Рабочая программа по окружающему миру 4 «А» класса учителя 1 квалификационной категории мбоу «сош д. Починок-Сутер»



Скачать 349.25 Kb.
страница1/2
Дата26.04.2016
Размер349.25 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа деревни Починок-Сутер»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

«Согласована» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР: Директор школы: Л.Н.Михайлов ___________В.Н.Ахметова Приказ № 153 от «29» августа 2015 г.

«15» августа 2015 г.

Рабочая программа

по окружающему миру 4 «А» класса

учителя 1 квалификационной категории

МБОУ «СОШ д. Починок-Сутер»

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

Сарамаковой Ольги Арсентьевны

на 2015-2016 учебный год

«Рассмотрена»

Протокол № 1 от 13 августа 2015 года

Руководитель МО учителей начальных

классов_____________Л.М.Петрова

Принята на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от 17 августа 2015 года
2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 «А» класса разработана на основании 273- ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» ст 28, п.3, ч .6

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ № 373 от 6 октября 2009 года;

на основе образовательной программы МБОУ «СОШ д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;

на основе учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д. Починок -Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 -2016 учебный год (приказ №153 от 29 августа 2015 года).

Цели:

-воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

-обобщение, систематизация и расширение представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

- формирование у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете.


Задачи
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Форма промежуточной аттестации

Итоговая промежуточная аттестация в форме контрольной работы (тест) по решению педагогического совета Протокол №1 от 17 августа 2015 года


Общая характеристика учебного курса «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даѐт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребѐнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир» Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Основные содержательные линии курса «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования.

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год на изучение окружающего мира в 4 «А» классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.



Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Планируемые результаты освоения учебной программы к концу 4 класса:

Учащиеся должны знать/понимать:

• Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);

• климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

• строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

• основы личной гигиены;

• влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

• способы сохранения и укрепления здоровья;

• даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;



уметь:

• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

• устно описывать объекты природы;

• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

•пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

• для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

• выполнения правил поведения в природе;

• рассказа о родном крае, родной стране, столице


Учебно-тематическое планирование




Название раздела

Кол-во

часов


1

Человек и природа

40

2

Человек и общество

24

3

Правила безопасного поведения

4

Итого

68

Учебник «Окружающий мир» 4 класс, в 2 – х частях М.: Академкнига/Учебник, 2014 г. авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А



Содержание курса
Человек и природа(40ч)

-общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца, теоретические предположения учёных о возникновении Солнца, планеты Солнечной системы, вращения Земли и причины смены времён года и смены дня и ночи;

-природные зоны России (расположение на карте, климат, растительный и животный мир каждой зоны, особенности труда и быта людей);

- соблюдение экологических правил поведения;

- родной край – часть великой России (на карте, полезные ископаемые, поверхность и водоёмы, заповедные места);

- общее представление о строении человека (системы органов, роль органов в жизнедеятельности организма, гигиена системы органов).



Человек и общество (24ч)

-наша родина – Россия (РФ, государственная символика РФ, Конституция РФ, Права ребёнка, управление государством);

-Россия – многонациональная страна (народы России, государственный язык России, родной город, народные промыслы);

-Россия на карте (границы сухопутные и морские, пограничные государства);

-страны и народы мира (Япония, США, Великобритания, Франция – расположение на политической карте мира, достопримечательности государств);

-терроризм – международная опасность;

-история отечества (древние славяне, Древняя Русь, Киевская Русь – картины быта и труда, традиции, верования, значимые события в разные исторические времена);

-традиционные российские религии (христиане, мусульмане, иудеи, буддисты);

-сохранение традиционной обрядовости (культурное наследие каждого народа);

-Москва как летопись истории России.



Правила безопасного поведения(4ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.


Система оценивания


Учебно-методическое обеспечение

Учебник «Окружающий мир» 4 класс, в 2 – х частях М.: Академкнига/Учебник, 2014 г. авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А




Календарное планирование


№ урока

Тема урока

Дата

Основные виды учебной деятельности

примечание

кален

факт

1

Древние славяне

3.09.




Пересказывает и понимает термины




2

Древняя Русь.

4.09




Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед




3

Крещение Руси.

10.09










4

Борьба Руси с западными завоевателями.

11.09.




Пересказывать и понимать текс




5

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

17.09.







6

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.)

18.09.




Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.




7

Обобщение по теме «Древние славяне».

24.09.







8

Солнечная система.

25.09.




Характеризует особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.




9

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

1.10.







10

Природные зоны нашей страны.

2.10.




Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной земле




11

Обобщение

по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.)



8.10.




Выполняет письменное задание




12

Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)

9.10




Обсуждает полученные сведения о ледяной зоне Объясняет влияние человека на природу изучаемых природных зон




13

Животные ледяной зоны. Арктика и человек.

15.10.

.

Пересказывает и понимает тексты о природе




14

Тундра.

16.10.




Обсуждает полученные сведения о ледяной зоне Объясняет влияние человека на природу изучаемых природных зон




15

Тундра и человек.

22.10.

.




16

Зона лесов. Растения зоны лесов.

23.10.




Работает с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—)




17

Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

29.10.




Обсуждает полученные сведения о зоне Объясняет влияние человека на природу изучаемых природных зон




18

Зона степей.

30.10.

.




19

Степь и человек.

12.11.

.




20

Зона пустынь

13.11.

.




21

Жизнь человека в пустыне.

19.11.










22

Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.)

20.11.

.

Пересказывает и понимать тексты о природе Сравнивает и различает разные формы водоемов. Находит на физической карте России разные водоемы и определяет их названия.




23

Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.

26.11.

.

Находит на физической карте России равнины и горы и определять их названия.




24

Обобщение

по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.)



27.11.




Обменивается сведениями, полученными из источников массовой информации о родной земле




25

Твой родной край.

3.12.

3.12.

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры




26

Московское время.

4.12.

4.12.




27

Карта твоего края.

10.12.

10.12.




28

Поверхность и водоемы твоего края.

11.12.

11.12.

Характеризирует (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Описывает климат




29

А что можешь сделать ты?

17.12.

17.12.







30

Полезные ископаемые твоего края.

18.12.

18.12.

Различает изученные полезные ископаемые. Описывает их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности)




31

Растения твоего края.

24.12.

24.12.

Характеризирует особенности растительного и животного мира




32

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

25.12

25.12

Рассказывает об отраслях животноводства




33

Народные промыслы твоего края.

31.12

31.12

Характеризирует особенности труда и быта людей разных природных зон. Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.




34

Заповедные места твоего края.

14.01.

14.01.

Работает в группе по составлению рассказа




35

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».

(Готовимся


к олимпиаде.)

15.01.

15.01.

Работает с глобусом и картой: показывает территорию России, ее государственные границы. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3)




36

Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.)

21.01.

21.01.

Высказывают мнения в группе




37

Путешествие в мир клеток. Строение тела человека

22.01.

22.01.

Работает по учебнику,рисует




38

Самый большой орган чувств.

28.01.

28.01.

Измеряет температуру тела, вес и рост человека




39

Как человек двигается.

29.01.

29.01.

Характеризует основные функции систем органов человеческого тела.




40

Пищеварительная система.

4.02.

4.02.

Характеризует основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.




41

Система кровообращения

5.02.

5.02.




42

Познакомимся с дыхательной системой.

11.02.

11.02.

Характеризует основные функции систем органов человеческого тела.




43

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

12.02.

12.02.

Характеризует основные функции систем органов человеческого тела. Моделирует в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях

правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.






44

Как почки удаляют из организма вредные вещества.

18.02.

18.02.




45

Нервная система человека.

19.02.

19.02.




46

Обобщение по теме «Человеческий организм».

Готовимся


к школьной олимпиаде.

25.02.

25.02.




47

«Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба.)

26.02

26.02




48

Высуни язык и скажи: «А».

4.03.

4.03.




49

«Взгляд» на глаз.

5.03.

5.03.




50

Ухо не только орган слуха.

11.03.

11.03.

Характеризуе тосновные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях




51

Ухо – орган равновесия.

12.03.

12.03.




52

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.

18.03.

18.03.

Характеризует правила оказания первой помощи при несчастных случая, Измеряет температуру тела, вес и рост человека




53

Советы врача.

19.03

19.03

Характеризует основные функции систем органов человеческого тела. Моделирует в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях

Работает с глобусом и картой: показывает территорию России, ее государственные границы. Моделирует ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. 3)






54

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».

Готовимся к школьной олимпиаде.



2.04.

2.04.




55

Границы России

8.04.

8.04.




56

Границы России

9.04.

9.04.

Участвует в практической работе с картой: определять границы




57

Соединенные штаты Америки (США).

15.04.

15.04.

Работаает по карте местонахождение крупнейших городов




58

Великобритания.

16.04.

16.04.

Работаает по карте по местонахождению крупнейших городов




59

Франция.

22.04.

22.04.




60

Итоговое тестирование

23.04.

23.04.

Выполняет задание




61

День народного единства

29.04.

29.04.

Пересказывает и понимает тексты Государственного гимна России. Прослушивает гимн. Декламирует Гимн РФ. Обменивается сведениями




62

Москва: память о войне 1812 года. . Работа над ошибками

30.04.


30.04.


Пересказывает по тексту из учебника




63

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

6.05.

6.05.

Работает с текстом и иллюстрациями :находит нужную информацию




64

Памятники Москвы покорителям космоса.

7.05.

7.05.

Работает с текстом и иллюстрациями учебника: находит нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы




65

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». (Готовимся к школьной олимпиаде.)

13.05.

13.05.

Готовит небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации




66

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация.

14.05

14.05

Декламирует Гимн РФ.




67

Основной закон страны – Конституция России. Президент России.

20.05.

20.05.

Обмениваетсяся сведениями




68

Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или

экскурсия в краеведческий музей.



21.05

21.05

Использует полученные знания в практической деятельности




.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал