Рабочая программа по элективному курсу «Урбоэкология» Составители



Скачать 139.63 Kb.
Дата29.04.2016
Размер139.63 Kb.
ТипРабочая программа


Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная Озёрская школа»

(МБОУ «Средняя общеобразовательная Озёрская школа»)

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей среднего общего образования

(Протокол от ___.___.______. № _____)


РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

(Протокол от ___.___.______. № _____)


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы


от ___.___.______. № _____

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Урбоэкология»

Составители: учитель географии Черкашина О.С.,

с. Озёрки

Старооскольский городской округ

2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования и авторской Программой Г.С. Камериловой 10-11 класс (География. Программы элективных курсов. 10-11 классы. Сборник программ. Профильное обучение. Автор-составитель В.П. Дронов. - М.: Дрофа,2012. )



Цель курса :

Способствовать формированию географической и экологической культуры личности на основе усвоения школьниками междисциплинарного урбоэкологического содержания, развития у них экогуманистического стиля мышления, обеспечивающего осознание единой урбанистической картины мира во всем ее многообразии в контексте идей устойчивого развития.

Рабочая программа рассчитана на обучающихся средней общеобразовательной школы, составляет 34 часа ( 1 час в неделю).

Изменения внесенные в авторскую программу


№ п/п


Наименование раздела ( темы)


Количество часов в примерной (авторской) программе


Количество часов в рабочей программе


Обоснование


1

Введение

2

2

Авторская программа рассчитана на 34 часа, но в нее были внесены следующие изменения:

В раздел экологические проблемы городов добавлен 2 часа;

В раздел исторические типы городов добавлено 3 часа.



2



Городская среда – среда жизни человека

4



4



3



Факторы формирования городской среды

12



12



4

Экологические проблемы городов


6

8

5

Исторические типы городов


6

9




30 ч 34 ч


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения урбоэкологии ученик должен:



Знать:

- теоретические основы урбоэкологии, ее отраслевую специфику , особенности управления природопользованием.



Уметь:

- использовать навыки работы с информацией из различных источников;

- определять основные виды загрязнения городской среды и предлагать меры по их предотвращению;

- оценивать качество городской среды

Владеть:

- основными методами и средствами получения и хранения информации, создания компьютерных презентаций;

-принципами создания оптимальной среды обитания;

- методами оценки влияния человека на городские природные сообщества



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п


Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примечание




Введение

2




1

Что изучает урбоэкология

1




2

Методы и способы урбоэкологических исследований

1







Городская среда – среда жизни человека

4




3

Городская среда как урбосистема

1




4

Основные закономерности и особенности развития урбосистем

1




5

Компоненты урбосистемы

1




6

Качество городской среды и его мониторинг

1







Факторы формирования городской среды

12




7

Географическое положение

1




8

Природный ландшафт и его компоненты

1




9

Геологическое строение и рельеф территории

1




10

Поверхностные и подземные воды

1




11

Растительный мир

1




12

Животный мир

1




13

Функциональная структура и городская среда

1




14

Промышленные функции города

1




15

Коммуникационная сеть

1




16

Города с рекреационными функциями

1




17

Архитектура: музыка застывшая в камне

1




18

Планировочная структура: формула градоустройства

1







Экологические проблемы городов

7




19

Общая характеристика экологических проблем городов

1




20

Экологические проблемы городов в исторической ретроспективе: допромышленный период

1




21

Экологические проблемы городов в исторической ретроспективе : промышленный период

1




22

Природно-ландшафтные проблемы

1




23

Ресурсно-хозяйственные проблемы

1




24

Антропоэкологические проблемы

1




25

Пути решения экологических проблем

1







Исторические типы городов: каменная летопись истории человечества

9




26

Древнейшие города

1




27

Античные города Древней Греции и Древнего Рима

1




28

Средневековье

1




29

Города Эпохи Возрождения

1




30

Города нового и новейшего времени

1




31

Древнерусский город

1




32

Города промышленной эпохи

1




33

Историческая многослойность современных городов

1




34

Города будущего

1




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «УРБОЭКОЛОГИЯ»

Введение (2 часа)

Что изучает урбоэкология? Урбоэкология – это учение о городе как доме, среде жизни человека. Интегрированный подход к изучению городской среды. Урбанизация как глобальный исторический процесс и фактор преобразования природного ландшафта. Многообразие городов.

Методы и способы урбоэкологических исследований: моделирование, мониторинг, картографический.

Городская среда – среда жизни человека ( 4 часа)

Понятие «городская среда». Компоненты городской среды: природные ( абиотические, биота), население, техносфера. Природно-ресурсный потенциал городской среды. Межкомпонентные и внутрикомпонентные связи. Целостность, открытость, динамичный характер, управляемость городской среды как урбосистемы.

Основные закономерности и особенности развития урбосистем. Закон развития урбосистемы за счет окружающей его среды.

Закон географического разнообразия. Город как гетеротрофная система ( Ю.Одум). история развития городов с экологической точки зрения ( по Л.Мамфорду).

Противоречие во взаимоотношениях основных акцентирующих компонентов.

Качество городской среды и его мониторинг.

Понятие и критерии качества. Утилитарно- полезные и утилитарно-бесполезные аспекты качества городской среды. Здоровье человека, населения как обобщенный показатель качества среды. Понятие и виды здоровья, определяемые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Мониторинговая служба города. Мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния городской среды. Виды мониторинга: мониторинг фонового состояния, мониторинг среды у источников загрязнения, мониторинг среды на рабочих местах, мониторинг геологической среды.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Посты наблюдений: стационарные, маршрутные, передвижные. Оценка состояния природных компонентов. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Виды прогнозирования. Прогноз состояния городской среды.

Факторы формирования городской среды ( 12 часов)

Географическое положение. Понятие «географическое положение». Вклад Н.Н. Баранского, И.М. Маергойза, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцика в разработку теории географического положения. Физико-географическое положение, экономико-географическое положение, эколого-географическое положение (Н.Н. Клюв).

Макро, мезо, микроположение. Связь микроположения с планировочной структурой города.

Природный ландшафт и его компоненты.

Природный ландшафт как пространственный базис формирования городской среды. Концепции динамичного городского ландшафта.

Геологическое строение, тектоника, рельеф. Гидрогеология города. Наличие минерально-сырьевых ресурсов, условия их эксплуатации. Рельеф и планировочная структура. Климатические условия. Радиационный, температурный, ветровой режимы, влажность воздуха, осадки, определяющие степень комфортности городской среды. Ультрафиолетовая радиация и ее значение. Связь погодных условий и здоровья человека. Понятие экстремальности климатических условий и особенности адаптации городских жителей в городах Севера и на аридных территориях. Учет климатических показателей в градостроительстве.

Поверхностные и подземные воды. Использование их для хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения. Архитектурно-планировочное значение рек, морских набережных.

Почвенно-растительный покров, животный мир. Пути формирования биоты в городской среде. Естественная растительность. Сады, парки, скверы, лесопарки, зеленые пояса. Озеленение дворов и улиц. Синантропные виды. Рудеральные виды.

Проблемы охраны памятников природы. Экологический каркас города.

Социально-экономические факторы формирования городской среды.

Функциональная структура города и городская среда. Города – крупные индустриальные центры, выступающие как мощные потребители природных ресурсов и загрязнители окружающей среды. Массообмен современного промышленного города. Транспорт и его влияние на городскую среду. Рекреация. Строительная деятельность и архитектура: аспекты взаимосвязи. Единство утилитарной и художественной функций – важнейший принцип архитектуры. Классическая формула зодчества: польза, прочность, красота. Природа и архитектура. Гуманизм градостроительства – основа синтеза городской среды. Масштабность архитектуры – изменение подходов. Бурный рост крупных городов и нарушение масштабности, сообразной с ростом человека. Проблема охраны памятников архитектуры.

Целостность городской среды. Среда – носитель материальной и духовной культуры. Ритм как композиционный прием организации пространства города. Теория «переливающихся пространств» Франка Ллойда Райта.

Экологические проблемы городов ( 7 ч.)

Экологические проблемы городов в исторической ретроспективе.

Экологические проблемы городов: допромышленный период. Проблема отходов в древнейших городах. Озеленение городской среды. «Висячие сады» Семирамиды. Проблемы загрязнения в городах Античности. Системы водоснабжения. Причины ухудшения качества городской среды в средневековых городах. Распространение эпидемий. Развитие культуры благоустройства городской среды в эпоху Возрождения. Преимущественное использование возобновляемой части ресурсов.

Экологические проблемы городов: промышленный период. Вовлечение невозобновимых природных ресурсов. Развитие промышленности и растущие проблемы загрязнения. отвод земель под промышленное и транспортное строительство. Отходы.

Опыт решения экологических проблем в различные исторические эпохи.

Современные экологические проблемы и пути их решения.

Природно-ландшафтные проблемы: разрушение природных ландшафтов. Изменение рельефа, гидрографического рисунка, микроклиматических характеристик. Сокращение площади зеленых насаждений , сокращение видового разнообразия.

Ресурсно-хозяйственные проблем: истощение природных ресурсов , загрязнение городской среды – химическое, физическое, биологическое, механическое , информационное. Отрасли, наиболее ответственные за загрязнение городской среды.

Антропоэкологические проблемы: ухудшение здоровья населения, проблема адаптации, гиподинамия, характер эпидемиологической обстановки. Пути решения экологических проблем.

Исторические типы городов ( 9 часов)

Основные исторические типы городов.

Возникновение и развитие городов Древнего мира ( до 4 в. н.э.). Высокая градостроительная культура Египта, своеобразная микрогеография столичных городов: Мемфиса, Фив, Ахетатона, Города Двуречья.

Античный город. Непревзойденные образцы градостроительного искусства античной эпохи. Важнейшие принципы и приемы выбора места для городов, их территориальной организации и застройки, учета природных условий, архитектурного искусства. Приморское положение древнегреческих городов, двухчастная структура античного города.

Высокий уровень строительства инженерных коммуникаций в городах Древнего Рима. Усиление регулярности планировки. Застройка Рима. Главный опыт античной архитектуры – синтез художественных, географических и инженерных подходов и решений в градостроительстве.

Особенности микрогеографии средневекового города, обусловленные необходимостью обороны при постоянно существующей угрозе нападения. Естественное формирование радиально-кольцевой планировочной структуры города. Центрическая композиция. Низкий уровень благоустройства города. Роль культовых сооружений. Романский и готический стили.

Обращение зодчества эпохи Возрождения к богатейшему опыту Античности.

Города Нового времени.

Развитие промышленного города и экологические проблемы. Концепция «идеального города» Э. Говарда. От города – сада к городу-спутнику. Вклад Ле Корбюзье в теорию градостроительства.

Монотонность и механистичность облика современных городов и микрорайонов. Особенности планировки и застройки городов России.

Города будущего.

Обзор фантастических проектов городов будущего. Идеи пространственных городов будущего. Проекты Паоло Солери. Мобильные города. Акваполисы .

Город будущего – город-сад: достоинства и проблемы. Основные экологические требования к формированию экополисов.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1.Город – экосистема/ Э.А.Лихачева, Д.А.Тимофеев, М.П. Жидков – М.: Изд – во БелГУ, 2006

2.Гутнов А.Э. , Глазычев В.М. Мир архитектуры: лицо города. – М.: Молодая гвардия, 1990

3.Клауснитцер Б. Экология городской фауны. – М.: мир, 1990

4.Перцик Е.Н. География городов – М.: Высшая школа, 1991

5.Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. – М.: Высшая школа, 1990

6.Природный комплекс большого города: ландшафтно-экологический анализ/Э.Г. Коломыц, Г.С. Розенберг, О.В. Глебова – М.: наука ,2000

Оборудование и приборы


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 15 учащихся

(базовая школа)

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1

Комплекты демонстрационных таблиц

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

1







2

Портреты выдающихся ученых .

Используются для изучения отдельных тем программы.

1







КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

3

Комплект словарей и справочников

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

2







СРЕДСТВА ИКТ

4

1.Универсальный портативный компьютер,

2.Принтер лазерный.



3.Мультимедиа проектор

Используется учителем

В соответствии с планируемой потребностью учителя








Поделитесь с Вашими друзьями:



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал