Рабочая программа учебного курса



Скачать 93.26 Kb.
Дата25.04.2016
Размер93.26 Kb.
ТипПрограмма курса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа-интернат п.г.т.Куйбышевский Затон»

Камско-Устьинского муниципального района

Республики Татарстан


«Рассмотрено»

На заседании ШМО

протокол №_____

от «___» ____________ 20___ г.

Руководитель ШМО

___________________ О.А.Ларионова

«Согласовано»

Зам.директора по УР
______________ Н.Г.Семагина
«___» _____________ 20____г.

«Утверждаю»

Директор КШИ
_____________ А.Н. Ильин
«___» _____________ 20___ г.


Рабочая программа учебного курса

«Здоровье человека и окружающая среда»

для 11-го класса

Составитель: учитель биологии

МБОУ «Кадетская школа-интернат

п.г.т.Куйбышевский Затон»

Камско-Устьинского

муниципального района

Ларионова Ольга Александровна

2013-2014 учебный год

Здоровье человека и окружающая среда

 

Пояснительная записка.

Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.

Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил.

Целостный подход к факторам здоровья принципиально отличает экологию человека от гигиенических дисциплин. Социальная и экологическая обусловленность здоровья очевидна. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья.

Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Специалисты рассматривают две формы здоровья – индивидуальное и общественное. Основное внимание в содержании курса по выбору уделено понятию “индивидуальное здоровье”. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Данный курс ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, улучшением окружающей среды и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Этот курс имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы для учащихся 11-го класса. При проведении занятий учитываются местные природно-экономические условия, организация службы слежения за состоянием окружающей среды, профилактики в области охраны здоровья, наличие медицинских учреждений. Количество часов в неделю – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цели курса:

1.      Формирование понятий о среде жизни человека, здоровье человека и факторах (природных и антропогенных), влияющих на здоровье человека.

2.      Формирование представлений об адаптивных реакциях человеческого организма, механизмах защиты организма человека от действий неблагоприятных факторов.

3.      Формирование понятий о городе, селе как среде жизни, об особенностях городской, сельской среды и её влиянии на здоровье человека.

4.      Создание условий для понимания учащимися роли многообразия  факторов в сохранении здоровья человека.

5.      Создание условий для понимания учащимися важности здорового образа жизни для сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.

6.      Содействие профессиональной ориентации старшеклассников.

7.      Развитие исследовательских и коммуникативных умений учащихся.

 

Требования  к освоению содержания курса.

Учащиеся должны знать:

-         показатели здоровья человека, особенности жизнедеятельности здорового человека, взаимосвязь индивидуального здоровья и здоровья населения города, страны;

-         характеристику среды жизни человека;

-         факторы, влияющие на здоровье человека (наследственность, состояние окружающей среды, образ жизни, развитие здравоохранения), вклад каждого фактора в формирование здоровья;

-         механизмы адаптации человеческого организма к окружающей среде и к действию неблагоприятных факторов, механизмы и значение стресса в жизни человека;

-         широкий диапазон факторов среды, способствующих сохранению здоровья человека и негативно на него влияющих;

-         составляющие здорового образа жизни, значение здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.

 Учащиеся должны уметь:

-         объяснять значение различных факторов в формировании индивидуального здоровья человека и здоровья населения страны, города, села, объяснять влияние различных факторов на здоровье человека;

-         объяснять значение городской, сельской среды для здоровья человека;

-         устанавливать взаимосвязь между индивидуальным здоровьем человека и здоровьем населения города, страны;

-         понимать значение образа жизни для сохранения здоровья человека и планировать свою жизнедеятельность на основе знаний о здоровом образе жизни;

-         самостоятельно работать с учебной, научно-популярной, научной и справочной литературой;

-         составлять конспекты, рефераты научно-популярных и научных статей, готовить сообщения, доклады, проекты.



Формы организации учебных занятий.

Основное содержание элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда» раскрывается на обзорных лекциях, учебных тематических семинарах и конференциях. Наряду с этим предполагается организация  работы в группах, самостоятельного изучения школьниками литературы, написание и защита рефератов, лабораторно – практические занятия.

  Форма контроля достижений учащихся и их оценивание.

Текущий контроль осуществляется с использованием методов: беседы, индивидуального опроса, тестирования, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). По окончании изучения каждого блока осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей, а также умение применять знания для объяснения роли различных факторов в обеспечении и сохранении здоровья человека. Итоговый контроль предполагает защиту учащимися рефератов, посвящённых изучению влияния различных факторов на здоровье человека.

 Используемые формы контроля:

-         Защита рефератов, докладов на занятиях.

-         Разработка и защита творческих проектов на научно-практической конференции.

-         Выход на районные, краевые конкурсы творческих проектов.



Критериями оценивания достижений учащихся являются:

-         Сформированность знаний о здоровье человека, факторах, определяющих здоровье, и об их роли в формировании и сохранении здоровья;

-         Сформированность умения применять знания для объяснения роли различных факторов в формировании и сохранении здоровья человека и организации своей жизнедеятельности;

-         Качество оформления реферата;

-         Содержательность доклада и владение материалом реферата;

-         Грамотность и осознанность ответов на вопросы в ходе защиты реферата.



Содержание программы.

Введение.

Среда жизни человека. Понятие об индивидуальном здоровье и здоровье населения. Показатели здоровья. Факторы здоровья и риска заболеваний. Жизнедеятельность здорового человека. Здоровье в иерархии человеческих потребностей.

1.     Наследственность как фактор здоровья человека.( 5 ч.)

Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Механизмы определения пола. Роль наследственности в формировании индивидуального здоровья. Болезни, сцепленные с полом. Наследственные болезни, их профилактика и лечение. Определение наследственности будущего ребёнка. Медико  - генетическое консультирование и планирование семьи.

2.     Природная среда и здоровье человека.( 6 Ч.)

Влияние космоса на здоровье человека. Биоритмы человека. Климат и здоровье человека. Природная среда как источник инфекционных заболеваний. Адаптации и гомеостаз человеческого организма. Стресс и здоровье человека. Адаптации человека в экстремальных природных условиях. Механизмы защиты организма человека от неблагоприятных факторов среды.

3.     Здоровье человека в городской (сельской) среде.( 11 ч.)

Экологические аспекты урбанизации. Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы и их влияние на здоровье человека. Шум и здоровье человека. Радиация и здоровье. Специфические факторы, влияющие на организм человека (перенаселение, психогенные факторы, условия социальной жизни, двигательный режим) Защита от неблагоприятного воздействия экологических условий горда, села. Возможности городской (сельской) среды в сохранении здоровья человека. Популяционное здоровье. Особенности демографии в зависимости от природных и социальных факторов. Взаимосвязь индивидуального здоровья человека и здоровья населения города (села).

4.     Образ жизни – важнейший фактор здоровья человека.(11 ч.)

Понятие о здоровом образе жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Здоровье человека и его биологический возраст. Питание и здоровье. Двигательный режим и здоровье человека. Трудовая деятельность человека и его здоровье. Семья и здоровье. Алкоголизм, наркомания, табакокурение и их влияние на индивидуальное здоровье человека и здоровье населения. Возможности образа жизни для увеличения продолжительности здоровой жизни.

Учебно – тематический план курса

«Здоровье человека и окружающая среда»

  


 Дата


Содержание и номер урока

Примерное домашнее задание

Примечания

 

1.     Вводное занятие.
2.     Здоровье и факторы его определяющие.
Наследственность как фактор здоровья.

3.     Генетика – как наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетические болезни.


4.      Общение с людьми, страдающими генетическими заболеваниями.
5.     Болезни, сцепленные с полом.
6.     Наследственные болезни, их причины, профилактика и лечение.

 

Природная среда и здоровье человека.

7.     Факторы природы, влияющие на здоровье человека.
8.     Природная среда как источник заболеваний.
9.     Действие экологических факторов в разные периоды жизни человека.
10. Механизмы адаптации человеческого организма к природным факторам.
11.  Стресс и здоровье человека.
12.  Адаптация человека  в экстремальных природных условиях.
Здоровье человека в городской и сельской среде.

13. Город как среда жизни человека.


14. Село как среда жизни человека.
15. Экологическая среда рабочего и жилого помещения.
16. Оценка экологического состояния учебного помещения.
17. Состояние окружающей среды в условиях города.
18. Состояние окружающей среды в условиях села.
19. Изучение загрязнения воздуха автотранспортом.
20. Защита организма от химических загрязнителей.
21. Шум и здоровье человека.
22. Радиация и здоровье человека.
23. Демографическая  структура.
Образ жизни - важнейший фактор здоровья человека.

24. Здоровый образ жизни и его составляющие.


25. Питание и здоровье.
26. Двигательный режим и здоровье человека.
27. Труд человека и его здоровье.
28. Семья и здоровье.
29. Вредные привычки – угроза здоровью нации.
30. Влияние алкоголя.
31. Влияние курения.
2. Влияние наркотиков.
33. СПИД – угроза здоровью.
34. Защита рефератов.

35. Защита рефератов.

 


 




 

 

 





Список литературы.

1.     Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П. и др. Экология, здоровье, качество жизни. - Москва;Астрахань:Изд-во АГМА, 1996.

2.     Алексеев В.П. Очерки экологии человека.-М.:Наука,1993.

3.     Андреева Н.Д., Наумова Н.Н.идр. Практикум по экологии. - СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2000.

4.     Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.

5.     Иванов В.П., Обуховская А.С. и др..Экология человека. – СПб.: Изд-во СПбГМА, 1997.

6.     Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

7.     Соковня – Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. -–М.: Академия, 1998.



8. Интернет ресурсы



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал