ФГОС, рабочая программа по окружающему миру для 2-го класса ("Школа России")
Рабочая программа включает следующие разделы:
-
пояснительную записку, в которой определяются цель изучения предмета «Окружающий мир» на I ступени обучения; место данного курса и его вклад в решение основных педагогических задач; особенности содержания и организации учебной деятельности школьников;
-
основное содержание обучения, включающее перечень изучаемого учебного материала тематическое планирование, в котором дано конкретное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета)
-
планируемые результаты обучения;
-
календарно-тематическое планирование по годам обучения, 2 год обучения итоговая оценка достижений планируемых результатов, 2 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:
-
Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2009г.).
Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:
-
имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
-
имеет ярко выраженный интегративный характер;
-
соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
-
даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач:
-
формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
-
воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
-
овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
-
формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
-
систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
-
освоение основ адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде;
-
знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
-
существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержательные блоки
|
1раздел. Где мы живём (3часа)
2раздел. Природа (21час)
3.раздел. Жизнь города и села.(12часов)
4.раздел. Здоровье и безопасность.(10часов)
5.раздел. Общение.(5часов)
6.раздел. Путешествия.(17часов)
|
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» во 2 классе.
Для достижения результата используется современный УМК «Школа России» издательства «Просвещение», включающий учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта.
Созданный в 2011году, получивший самое широкое признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации стандартов второго поколения.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
-
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
-
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
-
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
-
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
-
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
-
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
-
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
-
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
-
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
-
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
-
различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
-
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
-
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
-
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
-
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
-
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
-
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
-
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
-
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
-
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
-
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
-
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
-
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Тематическое планирование составлено в соответствии с первым (исходным) вариантом Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе Концепции стандарта второго поколения.
Базовый вариант тематического планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и закономерностях окружающего мира.
Распределение учебного материала и время его изучения:
Количество часов в год – 68 ч.
Количество часов в неделю – 2 ч.
Количество часов в I четверти – 18 часов.
Количество часов во II четверти – 14 часов.
Количество часов в III четверти – 20часов.
Количество часов в IV четверти – 16 часа.
Виды и типы уроков:
-
комбинированный урок;
-
открытие новых знаний;
-
обобщающий урок;
-
урок закрепления;
-
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
-
работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
-
проведение фенологических наблюдений;
-
выполнение практических работ и мини-исследований;
-
моделирование объектов и процессов;
-
дидактические игры;
-
уроки в музеях;
-
уроки на улицах села;
-
уроки-путешествия;
-
уроки с элементами исследования;
-
кратковременные предметные экскурсии.
Формы организации урока:
-
коллективная;
-
фронтальная;
-
групповая;
-
индивидуальная работа;
-
работа в парах.
Тематическое планирование
уроков окружающего мира по учебнику
А.А.Плешакова во 2 классе
№ п/п
|
Содержание
|
Кол-во
часов
по теме
|
Дата проведения урока по плану
|
Фактическая дата проведения урока
|
|
Где мы живем
|
4
|
|
|
1
|
Родная страна
|
1
|
|
|
2
|
Город и село. Проект «Родное село»
|
1
|
|
|
3
|
Природа и рукотворный мир
|
1
|
|
|
4
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
|
1
|
|
|
|
Природа
|
20
|
|
|
5
|
Неживая и живая природа
|
1
|
|
|
6
|
Явления природы
|
1
|
|
|
7
|
Что такое погода
|
1
|
|
|
8
|
В гости к осени (Экскурсия)
|
1
|
|
|
9
|
В гости к осени (Урок)
|
1
|
|
|
10
|
Звездное небо
|
1
|
|
|
1
|
Заглянем в кладовые земли
|
1
|
|
|
12
|
Про воздух…
|
1
|
|
|
13
|
…И про воду
|
1
|
|
|
14
|
Какие бывают растения?
|
1
|
|
|
15
|
Какие бывают животные?
|
1
|
|
|
16
|
Невидимые нити
|
1
|
|
|
17
|
Дикорастущие и культурные растения
|
1
|
|
|
18
|
Дикие и домашние животные
|
1
|
|
|
19
|
Комнатные растения
|
1
|
|
|
20
|
Животные живого уголка
|
1
|
|
|
21
|
Про кошек и собак
|
1
|
|
|
22
|
Красная книга
|
1
|
|
|
23
|
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
|
1
|
|
|
24
|
Проверим себя и оценим сои достижения по разделу «Природа»
|
1
|
|
|
|
Жизнь города и села
|
10
|
|
|
25
|
Что такое экономика
|
1
|
|
|
26
|
Из чего что сделано
|
1
|
|
|
27
|
Как построить новый дом
|
1
|
|
|
28
|
Какой бывает транспорт
|
1
|
|
|
29
|
Культура и образование
|
1
|
|
|
30
|
Все профессии важны. Проект «Профессии»
|
1
|
|
|
31
|
В гости к зиме (Экскурсия)
|
1
|
|
|
32
|
В гости к зиме (урок)
|
1
|
|
|
33
|
Проверим себя и оценим сои достижения по разделу «Жизнь города и села»
|
1
|
|
|
34
|
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии»
|
1
|
|
|
|
Здоровье и безопасность
|
9
|
|
|
35
|
Строение тела человека
|
1
|
|
|
36
|
Если хочешь быть здоровым
|
1
|
|
|
37
|
Берегись автомобиля!
|
1
|
|
|
38
|
Школа пешехода
|
1
|
|
|
39
|
Домашние опасности
|
1
|
|
|
40
|
Пожар!
|
1
|
|
|
41
|
На воде и в лесу
|
1
|
|
|
42
|
Опасные незнакомцы
|
1
|
|
|
43
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
|
1
|
|
|
|
Общение
|
7
|
|
|
44
|
Наша дружная семья
|
1
|
|
|
45
|
Проект «Родословная»
|
1
|
|
|
46
|
В школе
|
1
|
|
|
47
|
Правила вежливости
|
1
|
|
|
48
|
Ты и твои друзья
|
1
|
|
|
49
|
Мы – зрители и пассажиры
|
1
|
|
|
50
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
|
1
|
|
|
|
Путешествия
|
18
|
|
|
51
|
Посмотри вокруг…
|
1
|
|
|
52,53
|
Ориентирование на местности
|
2
|
|
|
54
|
Формы земной поверхности
|
1
|
|
|
55
|
Водные богатства
|
1
|
|
|
56
|
В гости к весне (экскурсия)
|
1
|
|
|
57
|
В гости к весне (урок)
|
1
|
|
|
58
|
Россия на карте
|
1
|
|
|
59
|
Проект «Города России»
|
1
|
|
|
60
|
Путешествие по Москве
|
1
|
|
|
61
|
Московский Кремль
|
1
|
|
|
62
|
Город по Неве
|
1
|
|
|
63
|
Путешествие по планете
|
1
|
|
|
64
|
Путешествие по материкам
|
1
|
|
|
65
|
Страны мира. Проект «Страны мира»
|
1
|
|
|
66
|
Впереди лето.
|
1
|
|
|
67
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
|
1
|
|
|
68
|
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».
|
1
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |