеохимический круговорот веществ и почвообразование

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

13

6

Особенности биохимического круговорота в лесостепной и степной зонах

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

14

10

Биогеохимические циклы химических элементов (углерод, кислород, водород)

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

15

10

Биогеохимические циклы химических элементов (азот, фосфор, сера)

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10

16

10

Биогеохимические циклы химических элементов (железо+марганец+алюминий, кальций+магний, натрий+калий))

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10


10. Расчетно-графическая работа

не предусмотрена учебным планом


11. Курсовая работа

не предусмотрена учебным планом


12. Курсовой проект

не предусмотрена учебным планом


13. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Компетенции ПК: 1, 2 считаются сформированными на пороговом, продвинутом, превосходном уровне (см. таблицу). Оценивается по результатам опросов, участия в семинарских занятиях, подготовки презентаций, решения задач, сдачи зачета.

Компетенции сформированы:

На 50%,если студент ответил правильно на 30% вопросов «тестов» (1 уровень);

На 70%, если студент ответил правильно на 60% вопросов «тестов» (2 уровень);

На 100%, если студент ответил на 80% вопросов «тестов» (3 уровень)






Уровни сформированности компетенции


Содержательное описание уровня

Основные признаки уровня освоения компетенции (дескрипторы)

1

2

3

4

1

Пороговый уровень

Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО

способность решать известные геохимические задачи, знать классификации химических элементов, основные понятия (геохимия, биосфера, геохимические барьеры, миграция, факторы миграции).

2

Продвинутый уровень

Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза

способность решать известные задачи, не имеющие далеко идущих последствий – рассчитывать коэффициенты концентрации и рассеивания элементов, строить графики концентрации, проводить статистическую обработку данных.

3

Превосходный уровень

Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования

способность решать задачи, высокой сложности построение схем распределения элементов в компонентах окружающей среды и грамотный анализ и прогноз биогеохимической обстановки

Промежуточная аттестация обучающихся проходит устному опросу. Итоговая аттестация в четвертом семестре по вопросам экзамена.

ТЕСТ

1. Факторы миграции подразделяются на:

А. Сильные и слабые;

Б. Поверхностные и глубинные;

В. Внутренние и внешние.



2. Коэффициент водной миграции элемента - это:

А. Кларк концентрации элемента в воде;

Б. Кларк элемента в воде;

В. Кларк элемента в дренируемой породе.



3. Круговорот каких элементов связан с фотосинтезом?

А. Кислорода, железа, кальция;

Б. Кислорода, азота, калия;

В. Кислорода, водорода, углерода.



4. Чем отличается почвенный воздух от приземного?

А. Большим количеством азота;

Б. Большим количеством кислорода;

В. Большим количеством углерода и метана.



5. Где годовая продукция превышает биомассу?

А. На суше;

Б. Во влажных тропических лесах;

В. В океане.



6. Может ли один и тот же элемент быть избыточным в одной системе и дефицитным в другой?

А. Может;

Б. Не может;

В. Может, но при определенных условиях.



7. С какой биогеохимической функцией живого вещества связана аккумуляция элементов?

А. Энергетической;

Б. Концентрационной;

В. Транспортной.



8. Что является основой биологического круговорота элементов?

А. Миграция;

Б. Концентрация;

В. Рассеивание элементов.



9. Чем почвы отличаются от коры выветривания?

А. Биохимическими реакциями;

Б. Биогенной аккумуляцией элементов под влиянием растений;

В. Скоростью химических реакций.



10. Чем обусловлено существование естественных биогеохимических провинций на поверхности Земли?

А. Загрязнением окружающей среды в результате деятельности человека;

Б. Естественным обогащением почв микроэлементами;

В. Неблагоприятными метеусловиями и геохимическими барьерами.



11. Из чего слагается агрогеохимический баланс биологического круговорота элементов?

А. Из статей привноса и выноса элементов в системе почва-растение;

Б. Из источников поступления и расхода элементов питания в системе почва-растение в течение определенного промежутка времени;

В. Из количества внесенных в почву экологически оптимальных доз удобрений и урожайности на единицу площади.



12. Что такое ноосфера?

А. Область планеты, населенная людьми;

Б. Область планеты, в которой происходит активный техногенез;

В. Oбласть планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.



13. Что такое технофильность химического элемента?

А. Отношение ежегодной добычи или производства элемента к его кларку в литосфере;

Б. Отношение ежегодного производства элемента к его среднему содержанию в рудах;

В. Коэффициент концентрации элемента-токсиканта в отходах производства.



14. Что изучает агрогеохимия?

А. Закономерности распределения и миграции химических элементов в агроландшафтах;

Б. Оптимальные геохимические условия развития культурных растений;

В. Качество культурных растений в различных агроклиматических условиях природных зон.



15. Назовите 4 элемента, составляющих в сумме 98,8% сырой массы живого вещества:

А. Углерод, водород, азот, кислород;

Б. Углерод, сера, азот, фосфор;

В. Углерод, кислород, сера, фосфор.


Вопросы для экзамена

  1. Как вы понимаете, что такое биосфера? Почему ее понимание только как оболочки, населенной живыми организмами, недостаточно?

  2. Что такое системные оболочки? По какому принципу они выделяются? Как соот-носятся системные оболочки с геосферами?

  3. Что является предметом геохимии и геохимии биосферы?

  4. В чём заключается специфика методологии геохимии биосферы?

  5. В чем основная разница «химического» и «геохимического» подхода?

  6. В чем состоит сущность системного подхода. Назовите виды обратной связи.

  7. Что такое принцип историзма?

  8. Какой вклад в развитие геохимии внес В.И. Вернадский?

  9. Охарактеризуйте основные черты строения атомов химических элементов.

  10. Каким закономерностям подчиняется распространенность химических элементов в природе?

  11. Сформулируйте закон Ферсмана-Гольдшмидта.

  12. Какова связь распространенности элементов со строением их атомов?

  13. Какими концентрациями характеризуются макро- и микроэлементы?

  14. Что лежит в основе геохимической классификации элементов А.Е. Ферсмана?

  15. Дайте характеристику геохимическим классификациям В.И. Вернадского и В.М. Гольдшмидта.

  16. Что лежит в основе классификации А.И. Перельмана?

  17. Перечислите основные компоненты биосферы.

  18. Дайте определение понятию «Кларк».

  19. Какова связь кларков элементов со строением их атомов?

  20. Перечислите химические элементы, имеющие наибольшие кларки в земной коре.

  21. Дайте определение понятию «редкий элемент».

  22. Чем «редкие рассеянные элементы» отличаются от «редких элементов»?

  23. Что такое «кларк концентрации» элементов?

  24. Зачем необходимо рассчитывать кларки концентрации?

  25. Что такое «геохимическое поведение элементов»?

  26. Каковы важнейшие формы нахождения элементов в земной коре?

  27. Что такое «изоморфизм»? Какова его роль в процессах рассеяния элементов?

  28. Чем определяется роль Мирового океана как ключевого звена в биосфере?

  29. Охарактеризуйте состав гидросферы.

  30. Как взаимодействует гидросфера с другими оболочками Земли?

  31. Каково значение водных растворов для живых организмов?

  32. Перечислите наиболее распространенные химические элементы в составе гидросферы.

  33. В каких единицах измеряется соленость морской воды?

  34. На каких принципах построена классификация природных вод?

  35. В чем сходство и отличие классификаций природных вод В.И. Вернадского и А.И. Перельмана?

  36. Что такое «тропосфера»?

  37. Какие газы составляют основу атмосферы?

  38. Как атмосфера взаимодействует с другими оболочками Земли?

  39. Каковы границы области распространения живого вещества?

  40. Назовите основные химические элементы в составе живого вещества?

  41. Какими способами определяется средний состав живого вещества? Почему химический состав фитомассы суши принимается за средний состав всего живого вещества на Земле?

  42. Что такое «биогеноценоз»?

  43. Что такое «биофильность»?

  44. Сформулируйте закон Вернадского.

  45. Как вы понимаете, что такое миграция химических элементов?

  46. Какие существуют среды миграции?

  47. Назовите основные факторы, определяющие характер миграции элементов.

  48. Какие виды миграции элементов существуют на поверхности Земли?

  49. Как построена геохимическая классификация элементов по особенностям их миграции в биосфере?

  50. Что такое «геохимический барьер»?

  51. Каковы основные особенности миграции химических элементов в биосфере?

  52. Чем определяется коэффициент водной миграции?

  53. Что является результатом миграции химических элементов?

  54. Какие Вы знаете типы геохимических барьеров?

  55. В чем особенности действия окислительно-восстановительного барьера?

  56. В каких случаях возникает кислотно-щелочной барьер?

  57. Что такое испарительный барьер?

  58. Что такое двусторонние барьеры?

  59. Как обозначаются различные типы геохимических барьеров по классификации А.И. Перельмана?

  60. Какие барьеры могут возникать при механической миграции? Дайте краткую характеристику действия каждого из этих барьеров.

  61. Чем отличаются друг от друга микро- мезо- и мегабарьеры?

  62. Что такое контрастность геохимических барьеров?

  63. Охарактеризуйте особенности техногенной миграции элементов?

  64. Какие геохимические барьеры возможны при техногенной миграции? Приведите примеры.

  65. Какова роль геохимических барьеров в процессах концентрации и рассеяния химических элементов в биосфере? Приведите примеры.

  66. Какие основные геохимические функции выполняет живое вещество?

  67. Охарактеризуйте основные особенности биологического круговорота элементов?

  68. Охарактеризуйте фотосинтез с биогеохимических позиций.

  69. Какова геохимическая роль хемосинтеза?

  70. Перечислите основные газовые функции живых организмов.

  71. Назовите основные факторы, определяющие геохимическую обстановку в зоне гипергенеза.

  72. Какие факторы определяют биогеохимическую неоднородность биосферы?

  73. Что такое «биокосная система»?

  74. Приведите примеры биокосных систем в биосфере.

  75. Перечислите основные компоненты почв.

  76. Охарактеризуйте роль живого вещества в создании почв.

  77. Охарактеризуйте основные геохимические ряды почв.

  78. Какова общая направленность биогеохимической трансформации минерального вещества почвы?

  79. Охарактеризуйте процесс почвообразования с точки зрения геохимии.

  80. Каковы особенности концентрации и рассеяния химических элементов в почвах в зависимости от климатических условий и рельефа?

  81. Какие геохимические барьеры могут возникать в почвах? Приведите примеры.

  82. В чем причина формирования зональности почвенных разрезов? Приведите примеры такой зональности.

  83. Что такое «илы»? В чем их сходство и каковы отличия от почв?

  84. Что такое кора выветривания?

  85. Какова роль живого вещества в формировании кор выветривания?

  86. Что такое ландшафт?

  87. Дайте определение «элементарного ландшафта»

  88. Как живое вещество участвует в общем круговороте вещества Земли?

  89. Как связаны между собой геологический и биологический круговороты элементов?

  90. Каковы следствия неполной замкнутости биологического круговорота элементов?

  91. Дать определение баланса питательных веществ для системы почва-растение

  92. Как рассчитывается баланс химических элементов в системе почва-растение?

  93. Перечислить основные статьи прихода и расхода в балансе биологического круговорота в системе почва-растение

  94. Чем различаются максимальный и экологически оптимальный урожаи?

  95. Каковы особенности биогеохимического цикла кислорода?

  96. Каковы особенности биогеохимического цикла углерода?

  97. Каковы особенности биогеохимического цикла водорода?

  98. Каковы особенности биогеохимического цикла азота?

  99. Каковы особенности биогеохимического цикла серы?

  100. Каковы особенности биогеохимического цикла фосфора?

  101. Каковы особенности биогеохимического цикла калия и натрия?

  102. Каковы особенности биогеохимического цикла кальция и магния?

  103. Каковы особенности биогеохимического цикла алюминия, железа и марганца?

  104. Каковы особенности биогеохимического цикла кремния?

  105. Какие элементы называются тяжелыми металлами? Какое влияние они оказывают на живые организмы?

  106. Каковы особенности биогеохимического цикла тяжелых металлов?

  107. Что такое «дефицитные» и «избыточные» химические элементы?

  108. Что такое «биогеохимическая провинция»?

  109. С какой целью проводится геохимическое картирование и районирование почвенного покрова?

  110. Что такое отрицательная аномалия элемента в почве?

  111. Что такое оптимальное содержание элемента в почве?

  112. Какими аномалиями отражается избыток элементов в почве?

  113. Что собой представляет ландшафтно-геохимическая карта.

  114. Каковы основные принципы выделения биогеохимических провинций?

  115. Приведите примеры негативного воздействия дефицитных и избыточных количеств химических элементов на живые организмы.

14. Образовательные технологии
Для успешного усвоения студентами курса «Геохимия биосферы» предполагается использование в учебном процессе активных форм проведения аудиторных занятий (ситуационных игр, научных семинаров). Планируется широкое применения технологий совместного просмотра научно-популярных фильмов по тематике дисциплины «Геохимия биосферы» и их последующий анализ и обсуждение.

В учебном процессе используются компьютерные презентации для проведения лекций и практических работ. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах составляет не менее 20% аудиторных занятий (требование ФГОС с учётом специфики ООП).



15. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Московский Г.А., Шелепов Д.А., Решетников М.В. Геохимия: Учебное пособие. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2010. – 152 с.

  2. Решетников М.В. Магнитная индикация почв городских территорий (на примере г. Саратова): монография / М.В. Решетников. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011. 152 с.

  3. Титаева Н.А. Ядерная геохимия: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 336 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Барабанов, В.Ф. Геохимия / В.Ф. Барабанов. – Л. : Недра, 1985. – 423 с.

  2. Барабанов, В.Ф. Введение в экологическую геохимию: учеб. пособие для геолог. спец. ун-тов / В.Ф. Барабанов. – С.Пб. : СпбГУ, 1994. –143 с.

  3. Браунлоу, Н.Х. Геохимия / Н.Х. Браунлоу. – М. : Мир, 1984. – 463 с.

  4. Войткевич, Г.В. Основы геохимии: учеб. пособие для студентов геологических специальностей вузов / Г.В. Войткевич, В.В. Закруткин. – М. : Высшая школа, 1976. – 368 с.

  5. Перельман, А.И. Геохимия: учеб. пособие для геолог. спец. ун-тов / А.И. Перельман. – М. : Высшая школа, 1989. – 423 с.

  6. Ронов, А.Б. Химическое строение земной коры и геохимический баланс главных элементов / А.Б. Ронов, А.А. Ярошевский, А.А. Мигдисов. – М. : Наука, 1990. – 180 с.

  7. Сауков, А.А. Геохимия: учеб. пособие для студентов геологических специальностей вузов / А.А. Сауков. – М. : Наука, 1975. –477 с.

интернет-ресурсы

11. http://www.geokhi.ru/default.aspx - Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН;
16. Материально-техническое обеспечение

Для реализации образовательной деятельности по дисциплине «Геохимия биосферы» необходимы аудитории со стандартным оснащением для ведения лекционных и практических занятий.



Необходимая площадь аудиторий со стандартным оборудованием для ведения лекционных и практических занятий составляет 40 м 2 на группу студентов.

Информационное и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по дисциплине «Геохимия биосферы» включает электронную информационно-образовательную среду СГТУ имени Гагарина Ю.А., использование наглядных пособий.


Рабочую программу составил доцент кафедры ГИГ Решетников М.В. «___»______________/_________/

17. Дополнения и изменения в рабочей программе

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры


«____»_________ 201 ___ года, протокол № _________

Зав. кафедрой _______________/_____________/

Внесенные изменения утверждены на заседании

УМКС/УМКН



«_____»_________ 201 __ года, протокол № ____

Председатель УМКН ________/______________/

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал