Рабочая программа учебной дисциплины «Природопользование»



Скачать 332.87 Kb.
Дата02.05.2016
Размер332.87 Kb.
ТипРабочая программа
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Новороссийский филиал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Природопользование»
по направлению подготовки
38.05.02 Таможенное дело
квалификация (степень) «специалист»



Одобрена на заседании

Научно-методического Совета НФ МГЭИ


Протокол № 1
«26» августа 2015 г.
Председатель НМС _______________ В. В. Пономарев


Рассмотрено на заседании кафедры

общеюридических и гуманитарных дисциплин


Протокол № 1
«24» августа 2015 г.
Зав. кафедрой _______________ О. А. Безгласная

Новороссийск 2015

Центалович В.Т.
Рабочая программа учебной дисциплины «Природопользование». – Новороссийск : НФ МГЭИ, 2015. – 23 с.

Данная рабочая программа разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины «Природопользование» / Ракова В. В. – М.: МГЭИ, 2011, - 24 с.


№ ПФ
Переутверждено на заседании кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института:
Протокол № __ от « __ » ____ 20__ г.
Протокол № __ от « __ » ____ 20__ г.
Протокол № __ от « __ » ____ 20__ г.
Протокол № __ от « __ » ____ 20__ г.

© АНО ВПО Московский

гуманитарно-экономический институт

Новороссийский филиал, 2015



СОДЕРЖАНИЕ

1.

Цели и задачи освоения учебной дисциплины…..……………………………………………………………………………………..

4

2.

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО…..………………………………………………………………………………

4

3.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины……………………………………………….

5


4.

Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………...................................................................................

6

4.1.

Общая трудоемкость дисциплины………………………………………………………………………………………………………

6

4.2.1.

Объем учебной дисциплины для очной формы обучения……………………………………………………………………………..

6

4.2.2.

Объем учебной дисциплины для заочной формы обучения…………………………………………………………………………..

7

4.3.

Разделы учебной дисциплины…………………………………………………………………………………………………………...

8

4.4.

Практические занятия…………………………………………………....................................................................................................

11

5.

Образовательные технологии.…………………………………………………………………………………………………………...

12

6.

Самостоятельная работа студента………..………………………………………...................................................................................

12

7.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………………………………………………………………………………………………………….

16


8.

Критерии оценки учебных действий обучающихся…………………………………............................................................................


18

9.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..................................................................................

21

9.1.

Основная литература …………………………………………………………………………………………………………………….

21

9.2.

Дополнительная литература …………………………………………………………………………………………………………….

21

9.3.

Учебно-методические издания и другие ресурсы в электронном виде ……………………………………………………………...

21

10.

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………………………………………………………….

22



  1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины


Цели освоения дисциплины – формирование представлений и знаний о природно-ресурсном потенциале и формах его эксплуатации на основе комплексного анализа рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов и объектов.

Основные задачи освоения дисциплины:

- изучение управленческого аспекта взаимодействия общества и природы;

- рассмотрение механизма государственного управления природопользованием;

- изучение методов управления природопользованием на уровне предприятий и фирм.


  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Природопользование» является дисциплиной по выбору математического и естественнонаучного цикла учебного плана по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело» и преподается студентам в 5-м семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов).




  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:



п/п


Код и название

компетенции



Ожидаемые результаты

1

2

3

1

ПК-1: Способность самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности


Знать: о теории взаимодействия общества и природной среды в процессе производства; о возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсах, проблемах их использования и воспроизводства; о современных направлениях и формах международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды; основные принципы рационального природопользования; основные постулаты экологической аксиоматики; принципы взаимодействия общества и природной среды;

Уметь: анализировать социально значимые проблемы и процессы в области природопользования; регулировать потребности в данной сфере; оптимизировать процессы природопользования;

Владеть: навыками построения соответствующих моделей процессов природопользования, а также социально-эколого-экономической оценки природно-ресурсного потенциала.

2

ПК-2: Владение методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей.


Знать: о теории взаимодействия общества и природной среды в процессе производства; о возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсах, проблемах их использования и воспроизводства; о современных направлениях и формах международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды; основные принципы рационального природопользования; основные постулаты экологической аксиоматики; принципы взаимодействия общества и природной среды;

Уметь: анализировать социально значимые проблемы и процессы в области природопользования; регулировать потребности в данной сфере; оптимизировать процессы природопользования;

Владеть: навыками построения соответствующих моделей процессов природопользования, а также социально-эколого-экономической оценки природно-ресурсного потенциала.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

4.2.1. Объем учебной дисциплины для очной форму обучения



Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

2

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

54

54

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Семинары (С)







Самостоятельная работа (всего), в том числе:

54

54

Курсовой проект (работы)







Расчетно-графические работы







Рефераты

16

16

Другие виды самостоятельной работы

8

8

Работа с учебной литературой

30

30

Вид промежуточной аттестации -

Зачет



зачет


Общая трудоемкость, часы

Зачетные единицы

108

108

3

3




      1. Объем учебной дисциплины для заочной формы обучения:




Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

2

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

12

12

Лекции

4

4

Практические занятия (ПЗ)

8

8

Семинары (С)







Самостоятельная работа (всего), в том числе:

92

92

Курсовой проект (работы)







Расчетно-графические работы







Рефераты







Другие виды самостоятельной работы







Работа с учебной литературой







Вид промежуточной аттестации -

Зачет


4

зачет

4

Общая трудоемкость, часы

Зачетные единицы

108

108

3

3



    1. Разделы учебной дисциплины

п/п


Семестр

Раздел учебной дисциплины (тема)

Краткое содержание раздела

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Л

ПЗ

КСР

СР

Все-го




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

Основные понятия природопользования. Природные ресурсы как фактор экономического развития

Природная среда, природные условия и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов*. Антропогенное воздействие на природу и его результаты. Понятие внешних эффектов (экстерналий), их учет в экономическом развитии. Отрицательные и положительные внешние эффекты. Рациональное природопользование*.

Факторы экономического развития и их взаимосвязь. Роль природных ресурсов*. Типы и модели экономического развития. Возникновение глобальных экономических проблем, их связь с другими глобальными проблемами человечества*.



2

4

-

6

12

2-я неделя

Контрольная работа (тест)



2

2

Устойчивое развитие и экономика России

Устойчивое развитие. Устойчивое развитие и структура экономики. Понятие первичной экономики*. Индустриальная и постиндустриальная структуры*. Необходимость перехода на устойчивый путь развития экономики России. Экологические, экономические и социальные ограничения техногенного развития. Национальное богатство страны, его экономическое и экологическое измерение. Экологизация экономики и ее приоритеты. Структура экономики России, ее «утяжеление»*. Эколого-ориентированная структурная перестройка как этап перехода к устойчивому развитию*. Природно-продуктовые вертикали. Природоемкость*. Природоотдача*.

2

4

-

6

12

4-я неделя

Контрольная работа (тест)



3

2

Государственное регулирование природопользования

Задачи государственного регулирования природопользования. Единая государственная экологическая политика. Механизм государственного регулирования и контроля, направленный на экологизацию экономического развития. Органы государственного управления природопользованием*. Государственная экологическая экспертиза: цели, задачи, принципы проведения*. Государственные стандарты и нормативы в использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.

2

4

-

6

12

6-я неделя

Контрольная работа (тест)



4

2

Правовые аспекты управления природопользованием

Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды», другие нормативные акты в области природопользования*. Совершенствование правовой базы природопользования. Собственность на природные ресурсы.

2

4

-

6

12

8-я неделя

Контрольная работа (тест)



5

2

Эколого-экономическое стимулирование

Составляющие эколого-экономического стимулирования. Группы методов эколого-экономического стимулирования*. Инструменты эколого-экономического стимулирования. Виды экологических налогов.

2

4

-

6

12

10-я неделя

Контрольная работа (тест)



6

2

Экономический и рыночный механизмы управления природопользованием

Оценка природных ресурсов. Оценка последствий загрязнения. Платность природопользования*. Плата за загрязнение*. Стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды. Налоги, субсидии и штрафы. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Предотвращенный ущерб (эффект). Принцип «эффект-затраты».

Ценообразование с учетом экологического фактора. Рынок экологических услуг*. Продажа прав на загрязнение. «Бабл-принцип». Зарубежный опыт стимулирования рационального природопользования*.



2

4

-

6

12

12-я неделя

Контрольная работа (тест)



7

2

Инвестиционный механизм рационального природопользования

Затраты на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, источники их формирования*. Экологические фонды и их распределение*. Управление инвестициями природоохранного назначения. Финансово-кредитный механизм управления инвестициями природоохранного назначения в условиях рынка.

2

4

-

6

12

14-я неделя

Контрольная работа (тест)



8

2

Природопользование как объект экологического менеджмента

Определение экологического менеджмента*. Менеджмент в сфере экологического предпринимательства. Субъекты экологического менеджмента*. Основные виды экологического менеджмента. Экономико-экологическая система. Основные виды последовательных функций экологического менеджмента.

2

4

-

6

12

16-я неделя

Контрольная работа (тест)



9

2

Экологическое страхование

Экологические риски. Роль и задачи экологического страхования в снижении экологических рисков. Механизм добровольного и обязательного экологического страхования. Страховые компании*. Роль банков в экологическом страховании.

2

4

-

6

12

18-я неделя

Контрольная работа (тест)









Зачет






















Всего:

18

36

-

54

108

Зачет

*-для самостоятельного изучения




    1. Практические занятия:

п/п


№ семестра

Раздел учебной дисциплины (тема)

Наименование практических занятий

Всего

часов


1

5

Основные понятия природопользования. Природные ресурсы как фактор экономического развития

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

2

5

Устойчивое развитие и экономика России

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

3

5

Государственное регулирование природопользования

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

4

5

Правовые аспекты управления природопользованием

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

5

5

Эколого-экономическое стимулирование

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

6

5

Экономический и рыночный механизмы управления природопользованием

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

7

5

Инвестиционный механизм рационального природопользования

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

8

5

Природопользование как объект экологического менеджмента

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

9

5

Экологическое страхование

Практическое занятие с использованием методов интерактивного обучения

4

4.5. Курсовые работы не предусмотрены.



  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Итоговой формой контроля знаний является зачет.

Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Также используются активные и интерактивные технологии с целью формирования профессиональных навыков обучающихся, умений самостоятельно анализировать общественные явления, адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе.

Согласно учебному плану по дисциплине «Природопользование» предусмотрено 36 часов практических занятий.




  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, подготовку к предстоящим учебным занятиям, а также изучение дополнительных тем и литературы, выполнение практических заданий, подготовку сообщений. Важным условием успешности самостоятельной работы является придание ей систематического и непрерывного характера. Данный вид учебных занятий способствует формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы.




п/п


№ семестра

Раздел учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы студента

Всего часов

1

5

Основные понятия природопользования. Природные ресурсы как фактор экономического развития

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование. Подготовка презентации.



6

2

5

Устойчивое развитие и экономика России

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование. Подготовка презентации.



6

3

5

Государственное регулирование природопользования

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование. Работа в поисковых базах.

Подготовка рефератов.


6

4

5

Правовые аспекты управления природопользованием

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование. Подготовка презентации. Работа в поисковых базах.



6

5

5

Эколого-экономическое стимулирование

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование. Подготовка презентации.



6

6

5

Экономический и рыночный механизмы управления природопользованием

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование.

Подготовка рефератов. Работа в поисковых базах.


6

7

5

Инвестиционный механизм рационального природопользования

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование. Подготовка презентации. Работа в поисковых базах.



6

8

5

Природопользование как объект экологического менеджмента

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование. Подготовка презентации. Работа в поисковых базах.



6

9

5

Экологическое страхование

Работа с учебной литературой.

Систематизация лекционного материала. Конспектирование. Подготовка презентации. Работа в поисковых базах.



6

Итого

54



Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Основные понятия природопользования.

Природные ресурсы как фактор

экономического развития

  1. Работа с учебной литературой.

2. Самостоятельное конспектирование: Классификация природных ресурсов. Рациональное природопользование. Роль природных ресурсов. Возникновение глобальных экономических проблем, их связь с другими глобальными проблемами человечества.

3. Подготовка презентации.


Тема 2. Устойчивое развитие и экономика России

  1. Работа с учебной литературой.

Самостоятельное конспектирование: Понятие первичной экономики. Индустриальная и постиндустриальная структуры. Структура экономики России, ее «утяжеление». Эколого-ориентированная структурная перестройка как этап перехода к устойчивому развитию. Природоемкость. Природоотдача.

  1. Подготовка презентации


Тема 3. Государственное регулирование

природопользования

  1. Работа с учебной литературой.

  2. Самостоятельное конспектирование: Органы государственного управления природопользованием. Государственная экологическая экспертиза: цели, задачи, принципы проведения

  3. Подготовка рефератов:


Тема 4. Правовые аспекты управления природопользованием

  1. Работа с учебной литературой.

  2. Самостоятельное конспектирование: Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды», другие нормативные акты в области природопользования.

  3. Подготовка презентации.

Тема 5. Эколого-экономическое стимулирование

  1. Работа с учебной литературой.

  2. Самостоятельное конспектирование: Группы методов эколого-экономического стимулирования

  3. Подготовка презентации.


Тема 6. Экономический и рыночный механизмы

управления природопользованием

  1. Работа с учебной литературой.

2. Самостоятельное конспектирование: Платность природопользования. Плата за загрязнение. Рынок экологических услуг. Зарубежный опыт стимулирования рационального природопользования.
Тема 7. Инвестиционный механизм

рационального природопользования

  1. Работа с учебной литературой.

  2. Самостоятельное конспектирование: Затраты на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, источники их формирования. Экологические фонды и их распределение.


Тема 8. Природопользование как объект

экологического менеджмента

  1. Работа с учебной литературой.

  2. Самостоятельное конспектирование: Определение экологического менеджмента. Субъекты экологического менеджмента.

  3. Подготовка презентации.


Тема 9. Экологическое страхование

  1. Работа с учебной литературой.

  2. Самостоятельное конспектирование: Страховые компании.

  3. Подготовка презентации.


7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении курса организуются текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой промежуточного контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положениями «О текущем контроле успеваемости обучающихся АНО ВПО МГЭИ и его филиалов» и «О промежуточной аттестации обучающихся АНО ВПО МГЭИ и его филиалов».


п/п


№ семестра

Раздел учебной дисциплины (тема)

Вид контроля

(текущий контроль, промежуточная аттестация)

Оценочные средства

1

5

Основные понятия природопользования. Природные ресурсы как фактор экономического развития

Текущий

Контрольная работа (тест)

2

5

Устойчивое развитие и экономика России

Текущий

Контрольная работа (тест)

3

5

Государственное регулирование природопользования

Текущий

Контрольная работа (тест)

4

5

Правовые аспекты управления природопользованием

Текущий

Контрольная работа (тест)

5

5

Эколого-экономическое стимулирование

Текущий

Контрольная работа (тест)

6

5

Экономический и рыночный механизмы управления природопользованием

Текущий

Контрольная работа (тест)

7

5

Инвестиционный механизм рационального природопользования

Текущий

Контрольная работа (тест)

8

5

Природопользование как объект экологического менеджмента

Текущий

Контрольная работа (тест)

9

5

Экологическое страхование

Текущий

Контрольная работа (тест)

10

5

1-9

Промежуточная аттестация - зачет

Устные опрос


Вопросы для подготовки к зачету


  1. Платность природопользования.

  2. Плата за загрязнение.

  3. Налоги, субсидии и штрафы.

  4. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды.

  5. Затраты на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, источники их формирования.

  6. Роль природных ресурсов в устойчивости социально-экономического развития общества.

  7. Возникновение глобальных экономических проблем, их связь с другими глобальными проблемами человечества.

  8. Эколого-ориентированная структурная перестройка как этап перехода к устойчивому развитию.

  9. Задачи государственного регулирования природопользования.

  10. Органы государственного управления природопользованием.

  11. Экологическая, экономическая, социальная, психологическая оценка последствий загрязнения природы, их взаимосвязь.

  12. Государственная экологическая экспертиза и ее влияние на устойчивость социально-экономического развития территорий.

  13. Роль государственных стандартов и нормативов в рационализации природопользования и охране окружающей среды.

  14. Кадастры природных ресурсов и кадастровая цена.

  15. Структура финансово-кредитного механизма природопользования.

  16. Виды экологических налогов.

  17. Методы эколого-экономического стимулирования.

  18. Экологическое налогообложение.

  19. Согласование цен на природные ресурсы на основе дифференциальной ренты второго рода и экономической оценки.

  20. Формирование экологических фондов и их распределение.

  21. Собственность на природные ресурсы, экономические проблемы территорий и предприятий в связи с несовершенством правовой базы природопользования.

  22. Зарубежный опыт стимулирования рационального природопользования и анализ используемых экономических механизмов.

  23. Менеджмент в сфере экологического предпринимательства.

  24. Составляющие экологического менеджмента.

  25. Экологические риски и экологическое страхование.

  26. Роль банков в экологическом страховании.



  1. Критерии оценки учебных действий ОБУЧАЮЩИХСЯ




Оценка

Характеристики ответа обучающегося

«Отлично»

Обучающийся глубоко и всесторонне усвоил проблему:

- уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;

- опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью;

- умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;

- делает выводы и обобщения;

- свободно владеет системой правовых понятий.



«Хорошо»

Обучающийся твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы:

- не допускает существенных неточностей;

- увязывает усвоенные знания с практической деятельностью;

- аргументирует научные положения;

- делает выводы и обобщения;

- владеет системой правовых понятий.




«Удовлетворительно»

Тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть обучающийся освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы:

- допускает несущественные ошибки и неточности;

- испытывает затруднения в практическом применении юридических знаний;

- слабо аргументирует научные положения;

- затрудняется в формулировании выводов и обобщений;

- частично владеет системой правовых понятий.




«Неудовлетворительно»

Обучающийся не усвоил значительной части проблемы:

- допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее;

- испытывает трудности в практическом применении знаний;

- не может аргументировать научные положения;

- не формулирует выводов и обобщений;

- не владеет системой правовых понятий.





Критерии оценки уровня овладения студентами компетенциями на этапе контрольной работы с использованием теста по учебной дисциплине
Если контрольная работа по учебной дисциплине проводится с использованием предметно-ориентированного теста, то критерии оценки знаний, навыков, умений обучающихся установлены следующие:

- если обучающийся выполняет правильно до 50% тестовых заданий, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно»;

- если обучающийся выполняет правильно 51-75% тестовых заданий, то ему выставляется оценка «удовлетворительно»;

- если обучающийся выполняет правильно 76-85 % тестовых заданий, то ему выставляется оценка «хорошо»;

- если обучающийся выполняет правильно 86-100 % тестовых заданий, то ему выставляется оценка «отлично».


Оценка

Характеристики ответа обучающегося

Отлично / Зачтено

86-100% правильных ответов

Хорошо / Зачтено

76-85%

Удовлетворительно / Зачтено

51-75%

Неудовлетворительно / Не зачтено

Менее 50%

Критерии оценки уровня овладения обучающимися компетенциями на этапе экзамена по учебной дисциплине.


Оценка

Характеристики ответа обучающегося

«Отлично»


- обучающийся глубоко и всесторонне усвоил программный материал;

- уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;

- опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью юриста;

- умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;

- делает выводы и обобщения;

- свободно владеет системой правовых понятий.



«Хорошо»


- обучающийся твердо усвоил программный материал, грамотно и по существу излагает его, опираясь на знания основной литературы;

- не допускает существенных неточностей;

- увязывает усвоенные знания с практической деятельностью юриста;

- аргументирует научные положения;

- делает выводы и обобщения;

- владеет системой правовых понятий;

- обучающийся усвоил только основной программный материал, по существу излагает его, опираясь на знания только основной литературы;


«Удовлетворительно»


- допускает несущественные ошибки и неточности;

- испытывает затруднения в практическом применении юридических знаний;

- слабо аргументирует научные положения;

- затрудняется в формулировании выводов и обобщений;

- частично владеет системой правовых понятий.


«Неудовлетворительно»


- обучающийся не усвоил значительной части программного материала;

- допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении юридических проблем;

- испытывает трудности в практическом применении знаний;

- не может аргументировать научные положения;

- не формулирует выводов и обобщений.


9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1. Основная литература


п/п


Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

Используется при изучении разделов (тем)

Семестр

1.

Экономика природопользования

Папенов К.В.


М: ТЕИС, ТК Велби, 2012

1-9

5

2.

Экономика природопользования

Макар С.В., Глушкова В.Г.

М: Юрайт, 2011

1-9

5


9.2. Дополнительная литература


п/п


Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

Используется при изучении разделов (тем)

Семестр

1.

Экономика природопользования. Краткий курс лекций

Драгомирецкий И.И., Кантор Е.Л., Маховикова Г.А.

М: Юрайт, 2011

1-9

5


9.3. Учебно-методические издания и другие ресурсы в электронном виде

  1. http://msuee.ru/html2/books/vvedenie/oglavlenye.htm – Шабанов В.В. «Введение в рациональное природопользование»

  2. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/747/19747/2960 - Колесников С.И. «Природопользование»

  3. http://ekologobr.ru/ - портал «Социальная экология»

  4. http://www.economy.bsu.by/library/Васильева _Экономика_прородопользования.htm – Васильева Е.Э. «Экономика природопользования»


10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ

10.1. Требования к аудиториям (помещениям, кабинетам) для проведения занятий с указанием соответствующего оснащения:

1. Компьютерные классы общего пользования с подключением к сети Интернет - 4 аудитории.

2. Специализированные аудитории (учебно-практические кабинеты), используемые для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные компьютерами, мультимедийными проекторами и экранами к ним.

3. Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.


10.2. Требования к программному обеспечению при прохождении учебной дисциплины:
Обеспечен доступ к информационным базам данных (интернет-ресурсам, электронной библиотеке, научным библиотечным фондам и т.д.).

ОС Windows 7; Windows XP


УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
ЦЕНТАЛОВИЧ ВАЛЕРИЯ ТИТОВНА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

квалификация (степень) «Бакалавр»



Технический редактор

А. А. Рубанова






Подписано в печать 15.09.2015. Формат 60Х84 1/16

Печать RISO. Усл.печ.л. ????. Заказ № ?????. Тираж 50 экз.

Издательство:

Московский гуманитарно-экономический институт Новороссийский филиал

(МГЭИ АНО ВПО НФ)

353900 Краснодарский край, г. Новороссийск,

ул. Коммунистическая/Советов, 36/37

Web-site: http//www.nvr-mgei.ru

E-mail: nf_mgei@mail.ru

(Редакционно-издательский отдел, rionfmgei2015@mail.ru )

Издательство не несет ответственности за содержание авторских материалов



** Изучаются самостоятельно.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал