Рабочая программа учебной дисциплины «Экология»



Скачать 177.46 Kb.
Дата01.05.2016
Размер177.46 Kb.
ТипРабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»



Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по направлению 221400






Зав. кафедрой приборостроения

проф. А.И. Потапов




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экология»

(наименование по рабочему учебному плану)



Направление: 221400.62 «Управление качеством»

Профиль: «Управление качеством в производственно-технологических системах»



Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Составитель:

доцент кафедры приборостроения В.М.Игамбердиев
Санкт-Петербург

2012

1. Цель и задачи дисциплины.

Целью преподавания дисциплины является подготовка студентов в области экологии на основе общебиологических и естественно-научных знаний с учетом конкретных практических задач, стоящих перед будущими руководителями и специалистами различного уровня.

Предлагаемый курс «Экологии» предусматривает формирование нового стереотипа экологического мышления, обучение молодого специалиста современными экологическими знаниями, умению грамотно анализировать экологические ситуации и эффективно воздействовать на них с учетом научно-практических и нравственно-этических норм.

Задачи дисциплины:



  1. Формирование систематизированного комплекса экологических знаний, необходимых для понимания роли экологии в создании благоприятных условий среды обитания у людей при различных условиях деятельности;

  2. Демонстрация роли различных факторов, улучшающих или ухудшающих среду обитания и экологическую ситуацию в отдаленном периоде;

  3. Ознакомление с основами оценки окружающей среды и приобретение опыта их применения в производственной и общественной жизни;

  4. Выявление роли факторов окружающей среды в оптимизации производственной деятельности, оценку их влияния на состояние окружающей среды и здоровья людей.

  5. Приобретение навыков предупреждения негативных последствий экологических инцидентов и катастроф на предприятии, ситуаций экологического напряжения на территориях, прилегающих к потенциально опасным объектам, ознакомление с законами в области окружающей среды.


2. Место дисциплины в структуре ООП.

Курс «Экология» входит в состав базовой части математического и естественно-научного цикла Б.2 подготовки бакалавров по профилю подготовки «Электроснабжение» и изучается студентами в течение 3 семестра. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении биологии, физики, химии, высшей математики, географии. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут использоваться в последующем курсе: «Безопасность жизнедеятельности, а также в практической деятельности при принятии решений.

Для освоения курса обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по математике, физике, химии.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



ОК -11, ОК -12, ОК -13, ОК -14, ОК -18.

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать: - проблемы экологии, особенности строения и функционирования биосферы Земли, направленность и интенсивность экологических процессов в биосфере и их взаимосвязь;

- основные понятия и законы экологии, значимость отдельных экологических факторов, в том числе техногенных, понятия экосистем и законов их функционирования;

- классификации видов и интенсивности антропогенного влияния на природную среду, взаимосвязь процессов и параметров между собой;

- глобальные проблемы экологии, причины их возникновения и пути решения;

- принципы и методы управления и рационального природопользования;

- принципы природоохранной политики РФ; основы природоохранного законодательства.



Уметь: ориентироваться в экологических проблемах и ситуациях и в системе стандартов, правил и норм, регламентирующих взаимоотношения человека и природы; пользоваться нормативными документами, справочными пособиями и другими информационными материалами.

Владеть: навыками в области экологии, понятийно-терминологическим аппаратом в области экологической безопасности, законодательными и правовыми актами в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, методами обеспечения безопасности среды обитания, методами оценки экологической ситуации.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.



Очная форма обучения.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:







Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

0

0

Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:







Контрольная работа

26

26

Реферат







Другие виды самостоятельной работы:







Работа с литературой

10

10

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)




Зачет

Общая трудоёмкость час

зач. ед.


72

72

2

2


Очно-заочная форма обучения.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Аудиторные занятия (всего)

16

16

В том числе:







Лекции

8

8

Практические занятия (ПЗ)

8

8

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

0

0

Самостоятельная работа (всего)

56

56

В том числе:







Контрольная работа

26

26

Реферат







Другие виды самостоятельной работы:







Работа с литературой

30

30

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)




Зачет

Общая трудоёмкость час

зач. ед.


72

72

2

2


Заочная форма обучения.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Аудиторные занятия (всего)

8

8

В том числе:







Лекции

4

4

Практические занятия (ПЗ)

4

4

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

0

0

Самостоятельная работа (всего)

64

64

В том числе:







Контрольная работа

36

36

Реферат







Другие виды самостоятельной работы:







Работа с литературой

28

28

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)




Зачет

Общая трудоёмкость час

зач. ед.


72

72

2

2


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Биосфера


1. Основные понятия и определения экологии.

2. Биосфера, её структура.

3. Живое вещество биосферы, его функции.

4. Круговороты веществ в биосфере.



2

Экосистемы


  1. Экологические факторы среды.

  2. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы.

  3. Популяции в экосистеме.

  4. Биотические связи организмов в биоценозах.

  5. Трофические взаимодействия в экосистемах.

  6. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды.

3

Организм и среда


1. Основные среды жизни. Загрязнение окружающей среды.

2.. Адаптация организма к факторам.

3. Оценка качества окружающей среды.


4

Глобальные экологические проблемы


1. Роль человека в биосфере и выбор концепции развития. Кризис цивилизации.

2. Истощение запасов пресной воды.

3. Проблема народонаселения.

4. Продовольственная проблема.

5. Экологические кризисы, бедствия и катастрофы. Сокращение биоразнообразия.

6. Проблема кислотных осадков.

7. Парниковый эффект.

8. Озоновые дыры.

10. Энергетическая проблема.


5

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды.


1. Виды управления природоохранной деятельностью.

2. Инженерная защита окружающей среды. Экозащитная техника и технологии.

3. Экономические механизмы охраны окружающей среды.

5. Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира.




6

Социально-экономические аспекты экологии

  1. Экология и здоровье человека

  2. Основы экологического права

  3. Экологическая экспертиза

  4. Экологический мониторинг

  5. Экологический аудит

  6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Безопасность жизнедеятельности

+

+

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Очная форма обучения.



Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.


Лаб.

зан.





СРС

Всего

час.


1

Биосфера


4










10

14

2

Экосистемы


4










10

14

3

Организм и среда


2

6







2

10

4

Глобальные экологические проблемы

2

2







6

10

5

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды.


3

8







3

14

6

Социально-экономические аспекты экологии

3

2







5

10


Очно-заочная форма обучения.



Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.


Лаб.

зан.





СРС

Всего

час.


1

Биосфера


2










12

14

2

Экосистемы


2










12

14

3

Организм и среда


1

2







7

10

4

Глобальные экологические проблемы


1










9

10

5

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды.


1

6







7

14

6

Социально-экономические аспекты экологии

1










9

10


Заочная форма обучения.



Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.


Лаб.

зан.





СРС

Всего

час.


1

Биосфера


1










13

14

2

Экосистемы


1










13

14

3

Организм и среда


0,5










9,5

10

4

Глобальные экологические проблемы


0,5










9,5

10

5

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды.


0,5

4







9,5

14

6

Социально-экономические аспекты экологии

0,5










9,5

10


6. Лабораторный практикум: не предусмотрен.


  1. Практические занятия (семинары):

Очная форма обучения.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование тем практических занятий

Трудо-ёмкость

(час.)




3

Расчет загрязнения воздуха от автотрассы

2



Расчет загрязнения почвы от автотрассы

2



Определение выбросов углеводородов при хранении топлива

2



4

Расчет численности человечества

2



5


Система поддержки принятия решений. Задача «воздух»

2



Система поддержки принятия решений. Задача «вода»

2



Система управления отходами

4



6

Составление программы экологического мониторинга предприятия

2


Очно-заочная форма обучения.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование тем практических занятий

Трудо-ёмкость

(час.)




3

Расчет загрязнения почвы от автотрассы

2



5


Система поддержки принятия решений. Задача «воздух»

2



Система поддержки принятия решений. Задача «вода»

2



Система управления отходами

2


Заочная форма обучения.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование тем практических занятий

Трудо-ёмкость

(час.)




5


Система поддержки принятия решений. Задача «воздух»

2



Система управления отходами

2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрено.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература



  1. Музалевский А.А. Общая и прикладная экология: учеб. пособие /А.А.

Музалевский, А.И. Потапов, В.Л. Филиппов. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007.- 580 с.

  1. Музалевский А.А. Экология: учебн. пособие. - С-Пб.: РГГМУ ВВМ, 2008. - 604 с.

  2. Коробкин, В.И. Экология: учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  3. Филиппов В.Л. Экология. УМК./В.Л. Филиппов, Е.Н. Нечаева, Ю.В. Филиппова. СПб., СЗТУ, 2009.

  4. Потапов А.И. Экология: Учебное пособие/А.И. Потапов, Е.Г. Цыплякова. СПб, СЗТУ, 2003 – 283 с.

  5. 3. Одум Ю. Экология. т. 1 и 2. /Ю. Одум. М: Мир, 1986.

б) Дополнительная литература

  1. Экологический менеджмент: учебно-методический комплекс /сост.: В.М.Игамбердиев.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010.-143 с.

  2. Экологический аудит: учебно-методический комплекс /сост.: В.М.Игамбердиев.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010.-136 с.

  3. Экологический контроль: учебно-методический комплекс /сост.: А.И.Потапов, В.М.Игамбердиев.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010.- 110 с.

  4. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. пособие. / А.К. Бродский. С-Пб: ДЕАН, 2000.

  5. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. / Н.Ф. Реймерс. М: 1994.

  6. http://www.medialaw.ru Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002

в) программное обеспечение: Microsoft Officе.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.



www.student.nwpi.ru.

www.student1.nwpi.ru

www.elib.nwpi.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

а) Специализированные аудитории, оснащённые стендовым материалом

б) Кафедральный компьютерный центр
_________________________________________________________________________

Разработчики:

кафедра Приборостроения доцент В.М.Игамбердиев





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал