Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса



Скачать 467.64 Kb.
страница1/3
Дата24.04.2016
Размер467.64 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
НОУ частная гимназия святой равноапостольной княгини Ольги

г.Костромы

Утверждаю

Директор гимназии

Л.Г.Павлов_______

Согласовано Зам.директора по УВР

Григорьев А.И.______
Рабочая программа

по предмету

«Природоведение»

для 5 класса

Составил:учитель биологии

Соколова Т.Ю.



Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.

  • Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования .

  • Авторская программа для образовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11. «Природоведение» авторы: В.В. Пасечник,В.В.Латюшин,В.М.Пакулова.. 2013г

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 -2014 учебном году.



Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы.

В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Цели и задачи изучения предмета.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

Основные задачи курса:

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • формировать умения применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы

Программа имеет содержательные разделы: «Изучение природы», «Вселенная», «Строение и свойства вещества», «Воздух», « Вода», « Горные породы», « Почва», «Организмы»,«Растения», « Грибы»,

«Животные», «Ваши любимые растения и животные», «Природа едина», и «Человек, его здоровье и безопасность жизни».

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений/ рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

  • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  • Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Методические аспекты преподавания курса природоведения

В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

Содержание программы учебного курса

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Введение. Изучение природы (1 час)

Природа. Живая и неживая. Человек и природа.

Изучение природы человеком. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки

Практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках]. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

  • Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использованиецифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

  • Конструирование простейших измерительных приборов.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Экскурсия:Природа живая и неживя

Тема 2. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.Солнце раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна спутник Земли.Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.

  • Модель Солнечной системы.

  • Глобус.

  • Мир в картинках: Космос (фотографии)

  • Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.

Практические работы

  • Наблюдение за звездным небом. Нахождение основных созвездий.

  • Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

  • Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий»

  • Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Тема 3. Строение и свойства вещества (11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация

  • опытов по электризации тел путем трения.

Практические работы

  • Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ

  • Исследование физических явлений.( испарение)

  • Наблюдение признаков химической реакции.

Тема 4. Электрические явления.

Электризация тел. Электрические заряды.Электрический разряд.Молния.Электрический ток.Электростанции.Электрофикация.

Тема 5. Воздух (7 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Погода и климат Костромской оласти.

Демонстрация

  • модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Практические работы

  • Описание погоды одного дня. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра

  • Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей

Тема 6. Вода (3 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Тема 7. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Полезные ископаемые Костромской обл.

Демонстрация

  • коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Практические работы

  • Описание минералов и горных пород и определение их свойств

Тема 8. Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация

Тема 9. Организмы (8 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация

  • микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Практические работы

  • Изучение строения клетки с помощью микроскопа.

  • Рассматривание готовых микропрепаратов клеток.

Экскурсия:

Разнообразие организмов ,их относительная приспособленность к условиям среды.

Тема 10. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые Растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Растительный мир Костромской области.

Демонстрация

  • живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Практические работы

  • Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

  • Исследование влияния различных условий на прорастание семян;

  • Определение названий растений с использованием различных источников информации

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Тема 11. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Съедобные и несъедобные грибы Костромской области.

Демонстрация

  • свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Практические работы

  • Узнавание наиболее распространенных в КО съедобных и ядовитых грибов

Тема 12. Животные (4 часа)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни

в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация

  • живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Практические работы

  • Определение животных с использованием различных источников информации.

  • Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал