Рабочая программа регионального курса «Родное Подмосковье»



Скачать 121.29 Kb.
Дата26.04.2016
Размер121.29 Kb.
ТипРабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа регионального курса «Родное Подмосковье» для 8 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089, Закона «Об образовании РФ» Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РФ».

Общая характеристика

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по Родному Подмосковью Л.Ф. Греханкиной. (М.:2005).Предметом изучения в курсе «Родное Подмосковье» является многообразие форм и способов взаимодействия человека с природной и социокультурной средой на конкретной территории Московской области. Пособие раскрывает роль регионального компонента образования в воспитании и развитии личности, методы обучения, формы организации учебной деятельности. Программа курса « Родное Подмосковье» содержит основные структурные элементы содержания и требования к уровню подготовки учащихся. В пособии предложена методическая система уроков по темам, игровые технологии и межпредметные связи в обучении.

Строгий, целенаправленный, мотивированный и теоретически обоснованный отбор содержания курса «Родное Подмосковье» обусловлен вычленением образовательных задач в 8 классе.

Цели и задачи курса:

Цели:


  1. овладение системой комплексных знаний о своём регионе на основе взаимодействия компонентов - природы, населения, хозяйства на социокультурном пространстве Московской области; на основе собственного практического взаимодействия, диалога с природной и социальной средой;

  2. содействие овладению школьниками суммой учебных технологий, социального взаимодействия и поведения на конкретной территории Московского региона:

Задачи:

  • приобщение к миру природы, осознание своего места в нем. Формирование умений определять пути решения проблем окружающей среды на конкретных примерах участка * территории своей местности, умения отстаивать свои ценностные ориентации;

  • овладение умениями наблюдения, исследования в природе, личное участие в решении проблем охраны природы своей местности;

  • составление характеристики естественных ландшафтов своей местности; выполнение учащимися посильной работы по решению проблемы улучшения ландшафта;

изучение памятников природы и культуры своей местности, их экологического состояния в походах и в процессе

  • развитие умений по оцениванию природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;

  • развитие умений по оцениванию экологической ситуации в своей области и последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

  • формирование нравственных убеждений школьников, уважительного отношения к обычаям, традициям, духовной культуре населения Московии;

  • формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной среды;

  • стимулирование развития познавательных интересов и творческого потенциала личности.

Курс «Родное Подмосковье» в 8 классе рассчитан на 34 часа – 1 час в неделю. Уровень обучения – базовый.

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем.


Содержание курса

Тема 1. Общие сведения о Подмосковье -4ч.

Понятие «край», «область», «регион». Географическое положение Московской области. Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния — область, изменение границ во времени. Территория Подмосковья в XII-XIII вв. во владении ростово-суздальских князей. Выделение Московского удела в XIII в. Границы Московских владений в XIV в. Изменение географического положения городов Подмосковья. В.О. Ключевский о роли центрального положения Москвы. Учреждение Московской губернии в XIX — начале XX вв.

Современное положение области в центре Восточно-Европейской равнины и Центральной России. Столичность положения. Административное деление. Районы, города областного и районного значения. Характеристика современных границ Московской области в историко-пространственном аспекте.

Изображение территории Подмосковья на рисунках, схемах, гравюрах, картах (картографическое изображение региона). Топографические карты, планы местности своего населенного пункта, города, района.



Тема 2. Природа Подмосковья – 7 ч.

Компоненты природы. Факторы, обусловившие их проявление на территории области. Геологическое строение и рельеф. Формирование рельефа под действием внутренних и внешних сил. Рельефообразующая роль ледника. Конечная морена и водно-ледниковые отложения.

Факторы, определяющие климат, изменение микроклимата. Микроклимат большого города (Москва). Климат и погоды, сезоны года в Подмосковье.

Речная сеть области, террасы Москва-реки. Озера, их происхождение: ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.

Почвы, растительный и животный мир Подмосковья. Растительный мир, видовой и возрастной состав. Типичные ландшафты. Животный мир, его многообразие: виды, образ жизни, условия обитания. Разведение птиц, рыб на территории Московской области. Взаимодействие компонентов природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья.

Тема 3. Население региона -4ч.

Курганы и селища. Древнеславянские племена: вятичи, кривичи. Виды поселений. Особенности расселения, быта и культуры на территории современного Подмосковья. Русские. В.О.Ключевский о сложении народа в условиях освоения новых земель и взаимоотношениях с другим населением. Освоение русскими Волго-Окского междуречья. Первые города. Возникновение Москвы: детинец, посад, Кремль. Возникновение древних городов Подмосковья. Выдвижение Москвы, развитие ремесел и торговли в городе и близлежащих территориях Московии.

Изменение численности населения за исторический период. Демографические проблемы: снижение естественного прироста, рост численности населения за счет миграций. Социальные проблемы, связанные с миграционными процессами. Этнография, этнический состав, конфессиональное разнообразие. Демографические перспективы территории. Многонациональность как специфический фактор формирования и исторического развития региона.

Тема 4. Формирование хозяйства Московской области- 5 ч.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов территории. Условия для развития сельского хозяйства, транспортного строительства. Относительная бедность природных ресурсов: торф, строительные материалы, неметаллические полезные ископаемые (фосфорит, флюорит, сульфат, каменная соль, известняк, доломит, песок, глина, кремнистые породы, поделочные камни).

Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев-Посадская матрешка, Павлово-Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево-кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Тема 5. Современное хозяйство Московской области -4ч.

Современная специализация на наукоемких и трудоёмких отраслях, факторы ее определяющие. Научно-производственный комплекс Москвы и научные центры Московской области (наукограды: Пущино, Дубна, Королев, Троицк, Фрязино и другие).

Проблемы энерго- и водоснабжения региона. Возможности и география АПК. Пригородное сельское хозяйство.

Проблемы и задачи преобразований основных производств. Место региона в географическом разделении труда, перспективы развития.



Тема 6. Города Подмосковья- 6 ч.

Архитектурные памятники Московской области и своего края. Сельская и городская архитектура, архитектурные находки. Архитектура и архитектурные стили городов. «Золотое кольцо» городов Подмосковья. Характеристика древних городов Подмосковья (Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Коломна, Можайск, Ногинск, Серпухов, Сергиев Посад и др.). Историко-культурное значение культовых построек Кремля: Московского, Коломенского, Зарайского и др. Монастыри и храмы как памятники материальной и духовной культуры. Возрожденные памятники региона и своей местности.



Тема 7. Памятные места культуры Подмосковья – 2 ч.

Характеристика социальной сферы, памятники культуры и архитектуры; известные художники, музыканты. Известные писатели, поэты Подмосковной земли: А.С.Пушкин и Захарово, М.Ю. Лермонтов и Середниково, А.П.Чехов и Мелихово, А.Блок и Шахматово, Ф.И.Тютчев и Мураново и т.д.



Искусство родного края. Памятные места, история памятников природы и культуры, природа Подмосковья в поэзии, музыке, живописи. Поэтические рассказы о красоте природы в разные времена года, музыкальные произведения (П.И.Чайковский), демонстрация полотен известных пейзажистов, запечатлевших природу Подмосковья (Левитан, Поленов).


Требования к уровню подготовки учащихся.

  1. Называть и показывать:

  • время образования Московской области;

  • исторические этапы становления;

  • крайние точки области, ее площадь, пограничные территории;

  • геологическое строение, основные виды и месторождения полезных ископаемых;

  • основные формы рельефа;

  • факторы, влияющие на формирование климата и микроклимата;

  • основные реки, озера, водохранилища;

  • основные виды и распространение почв, лесов;

  • особо охраняемые природные территории;

  • города и районы области:

  • отрасли специализации хозяйства и основные центры;

  • основные транспортные пути;

  • рекреационные районы;

  • примеры рационального и нерационального использования ресурсов;

  • культурно-исторические центры.

  1. Определять (по карте):

  • координаты географических объектов (населенных пунктов);

  • основные геологические структуры (по тектонической карте);

  • количество осадков, годовую амплитуду температур, господствующие ветры;

  • абсолютную высоту над уровнем моря (по топографическим картам своей местности);

  • функции городов;

  • расстояние между географическими объектами.

  1. Описывать (составлять характеристики):

  • ландшафты своей местности.

  1. Объяснять (на примере области, района, города):

  • развитие форм рельефа;

  • взаимосвязь компонентов природы на примере природных комплексов Московской области;

  • влияние природных, исторических факторов на развитие хозяйства;

  • специализацию хозяйства отдельных территорий и городов области;

  • изменение ландшафтов в результате деятельности человека;

  • уникальность природных и историко-культурных объектов;

  • особенности в условиях работы, быта, жизни людей в регионе.

  1. Прогнозировать:

  • изменение отдельных природных объектов в результате деятельности человека;

  • изменение численности населения в результате действия различных факторов;

  • тенденции развития области, города, района, своего населенного пункта.

  • экскурсионных маршрутов.




Тема урока

Дата

Примечание

план

факт


Глава 1. Общие сведения о Подмосковье. (4ч.)




История освоения и заселения территории Московской области.

1.09-6.09









Формирование границ территории Подмосковья.

8.09-13.09









Административное деление Московской области.

15.09-20.09









ПР №1 «Географическое положение Московской области»

22.09-27.09







Глава 2. Природа Подмосковье. (7ч.)



Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

29.09-4.10









Климатические условия.

6.10-11.10









Водные ресурсы Подмосковья.

ПР №2 «Реки и озера Наро- Фоминского района»



13.10-18.10









Живая природа (почвы, растительность, животный мир).

20.10-25.10









Природные районы Подмосковья.

ПР №3 «Природная зона Наро- Фоминского района»



27.10-1.11









Охраняемые природные территории Московской области.

10.11-15.11









Обобщение-урок контроля

17.11-22.11







Глава 3. Население (4ч.)



Численность, естественный прирост, миграции.

24.11-29.11









Городское и сельское население.

ПР №4 «Города и поселки Наро- Фоминского района»



1.12-6.12









Трудовые ресурсы.

8.12-13.12









Обобщение-урок контроля.

15.12-20.12







Глава 4. Формирование хозяйства Московской области (5 ч.)



История формирования хозяйства, факторы развития

22.12-27.12









Развитие ремесел в городе. Великий Посад.

12.01-17.01









История развития хозяйства Подмосковья

19.01-24.01









ПР №5 Хозяйство нашего района

2.02-7.02









Народные промыслы Подмосковья и нашего района

9.02-14.02







Глава 5. Современное хозяйство Московской области(4 ч.)



Факторы развития промышленности.

16.02-21.02









Особенности современного хозяйства.

24.02-28.02









Научно-технический комплекс Подмосковья.

2.03-7.03









Отраслевая структура промышленности Подмосковья.

9.03-14.03







Глава 6. Города Подмосковья (6 ч.)



Древние и старинные города Подмосковья.

16.03-21.03









Современные города Подмосковья.

1.04-4.04









Новые города Подмосковья.

6.04-11.04









Наукограды Подмосковья.

13.04-18.04









Москва – столица, крупный научно-промышленный комплекс страны.

20.04-25.04









ПР № 6 Наро- Фоминск- город в котором я живу.

27.04-30.04








Глава 7. Памятные места культуры Подмосковья (2 ч.)



«Писательские гнезда» Подмосковья.

4.05-8.05









Подмосковье- муза русских художников и музыкантов.

11.05-16.05











Экологические проблемы региона.

18.05-23.05









Обобщающее повторение “Подмосковье - наша Родина”

25.05-30.05







Учебно-методический комплекс.

  1. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье. ( учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области). - М.: Москва, 2012г.

  2. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье. ( методическое пособие). - М.: Москва, 2012г.

Оборудование:



  • Физическая карта России

  • Карта Московской области

  • Карта Наро- Фоминского района

  • Презентации

  • Справочники, атласы





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал