Рабочая программа по курсу «Психология»



Скачать 197.91 Kb.
Дата27.04.2016
Размер197.91 Kb.
ТипРабочая программа


АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по курсу «Психология» подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом, отражает теоретико-методические и практические аспекты психологии и педагогики как науки и учебной дисциплины.


Цель преподавания дисциплины «Психология» является формирование у студентов базовых знаний о закономерностях развития и функционирования психики человека, особенностях поведения, деятельности и обучения людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также об основных характеристиках самих групп и закономерностях педагогического процесса и образования.

Содержание: предмет и методы психологии, история развития психологии, становление психики человека, познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память и воображение, интеллект, мышление, речь, творчество, формирование и развитие личности, темперамент и характер, эмоциональный мир личности, мотивация и деятельность личности, бихевиористские теории личности, психоаналитические теории личности, гуманистические теории личности, межличностные отношения, психология общения, социальные общности и социальные группы, групповая динамика, социально-психологические конфликты, психология больших социальных групп.

1. Цели и задачи дисциплины.

Основной целью преподавания дисциплины «Психология» является формирование у студентов базовых знаний о закономерностях развития и функционирования психики человека, особенностях поведения, деятельности и обучения людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также об основных характеристиках самих групп и закономерностях педагогического процесса и образования.


Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса «Психология» решаются следующие задачи:



  • рассматриваются философские и естественнонаучные предпосылки развития психологии; изучаются предмет, функции, категории и методы психологии, ее основные школы и отрасли;

  • анализируются стадии и уровни развития психики человека; формируется представление об ощущениях, восприятии, внимании, памяти, их свойствах и взаимодействии; рассматриваются виды мышления, единство мышления, речи и общения; изучаются структура, факторы развития, методы оценки интеллекта; взаимосвязь творческого мышления и интуиции. Исследуются темперамент и характер личности, ее волевые качества, эмоции, потребности и мотивы поведения;

  • раскрывается сущность процесса социализации личности, формирования ее социальных установок;

  • рассматриваются закономерности процесса общения в единстве трех его сторон: коммуникации, социального взаимодействия (интеракции) и взаимного восприятия людей (перцепции);

  • анализируются основные характеристики и виды социальных групп, место и роль малых в жизнедеятельности индивидов и общества, процессы их формирования, функционирования и развития;

  • раскрываются основные причины, структура и динамика социально-психологических конфликтов, методы их предупреждения и разрешения;

  • изучаются различные формы коллективного поведения, массового сознания и массовых движений;

  • закладываются основы психологической культуры личности специалиста с высшим профессиональным образованием.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

  • знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;

  • знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки;

  • иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

  • иметь представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции поведения и деятельности;

  • знать основные потребности человека, эмоции и чувства;

  • знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Вариант

I

II

III

IV

Общая трудоемкость дисциплины

136

108

112

102

Аудиторные занятия

68

54

68

51

Лекции

34

36

34

34

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

-

Семинары (С)

34

18

34

17

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

-

-

Самостоятельная работа

68

54

44

51

Курсовой проект (работа)




-

20

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

-

Реферат

10

10

10

10

и (или) другие виды самостоятельной работы

58

44

14

41

Вид итогового контроля

зачет

зачет

экзамен

зачет

I вариант – специальность 080502 дн. отд., VI семестр, дифференцированный зачет;


II вариант – специальность 080502, веч. отд., II семестр, дифференцированный зачет;
III вариант - специальность 080505, дн. отд., VI семестр, экзамен;
IV вариант – специальность 080506, дн. отд., IV семестр, дифференцированный зачет.

  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий






Тематика лекций и семинаров

Кол-во часов

лекции

семинары

Раздел I. Психология

1.

Предмет и методы психологии

2

2

2.

История развития психологии

2

2

3.

Становление психики человека

2

2

4.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание

2

2

5.

Память и воображение

2

2

6.

Интеллект, мышление, речь, творчество

2

2

7.

Формирование и развитие личности







8.

Темперамент и характер

2

2

9.

Эмоциональный мир личности

2

2

10.

Мотивация и деятельность личности

2

2

11.

Бихевиористские теории личности

2

2

12.

Психоаналитические теории личности

2

2

13.

Гуманистические теории личности

2

2

14.

Межличностные отношения

2

2

15.

Психология общения

2

2

16.

Социальные общности и социальные группы

2

2

17.

Групповая динамика

2

2

18.

Социально-психологические конфликты

2

2

19.

Психология больших социальных групп

2

2

Учебный план по конкретному варианту преподавания дисциплины разрабатывается преподавателями на основе данной рабочей программы самостоятельно.



    1. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Психология

Тема 1. Предмет и методы психологии - 2 часа

Определение психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии. Общие и специальные отрасли психологии. Предмет психологии. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней. Поведение и деятельность как предмет психологии. Общая психология и ее структура. Отрасли современной психологии. Социальная психология как самостоятельный раздел психологической науки: ее предмет и задачи исследования.

Методы психологического исследования. Эксперимент и его роль в психологии. Наблюдение и самонаблюдение. Психологическое тестирование. Опрос. Индивидуальная и групповая беседа. Корреляционный анализ. Методы обработки информации, использование методов математической статистики.

Тема 2. История становления психологии - 2 часа

Понятие о душевных состояниях в работах древних философов. Анимизм в учении о душе. Взаимосвязь души и тела в представлениях древнегреческих философов. Материалистическое понимание души. Развитие психологических знаний в эпоху Возрождения. Учение Р. Декарта о рефлексе. Дуализм души и тела как доктрина новой психологии. Становление и развитие ассоциативной психологии. Психологическая мысль в Новое время. Возникновение новых направлений в психологии начала ХХ века: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивная и гуманистическая психология.

Становление и развитие отечественной психологии в конце XIX – начале XX века. Современные направления психологии в России. Основные школы и достижения мировой и отечественной психологии.



Тема 3. Становление психики человека - 2 часа

Истоки психики живых существ. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики. Становление низших форм поведения и психики. Стадии и уровни развития психического отражения у животных по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри. Роль практической деятельности, органов манипулирования и двигательной активности в развитии психики животных. Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных. Развитие высших психических функций у человека. Основные источники и условия развития высших психических функций. Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов. Общение и деятельность как факторы развития высших психических функций. Сравнение психики человека и животных. Познавательные процессы (ощущения, восприятие и память) у животных и человека. Интеллект человека и животных. Мотивация и эмоции у человека и животных. Биосоциальная природа психики и поведения человека.

Тема 4. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание - 2 часа

Значение ощущений в жизни человека и их происхождение. Виды ощущений. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности. Психологические особенности зрительных ощущений. Специфика слуховых ощущений. Обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Представление о субсенсорных ощущениях. Изменение и измерение ощущений. Понятие абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности. Психометрическая кривая. Закон Вебера — Фехнера. Изменчивость чувствительности анализаторов, ее причины. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Восприятие, его виды и свойства.

Отличие восприятия от ощущений. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов. Восприятие пространства, движения, времени. Законы восприятия. Связь восприятия с активностью личности. Восприятие и научение. Восприятие и умозаключение (мышление). Понятие внимания в психологии. Виды внимания. Теоретические и экспериментальные направления в исследованиях восприятия и внимания.


Тема 5. Память и воображение - 2 часа

Основные процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классификация видов памяти. Память и организация знаний. Уровни переработки информации. Экспериментальные исследования процессов памяти. Основные приемы совершенствования памяти.

Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения. Роль воображения в жизни человека. Воображение и познавательные процессы. Воображе-ние и мышление. Воображение и средства психотерапевтического воздействия. Воображение и творчество. Особенности творческого мышления. Фазы творческого процесса и его характерные черты.


Тема 6. Интеллект, мышление, речь, творчество - 2 часа

Понятие и сущность интеллекта. История развития представлений об интеллекте. Факторы развития интеллекта. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект». Процессы мышления. Основные формы мышления. Стратегии мышления. Мышление и творчество. Понятие вдохновения. Творческий поиск. Особенности творческой личности. Психологические теории развития когнитивных процессов.

Речь и ее функции. Формирование речи у детей. Эгоцентрическая речь. Теории развития речи. Неразрывная связь речи и мышления. Расстройства речи. Речь и профессиональная деятельность.

Тема 7. Формирование и развитие личности - 2 часа

Понятие личности. Психологическая структура личности. Факторы формирования и развития личности. Понятие и сущность процесса социализации. Этапы социализации. Психологические механизмы социализации личности.

Возрастные периоды становления человека. Особенности физического, полового и когнитивного развития личности. Нравственное и социальной развитие. Индиви-дуальный жизненный цикл. Стадии развития личности по Э. Эриксону. Проблема устойчивости личности и психического здоровья. Психопатология. Изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия.


Тема 8. Темперамент и характер - 2 часа

Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Особенности и свойства каждого типа темперамента. Развитие и изменение представлений о темпераменте. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Проявление психологических свойств темперамента личности в познавательных процессах. Отражение свойств темперамента в предметной деятельности человека. Зависимость стиля общения от свойств темперамента. Темперамент и способности.

Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Структура характера. Формирование характера. Возрастные особенности становления черт характера. Черты характера и другие личностные свойства. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Основные акцентуации характера (по К. Леонгарду). Акцентуации характера и неврозы. Исследование акцентуаций характера.



Тема 9. Эмоциональный мир личности - 2 часа

Эмоции и их роль в жизни человека. Виды эмоций. Основные функции эмоций. Связь эмоций с потребностями личности. Соотношение понятий: аффект, настроение, чувство, страсть.

Психологические теории эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда. Когнитивные теории Л. Фестингера, С. Шехтера. Информационная теория П.В. Симонова. Активационная теория Линдсея – Хобба.

Связь эмоций с потребностями личности. Эмоции и человеческая индивидуальность. Эмоции и человеческие взаимоотношения. Развитие эмоциональной сферы личности.

Понятие стресса. Теория стресса Г. Селье. Этапы развития стресса. Стресс и здоровье личности.

Тема 10. Мотивация и деятельность личности - 2 часа

Мотив и мотивация. Диспозиционная и ситуационная детерминация поведения. Основные проблемы мотивационного объяснения поведения. Понятия мотивации и диспозиции. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека. Психологические теории мотивации. Теория потребностей. Мотивация и деятельность. Индивидуальные различия в деятельности людей, ориентированных на успех и на избегание неудачи. Мотивация достижения и тревожность. Мотивация власти. Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях.

Тема 11. Бихевиористские и диспозиционные теории личности - 2 часа

Личность как центральная проблема исследований в психологии. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Классификация теорий личности. Основные методы исследования в бихевиористских и диспозиционных теориях личности. Концепция черт личности. Структура и динамика личности. Типы индивидуальных диспозиций. Определение степени зрелости личности. Диспозиционная теория личности Г. Л. Оллпорта. Теория личности Р. Кеттела. Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера. Теория социального научения А. Бандуры.
Тема 12. Психоаналитические теории личности - 2 часа

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности. Психоанализ: основные концепции и принципы. Инстинкты - движущая сила поведения. Развитие личности: психосексуальные стадии. Основные положения Фрейда относительно природы человека. Эмпирическая валидизация психодинамических концепций. Применение: психоаналитическая терапия - исследование бессознательного. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Аналитическая психология: основные концепции и принципы. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Концепция и тезисы индивидуальной психологии. Основные положения А. Адлера относительно природы человека.


Тема 13. Гуманистические теории личности - 2 часа

Основные принципы и наиболее характерные черты гуманистических концепций личности. Гуманистические теории личности А. Маслоу. Проблема самоактуализации, иерархия потребностей личности. Творческий потенциал человека. Социокультурная теория личности К. Хорни. Концепция социального характера Э. Фромма. Феноменологическая теория личности К. Роджерса. Проблемы самопринятия и принятия других, психологической адаптации. Терапия, центрированная на человеке, условия изменения личности.
Тема 14. Межличностные отношения - 2 часа

Понятие и сущность межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Воздействие чувств на межличностные отношения.

Дружба как разновидность межличностных отношений и ее особенности. Возникновение и развитие дружбы. Основные характеристики дружеских взаимоотношений людей. Любовь как чувство, искусство, способность и отношение (Концепция любви Э. Фромм). Альтруизм, социальный обмен. Агрессия как приобретенный навык. Психологические теории агрессии. Феномен одиночества: понятие, признаки, типология. Психологическая характеристика одинокой личности.
Тема 15. Психология общения - 2 часа

Понятие и виды общения. Влияние общения на поведение людей. Структура общения. Общение как коммуникация, как информационный процесс. Вербальные и невербальные средства общения. Модели речевой коммуникации.

Общение как взаимное восприятие людей друг друга (социальная перцепция). Идентификация, эмпатия и рефлексия как психологические механизмы восприятия.

Особенности межличностного восприятия. Каузальная атрибуция, эффекты «ореола», «новизны или первичности», стереотипы восприятия.

Общение как взаимодействие. Структура и виды взаимодействия. Способы взаимодействия. Барьеры эффективного общения. Трансакционный анализ процесса общения Э. Берна.

Тема 16. Социальные общности и социальные группы. Особенности малых

социальных групп - 2 часа

Определение понятия социальной общности. Многозначность понятия общности. Трактовка понятия «общность» в социальной психологии. Общность как духовная солидарность и взаимопонимание. Классификация социально-психологических общностей. Природа и функции социально-психологической общности. Общность как психологический феномен.

Понятие социальной группы. Основные характеристики социальных групп. Классификация социальных групп. Влияние группы на индивида. Психология межгруппового общения. Факторы детерминации межгруппового общения.

Понятие структура малой группы. Стадии развития малой группы. Групповая сплоченность и совместимость. Эффективность групповой деятельности. Основные направления прикладных исследований малых групп (социологическое, социометрическое, школа групповой динамики).



Тема 17. Групповая динамика - 2 часа

Групповое давление. Групповые санкции. Референтная группа. Феномен лидерства. Статус лидера. Лидерство и руководство. Теории лидерства: структурные теории, поведенческий подход, ситуационный подход. Лидерство как инструмент интеграции группы. Функции лидерства. Типология лидерства. Динамика лидерства. Способы достижения лидерского статуса. Стили лидерства. Роль личностных качеств в эффективности лидерства и руководства.

Процесс принятия групповых решений. Понятие «ограниченной рациональности» Г.Ш. Саймона. Решение как выбор альтернатив. Классификация решений. Структура групповых решений. Субъект и объект решения. Рациональный и интуитивный подход к принятию решений. Взаимосвязь стилей принятия решений от структуры взаимоотношений в группе. Проблема исполнения решения. Условия исполнения решения по Ч. Барнарду. Исполняемость решений как критерий управляемости группы.


Тема 18. Социально – психологические конфликты - 2 часа

Социально-психологические подходы к исследованию конфликтов. Причины социально-психологических конфликтов: фрустрация, депривация, агрессия. Границы конфликта. Функции конфликта. Основные типологии социально-психологических конфликтов. Адисциплинарный подход как новая парадигма исследования конфликтов. Понятия «частично понятого» и «ложного» конфликтов. Управление конфликтами. Способы урегулирования и разрешения социально-психологических конфликтов.

Проблема методов исследования и разрешения конфликтов. Процедуры измерения, применяемые при изучении конфликтов. Групповые лабораторные эксперименты. Лабораторное моделирование и тренинги. Тренинги способности видеть природу конфликта в общении.



Тема 19. Психология больших социальных групп и социальных движений - 2 часа

Понятие и виды больших социальных групп. Теоретические проблемы, парадигмы и основные направления исследования больших социальных групп. Психология народов как предмет исследования. Особенности психологии классов и этносов.

Психология квазигрупп (аудитория, толпа, масса, публика, социальные круги). Проблемы массового поведения. Психология слухов и паники. Мода как разновидность массового сознания и поведения. Понятие, факторы и механизмы моды, ее социально-психологические функции. Социальные движения как форма коллективного поведения. Их сущность и характерные черты на современном этапе социального развития.




  1. Лабораторный практикум - не предусмотрен




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература

  1. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 480 с.

  2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – М.: Ваклер, 2000. – 521 с.

  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 304 с.

  5. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие - 2-е изд. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. -349 с.

  6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

  7. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. - М.: Академический проект, 2002. - 528 с.

  8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

  9. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЭНИТИ-ДАНА, 2001. - 277 с.

  10. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. – М.: АСТ, 2000. - 896 с.

  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. – М.: Логос, 2001. – 384 с.

б) дополнительная литература



  1. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психодидактические основы преподавания. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. - 424 с.

  2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

  3. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Ваклер, 2000. – 521 с.

  4. Психология: Учеб. /Под ред. А.А. Крылова. – М.: Изд-во М.А. Захарова, 2001. – 584 с.

  5. Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. – 296 с.

  6. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика). Учеб. пособие в 2 кн. Кн.1. – М.: МЭСИ, 2000. – 141 с.

  7. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 2001. – 319 с.

  8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001. – 368 с.

  9. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. - М.: Деловая книга, 2002. - 736 с.

  10. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. – 1008 с.



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

В процессе обучения используются аудио-, видеотехника, информация из сети «Интернет», раздаточный материал. Обеспечивается компьютерное сопровождение процесса обучения.
7. Организация промежуточного контроля качества знаний студентов.

Промежуточный контроль за качеством освоения студентами содержания дисциплины осуществляется в форме коллоквиума на 6 и 13 неделе семестра.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал