Рабочая программа по учебному предмету биология предназначена для реализации на уровне среднего образования



страница1/6
Дата02.05.2016
Размер1.53 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6

c:\users\xanderbook\downloads\05-10-2015_10-59-24\титул биолог 1011.jpg

  1. 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010 в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования по биологии. Рабочая программа по учебному предмету БИОЛОГИЯ предназначена для реализации на уровне среднего образования (10-11 классы).

Изучение биологии на уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В содержание рабочей программы включен национально-региональный компонент:

10 класс:

Раздел I. Введение в курс общебиологических явлений.

1. Морфологические особенности растений различных видов, произрастающих на территории РК (лабораторная работа)

2. Изучение приспособленности животных к среде обитания и относительный характер приспособлений на примере животных, обитающих на территории РК (лабораторная работа)

Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни.


  1. Сохранение разнообразия биогеоценозов на примерах РК. Экологические законы природопользования в РК (отдельный урок-дискуссия)

Раздел IV. Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни.

  1. Всемирная стратегия охраны природных видов. Проблемы сохранения видов в Республике Коми (отдельный урок с биологическим экспериментом, защита исследовательских проектов)

11 класс

Раздел V. Организменный уровень жизни.

  1. Наследственные болезни человека на примерах РК (отдельный урок-конференция)

Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни.

1. Роль простейших в природе на примерах РК (отдельный урок-конференция)

2. ГНУ НИИСХ РК: история, селекционные достижения, перспективы, профессии сотрудников (элемент урока)

Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни


  1. Экологическое состояние городов РК (отдельный урок-конференция)

При изучении предмета биологии используется учебно-методический комплект:

1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф,.

2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.:ил.

Рабочая программа по биологии рассчитана на 140 часов за 2 года обучения:






классы

10 класс

11 класс

Кол-во часов по учебному плану

В неделю

1

1

В год

36

34

На проведение контрольных работ

3

3

На проведение практических работ

4

4

Уровень изучения

базовый

базовый

УМК

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф,.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.:ил.


Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, конференций, диспутов, уроков-путешествий. Значительное место в учебном процессе должны занять лекции, семинарские занятия, разнообразные по форме их проведения, ролевые игры, групповые и индивидуальные самостоятельные работы, зачеты, различные виды проверки и самопроверки знаний и умений.

Наиболее целесообразно на уроках использовать следующие методы:



  • словесные – беседа, объяснение, рассказ, лекция;

  • наглядные – демонстрация (опытов, натуральных объектов, таблиц, пособий, коллекций), использовать средства ТСО и ИКТ;

  • практические работы и лабораторные опыты. Разные методы сочетаются с преобладанием какого-либо одного или нескольких. На уроках следует использовать средства обучения и воспитания в комплексе, включая технические средства, микропроцессорную технику. Целесообразно проведение комплексных экскурсий по ряду учебных предметов на тот или иной объект. Выполнению лабораторных и практических работ и проведению производственных экскурсий должно предшествовать ознакомление учащихся с правилами техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать. Все виды методов и форм работы должны тесно сочетаться с технологиями: развивающими, личностно-ориентированными, эвристическими, здоровьесберегающими, а также использовать дифференциацию и интеграцию.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование знаний, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программного материала обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.

Контроль знаний осуществляется посредством следующих форм:

1. Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, биологические диктанты, самостоятельные работы в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

2. Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графикомМАОУ «Технический лицей».

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).



3. Промежуточная аттестация обучающихся

Промежуточная аттестация учащихся 10-11кл. проводится в соответствии с положением о промежуточной аттестации в МАОУ «Технический лицей». Сроки промежуточной аттестации устанавливаются приказом по лицею. Оценки, полученные обучающимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в классные журналы и учитываются при принятии решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс.



II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

УМЕТЬ

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематический план 10 класс

распределение учебных часов по разделам


п/п

Тема

Кол-во часов

Из них (количество часов)

Лабораторные работы

Практические работы

зачеты

Контрольные работы

1

Введение в курс общебиологических явлений

4

3

1

-

-

2

Биосферный уровень организации жизни

10

2

1

-

1

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

2

-

-

1

4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

14

4

2

1

1

Итого:

36

11

4

1

3

Тематический план 11 класс

распределение учебных часов по разделам

п/п

Тема

Кол-во часов

Из них (количество часов)

Лабораторные работы

Практические работы

зачеты

Контрольные работы

5

Организменный уровень жизни

14

4

2

-

1

6

Клеточный уровень жизни

12

6

1

1

1

7

Молекулярный уровень жизни

8

2

1

2

1

итого

34

11

4

3

3





III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс
36 ч/год (1 ч/нед., 36 учебных недель)



п/п

Наименование раздела или темы

Содержание

Наименование контрольных, лабораторных, практических и иных видов занятий, предусмотренных при изучении данного раздела (темы)

Национально-региональный компонент

1

Раздел I. Введение в курс общебиологических явлений (4 ч)


Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Основные свойства жизни.. Биосистема как структурная единица живой материи. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.


Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Наблюдение за живой клеткой»

Лабораторная работа №2 «Морфологические особенности растений различных видов, произрастающих на территории РК»

Лабораторная работа №3

«Изучение приспособленности животных к среде обитания и относительный характер приспособлений на примере животных, обитающих на территории РК»

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Биология как наука и ее прикладной характер»

1. Морфологические особенности растений различных видов, произрастающих на территории РК (лабораторная работа)

2. Изучение приспособленности животных к среде обитания и относительный характер приспособлений на примере животных, обитающих на территории РК (лабораторная работа)




2

Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (10 ч)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 4«Условия жизни в биосфере»

Лабораторная работа №5 «Определение химического загрязнении атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов»

Практические работы:

Практическая работа №2«Экологические кризисы, проблемы и катастрофы»

Контрольные работы:

Контрольная работа № 1 по разделу «введение в курс общей биологии, Биосферный уровень организации жизни»





3

Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч)


Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экосистемы. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Правила экологической пирамиды. Причины устойчивости и смены экосистем.Саморегуляция в экосистеме. Агроэкосистема. Влияние деятельности человека на биогеоценозы


Лабораторные работы

Лабораторная работа №6 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов)»

Лабораторная работа № 7 «Свойства экосистем»

Контрольные работы:

Контрольная работа№2по теме «Биогеоценотический уровень жизни»

Сохранение разнообразия биогеоценозов на примерах РК. Экологические законы природопользования в РК (отдельный урок-дискуссия)

4

Раздел IV. Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (14 ч)


История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.Вид, его характеристика и структура. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Популяция как форма существования вида. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции.Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.


Лабораторные работы:

Лабораторная работа №8

«Характеристика вида»

Лабораторная работа №9

«Количественные характеристики популяции»

Лабораторная работа №10«Биосоциальная природа человека»

Лабораторная работа №11«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекции животных»

Практическая работа №4«Виды ресурсов и их использование в истории человечества»

Зачеты:

Зачет № 1 по теме«Популяционно-видовой уровень жизни»

Контрольные работы:

Контрольная работа № 3Итоговая (промежуточная аттестация)


Всемирная стратегия охраны природных видов. Проблемы сохранения видов в Республике Коми(отдельный урок с биологическим экспериментом, защита исследовательских проектов)


11 класс

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

34 ч/год (1 ч/нед., 34 учебных недель)


п/п

Наименование раздела или темы

Содержание

Наименование контрольных, лабораторных, практических и иных видов занятий, предусмотренных при изучении данного раздела (темы)

Национально-региональный компонент

5.

Раздел V. Организменный уровень жизни (14 ч)


Организм – единое целое. Многообразие организмов. Живой организм как биологическая система.Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы(хемотрофыифототрофы). Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.



Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основные закономерности наследования признаков.Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Г.Мендель – основоположник генетики. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.

Основные закономерности изменчивости.Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царствоэукариотических организмов, их значение в природе. Вирусы – неклеточные формы.Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Проведение биологических исследований:выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1. «Свойства живых организмов»

Лабораторная работа №2. «Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»

Лабораторная работа №3. «Модификационная изменчивость»

Лабораторная работа № 4. «Вирусные заболевания растений»

Практические работы:

Практическая работа №1«Строение хромосом. Выделение ДНК»

Практическая работа №2«Решение элементарных задач по генетике»

Контрольные работы:

Контрольная работа №1по теме «Организменный уровень организации жизни»


Наследственные болезни человека на примерах РК (отдельный урок-конференция)

6.

Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (12)


Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Развитие знаний о клетке.Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Клеточная теория.Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.Строение клеток и внутриклеточных образованийСтроение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка — основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.

Селекция.Селекция и биотехнология на службе человечества.Селекция и её задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений;анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клеток»

Лабораторная работа №6 «Изучение многообразия в строении клеток. Сравнительный анализ»

Лабораторная работа №7 «Органические вещества клетки»

Лабораторная работа №8 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»

Лабораторная работа №9«Исследование фаз мейоза на микропрепарате клеток»

Лабораторная работа №10 «Сравнительный анализ митоза и мейоза»

Практические работы:

Практическая работа №3 «Решение задач по теме «Молекулярная биология»

Зачеты:

Зачет № 1 по теме «Строение клетки»

Зачет № 2 по теме «Митоз и мейоз»

Контрольные работы:

Контрольная работа №2 по теме «Клеточный уровень организации жизни».

1. Роль простейших в природе на примерах РК (отдельный урок-конференция)

2. ГНУ НИИСХ РК: история, селекционные достижения, перспективы, профессии сотрудников (элемент урока)



7

Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни(8ч)


Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью.Экологическая культура — важная задача человечества.


Лабораторные работы:

Лабораторная работа №11«Химический состав клетки»

Лабораторная работа №12

«Ферментативные процессы в клетке»

Практические работы:

Практическая работа №4. «Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема».

Зачеты:

Зачёт №3 по теме “Молекулярный уровень проявления жизни”

Контрольные работы:

Контрольная работа №3 итоговая “Промежуточная аттестация”


Экологическое состояние городов РК (отдельный урок-конференция)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал