Рабочая программа по экологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования



Скачать 183.95 Kb.
Дата26.04.2016
Размер183.95 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  основе программы «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс (34 часа, 1 час в неделю), авторы: М.З. Федорова, B.C. Кучменко, Т.П. Лукина, опубликованной в сборнике программ «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе», Издательский центр Вентана – Граф, 2006. 

В программе «Экология» рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание обучающихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Обучение предмету «Экология» опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование природоохранного мышления.

Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта.

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.



Цели изучения курса

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.



Тематический план


урока

п/п

Тема урока

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебно-методическое обеспечение

1.

Что изучает экология человека.

Разделы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные, физические, химические, биологические).


знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека;

уметь: приводить примеры различных экологических факторов.

Схемы «Структура экологии человека», «Экологические факторы».

2.

Здоровье и образ жизни. Лаборатор-ная работа

1 «Оценка состояния физического здоровья».



Природная и социальная среда. Здоровье (физическое, психическое, социальное). Образ жизни. Режим дня.

Лабораторная работа

1 «Оценка состояния физического здоровья».

* Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.

Климатические курорты нашей страны (или региона).



знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы.

Секундомер.

Дополнительная литература.



3.

История развития представлений о здоровом образе жизни.

Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества (от первобытного человека до наших дней). Изменения взглядов на здоровый образ жизни.

* История возникновения экологических проблем нашего региона.



знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни;

уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни.


Таблицы, рисунки «Здоровый образ жизни».

Дополнительная литература.



4.

Из истории развития взаимоотно-шений человека с природой.

Этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. Экологическая катастрофа.

знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой;

уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.

Таблицы, рисунки «Загрязнение окружающей среды», «Экологическая катастрофа».

5.

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

Антропология. Этнография. Расы человека: негроидная, европейская, монголоидная. Типы телосложения: арктический, тропический, пустынный, высокогорный.

знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в зависимости от среды обитания;

уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный.

Фотографии и рисунки представителей разных рас, различных типов телосложения.

6.

Влияние климатических факторов на здоровье.

Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология.

*Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье.



знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека;

уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства.

Фотографии «Приспособления человека к сезонным изменениям».

Дополнительная литература.



7.

Экстремаль-ные факторы окружающей среды.

Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

* Ионизирующая радиация и здоровье. Электромагнитные поля и здоровье.





знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок.

Фотографии и рисунки «Экстремальные факторы».

Дополнительная литература.



8.

Обобщающий урок по главе 1. Самостоя-тельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

Самостоятельная работа № 1 (тестирование по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»).

знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», «загрязнение», «экологическая катастрофа», «экстремальные факторы»

уметь: отвечать на вопросы самостоятельной работы.

Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Окружающая среда и здоровье человека».

9.

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.



знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек;

уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека.

Таблицы «Вредные привычки».

10.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.

Опорно-двигательная система: кости и мышцы. Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни.

* Гигиена спорта.



знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы; понятие «гиподинамия»;

уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений.

Таблица «Опорно-двигательная система человека».

Дополнительная литература.



11.

Природные и антропоген-ные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.Лаборатор-ная_работа'> Лаборатор-ная работа

2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»



Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых. Климатогеографические факторы. Радиационное облучение. Курение, алкоголь, лекарственные препараты, влияющие на развитие плода. Гипоксия. Анемия. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»;

уметь: объяснять причины изменения состава крови.

Таблица «Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови».

12.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Лаборатор-ная

работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».

Система кровообращения. Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».

знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы

уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы.

Таблицы, рисунки с изображением системы кровообращения. Секундомер.

13.

Правильное дыхание. Лаборатор-ная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания;

уметь: вести наблюдения и делать выводы.

Рисунки с изображением строения дыхательной системы Емкость, водный термометр, секундомер.

14.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

Питательные вещества. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно-кислые бактерии, дрожжи.


знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма;

уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме;

Таблица «Состав пищи», рисунки, иллюстрирующие содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания.

15.

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Практичес-кая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка»

Вредные вещества: нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка».

* Режим питания.

знать: пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами;

уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами.

Таблицы, изображающие пути поступления в пищу вредных веществ.

Упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных и кондитерских изделий, консервов.

Дополнительная литература.


16.

Рациональное питание и культура здоровья.

Рациональное питание. Культура питания. Диета.

* Диета и здоровье.



знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»;

уметь: давать оценку диетам.


Рисунки «Культура питания».

Дополнительная литература.



17.

Самостоя-тельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем».

Самостоятельная работа № 2 (тестирование по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»).

знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета»

уметь: отвечать на вопросы.

Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеваритель-ной систем».

18.

Воздействие солнечных лучей на кожу.

Факторы, оказывающие влияние на кожу. Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце.

знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце;

уметь: объяснять и применять правила пребывания на солнце.

Таблица «Воздействие солнечных лучей на кожу человека».

19.

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу-ляции. Закаливание: средства и способы.

Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры.

* Способы закаливания.



знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания;

уметь: применять правила закаливания.

Таблица «Средства и способы закаливания».

Дополнительная литература.



20.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

Утомление. Переутомление.

знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления;

уметь: предупреждать переутомление.

Рисунок «Чередование труда и отдыха».

21.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лаборатор-ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха»

Фотоэпилепсия. Работа на компьютере. Звук. Шум. Укачивание. Вибрационная болезнь. Лабораторная работа 5 «Воздействие шума на остроту слуха»

знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека;

уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения.

Таблицы «Причины болезней движения», «Источники шума».

Часы, линейка, магнитофон или плеер.



22.

Стресс как негативный биосоциаль-ный фактор. Лаборатор-ная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».

Стресс. Стадии стресса. Методы релаксации: простое расслабление мышц, метод медитативной релаксации, антистрессовая релаксация, чередующееся носовое дыхание. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».

знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации;

уметь: применять методы релаксации.


Термометр для измерения температуры воздуха.

23.

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности

Темпераменты: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Стрессоустойчивость.

знать: типы темпераментов;

уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности.


Таблица «Типы темпераментов».

24.

Биоритмы и причины их нарушения.

Биоритмы. Основные группы биоритмов. Биологические часы.

* Циркадные ритмы и здоровье.




знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов;

уметь: называть основные группы биоритмов.

Рисунок «Изменения функций и работоспособ-ности человека в течение суток».

Дополнительная литература.



25.

Гигиеничес-кий режим сна – составляющая здорового образа жизни.

Сон. Значение фаз сна. Продолжительность сна. Гигиена сна.

* Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека.



знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна

в разные периоды жизни; правила гигиены сна;



уметь: применять правила гигиены сна.

Таблица «Фазы сна».

Дополнительная литература.



26.

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

Щитовидная железа. Эпифиз.

знать: железы внутренней секреции, их функции;

уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека.

Таблица «Железы внутренней секреции».

27.

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»

Самостоятельная работа № 3 (тестирование по теме: «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»).

знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы»

уметь: отвечать на вопросы.

Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»

28.

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциаль-ных факторов.

Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания. Вторичные половые признаки.


знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания;

уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте.

Таблицы, демонстрирующие строение женской и мужской репродуктивной системы;

29.

Проблемы взросления и культура здоровья.

Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности.

знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности;

уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов.

Таблицы, иллюстрирующие этапы развития организма человека.

30.

Факторы риска внутриутроб-ного развития.

Внутриутробное развитие. Факторы риска: физические, биологические, химические.

*Внутриутробные инфекции.



знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития;

уметь: приводить примеры факторов риска.

Схема, демонстрирующая классификацию факторов риска внутриутробного развития.

Дополнительная литература.



31.

Гендерные роли.

Роль и место мужчины и женщины в обществе.

*Социальные роли.



знать: роль и место мужчины и женщины в обществе;

уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин.

Таблица «Гендерные роли».

Дополнительная литература.



32.

Биологичес-кие и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.

Сифилис. Гонорея. Хламидиоз. Трихомоноз. Герпес. СПИД.

*Лечение и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.



знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней;

уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем.

Таблица «Половая система человека».

Дополнительная литература.



33.

Ответствен-ное поведение как социальный фактор.

Ответственное поведение.

*Виды социального поведения.



знать: чем опасны ранние сексуальные отношения;

уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях.

Дополнительная литература.

34.

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье».

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 (тестирование по теме: «Репродуктивное здоровье»).

знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»;

уметь: отвечать на вопросы.

Таблица «Половая система человека».



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

  • о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

  • влияние климатических факторов на здоровье;

  • влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

  • последствия вредных привычек;

  • факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;

  • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

  • причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

  • основные принципы лекарственной помощи;

  • факторы здоровья и факторы риска болезни;


уметь:

  • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

  • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

  • давать оценку диетам;

  • перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • выполнения основных видов физических упражнений;

  • применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

  • предупреждения переутомления;

  • оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

  • уходе за больными.


Материально-техническое обеспечение 

Микролаборатории, микроскопы и лупы, микропрепараты «Человек»

Таблицы (набор таблиц Человек, 8 класс)
Коллекции антропологических находок 
Модели скелета, торса, головного мозга, сердца, анализаторов человека 
Модели человека (расы)
Модель для демонстрации работы мышц 

Комплект таблиц по теме «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

1 часть.
Уровни организации тела человека.


Строение клетки.
Типы клеток и тканей.
Скелет.
Череп.
Скелетные мышцы.
Опорно-двигательный аппарат.
Система органов кровообращения.
Строение сердца.
Цикл сердечных сокращений.
Форменные элементы крови.
Лимфатическая система.
Строение органов дыхания.
Система органов пищеварения.
Микробы и вирусы.
Покровы.
Система органов выделения.
Оплодотворение и эмбриональное развитие.
Развитие ребенка.

2 часть.
Эндокринные железы.


Иммунная система.
Нервная система.
Нервная клетка.
Головной мозг.
Спинной мозг. Рефлекторная дуга.
Орган зрения.
Слух и равновесие.
Обоняние.
Орган вкуса. 


Поделитесь с Вашими друзьями:



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал