Рабочая программа предусматривает обучение в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю, направлена на решение следующей



Скачать 284.51 Kb.
Дата02.05.2016
Размер284.51 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка Экология 11 класс.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования для 10 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника Экология М. «Дрофа» 2011г. 

Рабочая программа предусматривает обучение в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю, направлена на решение следующей цели:

Формирование у обучающихся старшей школы системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.

Задачи


  • сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на дальнейшее изучение экологии;

  • сформировать личную ответственность перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.

  • овладеть комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;

  • уметь работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;

Экология 11 класса является логическим продолжением курса за 10 класс и предусматривает изучение следующих разделов:



    1. Антропогенное воздействие на биосферу.

    2. Окружающая среда и здоровье человека.

    3. Основные направления эволюции человека

Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.

Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе раскрываются основы трёх разделов экологии — общей, прикладной и социальной экологии. Общая экология рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации живого. Прикладная экология посвящена изучению структуры и функционирования антропогенных экосистем, разработке допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, моделированию экосистем. Социальная экология исследует взаимосвязи и взаимозависимости общества и природной среды, в том числе в условиях несоизмеримости темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества.

Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 10-11 классах, для формирования их экологической культуры. Поэтому содержание курса структурировано так, чтобы обучающиеся могли синтезировать имеющиеся и получаемые знания в единую систему представлений о природе и месте человека и человечества в ней.

Темы  посвящены  социальной экологии, включают материал о состоянии биосферы на современном этапе, концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблемах человечества, международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о вопросах формирования экологического менталитета.
Для оценки достижений учеников используются текущий и итоговый контроль в форме тестов, собеседований, практических и лабораторных работ.

Учащиеся должны знать:

- что изучает экология и как происходило становление науки;

- определение основных экологических понятий;

- соответствие между организмами и средой их обитания;

- значение факторов среды;

- энергетический бюджет и тепловой баланс различных организмов;

- популяция, её основные свойства;

- различные типы взаимодействия организмов;

- особенности конкурентных отношений и факторы, определяющие исход конкурентной борьбы;

- состав и основные свойства экосистем;

- закономерности продуцирования биологического вещества в биоценозах;

- направления и темпы изменений природных экосистем;

- основы рационального управления природными ресурсами;

- современное состояние природной среды;

- основные источники загрязнения биосферы;

- пути охраны окружающей среды от загрязнения;

- влияние загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;

- определять источники загрязнения окружающей среды;

- охарактеризовать экологическую обстановку своей местности;

- составлять экологические паспорта помещений;

- осуществлять природоохранные мероприятия.
Литература для учителя:

1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.



  1. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.

  2. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.

  3. Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.

  4. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981г.

  5. Экологический вестник .


Литература для учащихся:

  1. Краснова Т.А., Сергеев В.Е., Годовалов Б.Н. Основы экологии и рационального природопользования, Кемерово, 2008г.

  2. Митрюшкин К.П. Охрана природы. М., Агропромиздат, 1999г.

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие.М., Фаир-Пресс, 2000г.

  4. Оммарин А.П., Оммарина В.И. Школьный справочник «Экология», Ярославль, «Академия развития»; 1998г.

  5. Петросова Р.А., Голов В.П., Никонова М.А., Скворцов П.М. Практикум по естествознанию и основам экологии. М.,Академия, 2000г.

  6. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., Аспект пресс, 1995г.

  7. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.,Мнемозина, 2006г.

Рабочая программа может быть изменена в связи с морозными днями, длительным отсутствием учителя по болезни, и невозможностью его замены, а так же перенос праздничных дней, и по другим причинам.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Тема раздела

Кол. часов

Практические и лабораторные работы


Контрольная работа

Антропогенное воздействие на биосферу


16

Лабораторные работы №1 Определение загрязнения воды.


Зачет по теме «Антропогенное воздействие на биосферу»

Окружающая среда и здоровье человека


16

Лабораторная работа №2

Изучение загрязнения пищевых продуктов.



Практическая работа№1

Составление экологической карты населенного пункта, микрорайона города.



Практическая работа№1

Составление экологического паспорта помещения.




Зачет по теме «Окружающая среда и здоровье человека»

Основные направления эволюции человека

2







Итого

34

2; 3

2

Содержание

Антропогенное воздействие на биосферу 16 часов

Современное состояние природной среды. Загрязнители окружающей среды и их основные виды. Предельно допустимый сброс (ПДС. предельно допустимая концентрация (ПДК). Мониторинг.

Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Состав воздуха. Круговороты кислорода, углекислого газа и азота в биосфере. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Загрязнение атмосферы. Основные источники естественного и антропогенного загрязнения. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.

Почва – биокосная  система. Компоненты почвы. Развитие и формирование почв. Соответствие типов почв определенным типам растительных сообществ. Круговорот веществ в почве. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.

Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Испарение. Транспирация. Круговорот воды. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.

Радиоактивность в биосфере. Особенности радиоактивного заражения биосферы. Источники радиоактивного заражения биосферы. Количественные характеристики воздействия на человека.

Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные).

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование. Цели и задачи рационального управления природными ресурсами. Оптимальные способы эксплуатации экосистем. Биологические ресурсы. Минеральные ресурсы. Природосберегающее общество.



Лабораторные работы №1Определение загрязнения воды.

Окружающая среда и здоровье человека 16 часов

Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсичные вещества. Хронические отравления. Лучевая болезнь.

Биологические  загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Возбудители болезни. Переносчики инфекции. Меры профилактики инфекционных и природно-очаговых заболеваний.

Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовое загрязнение. Уровень шума. Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.

Физические факторы среды и самочувствие человека. Ритмичность в природе. Биоритмы. Суточные ритмы. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.

Питание и здоровье человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.

Ландшафт как фактор здоровья. Природный ландшафт. Городской ландшафт. Населенный пункт как экосистема. Требования к экосистеме современного города. Экологические проблемы современного города и их влияние на человека.

Проблемы адаптации человека  к окружающей среде. Влияние производственной деятельности на биологическую эволюцию человека. Напряжение и утомление. Резервные возможности человека. Практическое значение изучения способности людей к адаптации.

 Лабораторная работа №2

Изучение загрязнения пищевых продуктов.



Практические работы

Составление экологической карты населенного пункта, микрорайона города.

Составление экологического паспорта помещения.

Основные направления эволюции человека 2часа

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 Экология



Дата



Тема

Тип урока

Содержание

ОУУН

(общеучебные умения и навыки)

Контроль

Домашнее задание

план

Фактич.




























1

Современное состояние природной среды

Урок изучения новых знаний

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Знать понятие мониторинг

Фронтальный опрос

§ введение







2

Современное состояние природной среды. Загрязнители окружающей среды

Совершенствование и применение теоритических знаний.

Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Закреплять навыков работать с доп. Литер.

Смысловое чтение

§ 2, вопросы, выполнить рисунки в тетрадь







3

Атмосфера – внешняя оболочка биосферы

Комбинированный

Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Объяснять атмосфера

Фронтальный опрос

§ , вопросы







4

Загрязнение атмосферы источники естественного загрязнения

Урок изучения новых знаний

Биосфера – глобальная экосистема.. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Понимать процессы загрязнения




§ , вопросы







5

Загрязнение атмосферы источники антропогенного загрязнения

Урок изучения новых знаний

Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; глобальных экологических проблем и путей их решения.

Понимать процессы загрязнения

устный ответ

§ , вопросы







6

Почва-важная составляющая часть биосферы

Совершенствование и применение теоритических знаний.

Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Объяснять строение почвы

Тест

§,

выполнить рисунки в тетрадь,









7

Развитие и формирование почв

Комбинированный

Биосфера – глобальная экосистема.. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Объяснять строение почвы

Фронтальный опрос

§, вопросы







8

Загрязнение почвы

Урок изучения новых знаний

Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Объяснять факторы загрязнения

Тест

§ вопросы, выполнить рисунки в тетради







9

Вода – основа жизненных процессов

Урок изучения новых знаний

Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Объяснять свойства воды

тест

§ вопросы, учить дополнительный материал в тетради







10

Круговорот воды

Урок изучения новых знаний

Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Объяснять, почему вода способствует появлению жизни

тест

§ , вопросы,







11

Загрязнение природных вод

Совершенствование и применение теоритических знаний.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Лабораторные работы №1 Определение загрязнения воды.

Уметь объяснять виды загрязнений

Тест

§ , таблица







12

Радиация в биосфере

Совершенствование и применение теоритических знаний.

Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Уметь объяснять виды загрязнений

Работа в парах

устный ответ



§ ,








13

Экологические проблемы в биосфере

Совершенствование и применение теоритических знаний.

Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности;

Уметь объяснять виды загрязнений

Тест

§, вопросы,







14

Основы рационального управления природными ресурсами

Урок изучения новых знаний

Биосфера – глобальная экосистема.. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; глобальных экологических проблем и путей их решения.

Ообъяснять особенности управления ресурсами

Тест

§, вопросы, закончить таблицу







15

Антропогенное воздействие на биосферу

Семинар

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, Определить усвоение материала

Уметь обобщать знания о строении

Самостоятельная работа

§ , вопросы







16

Зачет по теме «Антропогенное воздействие на биосферу»

Контрольно-учетный

Определить усвоение материала

Уметь обобщать знания о строении

Самостоятельная работа

§ , вопросы







17

Химические загрязнения среды и здоровья человека

Комбинированный

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.

Уметь объяснять виды хим загрязнений

Пересказ

устный ответ



§

, вопросы









18

Химические загрязнения среды и здоровья человека

Комбинированный

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.

Уметь объяснять виды хим загрязнений

Тест

§ вопрос 2 письменно







19

Биологические загрязнения и здоровье человека

Урок изучения новых знаний

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.

Уметь объяснять виды хим загрязнений

Тест

§ вопросы, 2 вопрос письменно







20

Природно-очаговые болезни.

Комбинированный

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.

Уметь объяснять виды биологического загрязнения

Смысловое чтение

§ вопросы,







21

Влияние звуков на человека

Урок изучения новых знаний

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.

Уметь объяснять деят-ть чел-ка , влияние на здоровье

Работа в группе

§, вопросы







22

Пути предупреждения шумового загрязнения

Семинар

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.

Уметь объяснять деят-ть чел-ка , влияние на здоровье

Тест

§ вопросы,.







23

Погода и самочувствие человека

Урок изучения новых знаний

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.

Уметь объяснять деят-ть чел-ка , влияние на здоровье

Тест

§ ,







24

Питание и болезни человека

Совершенствование и применение теоритических знаний.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения.

Уметь объяснять деят-ть чел-ка , влияние на здоровье

Работа в парах

§ , вопросы, подготовить сообщение







25

Экологически чистые продукты

Урок изучения новых знаний

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения. Лабораторная работа №2 Изучение загрязнения пищевых продуктов

Уметь делать вывод по работе

Тест

§ вопросы,







26

Ландшафт – как фактор здоровья

Урок изучения новых знаний

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Уметь объяснять деят-ть чел-ка , влияние на здоровье

Работа в парах

§,







27

Экологические проблемы современного города

Совершенствование и применение теоретических знаний.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Практическая работа №1Составление экологической карты населенного пункта, микрорайона города.

Уметь делать вывод по работе




§ , вопросы







28

Проблема адаптации человека к окружающей среде. Жаркий климат

Урок изучения новых знаний

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Уметь объяснять деят-ть чел-ка , влияние на здоровье

Тест

§ , вопросы







29

Проблема адаптации человека к окружающей среде. Холодный климат

Комбинированный

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Уметь объяснять деят-ть чел-ка , влияние на здоровье

Сообщение

устный ответ



§, вопросы,







30

Проблема адаптации человека к окружающей среде. Человек в космосе.

Урок изучения новых знаний

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Уметь объяснять деят-ть чел-ка , влияние на здоровье

Тест

§, вопросы







31

Окружающая среда и здоровье человека.

Семинар

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, Практическая работа №2 «Составление экологического паспорта помещения»

Выявить пылевое загрязнение в школе

Смысловое чтение

§ , вопросы







32

Зачет по теме «Окружающая среда и здоровье человека»

Контрольно-учетный

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, Определить усвоение материала

Уметь обобщать знания о строении

Самостоятельная работа

§ , вопросы







33

Основные направления эволюции человека

Совершенствование и применение теоретических знаний.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Антропогенное воздействие на природу объяснять

Фронтальный опрос

§ ,повторение.







34

Заключение по теме Антропогенное воздействие на природу

Комбинированный

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Понимать место и значение человека в природе

Фронтальный опрос

§ , вопросы





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал