Рабочая программа учебной дисциплины Русская литература XX века Основная образовательная программа 035700. 62, Лингвистика



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА


Рабочая программа учебной дисциплины

Русская литература XX века

Основная образовательная программа

035700.62, Лингвистика

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014
ББК 81.2 Рус


Рабочая программа учебной дисциплины «Русская литература XX века» составлена в соответствии с требованиями ООП: 035700.62, Лингвистика, на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Пугачёва Е.Н., ассистент кафедры русского языка, Антипова С.С., ассистент кафедры русского языка.


Утверждена на заседании кафедры русского языка от 08.05.2014 г., протокол №14, редакция 2014 г., заседание УМК от 10.06.2014 №5.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института иностранных языков.

© Издательство ВГУЭС

2014



ВВЕДЕНИЕ

Изучение дисциплины «Русская литература XX века» предусмотрено вариативной (необязательной) частью «Профессионального цикла» ООП.

Актуальность дисциплины «Русская литература XX века» обусловлена тем, что она непосредственно готовит обучающихся к ведению профессиональной деятельности, а также развивает коммуникативные навыки в профессионально-ориентированном общении, которое является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе.

Особенностью изучения дисциплины «Русская литература XX века» является тот факт, что оно строится на междисциплинарной интегративной основе.

Совершенствование знаний, умений, владений в области чтения и анализа литературного произведения направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью настоящей дисциплины является развитие языковой и речевой компетенции студентов с целью формирования и совершенствования навыков и умений в чтении и анализе художественного текста, а также формирование представлений о закономерностях русского историко-культурного и историко-литературного процесса, овладение практическими навыками интерпретации текстов художественных произведений. Чтение и анализ художественных произведений позволяют реализовать творческие возможности студента, создают условия для формирования внутренних потребностей личности, становления духовного мира человека. Актуальность введения дисциплины обусловлена тем, что данный курс ориентирован на улучшение практических навыков владения иностранным языком.

Курс «Русская литература XX века» входит в вариативную часть цикла Б 3. Для изучения дисциплины необходимы знания в области русского языка и русской литературы, полученные на предыдущем уровне образования. Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «Практикум по развитию речи», «Практический курс русского языка», «Общий научный стиль речи», «Коммуникативный практикум», «Межкультурная коммуникация».

Изучение дисциплины призвано также обеспечить:



  • повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;

  • развитие когнитивных и исследовательских умений;

  • повышение информационной культуры;

  • расширение кругозора и повышение общего культурного уровня студентов.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Русская литература XX века» входит в вариативную (необязательную) часть цикла "Профессиональный цикл".



Требования к входным знаниям: студент должен иметь сформированные теоретические знания и практические владения в объеме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Государственным стандартом по русскому языку как иностранному, а именно: 1) умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

2) владение навыками определения сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

3) владение навыками самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

4) владение навыками поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

5) умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

6) владение навыками выбора вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;

7) владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);

8) владение навыками определения собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни; умение отстаивать свою позицию, формулировать свои взгляды;

9) владение навыками осуществления осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Учебная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Государственным стандартом по русскому языку как иностранному. Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций.


1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Таблица 1. Формируемые компетенции

ООП

Вид компетенций

Компетенции

035700..62, Лингвистика. Лингвистика

Профессиональные

ПК-24 владеет стандартными способами решения основных типов задач в области лингвистического обеспечения информационных и других прикладных систем

ПК-41 владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования



В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы знания, умения, владения::



ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

035700..62, Лингвистика. Лингвистика

ПК-24

Умения:

находить, анализировать, обрабатывать и классифицировать информацию

ПК-41

Умения:

находить, анализировать, обрабатывать и классифицировать информацию




    1. Основные виды занятий и особенности их проведения1

Дисциплина «Русская литература XX века» общим объемом 108 часов изучается в 6 семестре. Программой курса предусмотрено проведение практических занятий (34 часа), выполнение индивидуальных и групповых заданий, контрольных работ. Трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е. Особое место в овладении данной дисциплиной отводится самостоятельной работе студентов (индивидуальной и групповой).




ООП

Форма обучения

Часы

Вид занятия

Трудоемкость

035700.62. Лингвистика. Лингвистика

ОФО

108

Практическое

3 з.е.

Основной вид занятий для студентов очной формы обучения –практические занятия с применением информационно-коммуникационных технологий. Практические занятия предполагают работу по освоению навыков чтения и анализа художественного текста; расширению лексического запаса обучающихся и развитию навыков коммуникации (устной и письменной). Освоение курса предполагает посещение практических занятий, самостоятельную работу по подготовке к аудиторным занятиям, как с применением компьютерных программ, так и без их применения, выполнение контрольных и тестовых заданий, самостоятельную работу с отдельными темами, посещение консультаций.


1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

На практических занятиях ведётся текущий поурочный контроль в форме тестовых заданий, фронтального опроса, групповых и индивидуальных заданий, дискуссий по основным моментам изучаемой темы, осуществляется проверка домашнего задания, в том числе с использованием тестовых заданий.

Аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе ВГУЭС.

Итоговой формой контроля в 5 семестре является экзамен. Экзаменационная оценка складывается из результатов выполнения всех обязательных видов работ (обозначенных для каждой темы) и итогового тестирования по дисциплине. Итоговый тест по дисциплине составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Государственным стандартом по русскому языку как иностранному.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины реализуется несколькими видами учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.


2.1 Перечень тем практических занятий
6 семестр
Тема 1. Периоды русской литературы ХХ века. Литературные направления. Интерактивные формы обучения: работа в парах (обобщение, систематизация, критический анализ информации) – 1 час.

Тема 2. Куприн А. И. Личность художника как фактор формирования индивидуального метода и стиля. Влияние Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова на творчество А.И. Куприна. Исследование «психологии страстей». Повесть «Молох» (1896) – итог творческих исканий Куприна 1890-х гг. и первое острое социальное выступление писателя. Использование впечатлений от поездки по заводам Донбасса. Трагедия «слабого» героя-правдоискателя. Проблема «естественного человека» («Олеся», 1898). Повесть «Поединок» (1905) – явление психологической прозы. Творчество Куприна 1910-х гг. Психологический максимализм в рассказах «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911). Тема любви в творчестве писателя, ее вариации (ожидание любви, трагический исход и пр.). Интерактивные формы обучения: работа в мини-группах (подготовка сообщения) – 1 часа.

Тема 3. Бунин И. А. Философичность художественного мышления как основа целостности творчества И. А. Бунина. Ранняя поэзия Бунина. Сборники 1891-1901 гг. и их роль в формировании индивидуального поэтического стиля. Творческое осмысление традиций А. Фета, А. К. Толстого. Связь лирики 1910-х гг. с традицией Ф. И. Тютчева. Углубление философичности и проявление ее в поэтической структуре произведений (отдельное–общее, мгновенное–вечное и т.п.). Своеобразие прозы. Основные тематические сферы: 1) «деревня» («мужицкая» тема); 2) аспекты бытия (человек и природа, красота, любовь, конечность жизни и пр.). Размышления о судьбах России, о русском национальном характере («Деревня», 1910). Бунинская концепция любви, ее реализация в рассказах «Грамматика любви» (1915), «Сны Чанга» (1916), «Легкое дыхание» (1916). Особенности поэтики бунинской прозы Интерактивные формы обучения: работа в мини-группах (анализ художественных текстов) – 2 часа.

Тема 4. Максим Горький. Особенности жизненной и творческой судьбы. Идейно-художественные искания М. Горького в

начале 1890-х гг. Романтические и реалистические начала в его творчестве. Утверждение образа сильного человека, активной личности («Макар Чудра», 1892; «Старуха Изергиль», «Челкаш», 1895; и др.). Концепция романтического характера. Жанровое разнообразие произведений Горького-романтика: рассказы, легенды, сказки, поэмы, «песни». М. Горький — драматург. Традиции театра Чехова в горьковской драматургии (отказ от сюжетной интриги, ориентация на «обыкновенность» ситуации и пр.). Пьеса «На дне» (1902). Социальные и философские идеи. Система образов. Социально-психологические типы, их индивидуальное преломление в драме. Идейный конфликт пьесы. Воплощение нравственного императива писателя: «Человека рождает его сопротивление окружающей среде». Роман «Мать» (1906) как проявление политической тенденции в искусстве. Отражение в нем социалистической идеологии. Тема пробуждения сознания у людей из народа. Новые принципы сюжетосложения (идейная заданность сюжета). Роль идеализации в создании характеров. Индивидуальное своеобразие характеров. Функция христианских мотивов в образной системе произведения, в раскрытии образов матери и сына, в показе самопожертвования во имя духовного обновления и спасения человечества. Формы символики в романе. Литературная и просветительская деятельность Максима Горького после октября 1917 года. Интерактивные формы обучения: работа в группах (подготовка сообщений), тестовые задания, учебная дискуссия – 1 часа.

Тема 5. Поэзия конца XIX - начала XX века. Место поэзии в русской культуре XIX века и рубежа XIX и XX веков. Появление новых литературных направлений и течений. Особенности общественной и культурной жизни России на рубеже XIX и XX веков. Интерактивные формы обучения: работа в парах (анализ текстов), подготовка сообщений, тестовые задания – 1 час.

Тема 6. Символизм. Неоднородность символизма. Этапы его развития. Русская «предсимволическая» поэзия (К. Фофанов, К. Случевский). Творчество И. Анненского как явление импрессионистического искусства. Творчество Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта. Утверждение символизма как литературной школы. Создание поэтики, основанной на импрессионистическом восприятии жизни. «Младосимволизм» и творчество А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова и др. Ориентация на философско-религиозные концепции позднего Вл. Соловьева. Полемическое переосмысление символизма как философской концепции, обосновывающей строительство новых форм жизни и культуры. Утверждение цели искусства как «пересоздания» мира на духовной основе. Эстетика и поэтика символизма. Символ – одна из центральных эстетических категорий этого течения. Категория музыки в эстетике символизма. Взгляд на музыку как высшую форму творчества. Новаторство в области поэтического языка: интенсивность метафорического строя, открытия в области поэтической фонетики (мастерство аллитераций, ассонансов) и др. Установление новых отношений между автором и читателем. Обращение к кругу «посвященных». Акмеизм. Акмеизм как поэтическая школа. Организация кружка «Цех поэтов» (1911): Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. Особое отношение акмеизма к мировой культуре как проявлению общечеловеческой памяти. Ориентация на пространственные искусства: архитектуру, пластику, живопись. Увлечение предметностью. Футуризм. Социальные, философские, эстетические корни русского футуризма. Общность принципов русского и европейского футуризма: Маринетти «Манифест о футуризме» (1909); «Пощечина общественному вкусу» (1912), сборник статей А. Крученых «Апокалипсис в русской литературе» (1923). Футуристическая концепция мира и человека: человек — центр Вселенной — ее основная преобразующая сила. Апология технической цивилизации. Идейно-эстетическая неоднородность русского футуристического движения, его внутренняя противоречивость. Кубофутуристы: В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В. Каменский, В. Маяковский; группа «Мезонин поэзии» во главе с В. Шершеневичем (впоследствии зачинателем имажинизма); группа «Центрифуга»: Б. Пастернак, С. Бобров, Н. Асеев; «эгофутуризм» – И. Северянин. Выражение основных положений футуристической программы в творчестве В. Хлебникова.

Гуманистический пафос его поэзии; парадоксальность художественного мышления. Опыты В. Хлебникова в стихосложении. Интерактивные формы обучения: чтение наизусть, выразительное чтение, учебная экскурсия к памятнику О.Э. Мандельштама в сквере ВГЭС, тестовые задания – 1 часа.

Тема 7. Есенин С.А. Крестьянская «линия» в русской поэзии XX века. Основные вехи творческой биографии Есенина. Ориентация первых поэтических опытов на народные мифопоэтические представления (языческие и христианские). Формирование поэтической системы на основе философского постижения мира. Место в ней образов «малой родины». Лирические произведения 1910-1913 гг. («Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье», «Береза», «Осенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима - аукает...», «Звезды», «Темна ноченька, не спится...» и др.). Роль А. Блока, Н. А. Клюева, А. Белого в творческой биографии Есенина. Цикл «Радуница» (1916). Создание обобщенного образа древней Руси. Значение фольклора в формировании индивидуальной поэтической системы С. Есенина. Тема страннической Руси, соседствующая с образом Руси каторжной, по которой «бредут люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива», «Синее небо, цветная дуга»). Реакция поэта на события октября 1917 г. Сочувствие идеям «духовной революции». Место библейских образов и христианских мотивов в творчестве этого периода. Трактат «Ключи Марии» (1919). Есенин и имажинизм. Установка на преобладающее образное начало в творчестве. Лирика Есенина 1920-х гг. Соединение народно-поэтических элементов с поэтикой русского городского и цыганского романса. Крах надежд на осуществление крестьянской утопии (цикл «Сорокоуст», 1920). Осознание неотвратимости конфликта между старой «избяной» Русью и наступающей городской, «железной» цивилизацией. Поэма «Анна Снегина» (1925). Ее роль в творческой биографии поэта. Индивидуальный и социальный пессимизм поэзии Есенине. Трагичность судьбы поэта. Интерактивные формы обучения: чтение наизусть, выразительное чтение, учебная дискуссия, тестовые задания – 1 часа.

Тема 8. Литература 1920-1930-х годов. Пути развития русской литературы после Октября. Богатство и разнообразие художественных поисков в литературе 20-х гг. Литературные группировки и объединения тех лет (Перевал, РАПП, ЛЕФ (РЕФ), Серапионовы братья, группа «ОБЭРИУ» и др.). Идейно-эстетическая борьба. Идеологические «установки» в области искусства и художественной литературы. Ужесточение контроля со стороны ВКП(б) к концу 20-х гг. Объективные трудности интерпретации главных тем времени: революции и гражданской войны. Поиски новых эстетических принципов в изображении этих событий. Поиск «героя времени». Изображение человека в произведениях И. Бабеля, Б. Пильняка, Е. Замятина, А. Фадеева, М. Булгакова, А. Платонова и др. Интерактивные формы обучения: работа в мини-группах (подготовка сообщений, анализ текста), тестовые задания – 2 часа.

Тема 9. Шолохов М.А. «Донские рассказы» (1925) - цикл рассказов о гражданской войне. Роман-эпопея «Тихий Дон» (1928-1940). Широкий исторический охват: первая мировая война, февральский переворот 1917 г., Октябрьская революция, гражданская война. Эпичность и народность романа. Человеческая судьба и история. Социально-классовые контрасты в романе. Оптимизм автора, вера в историческую перспективу. «Поднятая целина» (1932-1959) – роман о коллективизации. Интерактивные формы обучения: учебная дискуссия, комментированное чтение, подготовка сообщений, тестовые задания – 1 часа.

Тема 10. Булгаков М.А. (1891-1940) «Белая гвардия» (1924). Автобиографическая основа романа. Интеллигенция и народ в гражданской войне. Осуждение автором всех форм насилия. Идея сохранения Дома, родного очага как незыблемого фундамента жизни.

«Мастер и Маргарита» (1928-1940). Краткая история создания романа и его место в творческой биографии писателя. Жанровая уникальность «Мастера и Маргариты». Роль сопряжения временных планов в идейном замысле и композиции романа. Характеристика образов и ситуаций в историческом аспекте и в плане вечности. Система образов романа и принципы их взаимодействия. Интерактивные формы обучения: работа в парах (анализ текста), работа в мини-группах (подготовка сообщений), тестовые задания, эссе – 2 часа.

Тема 11. Литература 1940-1990-х гг. Поэзия военных лет. А. Твардовский, К. Симонов, М. Исаковский, О. Берггольц. Поэты фронтового поколения: Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Друнина, М. Дудин, А. Межиров, С. Наровчатов, С. Орлов и др. Твардовский А.Т. (1910-1971). Самобытность творчества Твардовского. Эпос и лирика в его поэтической системе. Поэма «Василий Тёркин» (1941-1945) – популярнейшее произведение о войне. Высокая оценка, данная поэме И.А. Буниным: «редкая книга», «ни единого фальшивого слова». Лирико-публицистическое и сатирическое начала в поэзии Твардовского («За далью даль», 1950-1960; «По праву памяти», 1967-1969; «Тёркин на том свете», 1954-1963). Пребывание Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир» (1950-1954 гг., 1958-1970 гг.). Роль писателя в борьбе за чистоту и честность русской литературы. Заслуги Твардовского перед русской культурой. Интерактивные формы обучения: чтение наизусть, работа в парах (анализ текстов), подготовка сообщений, тестовые задания – 2 часа.

Тема 12. Поэзия «оттепели». Возвращение в литературу незаконно репрессированных поэтов (Н. Заболоцкий, Я. Смеляков, П. Васильев, Б. Чичибабин). Литературная и гражданская реабилитация С. Есенина, М. Цветаевой, О. Мандельштама и др. Появление поколения молодых поэтов (А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Н. Рубцов, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина и др.). Вечера поэзии в Политехническом музее (г. Москва). Интерактивные формы обучения: учебная дискуссия, работа в мини-группах (подготовка сообщений), тестовые задания – 1 час.

Тема 13. Авторская песня. Феномен поэзии бардов. Лирика ролевая и исповедальная. Выражение авторской позиции. Тематическое и жанровое многообразие (А. Галич, Н. Матвеева, Ю. Визбор, А. Городницкий, А. Дольский, С. и Т. Никитины, В. Долина и др.). Высоцкий Владимир Семенович (1938-1980). Своеобразие творческого пути В. Высоцкого как создателя текстов и их исполнителя. Высоцкий-актер и Высоцкий-поэт. Трагизм судьбы и трагедия личности. Романтизм песен о мужественных профессиях. Вечные темы в стихах Высоцкого: любовь и ненависть, правда и ложь, творчество и пошлость, поэт и власть. Многообразие выразительных средств. Богатство интонаций. Интерактивные формы обучения: работа с учебным аудио- и видеоматериалом, учебная дискуссия, работа в мини-группах (подготовка сообщений), тестовые задания – 2 часа.

Тема 14. Литература о Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война - центральная и непреходящая тема советской литературы второй половины XX века. Две основные тенденции изображения минувшей войны, наметившиеся в 1940-е гг.: «ангажированная» правда о войне («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева) и «окопная» проза («В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова; «Народ бессмертен», «За правое дело» В. Гроссмана и др.). Усложнение и углубление военной темы в последующие десятилетия (В. Гроссман «Жизнь и судьба», К. Симонов «Живые и мертвые»). «Лейтенантская проза»: нравственные проблемы поведения человека на войне в рассказах и повестях Э. Казакевича, В. Быкова, В. Богомолова, Б. Васильева, В. Астафьева и др. Летописно-хроникальные исследования, основанные на документальном материале: «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, «Бездна» Л. Гинзбурга, «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели» С. Алексиевич. «Парадоксы фронтовой ностальгии» в произведениях В. Кондратьева, Ю. Бондарева. Интерактивные формы обучения: работа с учебным аудио- и видеоматериалом, учебная дискуссия, работа в мини-группах (подготовка сообщений), тестовые задания – 1 часа.

Тема 15. Проза «Оттепели». «Оттепель» – условное обозначение периода некоторого послабления в культурно-политиче-

ской жизни страны (1953-1964). Роль журналов в этом процессе («Новый мир», «Октябрь»; «Юность» с 1955 г.). Обновление тематики. Возвращение в литературу незаконно репрессированных авторов (В. Шаламов, А. Солженицын, Н. Коржавин, А. Алдан-Семенов, Ю. Домбровский, Л. Бородин, О. Волков, Г. Серебрякова, А. Рыбаков, Н. Эрдман и др.). Разрушение мифа о духовной монолитности, об идеологической и мировоззренческой однородности литературы. Литературная и гражданская реабилитация А. Грина, И. Бунина, И. Бабеля и многих других. Публикация романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (в журнале «Москва», 1966). Появление «лагерной» литературы, в том числе – произведений А. И. Солженицына. Трагическая судьба романов «Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.

Альманахи «Литературная Москва» (1956), «Тартуские страницы» (1961) как факты обновления литературного процесса. Драматургия B. C. Розова. Публикация пьесы «Вечно живые» (1943 – год написания), переработка ее в сценарий «Летят журавли». Пьесы «В поисках радости», «В добрый час». Сотрудничество с новым театром «Современник». Проблемы молодежи, создание нового образа – сомневающегося молодого человека, «нигилиста» нового времени. Интерактивные формы обучения: работа с учебным аудио- и видеоматериалом, учебная дискуссия, работа в мини-группах (подготовка сообщений), тестовые задания – 2 часа.

Тема 16. Деревенская проза. Творчество Шукшина В. М. (1929-1974) Шукшин как писатель, режиссер, киноактер («Живет такой парень» (1964), «Калина красная» (1973), «Печки-лавочки», «Брат мой» и др.). Тематическое новаторство прозы Шукшина. Соседство комических элементов с трагическими в изображении повседневной жизни современной деревни. Нравственные искания героев. Своеобразие «чудаковатых» персонажей. Неравнодушный реализм» Шукшина: «Сельские жители» (1963), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974) и др. Интерактивные формы обучения: работа с учебным аудио- и видеоматериалом, учебная дискуссия, работа в мини-группах (подготовка сообщений), тестовые задания – 1 часа.

Тема 17. Литература конца ХХ века — начала ХХI. Основные направления развития. Токарева В.С. (род. 1937) Жанровое разнообразие творчества Токаревой: рассказы, романы, киносценарии. Подчеркнутая повседневность, будничность изображаемой жизни. Исследование взаимоотношения мужчины и женщины, детей и родителей («Ехал Грека», «Неромантичный человек», «День без вранья», «Шла собака по роялю», «Звезда в тумане» и др.). Преобладающие эмоции: разочарование, тоска. Роль иронического начала. Толстая Т.Н. (род. 1951) Интерес к обыденной человеческой жизни, ее сложностям и «теневым» сторонам (Сб. рассказов «На золотом крыльце сидели» (1987)). Стремление к демифологизации реальности через изображение «ненормальных», странных и нелепых героев (в основном детей и стариков). Интеллектуализм и искусственность стиля. Петрушевская Л.С. (род. 1938) Первые публикации в ленинградских журналах. Пьесы Петрушевской на московских сценах 80-х гг. («Любовь», 1974, «Чинзано», 1988). Основная тема – женская судьба. «Негативный» фон повседневной жизни. Литература русского зарубежья. Литературная эмиграция первой волны. Причины «исхода» из страны русской культуры и литературы. Три волны эмиграции: первая – 1920-е гг., вторая – 1940-е гг., третья волна – 1970-е гг. Стремление сохранить ценности и традиции русской культуры. Периодические издания русской эмиграции, журнал «Грани», газета «Русская мысль» и др. Персоналии: А. Аверченко, Г. Адамович, М. Алданов, Дон Аминадо, Л. Андреев, К. Бальмонт, Н. Берберова, Д. Бурлюк, Г. Газданов, 3. Гиппиус, Г. Гребенщиков, Р. Гуль, Б. Зайцев, Г. Иванов, Вяч. Иванов, А. Куприн, Д. Мережковский, В. Набоков, И. Одоевцева, М. Осоргин, И. Северянин, Н. Тэффи, В. Ходасевич. Интерактивные формы обучения: работа с учебным аудио- и видеоматериалом, учебная дискуссия, работа в мини-группах (подготовка сообщений), тестовые задания – 2 часа.

Всего: 34 часа, из них занятий в интерактивной форме 24 часа (70%).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал