Рабочая программа по предмету



Скачать 160.08 Kb.
Дата26.04.2016
Размер160.08 Kb.
ТипРабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. Лиски»

(МОУ СОШ №4 г. Лиски)


Рассмотрено

на заседании методического объединения учит. гуманитарного цикла



Протокол 1

от « 29 » августа 2011 г.,

Руководитель: ________

/.И.Ю. Коровина../


Согласовано

заместитель директора по УВР

________/________________/
«_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 2011 г




Утверждено:

Директор школы:

_________/А.Н.Корышева/
«_____» «________ » 2011г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «география»
Класс _______8А, 8Б______
_______2011-2012___учебный год

Ф. И.О. учителя Студеникина С.В.


г . Лиски

2011 г
Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.

  • авторской программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова «География России» 8-9 кл», - М., Дрофа, 2009 г.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи образовательной программы школы: «Создание оптимальных условий для формирования ключевых компетентностей, экологической культуры, патриотизма и гражданственности», а также, цели и задачи изучения географии на ступени общего образования.

Цели курса:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, моделирования географических явлений и объектов, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

—познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

—сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

—ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В рабочую программу внесены следующие изменения: добавлен 1 час на изучение темы «Географическое положение», 2 часа на изучение темы «Природа России», часы взяты из резервного времени.



Место предмета в федеральном базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 8 классе 68 ч (2 ч в неделю).


Особенности организации учебного процесса по предмету:

Данная рабочая программа может реализована при использовании традиционной технологии обучения, инновационных подходов –экологизация процесса, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, новые информационно-коммуникативные технологии, исследовательской и проектной деятельности, здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, тестовый контроль знаний. При использовании индивидуального, дифференцированного и мыследеятельностного подходов в обучении.

Экологизация обучения, проблемное обучение, ИППП «Обучение составлению простейших геоэкологических прогнозов»

•на системном уровне является неотъемлемой частью

образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах

урока;


Проектная и исследовательская деятельность:

• на этапе внедрения, технология используется на отдельных уроках.

Главной целью использования ведущих технологий является повышение качества образовательного процесса через оптимизацию системы преподавания предмета географии.

Виды контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.



Используемый учебно-методический комплект:

1.Учебник – Дронов В.П., Баринова И.И., В.Я. Дронов «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс Москва , изд-во «Дрофа», 2009

2. Рабочая тетрадь Баринова И.И., Дронов В.П. «Природа, население, хозяйство» 8 класс Москва, изд-во «Дрофа», 2010

3.Атлас «География России», 8-9 класс




II.Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов




В том числе




Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

Лабораторно-практические работы, уроки развития речи

Контрольные работы

1.

Особенности географического положения России


11

8

2

1

6

2.

Природа России


32

18

10

4

22

3.

Население


10

6

3

1

5

4.

Хозяйство России


10

6

3

1

5

5.

резерв

5

5













итого

68

43

18

7

38



Содержание

Р а з д е л. Особенности географического положения России (11 ч).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы:

Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

Р а з д е л. Природа России (32 ч).

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы:

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод и суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Р а з д е л. Население России (10 ч).

Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, определяющие их факторы.

Практические работы:

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Р а з д е л. Хозяйство России (10ч).

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы

использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы:

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.



Резерв – 5 час


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

 основные географические понятия и термины;

 географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

 специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:


 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

 находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений

 приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

 составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

 определять географические координаты и местоположение географических объектов;

 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

 процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

 наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Контроль уровня обучения осуществяется по тематическим тестам и заданиям.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:

За теоретический вопрос при устном или письменном опросе.

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязи характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию. Подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности.

За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:

Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, чётко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и в процессе работы допустил некоторые неточности.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 87-100% «4» - 61-86% «3» - 35-60% «2» - 0-34%

Ресурсное обеспечение программы:

1.Учебник –Дронов В.П., Баринова И.И., В.Я. Дронов «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс Москва , изд-во «Дрофа», 2009

2. Рабочая тетрадь Баринова И.И., Дронов В.П. «Природа, население, хозяйство» 8 класс Москва , изд-во «Дрофа», 2010

3.Атлас «География России», 8-9 класс

4. Методическое пособие «География, 8 класс», Жижина Е.А., М.: ВАКО,

2009 г.


5. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

6. Интернет – ресурсы.



7. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал