Рабочая программа «Техническое конструирование»



Скачать 163.9 Kb.
Дата02.05.2016
Размер163.9 Kb.
ТипРабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Техническое конструирование» реализуется на базе МБОУ СОШ «Школа будущего» пос. Б. Исаково.

Исходя из материально-технических и кадровых ресурсов образовательного учреждения, запроса детей и родителей на образовательные услуги, возрастных особенностей детей, принимающих участие в реализации программы, за основу рабочей программы взят углубленный вариант образовательного модуля «Альтернативная энергетика».

Образовательный модуль позволяет обучающимся попробовать свои силы в освоении способов производства природно-чистой энергии, создания механизма, позволяющего осуществлять преобразование природной энергии ветра, солнца и воды в используемую человеком электроэнергию, максимально реализовать в нём свои замыслы и мечты.

Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при низком риске причинения вреда экологии района.

Альтернативный источник энергии — способ, устройство или сооружение, позволяющее получать электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) и заменяющий собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле.

Образовательный модуль «Альтернативная энергетика» направлена на:


  • формирование научного познания способов получения энергии, освоение методов познания выработки энергии альтернативными источниками, развитие исследовательских, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества, конструирование и выход с продуктами собственного творчества на различные выставки, творческие ярмарки и конкурсы;

  • формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи природной энергии и производства электроэнергии человеком, экологическое воспитание и просвещение, развитие навыков изучения возможностей получения и сохранения энергии, рационального природопользования.

  • формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся.


Обучающие задачи

1. Способствовать овладению воспитанниками поиска информации и новых знаний.

2. Обучить навыкам исследовательской деятельности.

3. Формировать систему знаний, умений и навыков создания теории и способов решения выявленных проблем энергетики.


В этом году в реализации программы принимают участие дети в возрасте 12-17 лет. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Образовательный модуль рассчитан на 1 год обучения. Возможен углубленный и базовый уровни прохождения образовательной программы: соответственно 72 и 144 часа.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по два часа.
По окончанию обучения обучающийся:


  • будет знать способы производства энергии, альтернативные источники энергии и их применение;

  • будет уметь объяснять необходимость производства альтернативной энергии и применения её в практической жизни каждого человека;

  • будет иметь представление об энергетическом потенциале, возможностях производства дешевой энергии;

  • будет стремиться создать источник альтернативной энергии и экономить расходуемую в его жизни электроэнергию;

  • овладеет понятиями: энергия, электроэнергия, источник энергии, производство энергии, альтернативная энергетика, энергетический потенциал, экономия средств при производстве энергии;

  • получит навыки создания мини источников энергии и практического их применения, навыки экономии производимой энергии;

  • расширит представления о производстве электроэнергии различными источниками и запасами энергии нашей планеты;

  • научится делать выводы о необходимости развития альтернативной энергетики на всей Земле.

Формы подведения итогов реализации образовательного модуля:




  • защита творческих проектов;

• выставки творческих работ и проектов обучающихся;

• итоговая выставка лучших творческих работ и проектов учащихся;



• участие воспитанников в краевых научно-практических конференциях.

Учебно-тематический план

Углубленный вариант

144 часа




Темы

Всего часов

В том числе

теория

практика



Вводное занятие

2

2

-



Традиционные способы производства электроэнергии

16

8

8



Альтернативная энергетика: её возможности, задачи и проявление

16

8

8



Энергия солнца

20

4

16



Энергия ветра

20

4

16



Энергия воды

20

4

16



Современное мировое использование альтернативной энергетики

10

3

7



Выполнение творческих проектов

30

10

20



Дорога в будущее

4

2

2



Анализ существующих источников альтернативной энергии, возможности их развития и применения.

2

2

-



Итоговое_занятие:_результаты_работы_в_прошедшем_году,_планы_на_продолжение_изучения_альтернативной_энергетики.'>Итоговое занятие: результаты работы в прошедшем году, планы на продолжение изучения альтернативной энергетики.

4

2

2




Итого

144

49

95



Календарно-тематический план
на 2012-2013 учебный год
(2 часа продолжительность 1 занятия)





Темы занятий

Дата проведения

Формы контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о правилах поведения при проведении экскурсионных поездок и выездных занятий.

12.09.12

Журнал по технике безопасности

2

Традиционные способы производства электроэнергии.

14.09.12




3

Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции.

19.09.12




4

Превращение энергии.

21.09.12




5

Качество энергии.

26.09.12




6

Экскурсия на электростанцию.

28.09.12




7

Энергия: формы, свойства и величины.

03.10.12




8

Альтернативная энергетика: её возможности, задачи и проявление.

05.10.12




9

Энергосбережение. Источники альтернативной энергии.

10.10.12




10

История энергопотребления

12.10.12




11

Энергопотребление сегодня: катастрофа, кризис или…

17.10.12




12

Энергия в нашем доме. Транспорт и энергопотребление.

19.10.12




13

Измерение энергопотребления в доме.

24.10.12

Карточка

14

Измерение энергопотребления личным транспортом.

26.10.12

Карточка

15

Простые меры по энергосбережению

31.10.12




16

Экономичность и экологическая чистота в применении альтернативных источников энергии

02.11.12




17

Применение в практике альтернативных источников энергии.

07.11.12




18

Работа солнечных батарей: применение, стоимость производимой электроэнергии, испытание. Проект «Солнечный двигатель»

09.11.12

Проект

19

Работа солнечных батарей: испытание в работе установленного в нашей школе источника, показания вырабатываемых электрических величин. Проект «Зарядное устройство от солнечной батареи»

14.11.12

Проект

20

Расчет КПД солнечной батареи. Возможности создания и применения в быту подобных конструкций.

16.11.12

Технический паспорт устройства

21

Работа солнечных батарей: возможности её эксплуатации в нашей школе.

21.11.12




22

Проект-мечта: «Если бы они у меня были, то…»

23.11.12

Сочинение

23

Работа ветряного источника: применение, стоимость производимой электроэнергии, испытание. Проект «Ветряная мельница».

28.11.12

Проект

24

Работа ветряного источника: возможности её эксплуатации в нашей школе. Проект «Ветряные огни».

30.11.12

Проект

25

Работа ветряного источника: испытание в работе установленного в нашей школе источника, показания вырабатываемых электрических величин. Проект «Энергия порыва ветра».

05.12.12

Проект

26

Расчет КПД ветряной электростанции. Возможности создания и применения в быту подобных конструкций.

07.12.12

Технический паспорт устройства

27

Ветряные источники – новые альтернативные источники энергии. Проект «Ветряное зарядное устройство с динамиком».

12.12.12

Проект

28

Работа дождевой электростанции, созданной участником данной программы: применение, стоимость производимой электроэнергии, испытание. Проект «Водный свет».

14.12.12

Проект

29

Работа дождевой электростанции, созданной участником данной программы.

19.12.12




30

Работа дождевой электростанции, созданной участником данной программы (возможности её эксплуатации в нашей школе).

21.12.12




31

Работа дождевой электростанции, созданной участником данной программы (прогноз результатов, испытание в работе, показания вырабатываемых электрических величин).

26.12.12




32

Расчет КПД созданной ДЭС. Возможности создания и применения в быту подобных конструкций.

09.01.13

Технический паспорт устройства

33

Альтернативная энергетика в России

11.01.13




34

Создание фильма о возможностях альтернативной энергетики и современном мире.

16.01.13

Фильм

35

Выбор темы творческой работы участниками программы.

18.01.13




36

Планирование теоретической области исследований. Сбор информации.

23.01.13




37

Планирование практической части исследований. Составление проекта.

25.01.13




38

Обоснование выбора темы: доводы, возможные методы исследования и ожидаемые результаты.

30.01.13




39

Разработка творческих проектов учащихся: выбор темы, предполагаемые технические устройства.

01.02.13




40

Разработка методов исследования выбранной темы, способов реализации творческой работы.

06.02.13




41

Все направления альтернативной энергетики имеют много неизведанных путей…

08.02.13




42

Какое направление вызывает наибольший интерес в ваших умах и почему?

13.02.13




43

Создание презентации «Современное мировое использование альтернативной энергетики».

15.02.13

Презентация

44

Тестирование учащихся и их родителей о знании развития и применения альтернативной энергетики.

20.02.13




45

Обработка результатов тестирования.

22.02.13




46

Составление описания и аннотации произведенных исследований.

27.02.13

Диаграмма результатов тестирования

47

Разработка творческих проектов учащихся: выбор темы, предполагаемые технические устройства, возможности применения проектируемого устройства в жизни.

01.03.13




48

Работа над созданием проекционной установки

06.03.13




49

Сборка установки.

13.03.13

Техническая установка

50

Испытания и регистрация измеряемых данных.

05.03.13

Технический паспорт устройства

51

Обработка результатов измерений. Внесение коррекции в созданную установку.

20.03.13




52

Демонстрация установок всех создателей. Защита созданного проекта.

22.03.13

Выставка

53

Испытания действия созданной модели: испытание на территории школы.

27.03.13




54

Обработка данных, полученных при проведении испытаний.

29.03.13




55

Организация опытной школьной площадки по альтернативной энергетике.

03.04.13

Площадка на территории школы

56

Организация опытной школьной площадки по альтернативной энергетике.

05.04.13

57

Организация опытной школьной площадки по альтернативной энергетике.

10.14.13

58

Расчет экономичности созданной модели и получаемой электроэнергии.

12.04.13

Технический паспорт устройства

59

Расчеты необходимых расходов на создание установки и возможного получения КПД разрабатываемой установки.

07.04.13




60

Защита творческих проектов учащихся.

19.04.13




61

Защита творческих проектов учащихся.

24.04.13




62

Защита творческих проектов учащихся.

26.04.13




63

Защита творческих проектов учащихся.

03.05.13




64

Защита творческих проектов учащихся.

08.05.13




65

Дорога в будущее.

10.05.13




66

Солнце, ветер и вода – наши вечные друзья.

15.05.13




67

Что мы умеем и чему мечтаем научиться? Только тратить энергию? А может будем сами добывать?

17.05.13




68

Из чего Человек научился альтернативно добывать энергию?

22.05.13




69

Анализ существующих источников альтернативной энергии.

24.05.13




70

Итоговое занятие: результаты работы в прошедшем году.

29.05.13

Отчёт

71

Итоговое занятие: планы на продолжение изучения альтернативной энергетики.

31.05.13

Сочинение-письмо

72

Итоговое занятие «Давайте не только мечтать о светлом и тёплом будущем, но и давайте сами его создавать!»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Описание приёмов и методов организации

учебно-воспитательного процесса.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная: рассказ педагога, беседа, самостоятельная работа с литературой.

Репродуктивная и творческая деятельность учащихся по самостоятельно выработанному и составленному технологическому описанию разработанного проекта.

Основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы: словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые, совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ.

При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.



Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.

2. Материально-техническое обеспечение программы

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы и инструменты: проводники, источники тока, электрические лампы, амперметры, вольтметры, лаборатория «Архимед», солнечная батарея, ветряная мини электростанция, разработанная учащимся дождевая мини электростанция, схемы, плакаты, карточки, Интернет ресурсы; электронный конструктор «Знаток»;

Дидактическое обеспечение курса: методическое пособие по курсу предпрофильной подготовки учащихся основной школы «Я, будущее и энергия», учебное пособие для средней школы «Энергия и окружающая среда», методическая литература «Альтернативные источники энергии» к электронному конструктору «Знаток».

Литература:

Нормативно-правовые акты

  1. "Об образовании": Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012)

  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Приказ Минобрнауки от 26 июня 2012 года N 504.

  3. Конвеция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03.

  5. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»: письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844

Используемая литература:

  1. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив.док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.

  2. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.

  3. Чан Г.М., Пермякова О.Г., Кондрашова Л.Г. и др. Я, будущее и энергия: методическое пособие по курсу предпрофильной подготовки учащихся основной школы. – Владивосток: Дальнаука, 2010.

  4. Энергия и окружающая среда: учебное пособие для средней школы. – СПб.: Открытый мир, 2008.


Литература для обучающихся:


  1. Энергия и окружающая среда: учебное пособие для средней школы. – СПб.: Открытый мир, 2008.

  2. Методическая литература «Альтернативные источники энергии» к электронному конструктору «Знаток».


Литература для педагога:

  1. Чан Г.М., Пермякова О.Г., Кондрашова Л.Г. и др. Я, будущее и энергия: методическое пособие по курсу предпрофильной подготовки учащихся основной школы. – Владивосток: Дальнаука, 2010.

  2. Энергия и окружающая среда: учебное пособие для средней школы. – СПб.: Открытый мир, 2008.

  3. Методическая литература «Альтернативные источники энергии» к электронному конструктору «Знаток».


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал