Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии и соответствует учебной программе 6 класса



Скачать 202.64 Kb.
Дата24.04.2016
Размер202.64 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии и соответствует учебной программе 6 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Курской области, утвержденным приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421. География в основной школе является тем предметом, который формирует у обучающихся комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества через знакомство с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях. Познавая на конкретных примерах многообразие географического пространства, обучающиеся осознают необходимость географических знаний в практической деятельности. Также формируются навыки и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Начальный курс географии 6 класса опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» и «Природоведение» начальной и основной ступени обучения, а также является базой для изучения общих географических закономерностей. На изучение географии в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю): 1час за счет федерального компонента и 1 час - регионального компонента.

Материал курса представлен следующими разделами:

1.Введение. 6. Гидросфера.

2.Земля как планета. 7. Биосфера.

3. Способы изображения земной поверхности. 8. Почва и геосфера.

4.Литосфера.

5.Атмосфера.

Содержание тем изучаемого курса

1.Введение. В данном разделе обучающиеся знакомятся с историей и содержанием географической науки, с выдающимися путешественниками прошлого, с географическими открытиями, с источниками географических знаний. На конкретных примерах раскрываются те усилия, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Также уделяется большое внимание и вкладу русских путешественников в изучение нашей планеты. Изучение этого раздела опирается на межпредметные связи с историей.

2.Материал раздела «Земля как планета» не только дает сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и показывает, как свойства планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Этот раздел является пропедевтическим по отношению к курсам физики и астрономии.

3.В разделе «Способы изображения земной поверхности» обучающиеся знакомятся с принципами построения географических карт, учатся навыкам ориентирования на местности, способам определения расстояний на местности, умению читать план местности и решать практические задачи по плану. При изучении географических координат и масштаба используются знания из курса математики.

4.В последующих разделах учебника обучающиеся знакомятся с компонентами географической оболочки планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой.

При изучении данных разделов обучающиеся получают большой объем новой информации, должны усвоить множество понятий и терминов, понять закономерности географической оболочки. Также уделяется должное внимание месту человека в природе, влиянию природных условий на его жизнь, воздействию хозяйственной деятельности на природную оболочку планеты. Материал этих разделов опирается на межпредметные связи с биологией и в тоже время является пропедевтическим для курсов физики, химии, зоологии, которые будут изучаться в последующих классах.

5.В разделе «Почва и географическая оболочка» обобщаются знания,

полученные при изучении предыдущих разделов, а также формируется представление о том, что Земля – это множество разнообразных и неповторимых природных комплексов, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом.

Начальный курс географии тесно связан и с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Синтез этих курсов позволяет рассмотреть широкий круг вопросов: от правил поведения в природе до безопасного поведения при возникновении опасных стихийных явлений (землетрясений, наводнений, извержений вулканов, ураганов и т.п.), а также и глобальную безопасность жизнедеятельности человека в результате его хозяйственной деятельности в целом на планете.

Цели и задачи учебного предмета:

- познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от местных (локальных) до глобальных;

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитывать любовь к своей местности, своей стране;

- прививать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей среде;

- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории;

- самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

- уметь применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.


Требования к уровню усвоения предмета

Обучающиеся должны:

1.Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2.Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погоды;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3.Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра. 4.Описывать географические объекты.5.Объяснять особенности компонентов природы своей

местности.

Учебно-методическое обеспечение предмета

1.Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география. – Москва, «Русское слово», 2009.

2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.

3.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.

4.И.И.Баринова, В.Г. Суслов. Рабочая тетрадь «География. Начальный курс». Издательство «Экзамен»- Москва, 2009.

5.Т.В. Иванова. Тематическое и поурочное планирование по географии. Издательство «Экзамен», Москва, 2006.

6.Е.В.Датская, Е.В.Синицына, М.Г. Синицын. Контрольные и проверочные работы по географии. – Экзамен, Москва, 2003.

7.О.В. Чичерина. Тесты по географии.- Экзамен, Москва, 2005.

8.Л.Е. Перлов. Дидактические карточки – задания по географии.- Экзамен, Москва, 2005.

9.В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2008.

10.Г.П. Субботин. Задачник по географии. 500 заданий, тестов, вопросов.

11.Е.В. Баранчиков. Сборник заданий и упражнений по географии. – Экзамен, Москва, 2006.

12.О.В.Чичерина. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии. – М.:ТЦ «Сфера». 1999.

13.Диск «Уроки географии в 6 классе». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

14.Диск «Начальный курс географии 6 класс».
Дополнительная литература:
Герасимова Т.Н., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2006.
В.П. Сухов. Физическая география. 6 класс. Москва «Просвещение», 1995.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
Н.А. Максимов. Хрестоматия по физической географии. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1980.
О.К. Разумовская, Е.Т. Козловский. Занимательная география. – СПб.: Издательство «Кристалл», 1998.
Е.В. Экзерцева. География. Кроссворды для школьников. Ярославль «Академия развития», 1998.
Ю.П. Пармузин, Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. Москва «Просвещение» 1994.
Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: 1996.
Оценочные практические работы.
1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.

2.Топографический диктант.

3.Ориентирование на местности.

4.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

5.Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).

6.Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

7.Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

Всего практических работ 10, оценочных – 7.



Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Календарно - тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

Д/З

Дата проведения

План

Факт.




1.

География - одна из наук о планете Земля.

1

УИНМ

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия. Открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать основные понятия и термины.




Вводная беседа




§ 1.







2.

Начало географического познания Земли. Великие географические открытия.

1

УАНЗ




ИФО




§ 2,3.







3.

Географические открытия и исследования в ХVIII-XX веках.

1

УАНЗ










§4







Раздел I. Планета Земля. Изображение земной поверхности (10 часов)

Земля как планета Солнечной системы (3 часа)

4.

Земля среди других планет Солнечной системы.




УИНМ

Солнце - источник жизни на Земле. Земля- одна из 8 планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.






Вводная беседа




§5







5.

Движения Земли. Суточное вращение Земли.




УИНМ




Инд. и фронт.опрос.




§6,7







6.

Взгляд на Землю из Космоса.




УАЗиУ




Инд. и фронт.опрос.




§8







План местности. (4 часа)

7.

Изображение поверхности Земли. Ориентирование на местности.

1

УИНМ

Изображение поверхности Земли на топографических планах и картах. План местности. Масштаб, градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Знать: основные географические понятия и термины: рельеф местности, относительная высота форм рельефа; изображение рельефа на топографических планах и картах. Уметь: читать планы и карты и использовать их в повседневной жизни.







Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, солнцу, азимуту, рассояний на местности и плане. Определение расстояний на плане в масштабе, движене по азимуту,осуществление его привязки к местным объектам. Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями. Решение практическиз задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.

§9







8.

Топографические план и карта. Их составление.

1

УИНМ




Практическая работа.

§10,11







9.

Рельеф местности. Относительная высота форм рельефа. Изображение рельефа на топографических планах и картах.

1

УАЗиУ







§12,13







10.

Виды планов и их использование.

1

Урок практикум




Практическая работа

§14







Глобус и географическая карта – модели земной поверхности (3 часа).

11.

Глобус. Географические координаты.

1

УИНМ

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть. Определение географических координат. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение использование карт. Ориентирование на местности.

Знать: основные географические понятия и термины: различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.







Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний. Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений. Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описание по карте. Составление характеристики карты.

§15,16







12.

Работа с глобусом.

1

Урок практикум







§17







13.

Географическая карта. Ее значение в жизни человека.

1

Урок практикум

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.




§18,19







Раздел II. Геосферы Земли (21 час).

14.

Внутреннее строение Земли. Земная кора и литосфера.

1

УИНМ

Литосфера: строение земной коры. Геология.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Возникновение Земли и ее геологическая история. Развитие геограических знаний человека о Земле.

ИиФО




§20,21







15.

Стихия землетрясений. Вулканы Земли.

1

УАЗиУ




Работа с картами атласа.

Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на к.к. основных зон землетрясений и вулканизма.

§22,23







16.

Состав земной коры. Минералы.

1

УАЗиУ

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых.




Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.) Нанесение на к.к. основных месторождений п.ископаемых, природных памятников литосферы.

§24,25







17.

Выветривание и перемещение горных пород. Рельеф земной поверхности. Горы суши.

1

УАЗиУ

Рельеф ((горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением п.и., влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.







Описание по карте геологического положения (ГП)гор, и равнин. Определение по карте высоты гор и равнин.

§26,27







18.

Равнины и плоскогорья. Человек в горах и на равнине.

1

УАЗиУ




И и ФО







§







19.

Рельеф дна Мирового океана.

1

УАЗиУ

Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте

Работа с картами атласа







§







Тема 2. Гидросфера /5 часов/.

20.

Вода на Земле. Мировой океан-главная часть гидросферы.

1

УИНМ

Гидросфера: океан, океан, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Знать: географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, географическую зональность и поясность; проанализировать их изменение в результате деятельности человека.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы.

Вводная беседа

Определение по карте глубин морей и океанов, направление морских течений. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. Нанесение на к.к. элементов географической номенклатуры.

§30,31







21.

Вода Мирового океана. Человек и океан.

1

УАЗиУ










ИО




§32,33







22.

Воды суши. Жизнь реки. Большие и малые реки.

1

УАЗиУ










Работа с картами атласа, ИиФО




§34,35,36







23.

Озера. Вода в «земных кладовых».

1

УАЗиУ










ИиФО




§37,38







24.

Человек и гидросфера.

1

УПи ОЗиУ










Работа с картами атласа, ИиФО




§39







Тема 3. Атмосфера (5 ч).

25.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Как нагревается атмосферный воздух.

1

УИНМ

Атмосфера: ветер, осадки,образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.




Вводная беседа

Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». Построен е графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений влажности, температуры и давления воздуха с высотой

§40,41







26.

Атмосферное давление. Движение воздуха.

1

УАЗиУ







ИиФО




§42,43







27.

Вода в атмосфере. Разнообразие облаков.

1

УАЗиУ







ИиФО

§44,45







28.

Атмосферные осадки.

1










ИиФО

§46







29.

Погода. Климат.

1










ИиФО




§47







30.

Атмосфера. Гидросфера.

1

УПиОЗиУ







Тестирование

§48







Тема 4. Почвенный покров (1ч)

31.

Почва – уникальный природный объект.

1

УАЗиУ

Почва как особое природное образование.

Знать: географические явления и процессы в почве, изменение почвы в результате деятельности человека.

Наблюдение за изменением почвенного покрова.

Тестирование.

Определение состава почвы. Сравнен е чернозема и подзолистой почвы по плану.

§49







32.

Биосфера. Жизнь в тропическом поясе.

1

УИНМ

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.










§





































Тема 6. Географическая оболочка (2 часа).

34.

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка. Природная среда. Охрана природы.

1

УАЗиУ










Вводная беседа

Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли». Характеристика компонентов природы.

§ 55-57







35.

Биосфера. Географическая оболочка.

1

УО и систематизации ЗиУ

ИиФО













База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал