Рабочая программа выполняет две основные функции



Скачать 155.35 Kb.
Дата02.05.2016
Размер155.35 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы В.В. Пасечника «Биология 5 – 11 классы» для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева., что соответствует учебному плану и образовательной программе гимназии.



Общая характеристика программы.
Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии восновой школе.

Рабочая программа выполняет две основные функции:



  1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

  2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели и задачи:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;


* овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

* воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

* использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


* овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

* находить и анализировать информацию о живых объектах;

*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Описание места предмета в учебном плане.

Программа В.В. Пасечника для 10 класса предусматривает изучение общей биологии в количестве двух часов в неделю (68 часов в год). В федеральном базисном учебном плане сокращено количество часов до 1 часа в неделю в классах, где биология изучается на базовом уровне. Поэтому, опираясь на программу и федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии было составлено тематическое планирование, для 10 класса (базовый уровень), рассчитанное на 34 часа (1 час в неделю), и для 11 класса (базовый уровень), рассчитанное на 34 часа (1 час в неделю).




Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 10 -11 класов.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен



знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;



уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематическое план.

10 класс.




Тема.

Авторская программа кол-во часов

Рабочая программа кол – во часов

Рабочая программа

лабораторные и практические



Рабочая программа контрольные работы

1.

Введение

4

4

-

1

2.

Основы цитологии

15

16

2

3

3.

Размножение и индивидуальное развитие организма

4

6

-

1

4.

Основы генетики

6

8

2

-

5.

Генетика человека

2

-

-

-




Итого

35 часов (3 резерв)

34

4

4

Учебно-тематическое план.

11 класс.



Тема.

Авторская программа

кол-во часов



Рабочая программа кол – во часов

Рабочая программа,

лабораторные и практические



Рабочая программа

контрольные работы



1.

Основы учения об эволюции

10

14

2

1

2.

Основы селекции и биотехнологии

3

5

-

1


3.

Антропогенез

3

5

-

1


4.

Основы экологии

9

7

-

-

5.

Эволюция биосферы. Человек

7

2


-

-




Итого

35часов (3ч резерв)

34

2

2

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс


РАЗДЕЛ 1

Введение (4 часа)

Биология как наука.Краткая история развития биологии.Объект изучения биологии - живая природа.Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи.Биологические системы. Методы познания живой природы.
Демонстрация: Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», « Биологические системы», « Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
РАЗДЕЛ 2

Основы цитологии (16 часов)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук.Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Реализация наследственной информации в клетке

ДНК - носитель наследственной информации.

Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Вирусы. Особенности строения и размножения.Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Организм - единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.



Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

  • Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

РАЗДЕЛ 3


Размножение и индивидуальное развитие организма (6 часов)

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

РАЗДЕЛ 4


Основы генетики (8 часов)

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностяхнаследственности и изменчивости. Г. Мендель основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека.

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки» , «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание» , «Перекрест хромосом» , «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», « Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».


  • Лабораторные и практические работы: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

11 класс

РАЗДЕЛ 1


Основы учения об эволюции (14 часов)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причинывымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

РАЗДЕЛ 2


Основы селекции и биотехнологии (5 часа)

Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

Современное состояние перспективы биотехнологии.

РАЗДЕЛ 3


Антропогенез(5 часа)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция - структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».


  • Лабораторные и практические работы:

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
РАЗДЕЛ 4

Основы эволюции (7 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

РАЗДЕЛ 5

Эволюция биосферы. Человек (2 часа)

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы расзвития жизни на Земле. Эволюция биосферы.



Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрация:Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме », «Экосистема», «Агроэкосистема », «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы », «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «3аповедники и заказники России».

  • Лабораторные и практические работы:

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Экскурсия Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Учебно — методическое и материально — техническое обеспечение.

  1. Основная и дополнительная литература

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10 – 11. – М., Дрофа, 2010

  • Программы для общеобразовательных школьных учреждений к комплексу учебников под руководством В.В.Пасечника. Биология 5 – 11 классы/сост.Пальдяева Г.М. – М.: Дрофа, 2010.

  1. Электронные учебные пособия.

  • Биология. Интерактивное приложение к урокам в 5 – 11 классах (компакт-диск). – изд-во «Учитель», 2011

  • Экология. 10 – 11 классы/ под ред. А.К.Ахлебнина, В.И.Сивоглазова. 1С: Школа. – М.: Дрофа, 2004;

  1. Проектор, ноутбук, видеомагнитофон и телевизор


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал