Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 01Экологическая культура по специальности



Скачать 442.29 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер442.29 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Майкопский государственный технологический университет»

Факультет экологический
Кафедра экологии и защиты окружающей среды


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________О.В. Иванова

«_____»__________ 20____г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине____ГСЭ.В.01Экологическая культура__________________


по специальности__ 280104 Пожарная безопасность ____________________
факультет __экологический _________________________________________

Майкоп


Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 280104 Пожарная безопасность

Составитель рабочей программы:




Ст. преподаватель










(должность, ученое звание, степень)

(подпись)




(Ф.И.О.)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

философии, социологии и педагогики

(наименование кафедры)




Заведующий кафедрой

«___»________20___г.














(подпись)




(Ф.И.О.)

Одобрено учебно-методической комиссией факультета

(где осуществляется обучение) «___»_________20___г.



Председатель

учебно-методического

совета направления (специальности)

(где осуществляется обучение)















(подпись)




(Ф.И.О.)



Декан факультета

(где осуществляется обучение)

«___»_________20___г.














(подпись)




(Ф.И.О.)



СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«___»_________20___г.














(подпись)




(Ф.И.О.)



Зав. выпускающей кафедрой

по направлению (специальности)















(подпись)




(Ф.И.О.)



I. Цели и задачи учебной дисциплины, её место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках экологии и культурологи. В связи с тем, что перед человечеством остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с развитой промышленной деятельностью, появилась экологическая культура.

Уровень экологической культуры соотносится с положением дел в обществе, уровнем образованности.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

- иметь представление о совершенствовании направления принципов устойчивого развития как основы коэволюционного развития общества в гармонии с окружающей средой, о категориях особо охраняемых территорий, которые впоследствии могут стать центрами экологического возрождения.



- знать основные экологические термины и периоды развития экологической культуры разных народов, о возможностях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

- уметь понять стратегию развития экокультуры в России и за рубежом, применить экологические законы на практике и уровни техногенного воздействия человека на окружающую среду.

- овладеть навыками формирования современной экологической культуры, возможности экономии природных ресурсов, их рациональному использованию, охране и защите, ибо экологически культурный человек должен существенно повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
1.2. Краткая характеристика дисциплины
Целью данного курса – познакомить студента с достижениями в области экологического образования и практической культуры рационального природопользования, сформировать экологически ответственное мировоззрение обучающихся. Дисциплина, выполняя интегративные функции, подводит итоги и реорганизует пространство дисциплин гуманитарного цикла формирует практическое постсовременное мировоззрение делового и грамотного инженера.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Экологическая культура включает знания в областях общей экологии, валеологии, технологий формирования социальной и индивидуальной экологической культуры, экологического сознания, субъективного отношения к природе.


1.4. Связь с последующими дисциплинами

Понятия и термины, изучаемые данной наукой применяются и в других дисциплинах, увеличивая потенциал экологически грамотного специалиста. Поможет сформировать реальные индивидуальные паттерны адекватного поведения, увеличить уровень самореализации современного человека и будущего инженера.



2. Распределение часов учебных занятий по семестрам


Номер семестра

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Количество часов в неделю

Общий объем

Всего

Лекции

Практические

(семин.)



Лабораторные

СРС

Лекции

Практические

Лабораторные

3

ОФО


102

51

34

17

-

51

зачет

2

1

-

3

ЗФО


102

8

4

4

-

94

зачет

4

4

-


2.1Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Семинары

СРС







ОФО

ЗФО

ОФО

ЗФО

ОФО

ЗФО

1

Раздел 1. Современное состояние экологической культуры в России.

Тема 1.1. Предмет, цели, задачи организации курса.

Тема 1.2. Первобытное общество.

Тема 1.3. Древнейшие цивилизации.



4

1

2

1

6

10

2

Раздел 2. Взаимосвязь истории общества и природы. Тема 1.4. Непосредственное единство человека с природой.

Тема 1.5. Эволюционное общество в его отношении к природе.



4

1

2

1

6

10

3

Раздел 3. Экологические проблемы человечества. Экологическая культура и формирование экологического сознания.

Тема 2.1. Экологическая культура.

Тема 2.2. Формирование экологического сознания: адекватные экологические представления, субъективное и субъектное отношение к природе.

Тема 2.3. Технологии и стратегии взаимодействия с природой



4




2




6

12

4

Раздел 4. Выявление экологических аспектов в культуре, обычаях и традициях народов Северного Кавказа, Прибайкалья и других народов.

Тема 2.4. Культура поведенческих стереотипов народов Северного Кавказа.

Тема 2.5. Этнические факторы экологического природопользованиия.

Тема 2.6. Природоохранные идеи и традиции народов Прибайкалья.

Тема 2.7. Естественная форма экологического воспитания и образования коренных народов.


4

1

2

1

6

10

5

Раздел 5. Основные тенденции воздействия современного человека на природу.

Тема 3.1. Экологические системы в природе.

Тема 3.2. Экологические «законы» Б. Коммонера.


4




2




6

12

6

Раздел 6. Отношение к природе в русской культуре. Русские философы и историки о роли природы в развитии общества.

Тема 4.1. Древняя Русь.

Тема 4.2. Духовные искания русской интеллигенции.


4




2




6

12

7

Раздел 7. Отношение к природе в арабской культуре.

Тема 4.3. Кочевые племена аравийской пустыни.

Тема 4.4. Арабские ученые.

Тема 4.5. Искусство О. Хайяма.



4




2




6

12

8

Раздел 8. Деятельность общественных экологических организаций и объединений.

Тема 5.1. Экологические общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты. Общества охраны природы.

Тема 5.2. Международное сотрудничество в области охраны природы.


4




2




6

12

9

Раздел 9. Экологическое значение науки и техники.

Тема 6.1. Тенденция экологизации науки.

Тема 6.2. Экологическое значение техники.


2

1

1

1

3

6







34

4

17

4

51

94



3. Содержание дисциплины
3.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий


Поряд-ковый номер

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

ОФО



Количество часов

ЗФО


1.

Раздел 1. Современное состояние экологической культуры в России.

Тема 1.1. Предмет, цели, задачи организации курса.

Тема 1.2. Первобытное общество.

Тема 1.3. Древнейшие цивилизации.



4

1

2.

Раздел 1. Взаимосвязь истории общества и природы. Тема 1.4. Непосредственное единство человека с природой.

Тема 1.5. Эволюционное общество в его отношении к природе.



4

1

3.

Раздел 2. Экологические проблемы человечества. Экологическая культура и формирование экологического сознания.

Тема 2.1. Экологическая культура.

Тема 2.2. Формирование экологического сознания: адекватные экологические представления, субъективное и субъектное отношение к природе.

Тема 2.3. Технологии и стратегии взаимодействия с природой



4




4.

Раздел 2. Выявление экологических аспектов в культуре, обычаях и традициях народов Северного Кавказа, Прибайкалья и других народов.

Тема 2.4. Культура поведенческих стереотипов народов Северного Кавказа.

Тема 2.5. Этнические факторы экологического природопользованиия.

Тема 2.6. Природоохранные идеи и традиции народов Прибайкалья.

Тема 2.7. Естественная форма экологического воспитания и образования коренных народов.


4

1

5.

Раздел 3. Основные тенденции воздействия современного человека на природу.

Тема 3.1. Экологические системы в природе.

Тема 3.2. Экологические «законы» Б. Коммонера.


4




6.

Раздел 4. Отношение к природе в русской культуре. Русские философы и историки о роли природы в развитии общества.

Тема 4.1. Древняя Русь.

Тема 4.2. Духовные искания русской интеллигенции.


4




7.

Раздел 4. Отношение к природе в арабской культуре.

Тема 4.3. Кочевые племена аравийской пустыни.

Тема 4.4. Арабские ученые.

Тема 4.5. Искусство О. Хайяма.



4




8

Раздел 5. Деятельность общественных экологических организаций и объединений.

Тема 5.1. Экологические общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты. Общества охраны природы.

Тема 5.2. Международное сотрудничество в области охраны природы.


4




9.

Раздел 6. Экологическое значение науки и техники.

Тема 6.1. Тенденция экологизации науки.

Тема 6.2. Экологическое значение техники.


2

1



3.2. Практические (семинарские) занятия


Номер

занятия п/п



Наименование темы практического занятия

Раздел / тема дисциплины

Объем часов

ОФО


Объем часов

ЗФО


1.

Тема. Древнейшие цивилизации.

Раздел 1, тема 1.3

2

1

2.

Тема. Культура поведенческих стереотипов народов Северного Кавказа.

Раздел 2, тема 2.4

2

1

3.

Тема. Природоохранные идеи и традиции народов Прибайкалья.

Раздел 2, тема 2.6

2




4.

Тема. Естественная форма экологического воспитания и образования коренных народов

Раздел 2, тема 2.7.

2

1

5.

Тема. Духовные искания русской интеллигенции

Раздел 4,

тема 4.2.



2




6

Тема. Арабские ученые.


Раздел 4,

Тема 4.4.



2




7.

Тема. Искусство О. Хайяма

Раздел 4,

Тема 4.5.



2




8.

Тема. Экологические общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты, общества охраны природы.

Раздел 5,

Тема 5.1.



1




9.

Тема. Экологическое значение науки и техники

Раздел 6.

2

1



3.3. Лабораторные занятия, их наименования и объём в часах
Учебным планом специальности 280104 - «Пожарная безопасность» лабораторные занятия по дисциплине «Экологическая культура» не предусмотрены.

3.4. Содержание и объем самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов ОФО

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Объем часов

1

2

3

4

1. Экологическая культура .

1.Введение в предмет «Экологическая культура».

2. Этносы Северного Кавказа.

3. Возникновение этносов (по Л.Н. Гумелеву).


сентябрь

6




4. Доказать, что сознание определяет поведение человека.

5. Необходимость создания разумно мыслящей сферы биосферы






5

2. Эволюция сознания человека

6. Этническое сознание.

6. а). Необходимость изучения дисциплины Экологическая культура.



сентябрь

6

3. Законы природы и этносов.

6. б). Диалектическое и метафизическое мышление. Развитие экологического мышления .

6. в). Законы природы и законы этносов.

7. Изречения А.Дистервега, Н.Н., Бердяева о человеке.

8. Некоторые законы экологии и законы адыгского этноса.

9. Сущность экологических законов, их отличие от законов государств и сходство с законами этнических образований (на примере адыгского этноса).

10. Законы адыгского этноса.

11. Основные принципы существования биосферы.

12. Закон неизбежности перехода биосферы в ноосферу.

13. Ноосфера – результат коэволюции человека и природы.


октябрь

7

4. Единство народов, населяющих планету Земля

14. Учение Н.А. Страхова.

15. Русский космизм.

16. Принципы формирования достойного человека адыгов. Достойные адыги

17. Адыгство. Этноэкологические воззрения адыгов в науке (А.Ю. Шадже).

18. Иностранные исследователи об адыгах.


октябрь

6

5. Холистический подход к решению экологических проблем

19. Экологическое сознание, направленное на экологически оправданное поведение. Всестороннее развитие личности – основа формирования экологического сознания.

20. Холистический подход к решению экологических проблем современности.



ноябрь

4

6. Этническое сознание адыгов.

21. Сознание адыгов, направленное на экологически оправданную деятельность.

22. Коэволюция и принципы организации в системе «человек – природа» - по А.А. Горелову.

23. Инкультурация адыгов.

24. Адаптация к неизбежно изменяющимся условиям среды обитания. Необходимость целенаправленного возрождения этноэкологических ценностей.

25. Технический прогресс – одностороннее развитие человеческой цивилизации, ведущей к самоуничтожению.

26. Иностранные исследователи об адыгах.



ноябрь

5

7. Акмеологическое направление в развитии сознания человека, место этносов в нем.

27. Экологическое сознание населения Республики Адыгея.

28. Экологические традиции природопользования народов Северного Кавказа.

29. Акмеизм. Экологический анализ творческого пути будущих экологов в перспективе.

30. Отличительные особенности культуры, природопользования различных этносов в России, за рубежом.



Декабрь

6

8. Международная экологическая политика

31. Значение космической энергии в эволюции сознания человека.

32. Попытки этносов, общественных объединений к совершенствованию сознания и поведения человека.

33. Экологооправданное поведение народов Северного Кавказа.

34. Экологическая политика.



Декабрь

6

Итого







51

Таблица 2


Самостоятельная работа студентов ЗФО



Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Объем часов

1

2

3

4

1. Экологическая культура

1.Введение в предмет «Экологическая культура».

2. Этносы Северного Кавказа.

3. Возникновение этносов (по Л.Н. Гумелеву).


сентябрь

12




4. Доказать, что сознание определяет поведение человека.

5. Необходимость создания разумно мыслящей сферы биосферы






12

2. Эволюция сознания человека

6. Этническое сознание.

6. а). Необходимость изучения дисциплины Экологические традиции народов Северного Кавказа.



сентябрь

10

3. Законы природы и этносов.

6. б). Диалектическое и метафизическое мышление. Развитие экологического мышления адыгов

6. в). Законы природы и законы этносов.

7. Изречения А.Дистервега, Н.Н., Бердяева о человеке.

8. Некоторые законы экологии и законы адыгского этноса.

9. Сущность экологических законов, их отличие от законов государств и сходство с законами этнических образований (на примере адыгского этноса).


октябрь

12

4. Единство народов.

14. Учение Н.А. Страхова.

15. Русский космизм.

16. Принципы формирования достойного человека адыгов. Достойные адыги

17. Адыгство. Этноэкологические воззрения адыгов в науке (А.Ю. Шадже).

18. Иностранные исследователи об адыгах.


октябрь

12

5. Холистический подход к решению экологических проблем

19. Экологическое сознание, направленное на экологически оправданное поведение. Всестороннее развитие личности – основа формирования экологического сознания.

20. Холистический подход к решению экологических проблем современности.



ноябрь

12

6. Этническое сознание адыгов.

21. Сознание адыгов, направленное на экологически оправданную деятельность.

22. Коэволюция и принципы организации в системе «человек – природа» - по А.А. Горелову.

23. Инкультурация адыгов.

24. Адаптация к неизбежно изменяющимся условиям среды обитания. Необходимость целенаправленного возрождения этноэкологических ценностей.

25. Технический прогресс – одностороннее развитие человеческой цивилизации.

26. Иностранные исследователи об адыгах.



ноябрь

22

7. Акмеологическое направление в развитии сознания человека, место этносов в нем.

27. Экологическое сознание населения Республики Адыгея.

28. «Экологические традиции природопользования народов Северного Кавказа».

29. Акмеизм. Экологический анализ творческого пути будущих экологов в перспективе.

30. Отличительные особенности культуры, природопользования различных этносов в России, за рубежом.



Декабрь

12

8. Международная экологическая политика

31. Значение космической энергии в эволюции сознания человека.

32. Попытки этносов, общественных объединений к совершенствованию сознания и поведения человека.

33. Экологооправданное поведение народов Северного Кавказа.

34. Экологическая политика.



Декабрь

12

Итого







94





  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал