Рабочая программа учебной дисциплины концепции современного естествознания для специальности: 080507. 65 «Менеджмент организации»



Скачать 127.36 Kb.
Дата24.04.2016
Размер127.36 Kb.
ТипРабочая программа


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПО

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра «Экономика и менеджмент»

Утверждаю



Председатель Ученого совета

____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Для специальности: 080507.65 «Менеджмент организации»



Новосибирск 2012

Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепция описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистсичекие закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность вещества; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
1. Целью изучения дисциплины является:

Формирование и представление о основах систематики науки, принципов эволюции, взаимодействия человека и биосферы, многообразие живых организмов как основы организации и устойчивости биосферы и ноосферы.


Задачи дисциплины:

  • Дать основные понятия в развитии этапов естествознания.

  • Представить методологию и классификацию методов научного познания.

  • Познакомить студентов с концептуальными изменениями в области физики, химии, биологии.

  • Познакомить с основами физиологии человека: здоровье, эмоции, творчество.


Связь с другими дисциплинами.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» базируется на знании истории, географии, биологии, химии, физики, философии, генетики, физиологии, геофизики и составляет основу для дальнейшего углубленного изучения философии, как методологической основы всех наук.


2. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончанию изучения дисциплины «Концепции современного естествознания»»» студент должен:



  • иметь представление об уровнях научного познания: эмпирическом и теоретическом; о научных революциях в естествознании; уметь охарактеризовать каждую из 4-х научных революций, обосновывая это примерами научных открытий;

  • уметь работать со справочной литературой, статистическими материалами.



3. Виды учебных занятий по дисциплине, их объёмы (в часах):СМ. учебный план



4. Тематическое содержание дисциплины «Концепции современного естествознания».


Тема 1. Основные этапы развития естествознания. Методология, уровни научного познания.

Естествознание как система взаимосвязанных естественных наук, изучающих законы природы и природные явления. Движущаяся материя как объект изучения естествознания. Две формы материи: вещество и поле. Цикл естественных наук и смежные дисциплины, их роль в научном познании мира. Научный метод, его составляющие. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Естественно-научная и гуманитарная культуры. Краткая история естествознания. Панорама современного естествознания, тенденции развития.



Тема 2. Общая характеристика концептуальных изменений (научные революции) в естествознании

Научные революции как переломные этапы в генезисе научного знания. Н. Коперник и его гелиоцентрическая система мира. Корпускулярная и континуальная концепция описания природы. Порядок и беспорядок в природе, хаос. Структурные уровни организации материи; микро- и мегамиры. Пространство, время. Принципы относительности, принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Состояние, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.



Тема 3. Концептуальные изменения в современной физике и химии. Относительность: пространство и время

Создание классической механики и экспериментального естествознания. Закон свободного падения тел; три закона движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений.

Вторая научная революция. И. Ньютон как отец классической механики. Три основных закона механики. Материя, мера, система единиц Си, мир дискретных объектов – физика частиц. Законы Ньютона.

Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность вещества;


Тема 4. Концептуальные изменения в биологии. Теории возникновения жизни на Земле. Геосферные оболочки, биосфера и ноосфера

Диалектизация естествознания в биологии. Изменяющиеся условия окружающей среды как движущая сила эволюции органического мира. Теория “естественного отбора” Ч.Дарвина. Причины биологической эволюции.

Различные теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, теория стационарного состояния, панспермия, биохимическая эволюция.

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 5. Человек и его здоровье. Физиология; эмоции; генетика и биохимия; современные воззрения

Биология как наука, изучающая живые организмы( от микроба до человека). Объект изучения медицины. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика, экология и здоровье. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера. Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Человек как целостный природный и социокультурный феномен. Три измерения человека в современном естествознании.



Характеристика структуры знаний в научной картине мира.
5. Темы семинарских занятий

Семинар 1. Основные этапы развития естествознания

  1. Естественно-научная и гуманитарная культуры.

  2. Особенности научного познания этих культур.

  3. Методы научного познания (теоретический и практический).

Семинар 2. Панорама современного естествознания

  1. История геологического развития Земли.

  2. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера.

  3. Экологические функции литосферы: ресурсная, геофизическая, геохимическая.

Семинар 3. Ноосфера

  1. Генетика и эволюция человека.

  2. Здоровье, работоспособность, биоэтика.

  3. Влияние космических циклов на человека. Работы А.Л. Чижевского.

Семинар 4. Особенности биологического уровня организации материи

  1. Теории возникновения жизни на Земле.

  2. Научные революции.

Семинар 5. Химические системы

  1. Закон сохранения энергии.

  2. Химические процессы. Периодическая система Д.И. Менделеева.

  3. Самоорганизация в живой и неживой природе.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


6.1 Тематика рефератов

  1. Современная научная картина мира. Мировые научные достижения.

  2. Влияние современной научной картины мира на экономическое мышление.

  3. Единство науки и научный метод. Примеры из любой отрасли знаний.

  4. Понятие научного закона. Законы и факты. Роль научных законов в объяснении и предсказании.

  5. Естествознание и гуманитарные науки.

  6. Натурфилософия и ее влияние на современное естествознание.

  7. Научные революции. Великие ученые и их вклад в осуществление этих научных революций.

  8. Влияние ньютонианства на экономическую науку.

  9. Пересмотр понятия времени в современном естествознании.

  10. Синергетика и ее "неклассичность". Современное представление о синергетике.

  11. Кибернетика в системе естественно-научного и гуманитарного знания.

  12. Космологические модели Вселенной.

  13. Происхождение планеты Земля. Теория Опарина.

  14. Становление современной астрономии.

  15. Концептуальные изменения в современной биологии.

  16. Экология и экономика энергетики. Ядерная энергетика.

  17. Биосфера и человеческий фактор.

  18. Биологическое и социальное в психике человека.

  19. Биотехнология и научно-технический прогресс.

  20. Концепции происхождения жизни.

  21. Медицина как отрасль естествознания. Современные изменения в концептуальном подходе медицины к диагностике и лечению болезней.

  22. Естествознание и научный метод.

  23. Системный подход в естествознании.

  24. Естествознание эпохи Античности.

  25. Естествознание эпохи Возрождения.

  26. Научные революции от эпохи Возрождения до ХХ века.

  27. Вещество и основополагающие законы химии.

  28. Волновые процессы в природе и обществе.

  29. Энергия как мера движения и взаимодействия.

  30. Световые природные явления.

  31. Понятие энтропии в природе и обществе.

  32. Агрегатные состояния вещества и равновесия фаз.

  33. Корпускулярная концепция описания природы.

  34. Концепция универсального эволюционизма.

  35. Электрические явления.

  36. Магнитные явления.

  37. Электромагнитное излучение.

  38. Корпускулярно-волновая природа света и принцип суперпозиции.

  39. Корпускулярно-волновой дуализм вещества.

  40. Теория относительности А. Энштейна.

  41. Биологические ритмы в природе.

  42. принципы неопределенности В. Гейзенберга и дополнительности Н. Бора.

  43. Демографические проблемы общества.

  44. Статистическое понимание физических законов.

  45. Строение атома в свете квантовой теории.

  46. Природа химической связи.

  47. Проблема сохранения биосферы.

  48. Энергетика химических процессов.

  49. Реакционная способность веществ и химическая кинетика.

  50. Катализ как природное явление.

  51. Химическое равновесие.

  52. Эволюционная химия как современная концептуальная система химии.

  53. Биология в системе естествознания.

  54. Единство и многообразие живых организмов.

  55. Концепция эволюции в биологии.

  56. Клетка как основа биологических систем.

  57. Воспроизведение биологических систем.

  58. Гомеостаз как принцип существования живого.

  59. Концепция структурных уровней в биологии.

  60. Закономерности наследственности и изменчивости.

  61. Генетика и эволюция.

  62. Биология и мировоззрение.

  63. Концепция ноосферы.

  64. Принцип возрастания энтропии.

  65. Самоорганизация в живой природе.

  66. Динамические и статистические закономерности в природе.

  67. Диалектика природы.

  68. Принцип симметрии в природе.

  69. Синтез естественно-научной и гуманитарной культур.


6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Естественно-научная и гуманитарная культуры.

  2. Античная натурфилософия.

  3. Механистическая картина мира.

  4. Электромагнитная картина мира.

  5. Квантово-полевая картина мира.

  6. Научный метод. Научный закон. Соотношение закона и фактов.

  7. Особенности научного познания, его уровни, (эмпирический и теоретический).

  8. Понятие классического и неклассического естествознания. Характеристика концептуальных изменений в естествознании в целом.

  9. Научные революции в истории общества. Первая и вторая научные революции.

  10. Третья и четвертая научные революции.

  11. Концепция относительности пространства-времени.

  12. Концепция неопределенности в квантовой механике.

  13. Концепция детерминизма и статистические законы.

  14. Концепция необратимости и термодинамика. Законы термодинамики. Энтропия.

  15. Концепция бесконечности и космологическая революция.

  16. Концепция атомизма и элементарные частицы.

  17. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы.

  18. Концепция уровней биологических структур и организации живых систем.

  19. Концепция эволюции в биологии. Основные этапы.

  20. Медицина как отрасль естествознания.

  21. Концепция самоорганизации в науке (идеи И. Пригожина).

  22. Роль естественнонаучного знания в становлении экономиста.

  23. Биосфера и космические циклы. Ноосфера.

  24. Теории возникновения жизни на Земле.

  25. Человек, его здоровье, биоэтика.



8. Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М., 2009.

2. Дубнищева Т.Я., Рожковский А.Д. Концепции современного естествознания. Практикум. – М., 2009.

3. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко Н.В. – М., 2007.

4. Липкин А.И. Концепции современного естествознания. Часть1. Физика, химия, синергетика. Курс лекций. – М., 2006.

5. Рузавин Г.В. Концепции современного естествознания. – М., 2009.



Дополнительная литература

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994. Гл.6-8.

  2. Аксенов Г.П. В. И. Вернадский о природе времени и пространства. – М., 2006.

  3. Алексеев Г.Н. Энергия и энтропия. –М., 1978.

  4. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. –М., 2006.

  5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2008.

  6. Витязев А.В. и др. Планеты земной группы: происхождение и ранняя эволюция. –М., 1990.

  7. Волков А. Белые пятна Солнечной системы. – М., 2008.

  8. Воробьев А.Е., Пучков Л.А. Человек и биосфера. Глобальное изменение климата. – М., 2006. .

  9. Глобальные последствия чернобыльской катастрофы и будущее атомной энергетики. // Химия и жизнь. 1991, № 11.

  10. Грин М.Б. Суперструны. // В мире науки. 1986, № 11.

  11. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М., 2007.

  12. Друянов Л.А. Законы природы и их познание. – М., 1982.

  13. Евин И.А., Яблонский А.И. Модели развития и теория катастроф. // Системные исследования: ежегодник, 1982.

  14. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. - М., 1984.

  15. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.

  16. Кесслер Г. Ядерная энергетика. – М., 1986.

  17. Климишин И.А. Открытие Вселенной. – М., 1987. Гл. 4.

  18. Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. – Минск, 1986..

  19. Козлов В.Б. Энергетика и природа. – М., 1982.

  20. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. – М., 1975.

  21. Кратчфильд Д.П. и др. Хаос. // В мире науки. 1987, № 2.

  22. Крик Ф. Мысли о мозге. // Мозг. – М., 1984.

  23. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. МГУ, 1998. Гл. 1, 3.

  24. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. – М., 1989. »

  25. Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика - теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы. – М.: Знание, 1985.

  26. Литвинова Е.Ф. Пьер Симон Лаплас. –М., 2007.

  27. Лоренц К. Агрессия. – М., 2001.

  28. Львовская К.Б., Ронкин Г.С. Окружающая среда, регион и рынок. – М., 1993.

  29. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. – М., 2008

  30. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. – М., 1982. Гл. 7.

  31. Никифоров А.Л., Тарусина Е.И. Виды научного объяснения. // Логика научного познания. – М., 1987.

  32. Паршаков Е.А. Происхождение и развитие Солнечной системы. – М., 2008.

  33. Привалова Е.А. «Русский эксперимент». Комитет общественной информации и внешняя политика США. – М., 2006.

  34. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М., 2008.

  35. Пригожин И. Неравновесная статистическая механика. – М., 2008.

  36. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 2008.

  37. Проблемы зарождения и эволюции биосферы. Под ред. Галимова Э.М. – М., 2008.

  38. Ребане. К.К. Энергия, энтропия, среда обитания. – М., 1985.

  39. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила...) – М., 1994.

  40. Симаков С. Очерк истории переоткрытия времени. // Вестник РАН. 1995, т.65, № 60.

  41. Симонов П.В. Избранные труды в 2-х томах. Том 1: Мозг, эмоции, потребности, поведение.– М., 2004.

  42. Соколов И.М. Фракталы. // Квант. 1989, № 5.

  43. Теория познания. Т.4. Познание социальной реальности. – М., 1995. Гл. 8,11,15.

  44. Турсунов А. Человек и мироздание. – М., 1986.

  45. Уемов А.И, Остапенко С.В. Причинность и время. // Современный детерминизм. Законы природы. – М., 1973.

  46. Фейнман Р. Характер физических законов. – М., 1987.

  47. Философия и методология науки. – М., 1994. 4.1. Гл. VI, VIII, XI.

  48. Хазен A.M. О возможном и невозможном в науке. – М., 1988.

  49. Хаин В.Е. Основные проблемы современной геологии. – М., 1994. Гл. 1, 4, 16-20.

  50. Холтон Дж. Что такое "антинаука"? // Вопросы философии. 1992, № 2.

  51. Чекмарев А.М., Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В. Химия, ядерная энергетика и устойчивое развитие. – М., 2007.

  52. Человек перед лицом неопределенности. Под ред. Пригожина И. – М, 2003.

  53. Черепащук A.M. Черные дыры: новые данные. // Земля и вселенная. 1992, № 3.

  54. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: Мысль, 1976.

  55. Шингарев Г. Два лица медицины. // Знание – сила. 1975, № 1.

  56. Шингарев Г. Диагноз. // Знание – сила, 1975, № 8

  57. Шкловский И.С. Избранные труды. В 2-х т. – М., 2007.

  58. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. – М., 1991. С. 9-101.

  59. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М. 1989. Гл. 5.

  60. Ядерный синтез с инерционным удержанием. Современное состояние и перспективы для энергетики. Под ред. Шаркова Б.Ю. – М., 2005.

  61. Янчилин В.Л. Логика квантового мира и возникновение жизни на Земле. – М., 2007.


10. Оборудование и аппаратура

  1. Мультимедийные средства обучения.

  2. Компьютеры.

  3. Мультимедийная доска






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал