Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса Составитель



Скачать 307.03 Kb.
Дата02.05.2016
Размер307.03 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

140200, Московская область, г. Воскресенск, ул.Октябрьская, дом 21



тел./факс 8 (496) 44-2-14-85, тел. 8 (496) 44- 2-01-03 E-mail: wkola-2@mail.ru, www.150voss2.edusite.ru



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 2»

_______________ /Байкова Л.П./

«______» ______________ 2015 г.

Приказ №



Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

для 9 класса

Составитель

Киселева Л.Э. учитель биологии

высшей квалификационной категории
г. Воскресенск

2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа линии УМК «Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы – на стадии их формирования.

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:


  • усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

  • реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

  • отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этичесими и экологическими ценностями общества;

  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции ее с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придает ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

Общая характеристика курса

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:


  • формирование системы научных знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются

наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:


  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знании йо живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Место биологии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Сферы» (5-9 классы)разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы, общее число часов при этом составляет 280 часов за 5 лет обучения, из них: 5 класс – 35 часов (1 час в неделю), 6 класс -35 часов (1 час в неделю), 7,8,9 классы - 70 часов (2 часа в неделю).



Требования к результатам обучения
Резерв – 2 часа
9 класс

Биология. Живые системы и экосистемы.

68 часов (по 2 часа в неделю)

Содержание программы
Введение. Особенности биологического познания(2ч)

Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании.


Демонстрация: таблицы, рисунки, фрагменты учебных фильмов, иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического познания.
Организм (19 ч)

Организм – целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей – основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Наследственная информация и ее носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результат приспособления к условиям среды. Географические группы людей: арктическая, тропическая, пустынная, высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.


Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие оплодотворение и развитие организмов, наследственность и изменчивость, действие экологических факторов, биологические ритмы.
Лабораторные работы:

1.Оценка температурного режима учебных помещений.


Проектная деятельность:

1.Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека.

2.Гигиенические нормы сна подростков.

3.Влияние освещения на морфологию колеуса.

4.Действие экологических факторов.

5.Превращение наземной формы традесканции в водную.


Экскурсии:

1.Способы размножения растений оранжереи.


Вид. Популяция. Эволюция видов (27 ч)

Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция – единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений – результат эволюции. Видообразование – результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности человека. Слова – сигналы сигналов. Динамический стереотип. Сознание – высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и сознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и ее значение. Развитие и виды речи. Память, ее виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний. Чувство любви – основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.


Демонстрация: коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости, наследственности, межвидовых взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей эволюции; модели происхождения человека, останки материальной культуры предшественников современного человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и ее особенности у человека, взаимоотношения человека с окружающей средой.

Лабораторные работы:

2.Изучение критериев вида.

3.Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания.

4.Искусственный отбор и его результаты.

5.Приспособленность руки человека к трудовой деятельности.

6.Закономерности восприятия.

7.Устойчивость внимания.

8.Выработка навыка зеркального письма

9.Типы высшей нервной деятельности.
Практические работы:

1.Определение ведущей руки.

2.Логическое мышление.

3.Объем смысловой памяти.

4.Выявление объема кратковременной памяти.

5.Выявление точности зрительной памяти.

6.Определение типа темперамента.

Экскурсии:

2.Разнообразие видов в природе – результат эволюции.


Биоценоз Экосистема. (12ч)

Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Ф. Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами в биоценозе, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Морские и пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.


Демонстрация: гербарные материалы; таблицы, схемы, видеофрагменты, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биоценозе, цепи питания; разнообразие экосистем, аквариум как модель экологической системы.
Лабораторные работы:

10.Цепи питания обитателей аквариума.


Экскурсии:

3.Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы.

4.Парк как искусственная экосистема.
Биосфера(6ч)

Биосфера, ее границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ – основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.



Демонстрация: таблицы, видеофрагменты, иллюстрирующие границы биосферы и ее структуру, схемы круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере; фрагменты учебных фильмов «Биосфера», «Биосфера и человек».
Проектная деятельность:

6.Актуальные экологические проблемы региона.


Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

      В результате изучения биологии учащиеся должны



знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
 уметь:
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Нормы и критерии оценивания

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

  1. Знание всего изученного программного материала.

  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта;

  2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);

  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

  2. Или было допущено два-три недочета;

  3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  4. Или эксперимент проведен не полностью;

  5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. Не более двух грубых ошибок;

  2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. Или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. Или если правильно выполнил менее половины работы.


Литература

    1. УМК «Биология. Живой организм» для 6 класса под ред. В.С. Кучменко и Л.Н. Сухоруковой. - М.: Просвещение «Сферы», 2010, 127с.

    2. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева «Биология. Живой организм». Поурочные методические рекомендации 5-6 класс. – М.: Просвещение «Сферы», 2012, 112с.

    3. УМК «Биология. Разнообразие живых организмов» для 7 класса В.С. Кучменко , Л.Н. Сухорукова, И.Я Колесникова. - М.: Просвещение «Сферы», 2010, 159с.

    4. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева «Биология. Разнообразие живых организмов». Методические рекомендации 7 класс. – М.: Просвещение «Сферы», 2010, 112с.

    5. УМК «Биология. Человек. Культура здоровья » для 8 класса В.С. Кучменко, Л.Н. Сухорукова, Т.А. Цехмистренко - М.: Просвещение «Сферы», 2009, 159с.

    6. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья». Методические рекомендации 8 класс. – М.: Просвещение «Сферы», 2010, 112с.

    7. УМК «Биология. Живые системы и экосистемы » для 9 класса В.С. Кучменко, Л.Н. Сухорукова- М.: Просвещение «Сферы», 2010, 143с.

    8. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева. «Биология. Живые системы и экосистемы». Методические рекомендации 9 класс. – М.: Просвещение «Сферы», 2010, 112с.


Дополнительные ресурсы:

      1. Андреева Н.Д. Обобщающие уроки: 9кл.Биология в школе. -1996 -№3.

      2. БатуевА.С. Человек. Основы физиологии и психологии. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2000.

      3. Демидов В. Ботаника в таблицах, схемах, тестах и терминах.// 1 сентября. Биология. - М.: издательский дом «1 сентября», 2005, №№10 – 16 .

      4. Жизнь растений. Т.1. – М.: Просвещение, 1982.

      5. Ляшенко Н.В.Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока. – Волгоград: Учитель, 2011.

      6. Малеева Ю.В., Чуб В.В.Биология, флора. – М.: Дрофа, 1994.

      7. Рохлов В.С. «Биология». 6 – 9 класс. Демонстрационные таблицы по биологии. – М.: Учебная книга, 2004.

      8. Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г. и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебное пособие. – М .: Просвещение, 1992.

      9. Биология: Энциклопедия для детей. Т.2 – М.: Аванта+, 2001.


Интернет-ресурсы
http://vneuroka.ru/okrmir.php

http://mirbiologii.ru

http://biologiya.net

http://naturalscience.ru

http://edu.km.ru

http://www.life-nature.ru

http://www.vmireintereresnogo.com

http://elementy.ru/news

http://scool.xvatit.com

http://muzey-factov.ru/tag/bacteriums

http://scool-collection.edu.ru

http://www.animals-plants.com/partners-parasites.html

Календарно-тематическое планирование по биологии

2015-2016 уч. год

9 класс


68 часов (по 2 часа в неделю)

№пп

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение (2ч)

1

1

Живые системы и экосистемы.

01.09.- 05.09.




2

2

Методы биологического познания.

01.09.- 05.09.




Организм (19ч)

3

1

Организм – целостная саморегулирующаяся система.

07.09.-12.09.



4

2

Размножение и развитие организмов.

07.09.-12.09.



5

3

Способы размножения растений оранжереи.

Экскурсия 1 Способы размножения растений оранжереи.

14.09.-19.09.



6

4

Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека.

14.09.-19.09.




7

5

Возрастные периоды развития детей.

21.09.-26.09.



8

6

Наследственность и изменчивость – свойства организма.

21.09.-26.09.



9

7

Основные законы наследования признаков. Первый и второй законы Г.Менделя.

28.09.-03.10.




10

8

Третий закон Г. Менделя.

28.09.-03.10




11

9

Решение генетических задач

06.10




12

10

Закономерности наследственной изменчивости.

12.10.-17.10.




13

11

Контрольно – обобщающий урок.

12.10.-17.10.




14

12

Экологические факторы и их действие на организм

Л.р.1 «Оценка температурного режима учебных помещений»

19.10.-24.10.




15

13

Адаптация организмов к условиям среды.

19.10.-24.10.




16

14

Влияние природных факторов на организм человека.

26.10.-31.10.




17

15

Ритмичная деятельность организма.

26.10.-01.11.




18

16

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна.

02.11.-07.11.




19

17

Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс.

02.11.-07.11.



20

18

Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека.

09.11.-1611.



21

19

Контрольно – обобщающий урок по теме «Организм»

23.11.-28.11. .



Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч.)

22

1

Вид и его критерии. Л.р. 2 «Изучение критериев вида».

23.11.-28.11.



23

2

Популяционная структура вида.

30.11.-05.12.




24

3

Динамика численности популяций.

30.11.-05.12.




25

4

Саморегуляция численности популяций.

07.12.-12.12.




26

5

Структура популяций.

07.12.-12.12.




27

6

Учение Дарвина об эволюции видов.

14.12.-19.12..




28

7

Современная эволюционная теория.

14.12.-19.12.



29

8

Современная эволюционная теория.

21.12.-26.12.




30

9

Формирование приспособлений – результат эволюции.

Л.р. 3 «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания».

21.12.-26.12.




31

10

Видообразование – результата действия факторов эволюции.

28.12.-30.12




32

11

Селекция – эволюция, направляемая человеком.

Л.р. 4 «Искусственный отбор и его результаты».

28.12.-30.12.




33

12

Систематика и эволюция.

06.01.-09.01.



34

13

Доказательства антропогенеза.

06.01.-09.01.



35

14

Основные этапы антропогенеза.

11.01.-16.01



36

15

Биологические и социальные факторы эволюции человека.

Л.р. 4 «Искусственный отбор и его результаты».

11.01.-16.01.



37

16

Высшая нервная деятельность.

18.01.-23.01.



38

17

Высшая нервная деятельность.

18.01.-23.01.




39

18

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Л.р.6 «Закономерности восприятия»,

л.р. 7 «Устойчивость внимания»,

л.р. 8 «Выработка навыков зеркального письма».

25.01.-30.01




40

19

Мышление и воображение.

П.р. 1 «Определение ведущей руки»,

П.р. 2 «Логическое мышление».

25.01.-30.01.




41

20

Речь.

01.02.-06.02




42

21

Память. П.р. 3 «Выявление объема смысловой памяти»,

П.р. 4 «Выявление объема кратковременной памяти»,

П.р. 5 «Выявление точности зрительной памяти».

01.02.-06.02




43

22

Эмоции.

08.02.-13.02.




44

23

Чувство любви – основа брака и семьи.

08.02.-13.02




45

24

Типы высшей нервной деятельности. Л.Р.9 «Типы высшей нервной деятельности»,П.р.6 «Определение типа темперамента».

15.02.-20.02.




46

25

Контрольно – обобщающий урок по теме Вид. Популяция. Эволюция видов

15.02.-20.02.




Биоценоз. Экосистема (14 ч.)

47

1

Биоценоз. Видовая и пространственная структура.

29.02.-05.03.




48

2

Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза.

29.02.-05.03.




49

3

Неконкурентные взаимоотношения между видами.

07.03.-12.03.




50

4

Разнообразие видов в природе – результат эволюции.

Экскурсия 2 «Разнообразие видов в природе – результат эволюции»

07.03.-12.03.




51

5

Организация и разнообразие экосистем.

14.03.-19.03.




52

6

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

Л.Р. 10 «Цепи питания обитателей аквариума».

14.03.-19.03.




53

7

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши.

21.03.-26.03.




54

8

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем.

21.03.-26.03.




55

9

Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы

Экскурсия 3 «Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы».

28.03.-02.04.




56

10

Развитие и смена сообществ и экосистем.

28.03.-02.04.




57

11

Агроценоз. Агроэкосистема.

04.04.-11.04




58

12

Парк как искусственная экосистема.Э 4 «Парк как искусственная экосистема».

04.04.-11.04.




59

13

Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

18.04.-23.04




60

14

Контрольно – обобщающий урок по теме Биоценоз. Экосистема

18.04.-23.04




Биосфера (6 ч.)

61

1

Среды жизни. Биосфера и ее границы.

25.04.-30.04




62

2

Живое вещество биосферы и его функции.

25.04.-30.04




63

3

Средообразующая деятельность живого вещества.

03.05.-07.05.




64

4

Круговорот веществ – основа целостности биосферы.

03.05.-07.05.




65

5

Биосфера и здоровье человека.

10.05.-14.05.




66

6

Учетно-проверочный урок.

10.05.-14.05.




67

1

Резерв

16.05.-21.05.




68

1

Резерв

16.05.-21.05.




Итого

Часов




экскурсий

лабораторных работ

практических работ

по программе

68

4

10

6

выполнено












СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Мухина Г.Ю./


«______» ______________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО

протокол № ____от «___»______2015г.



Руководитель РМО

______________/ Киселева Л.Э./

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал